Научная статья на тему 'Особенности личности в условиях вынужденного переселения'

Особенности личности в условиях вынужденного переселения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
758
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ТЕРПЕЛИВОСТЬ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / PERSONAL MATURITY / VITAL ORIENTATIONS / LOCUS OF CONTROL / PATIENCE / FORCED EMIGRANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова Н. Д., Терещенко Н. Г.

В статье рассматривается проблема развития личности в особых, изменяющихся условиях на примере людей зрелого возраста, оказавшихся в ситуации вынужденного переселения. Показана роль самой личности мигранта, значимость тех психологических качеств и особенностей, которые позволяют преодолеть травмирующие ситуации, сохранить целостность личности, избежать психических расстройств. Освещаются результаты выполненных эмпирических исследований таких комплексных психологических феноменов, как смысложизненные ориентации, локус контроля и терпеливость вынужденных переселенцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personality in the conditions of forced migration

The article deals with the problem of personality development under specific, changing conditions at the example of people of mature age, who found themselves in the situations of forced migration. The role of emigrant's personality, the significance of its psychological qualities and features, which allow overcoming traumatizing situations, to reserve person's integrity, to avoid mental disorders are shown. The results of fulfilled, empiric investigations of such complex phenomena as meaningful, vital orientation, locus of control and patience of forced emigrants are highlighted.

Текст научной работы на тему «Особенности личности в условиях вынужденного переселения»

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Н.Д. Султанова, Н.Г. Терещенко

В статье рассматривается проблема развития личности в особых, изменяющихся условиях на примере людей зрелого возраста, оказавшихся в ситуации вынужденного переселения. Показана роль самой личности мигранта, значимость тех психологических качеств и особенностей, которые позволяют преодолеть травмирующие ситуации, сохранить целостность личности, избежать психических расстройств. Освещаются результаты выполненных эмпирических исследований таких комплексных психологических феноменов, как смысложизненные ориентации, локус контроля и терпеливость вынужденных переселенцев.

Ключевые понятия: личностная зрелость, смысложизненные ориентации, локус контроля, терпеливость, вынужденные переселенцы.

Среди последствий изменений общественно-политического строя, социально-экономических преобразований, произошедших в стране с начала 1990-х гг. и приведших к распаду СССР, выделяются процессы вынужденной миграции и появления в России новой социально незащищенной категории людей - беженцев и вынужденных переселенцев, покинувших родину в результате этнических, религиозных и военных конфликтов.

Массовый характер вынужденной миграции, наблюдаемый в постсоветском пространстве, ставит перед общественностью и социальными науками новую научную и практическую проблему. В этой связи изучение психологических проблем вынужденных переселенцев в новых условиях, процесса и механизмов адаптации и аккультурации, психологических последствий депривации и изоляции, особенностей личностного развития и детерминант саморазвития являются в настоящее время актуальными вопросами, имеющими высокое теоретическое и практическое значение.

Анализ состояния проблемы показывает, что, несмотря на наличие достаточно объемного научно-теоретического и эмпирического материала по проблемам развития личности, имеется недостаточно работ, направленных на изучение психологии человека, который «оказывается в рамках совершенно другой культуры, другого образа жизни» (А.Г. Асмолов), исследования посвящены, в основном, изучению личности в стабильных, неизменных условиях жизни [1-5]. В теоретическом аспекте разработка указанного вопроса способствует решению актуальных для современной психологии проблем развития

личности в особых, изменяющихся условиях, а также проблем развития личности в целом. В практическом и прикладном аспектах полученные результаты могут быть использованы в просветительской, диагностической, реабилитационной и развивающей работе.

В спектре проблем важное место принадлежит вопросу о роли самой личности мигранта, о значимости тех психологических качеств и особенностей, которые позволяют преодолеть травмирующие ситуации, сохранить целостность личности, избежать психических расстройств. На рассмотрение некоторых аспектов указанного вопроса и направлена настоящая статья, которая освещает результаты выполненных эмпирических исследований таких комплексных психологических феноменов, как смысложизненные ориентации, локус контроля и терпеливость вынужденных переселенцев, что и явилось предметом и целью изучения.

Актуальную исследовательскую задачу, частично решаемую в рамках данной работы, представляет изучение влияния жизненных критических ситуаций на развитие личностной зрелости.

Зрелость как возрастная стадия считается центральной на всем жизненном пути человека. Это самый продуктивный, социально активный период жизнедеятельности, для которого характерно усиление социального развития личности. В свою очередь от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности зависит ее развитие. Жизненный путь, образ жизни человека уникален и наполнен разного рода событиями (таковыми для вынужденного переселенца являются изменения в среде, повлекшие

изменения в самой личности). Учитывая многочисленные внутренние и внешние влияния, в психологии личность стала рассматриваться двояко: как объект и субъект жизни. Являясь объектом, личность подвергается воздействию условий разного рода, «находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов». Но при этом она не просто существует в некой ситуации, а интерпретирует события и складывающиеся обстоятельства своей жизни. Это определяет ее отношение к ним, их значение в ее жизни. Таким образом, обладая качеством субъекта жизни, личность оценивает, интерпретирует, организует, структурирует и регулирует ее ход.

