Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
410
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ СФЕРЫ / САМООЦЕНКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Пожарская Оксана Игоревна

Целью статьи является представление исследования особенностей личности с разным уровнем самоэффективности в период средней взрослости. Авторы анализируют подходы к пониманию самоэффективности в отечественной и зарубежной психологии. Самоэффективность рассматривается как убежденность и уверенность личности в разных сферах самореализации. Представлены показатели самоэффективности личности взрослого. Проанализированы факторы формирования и развития различных аспектов самоэффективности. В статье представлены результаты эмпирического исследования центральных личностных сфер в зависимости от уровня самоэффективности личности. В исследовании приняли участие 60 женщин среднего возраста 30-45 лет. Средний возраст респондентов составил 38,1 года. Использовался интегральный показатель самоэффективности для межличностной и профессиональной сфер. Изучались показатели самооценки, ценностных ориентаций, мотивации достижения успеха и страха неудачи, профиля саморегуляции, психологического благополучия женщин. Показатели развития центральных личностных сфер соотносились уровнями самоэффективности. Результаты пилотажного эмпирического исследования показали значимые связи уровней самоэффективности с показателями центральных личностных сфер взрослых женщин. По итогам констатирующего эксперимента дана качественная характеристика уровней самоэффективности женщин на основе показателей развития центральных личностных сфер. Полученные закономерности позволяют построить эффективные программы повышения самоэффективности личности взрослого. Программа оптимизации самоэффективности личности женщины в период средней взрослости должна учитывать принципы недирективного стиля консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TRAITS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-EFFICACY DURING MIDDLE ADULTHOOD

The purpose of the article is to present a study of personality traits with different levels of self-efficacy during middle adulthood. The authors analyze approaches to understanding self-efficacy in domestic and foreign psychology. Self-efficacy is considered as the conviction and confidence of a person in various spheres of self-realization. The indicators of self-efficacy of the adult personality are presented. The factors of formation and development of various aspects of self-efficacy are analyzed. The article presents the results of an empirical study of the central personal spheres depending on the level of self-efficacy of the individual. The study involved 60 middle-aged women aged 30-45 years. The average age of the respondents was 38.1 years. An integral indicator of self-efficacy was used in both interpersonal and professional spheres. The indicators of self-esteem, value orientations, motivation for success and fear of failure, self-regulation profile, psychological well-being of women were studied. Further, the indicators of the development of the central personal spheres were correlated with three levels of self-efficacy. The results of the pilot empirical study showed significant links between the levels of self-efficacy and the indicators of the central personal spheres of adult women. According to the results of the ascertaining experiment, a qualitative characteristic of the levels of self-efficacy of women is given on the basis of indicators of the development of central personal spheres. The obtained patterns allow us to build effective programs to increase the self-efficacy of an adult's personality. The program for optimizing the self-efficacy of a woman's personality during middle adulthood should take into account the principles of a non-directive style of counseling.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»

3. Гадельшина, Т.Г. Кинотерапия как средство развития ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников / Т.Г. Гадельшина, И.В. Селезнева // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 11 (164).

- С. 104-109

4. Грязнова, Е.В. О соотношении понятий «ценности», «духовные ценности» и «культурные ценности» / Е.В. Грязнова, С.В. Афанасьев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №5 (39).

- С. 38-44

5. Кучеренко, С.В. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов: типология личности / С.В. Кучеренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 331-335

6. Нугаева, О.Г., Криводонова, Ю.Е. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / О.Г. Нугаева, Ю.Е. Криводонова // Специальное образование. - 2012. - № 2 (26). - С. 120-128.

7. Почтарева, Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития / Е.Ю. .Почтарева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - № 4 (32). - С. 563-575

8. Скрипкарь, М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: автореферат дис...канд. социол. наук: 22.00.08 / Скрипкарь Мария Викторовна. - Чита. - 2015. - 24 с.

Психология

УДК 159.923.

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск), Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань); магистрант Пожарская Оксана Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ

ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация. Целью статьи является представление исследования особенностей личности с разным уровнем самоэффективности в период средней взрослости. Авторы анализируют подходы к пониманию самоэффективности в отечественной и зарубежной психологии. Самоэффективность рассматривается как убежденность и уверенность личности в разных сферах самореализации. Представлены показатели самоэффективности личности взрослого. Проанализированы факторы формирования и развития различных аспектов самоэффективности. В статье представлены результаты эмпирического исследования центральных личностных сфер в зависимости от уровня самоэффективности личности. В исследовании приняли участие 60 женщин среднего возраста 30-45 лет. Средний возраст респондентов составил 38,1 года. Использовался интегральный показатель самоэффективности для межличностной и профессиональной сфер. Изучались показатели самооценки, ценностных ориентаций, мотивации достижения успеха и страха неудачи, профиля саморегуляции, психологического благополучия женщин. Показатели развития центральных личностных сфер соотносились уровнями самоэффективности. Результаты пилотажного эмпирического исследования показали значимые связи уровней самоэффективности с показателями центральных личностных сфер взрослых женщин. По итогам констатирующего эксперимента дана качественная характеристика уровней самоэффективности женщин на основе показателей развития центральных личностных сфер. Полученные закономерности позволяют построить эффективные программы повышения самоэффективности личности взрослого. Программа оптимизации самоэффективности личности женщины в период средней взрослости должна учитывать принципы недирективного стиля консультирования.

Ключевые слова: взрослость, самоэффективность, центральные личностные сферы, самооценка, ценностные ориентации, саморегуляция.

Annotation. The purpose of the article is to present a study of personality traits with different levels of self-efficacy during middle adulthood. The authors analyze approaches to understanding self-efficacy in domestic and foreign psychology. Self-efficacy is considered as the conviction and confidence of a person in various spheres of self-realization. The indicators of self-efficacy of the adult personality are presented. The factors of formation and development of various aspects of self-efficacy are analyzed. The article presents the results of an empirical study of the central personal spheres depending on the level of self-efficacy of the individual. The study involved 60 middle-aged women aged 30-45 years. The average age of the respondents was 38.1 years. An integral indicator of self-efficacy was used in both interpersonal and professional spheres. The indicators of self-esteem, value orientations, motivation for success and fear of failure, self-regulation profile, psychological well-being of women were studied. Further, the indicators of the development of the central personal spheres were correlated with three levels of self-efficacy. The results of the pilot empirical study showed significant links between the levels of self-efficacy and the indicators of the central personal spheres of adult women. According to the results of the ascertaining experiment, a qualitative characteristic of the levels of self-efficacy of women is given on the basis of indicators of the development of central personal spheres. The obtained patterns allow us to build effective programs to increase the self-efficacy of an adult's personality. The program for optimizing the self-efficacy of a woman's personality during middle adulthood should take into account the principles of a non-directive style of counseling.

Key words: adulthood, self-efficacy, central personal spheres, self-assessment, value orientations, self-regulation.

Введение. Проблема самоэффективности личности в период средней взрослости является актуальной проблемой психологии. Современные напряженные условия жизнедеятельности, социальной жизни, профессиональной деятельности взрослого человека требуют поиска средств повышения эффективности личности. Разработка психологических программ развития самоэффективности личности взрослого на основе ресурсов центральных личностных сфер - актуальная и недостаточно исследованная проблема психологической науки и практики. Изучение особенностей самоэффективности личности взрослого в зависимости от уровня развития центральных личностных сфер позволит строить эффективные программы ее оптимизации.

Проблема самоэффективности начала активно разрабатываться в зарубежной психологии. Понятие самоэффективности было введено в рамках когнитивно-поведенческой концепции А.Бандуры, где она рассматривалось как показатель и предиктор эффективности поведения и научения человека [5]. Самоэффективность проявляется, как правило, в сложных, стрессогенных, неоднозначных жизненных ситуациях, как убежденность личности в способности справляться с ними [5].

Самоэффективность - это система убеждений личности относительно своей эффективности как способности действовать в разнообразных жизненных ситуациях, достигать определенных целей, повышать собственную производительность и результативность; оценка личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждения о действиях, которые он может совершить, осознание факторов влияния на выбор стратегии действий и определение целей личности [5].