Важной характеристикой является личностная зрелость. Зрелая личность, по определению Г. Олпорта, — это личность, активно владеющая своим окружением, обладающая устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способная правильно воспринимать мир и себя. Среди характеристик зрелой личности обычно называют: активность и ответственность за события своей жизни, потребность в заботе о других людях и толерантное отношение к ним, устойчивость и широту жизненных ценностей, рефлексию себя и окружающего мира. Личностная зрелость представляет собой сложноорганизованное комплексное психологическое явление, поэтому оценить происходящие изменения возможно при рассмотрении изменений отдельных входящих в ее структуру компонентов.

Мерой личностной зрелости выступает степень развитости ее смысловой регуляции. Смысл определяется всем жизненным опытом субъекта и является основой способа его существования. Ценностно-смысловые характеристики занимают центральное место в структуре личности и реализуют базовую структурообразующую функцию по отношению к остальным, входящим в эту структуру компонентам, а также обеспечивают ориентиры личностного выбора [5]. В целях, убеждениях, интересах и других проявлениях личности обнаруживаются смысложизненные ориентации.

Личностной характеристикой, коррелирующей с выбором (принятием жизненных решений, в определении жизненных стратегий), является ответственность. По опреде-

лению Д.А. Леонтьева, ответственность «является разновидностью регуляции, которая присуща всему живому, однако ответственность зрелой личности - это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами» [3]. Ответственность соотносят с локусом контроля личности - обобщенной психологической характеристикой, оказывающей регулирующее воздействие на способы разрешения ситуаций. В соответствии с концепцией локуса контроля любой человек занимает определенной место на континууме интернальность-экстернальность. Те, кто принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, обладают интерналь-ным (внутренним) контролем. Людям, которые склонны приписывать ответственность за события внешним факторам (другим людям, случаю, чрезвычайным ситуациям), свойственен экстернальный (внешний) локус контроля. Известна положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни, а также изменчивость локуса контроля [3].

В развитии ответственности выделяют два взаимосвязанных уровня. Первый и наиболее ранний — это ответственность как исполнительность, которая означает, что у человека вполне развита ответственность за выполнение своих обязанностей, взятых на себя самостоятельно или указанных извне. Второй - как стремление взять решение сложной задачи на себя. Центральная тенденция эволюции ответственности проявляется в возникновении дополнительного внутреннего механизма контроля, а личность в своем развитии проделывает путь от исполнителя к активному субъекту [6].

Важнейшей составляющей личностной зрелости является терпеливость. В структуре данного феномена выделяют сенсуальную и диспозиционную виды терпеливости. Сенсуальная терпеливость связана с устойчивостью организма человека к воздействию природной среды, проявляется в ослаблении реагирования на неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Диспозиционная обеспечивает терпеливость личности при социальных взаимодействиях, в ее основе лежит принципиально иной механизм, включающий установки личности, систему ее отношений к

действительности - другим людям, их поведению, к себе, к жизни вообще; именно данный тип терпеливости представляет интерес для нашего исследования.

Целью эмпирического исследования явилось сравнительное изучение уровня развития некоторых характеристик структуры личностной зрелости вынужденных переселенцев и внутренних сельско-городских мигрантов, а именно: смысложизненные ориентации, локус контроля и терпеливость.

Объектом рассмотрения в нашем исследовании выступили люди зрелого возраста, оказавшиеся в ситуации вынужденного переселения. Этому способствовал ряд причин. Во-первых, это самая многочисленная возрастная категория иммигрантов (в 1990-е гг. вынужденные переселенцы в возрасте 21-55 лет составляли до 60 % от числа всех мигрантов). Во-вторых, неизученность вопроса формирования личностных качеств людей зрелого возраста, оказавшихся в силу обстоятельств в новых социальных условиях жизни, ставит задачу изучить особенности их развития. В-третьих, любая модель психического развития не может претендовать на полноту без отражения существенных аспектов влияний и учета изменений в социальной, культурной и других средах, повлекших за собой изменения в личностном плане. В-четвертых, зрелость увеличивает долю самостоятельности и ответственности в принятии жизненных решений. Это та категория людей, которые на данном жизненном этапе ответственны не только за себя, но и за своих детей и родителей, поэтому от них зависит процесс полноценной жизни их близких в новых условиях. Люди зрелого возраста в наибольшей степени включены в активный процесс социализации и обеспечивают полноценное развитие подрастающего поколения и здоровье пожилых, прибывших на новое место жительства. И еще одно важное обстоятельство - это следствие разногласий и неопределенности, а часто и противоречивости имеющихся результатов, обусловленных методологическими трудностями изучения лиц зрелого возраста, находящихся на разных этапах жизненного пути в ситуации миграции.