Социальная самоэффективность определялась и рассматривалась также как уверенность личности в эффективности решения межличностных задач, построения близких межличностных отношений [12]; как доверие себе и уверенность в способности справляться со сложными социальными ситуациями [9]. Было изучено стимулирующее влияние общественного мнения и социальных ожиданий влияют на самоэффективность личности [6].

Самоэффективность является точным показателем приобретения навыков, расхода энергии, настойчивости, постановки целей и самоконтроля у студентов [8]; самоэффективность обратно пропорционально взаимосвязана с тревожностью, привязанностью и прокрастинацией [10] и прямо пропорционально с саморегуляцией [7] и самоконтролем [11].

Исследованию факторов формирования и развития различных аспектов самоэффективности посвящены работы отечественных авторов: в аспектах психологического благополучия [2]; продуктивного развития [3], важного психологического ресурса успешности в учебной [4] и профессиональной сферах [1].

Проблема самоэффективности взрослых женщин недостаточно представлена в литературе, тем не менее, в психологической практике этот возраст рассматривается как критический и неравновесный, а, значит, имеющий потенциал развития. Поиск способов оптимизации самоэффективности взрослых женщин заставил нас обратиться к ресурсу развития центральных личностных сфер как предикторам самоэффективности.

Целью данной статьи является представление эмпирического исследования центральных личностных сфер взрослых женщин в зависимости от уровня самоэффективности в межличностной и профессиональной сферах.

Изложение основного материала статьи. Целью представляемого эмпирического исследования явилось проведение сравнительного анализа развития центральных личностных сфер: самосознания (самооценка), эмоционально-волевой (психологическое благополучие и саморегуляция), ценностно-мотивационной сферы (мотивация достижения и ценности) в зависимости от уровня самоэффективности женщины в период средней взрослости.

Целью констатирующего эксперимента явилось определение косвенной связи уровней самоэффективности, с одной стороны, и характеристик личности (самооценка, мотивация успеха и избегание неудачи, саморегуляция, ценностные ориентации, психологическое благополучие), с другой. Поясним, что самоэффективность - это оценивание человеком своих возможностей в разных сферах. Самоэффективность женщин мы определяли как баланс эффективности в двух сферах: сфере межличностного общения и сфере профессиональной деятельности.

Была выдвинута гипотеза: уровень самоэффективности личности в период средней взрослости взаимосвязан с особенностями развития параметров центральных личностных сфер, мотивацией, саморегуляцией, самооценкой, психологическим благополучием личности и ценностями личности. Уровень самоэффективности тем выше, чем более он взаимосвязан с внутренней системой ценностей и высокой мотивацией на успех, гибкостью саморегуляции. Высоко самоэффективная личность в период средней взрослости будет более ориентирована на достижение цели, на успешность, на самоценность, ее психологическое благополучие будет наиболее высоким.

Для достижения цели и проверки гипотезы нами использовались следующие методики: методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой; «Методика определения самооценки» Дембо-Рубинштейн; опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой; опросник «Психологическое благополучие» К. Рифф.

В нём приняли участие 60 женщин среднего возраста 30-45 лет. 63% из общего числа женщин имеют семейное положение - замужем, 25% - в разводе и 11% - в браке не состоят. Так же 86% из общего числа женщин профессиональны заняты, 14% - безработные. 58% женщин имеют высшее образование, 30% - средне-специальное, 10% - полное среднее и 6% - имеют учёную степень.

В констатирующем эксперименте были получены результаты изучения центральных личностных сфер взрослых женщин с разным уровнем самоэффективности. Для выявления достоверности полученных различий в показателях был использован критерий Краскела-Уоллеса (таблица 1).

Таблица 1

Показатели центральных личностных сфер в зависимости от уровня самоэффективности личности взрослого

Уровни самоэффективности Высокий Средний Низкий p

Самооценка и притязания

Самооценка 65,3 55,3 72,3 0,115

Уровень притязаний 72,8 66,5 77,5 0,102

Дифференциация самооценки и притязаний 7,4 9,3 15,6 0,001

Психологическое благополучие

Положительные отношения 11,4 9,5 7,3 0,004

Автономия 10,4 9,7 6,9 0,005

Управление средой 8,6 8,1 6,3 0,003

Личностный рост 8,8 7,3 6,1 0,002

Цель в жизни 9,1 8,2 6,9 0,004

Самопринятие 10,4 8,4 6,6 0,005

Общий уровень 95,7 92,5 82,3 0,003

Мотивация достижения

Мотивация достижения 8,2 7,9 6,6 0,003

Саморегуляция

Планирование 8,8 7,9 5,3 0,002

Моделирование 8,4 7,7 5,2 0,004

Программирование 7,9 7,5 4,2 0,003

Оценивание результатов 8 5,1 3,2 0,000

Гибкость 8,4 7,2 4,4 0,004

Общий уровень 40,1 36,3 31,6 0,003

Ценности

Здоровье 3,6 3,3 3,4 0,321

Общение 2,8 1,5 1,2 0,003

Социальная активность 3,4 2,2 1,7 0,004

признание 5,6 2,7 2,3 0,002

Статус и управление 2,5 1,8 1,1 0,003

Познание нового 3,7 2,7 2,1 0,004

Любовь 3,7 3,6 3,4 0,432

Помощь и милосердие 4,1 4,4 4,3 0,511

Наслаждение прекрасным 3,6 1,9 1,5 0,003

Материальное благосостояние 2,9 3,3 3,9 0,132

Отдых 3,1 3,1 3,2 0,254

Из таблицы 1 следует, что статистически значимые различия были получены по большинству показателей центральных личностных сфер для женщин с разным уровнем самоэффективности. У испытуемых с высоким уровнем общей самоэффективности, успешных в общении и профессиональной деятельности, показатели выше, чем у испытуемых со средним и низким уровнем самоэффективности.

У лиц с высоким уровнем самоэффективности статистически значимо на высоком уровне выше показатели уровня дифференцированности самооценки и притязаний по сравнению с другими респондентами (р=0,001). Это значит, что у женщин с высоким уровнем самоэффективности присутствует адекватно высокая самооценка, высокий уровень притязаний и слабое расхождение между ними, их уровень самооценки соответствует их ожиданиям и притязаниям.

У респондентов с низкой самоэффективностью уровень самооценки может быть как неадекватно-высоким, так и низким, это же касается уровня притязаний, но расхождение между ними всегда значительное, самооценка и уровень притязаний при низкой самоэффективности практически всегда находятся в рассогласовании, не соответствуют друг другу.

Женщины с высоким уровнем самоэффективности статистически значимо отличаются по более высоким показателям психологического благополучия, строят положительные взаимоотношения с окружающими, меньше зависят от чужого мнения, способны самостоятельно влиять на свою жизненную ситуацию, имеют четкие жизненные планы и цели, стремятся к личностному росту и видят возможности для него, положительно себя оценивают и принимают все стороны собственной личности. Женщины с низкой самоэффективностью существенно менее благополучны, они имеют напряженные отношения с окружающими, сильно зависят от чужого мнения в своих оценках, мнениях и суждениях; не способны влиять на обстоятельства жизни; у них отсутствуют четкие жизненные цели и интенция к личностному росту; уровень самопринятия низкий.

Личность в зависимости от уровня самоэффективности отличается профилем показателей и общим уровнем саморегуляции. У испытуемых с высоким уровнем самоэффективности также наиболее высокий уровень общей саморегуляции, хорошо развиты действия планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также ее гибкость по сравнению с испытуемыми с низким уровнем самоэффективности. Испытуемые с высоким уровнем самоэффективности имеют четкие цели деятельности, представляют ее результат, могут предложить эффективный алгоритм деятельности, адекватно оценивают свои результаты, могут быстро поменять характер и способ действий для ее оптимальных результатов. Испытуемые с низким уровнем самоэффективности не имеют четких целей и задач деятельности, часто не представляют результат, которого хотят достичь, слабее владеют алгоритмом деятельности, неадекватно оценивают свои результаты, не меняют стиль деятельности при ее неэффективности.