Выборку исследования составили мигранты, приехавшие в Татарстан из республик бывшего СССР с явно выраженной нестабильной социально-политической и соци-

ально-экономической ситуацией - Средней Азии и Казахстана. Иммигранты из этих регионов представляют в республике Татарстан наибольший процент (из Средней Азии -34,2 %, из Казахстана - 48 %, из Армении, Грузии и др. - до 2,6 %). Относительно этих регионов можно отметить сходство культурных, климато-географических условий. Возрастная структура представлена тремя категориями: группой активного трудоспособного возраста от 30 до 50 лет, которая составила основной объем выборки: вынужденными переселенцами первого периода зрелости от 20 до 30 лет - 25 %, а также людьми предпенсионного возраста (50-60 лет) - 20 %. Образовательный уровень выборки равномерно представлен высшим, незаконченным высшим и средним образованием. Национальный состав следующий: 77% - татары, 14 % - русские, 9 % - узбеки, киргизы, башкиры и др. В выборке преобладают лица, имеющие семью (84,4 %), остальную часть составляют одинокие (несемейные, разведенные, вдовствующие). Контрольную выборку составили представители внутренней сельско-городской миграции из Татарстана -62 % и других городов России 38 %. Обе группы схожи в отношении полового, возрастного, национального состава, уровня образования, семейного положения.

Методологическую основу исследования составили современные подходы, представленные и развиваемые в трудах А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, И.А. Васильева, Ф.Е. Василюка,

В.К. Вилюнаса, Б.Ф. Зейгарник, Д.А. Леонтьева, A.A. Реана. Это процессуалъно-динами-ческий подход к организации изучения личности, сложившийся в 70-80-е гг. дополнительно к структурно-статическому. Изначально он ориентирован на рассмотрение динамики развития личности. В связи с динамикой объективных условий жизнедеятельности дополнительно изучаются особенности ее структуры. Направление исследования смысловой сферы личности опиралось на концепцию личностного смысла А.Н. Леонтьева, согласно которой личность предстает как особая регуляторная система, обеспечивающая подчинение жизнедеятельности субъекта устойчивой иерархизированной структуре его отношений с миром в противовес внешним стимулам и сиюминутным импульсам.

Методами сбора данных выступили разработанные нами свободное интервью и анкета, а также хорошо зарекомендовавшие себя в исследованиях личности: тест смысложизненных ориентаций, опросник уровня субъективного контроля, методика самооценки терпеливости.

Жизненные ситуации изучаемой нами группы людей характеризуются как критические, эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую преодоления. Общей особенностью жизненных критических ситуаций является необходимость их конструктивного решения. Такие ситуации могут оказать или позитивное, или негативное влияние, привести к деформациям и разрушениям личности. Так, успешное преодоление может выступить фактором повышения удовлетворенности жизнью, стать источником личностного роста и развития личностной зрелости, являющейся центральным механизмом акмепрограммы человека.

В выполненном нами эмпирическом исследовании установлены достоверные различия в уровне локуса контроля между сравниваемыми выборками вынужденных переселенцев и внутренних сельско-городских мигрантов. Вынужденные переселенцы имеют более высокие средние значения по шкалам общей интернальности, интернальности в области семейных отношений и интернальности в области неудач, в отношении других шкал различия не наблюдаются.

Ответственность, являясь важным условием адаптации, развивается под влиянием критических жизненных ситуаций, к которым относится ситуация вынужденной миграции. Но происходящие в личности изменения характеризуются неравномерностью, центральный доминирующий характер в общей структуре первоначально приобретает ответственность за близких людей.

Негативным, тревожным симптомом является повышение интернальности в области неудач. В этих условиях высока вероятность возникновения ощущения собственной «никчемности», которое в дальнейшем может привести к формированию установок на неудачи в делах и поступках. Результаты беседы демонстрируют следующий перечень характеристик, которые высказали вынуж-

денные переселенцы относительно себя: «беззащитный», «невезучий», «неудачник», «ненужный», «бесправный». Невзгоды, лишения, ставшие причиной вынужденной смены места жительства, сам факт «отрыва корней» сказываются на формировании специфического опыта мигрантов, который будет сопровождать его на протяжении всей жизни. Поэтому важно выявить такого рода тенденцию и снизить ее влияние.