Наиболее высокий уровень мотивации достижения также свойственен респондентам с высоким и средним уровнем самоэффективности, у респондентов же с низким уровнем доминирует мотивация избегания риска. Это означает, что в своей деятельности они не пытаются достичь успеха, а, в первую очередь, стремятся избежать ошибки.

Выявлены различия и в приоритетных ценностях и мотивации людей с разным уровнем самоэффективности. У людей с высоким уровнем самоэффективности статистически значимо выше жизненно важные ценности: ценность общения, социальной активности, признания и уважения, социального статуса и управления, познания нового и наслаждения прекрасным по сравнению с респондентами с низким уровнем самоэффективности. Можно предположить, что именно эти ценности отражают стремление к успеху и личностному росту, а также самоактуализации личности.

Программа оптимизации самоэффективности личности женщины в период средней взрослости должна строится на принципах недирективного стиля консультирования и быть направленной на повышение уровня самооценки, восстановление эмоционального фона, выработке наиболее эффективного стиля поведения субъекта в условиях решения жизненных и коммуникативных проблем, как в личной, так и в профессиональной сфере.

Выводы. Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить гипотезу: В качестве личностных особенностей, которые влияют на уровень самоэффективности мы выявили соотношение самооценки и уровня притязаний, психологическое благополучие, саморегуляцию и мотивацию достижения, а также ценностные ориентации.

Для женщин с высоким уровнем самоэффективности характерен адекватно-высокий уровень самооценки и реалистичность притязаний, высокий уровень психологического благополучия и его компонентов, развитая общая саморегуляция и ее профиль в целом, выраженная мотивация достижения и ориентация на саморазвитие и позитивную коммуникацию.

Для людей с низким уровнем самоэффективности характерны неадекватная самооценка и нереалистичность притязаний, низкий уровень психологического благополучия и его компонентов, недостаточно гибкая и эффективная саморегуляция, выраженная мотивация избегания неудачи, не выражены позитивные ценностные ориентации.

Психологическая помощь женщинам в период средней взрослости должна быть направлена на развитие центральных личностных сфер и личностный рост, повышение возможностей активного и позитивного самопроявления в личной и профессиональной сфере.

Литература:

1. Гордиенко, Г.С. К вопросу о самоэффективности личности в контексте профессиональной деятельности / Г.С. Гордиенко // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 4 (96). - С. 56.

2. Заусенко, И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. / Заусенко Ирина Викторовна. - Екатеринбург. - 2012. - 23 с.

3. Кучинская, Д.В. Самоэффективность личности и её развитие / Д.В. Кучинская // Научный лидер. - 2021. - № 12 (14). - С. 44-46.

4. Лебединская, С.В. К вопросу изучения самоэффективности личности как ресурсного качества у студентов гуманитарного профиля / С.В. Лебединская // Учёные записки ЗабГУ. - 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 60-65.

5. Bandura, A. Self-efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change / A. Bandura // Psychological Review. Stanford University press, 1977. - Vol. 84. - № 2. - Pp. 191-215.

6. Bandura ,A. Self-Efficacy: The Exercise of Control / A. Bandura. - New York: W.H. Freeman Publ. - 1997. - 604 p.

7. Bandura, A. Role of Affective Self-Regulatory Efficacy in Diverse Spheres of Psychosocial Functioning / A. Bandura, C.G. Vittorio, C. Barbaranelli, M. Gerbino, C. Pastorelli // Child Development. - 2003. - № 74 (3). - Pp. 769-782. D0I:10.1111/1467-8624.00567. PMID 12795389. S2CID 6671293.

8. Green, D. Self-Efficacy / D. Green // Journal of Teaching in Social Work. - 2003. - № 23 (3-4). - Pp. 107-116. D0I:10.1300/J067v23n03_09

9. Grieve, R. Development and validation of a measure of cognitive and behavioural social self-efficacy / R. Grieve, K. Witteveen; G.A. Tolan, B. Jacobson // Personality and Individual Differences. - 2014. № 59. - Pp. 71-76. D0I:10.1016/j.paid.2013.11.008.

10. Maddox, J.E., Stanley, M.A. (Eds.) Self-Efficacy Theory in Contemporary Psychology: An Overview / J.E.Maddux, M.A. Stanley // Journal of Social and Clinical Psychology. - № 4. - Pp. 249-255. http://dx.doi.org/10.1521/jscp.1986.

11. McLeod, S. Some Thoughts about Feelings: The Affective Domain and the Writing Process / S. McLeod // College Composition and Communication. - 1987. - № 38 (4). - Pp. 426-435. D0I:10.2307/357635. JSTOR 357635. S2CID 142156526.

12. Smith, H.M., Betz, N.E. Development and validation of a scale of perceived social self-efficacy / H.M. Smith, N.E. Betz // Journal of Career Assessment. - 2000. - Vol. 8 (3). - P. 283-301. D0I:10.1177/106907270000800306.

Психология

УДК 371.123

кандидат психологических наук, доцент Шагивалеева Гузалия Расиховна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме конфликтологической компетентности учителя сельской школы. Конфликты в сельской школе, как правило, учителями избегаются, замалчиваются, либо разрешаются на интуитивном уровне. Освоение навыка оптимального способа взаимодействия с участниками образовательных отношений является условием безопасной образовательной среды. Очевидно, что чем выше будет конфликтологическая компетентность учителя, тем увереннее мы можем говорить о создании безопасной образовательной среды для всех участников образовательных отношений, что, безусловно, будет способствовать повышению качества образовательных результатов. Однако обнаруживается некоторое противоречие между динамикой реализации профессиональных задач и готовности сельского учителя осуществлять эти задачи, преодолевая стереотипы традиционной педагогики. Конфликты в школе, как правило, избегаются, замалчиваются, либо разрешаются на интуитивном уровне. Очевидно, что нужно учитывать также особые условия сельских школ, несомненно оказывающих влияние на все его педагогическую деятельность. Исходя из вышеуказанного, цель исследования заключается в выявлении конфликтологической компетентности учителя сельской школы в контексте оптимизации психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: безопасность, взаимодействие, конфликтологическая компетентность, конфликт, образовательная среда, ученик, учитель, учитель сельской школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. This article is devoted to the problem of conflictological competence of a rural school teacher. Conflicts in rural schools, as a rule, are avoided by the teacher, hushed up, or resolved on an intuitive level. Mastering the skill of the optimal way of interacting with participants in educational relations is a condition for a safe educational environment. Obviously, the higher the conflictological competence of the teacher, the more confident we can talk about creating a safe educational environment for all participants in educational relations, which, of course, will contribute to improving the quality of educational results. However, there is some contradiction between the dynamics of the implementation of professional tasks and the willingness of rural teachers to carry out these tasks, overcoming the stereotypes of traditional pedagogy. Conflicts in school, as a rule, are avoided, hushed up, or resolved on an intuitive level. Obviously, it is also necessary to take into account the special conditions of rural schools, which undoubtedly have an impact on all his teaching activities. Based on the above, the purpose of the study is to identify the conflictological competence of a rural school teacher in the context of optimizing the psychological security of the educational environment.

Key words: security, interaction, conflictological competence, conflict, educational environment, student, teacher, rural school teacher.

Введение. Сегодня развитие школы на селе обуславливают рост требований к учителю сельской школы, к его профессиональным коммуникативным и конфликтологическим компетенциям. Понятие «конфликтологическая компетентность» стала изучаться сравнительно недавно» [1, С. 74].

Качественные изменения педагогического труда сельского учителя предполагает сформированность умений вести диалог со всеми участниками образовательных отношений. Востребованность повышения конфликтологических компетенций учителей обусловлено требованиями Профессионального стандарта «Педагог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г.). В разделе «Трудовая функция» отражены, «необходимые знания и умение владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».

Освоение навыка оптимального способа взаимодействия с участниками образовательных отношений является условием безопасной образовательной среды. Исходя из вышеуказанного, цель исследования заключается в выявлении конфликтологической компетентности учителя сельской школы в контексте оптимизации психологической безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.