В ситуации вынужденного переселения прежняя структура регуляции поведения претерпевает изменения. Человек на всех этапах переезда (принятия решения о переезде, во время переезда, этапе адаптации в новой среде) должен сознательно управлять своей активностью. Кардинальное изменение жизни, широкий спектр событий подводят к необходимости отвечать за себя и близких людей, с которыми был осуществлен переезд. Сложные обстоятельства жизни, опасность и тревога усиливают механизм самоуправления, внутренний механизм контроля. Ситуация вынужденной миграции, требующая мобилизации всех ресурсов переселенца, в наибольшей степени способствует формированию ответственности, которая является показателем перехода от внешней детерминации жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации в новом жизненном пространстве.

Вынужденные переселенцы демонстрируют низкие показатели по ряду шкал теста смысложизненных ориентаций: «цели жизни», «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность», «локус контроля -Я», «локус контроля - жизнь». Такие показатели свидетельствуют об отсутствии целей на будущее, о неудовлетворенности жизнью, о неверии в свои силы, возможности.

Полученные результаты говорят о необходимости психологической работы с данным контингентом, направленной на активацию внутренних ресурсов, способствующих обретению вынужденными переселенцами жизненного смысла. Ситуация смены места жительства создает некое силовое поле, которое определяет новую линию развития смысловой сферы, наполняя жизнь новым смысловым содержанием. Переезд во многих случаях, как свидетельствуют факты биографий выдающихся людей — вынужденных мигрантов (Аристотель, А. Гельвеций, Г. Ген-

дель, К. Левин, О. Винчестер, А.М. Бутлеров,

Н.И. Вавилов и др.), обогащает личность, укрепляет ее, создает базу для нового способа самореализации. Личность человека представляет устойчивую систему многообразных системноорганизованных свойств. Со сменой места жительства в личностной структуре происходят изменения, но эти нарушения не приводят к уничтожению цельности развитой структуры. Утрата устойчивого жизненного пространства только в крайнем варианте приводит к потере значимого для личности поля жизнедеятельности и может вызвать антиакмеалогические, лично-стно деструктивные последствия на уровне жизни. На начальном этапе жизненные планы у мигрантов «приземляются», а цели сводятся к удовлетворению сиюминутных, витальных, узколичных потребностей (из беседы с ВП: «получить бы надежду на приобретение жилья», «прокормить бы детей», «купить теплую одежду» и т. п.); отсутствуют профессиональные, карьерные планы. Правильно организованная деятельность, личностная активность способствуют реализации внутреннего потенциала, определяют зрелое деятельностно-продуктивное, социально-активное отношение к жизни и к себе. Психологическим условием и механизмом в этом случае выступает ответственность.

Вынужденные переселенцы демонстрируют более высокий уровень терпеливости по сравнению с сельско-городскими мигрантами. Так, наблюдается следующее распределение по уровням терпеливости в экспериментальной группе: 14 % испытуемых имеют низкий уровень терпеливости, 39 % — средний и 47 % - высокий. В контрольной выборке 38 % имеют низкие показатели терпеливости, 40 % — средние и 22 % — высокие. Результаты беседы показывают проявления терпимости в сферах быта и взаимоотношений. Выявлены половые различия: женщин с высокими показателями терпеливости в группе вынужденных переселенцев больше (59 %), чем мужчин (41 %). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о

том, что в условиях вынужденной миграции наблюдается тенденция к усилению терпеливости, что является необходимым для обеспечения адаптации вынужденных переселенцев к новым условиям жизни.

Проведенный анализ позволил выявить и охарактеризовать компоненты личностной зрелости, являющиеся теми психологическими качествами, которые содействуют преодолению травмирующих жизненных ситуаций, сохранению целостности личности и ее дальнейшему развитию.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы обще психологического анализа. М., 2002.

2. Асмолов А.Г., Братус Б.С, Зейгарник Б.Ф., Петровский ВА., Субботский Е.В., ХарашА. У., Цветкова Л. С. Некоторые перспективные исследования смысловых образований личности // Психология личности: сб. ст. М., 2001.

С. 93-102.

3. Леонтьев ДА. Очерк психологии личности. М., 1997.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983.

5. Непомнящая Н.И., Каневская М.Е. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Психология личности: сб. ст. М., 2001. С. 103-111.

6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы челове-кознания. М.; Воронеж, 1996.

Поступила в редакцию 16.05.2008 г.

Sultanova N.D., Tereschenko N.G. Features of personality in the conditions of forced migration. The article deals with the problem of personality development under specific, changing conditions at the example of people of mature age, who found themselves in the situations of forced migration. The role of emigrant’s personality, the significance of its psychological qualities and features, which allow overcoming traumatizing situations, to reserve person’s integrity, to avoid mental disorders are shown. The results of fulfilled, empiric investigations of such complex phenomena as meaningful, vital orientation, locus of control and patience of forced emigrants are highlighted.

Key words: personal maturity, vital orientations, locus of control, patience, forced emigrants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.