Научная статья на тему 'Особенности личности несовершеннолетних делинквентов в процессе адаптации в учреждении закрытого типа'

Особенности личности несовершеннолетних делинквентов в процессе адаптации в учреждении закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леус Э. В., Сидоров П. И., Соловьев А. Г.

Persona lity features of persons under age in a juvenile institution have been determined, and their effect on nature of a process of adaptation to conditions of limited freedom has been studied. It has been established that behavioral responses of adolescents were changed depending on duration of stay at such an institution. Respondents being in the process of adaptation (first 6 months of their stay) showed anxiety and unstable behavior, lock-in, immersion in their own emotions. Adapted adolescents (after first 6 months) were less anxious, more active in contacts and hard-working in their activity. It has been noticed that situations of limited freedom, judicial-investigation actions affected behavior of adolescents. Key words: delinquent behavior, delinquents under age, conditions of limited freedom, adaptation process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леус Э. В., Сидоров П. И., Соловьев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality features of delinquents under age in process of adaptation in juvenile institution

Persona lity features of persons under age in a juvenile institution have been determined, and their effect on nature of a process of adaptation to conditions of limited freedom has been studied. It has been established that behavioral responses of adolescents were changed depending on duration of stay at such an institution. Respondents being in the process of adaptation (first 6 months of their stay) showed anxiety and unstable behavior, lock-in, immersion in their own emotions. Adapted adolescents (after first 6 months) were less anxious, more active in contacts and hard-working in their activity. It has been noticed that situations of limited freedom, judicial-investigation actions affected behavior of adolescents. Key words: delinquent behavior, delinquents under age, conditions of limited freedom, adaptation process.

Текст научной работы на тему «Особенности личности несовершеннолетних делинквентов в процессе адаптации в учреждении закрытого типа»

■■■■zäun

-ф- п пжш

СОНПАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ il KOPPtKLinOtltlAg пшюгш

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕЛИНКВЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Э. В. Л eye, кандидат биологических наук, доцент, П. И. Сидоров, доктор медицинских наук, академик РАМН, А. Г. Соловьев, доктор медицинских наук, профессор. Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова Северный государственный медицинский университет г. Архангельск

Введение

По данным МВД РФ, в 2006 году было зарегистрировано более 148 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними (10,9% от общего числа всех преступлений), в том числе более 50 тысяч - тяжких и особо тяжких [1]. Почти половина преступлений совершена в составе группы, более 18 тысяч - в состоянии алкогольного и 210 - наркотического опьянения. Архангельская область находится на Десятом месте среди регионов России по количеству преступлений, содеянных несовершеннолетними или с их соучастием (12,3%) и на третьем - по наибольшему удельному весу несовершеннолетних среди общего числа преступников (15,6%). Одной из мер наказания подростков за неоднократное совершение уголовных и административных правонарушений (хищения, грабежи, вымогательства, бродяжничество, токсикомания) является ограничение свободы действий и помещение в учреждения закрытого типа ~ колонии, спец-

школы, специализированные ПТУ. В связи с этим решение проблемы социализации и психологической реабилитации данного контингента становится одной из самых сложных задач современной психологии и психиатрии.

Цель - изучение специфики личности несовершеннолетних в местах с ограниченной ротацией контингента.

Объект и методы исследования

Проведено сплошное обследование 62 мальчиков-подростков в возрасте 12-16 лет (средний возраст 13,44 ± ±0,16 лет), находящихся по решению суда в спецшколе закрытого типа Архангельской области с максимальным сроком пребывания до трех лет, от только что поступивших из центра временной изоляции, до тех, кто ожидает возвращения домой (средний срок наказания 33,09 ± 0,86 месяцев).

Были изучены такие компоненты, КЭ.К особенности личности (индивидуально-типологический тест Л. Соб-чик) [2, 64], мотивация (тест мотива-

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

ции достижения и избегания неудач А. Реан) [3, 508] и выявление предрасположенности к разным видам отклоняющегося поведения (модифицированная методика для выявления склонности к девиантному поведению (СДП)[4, 91]).

Обработка полученных результатов осуществлялась методами математической статистики и включала корреляционный, кластерный и факторный виды анализа.

Результаты

Первоначально особенности личности несовершеннолетних изучались нами относительно возраста. Были выявлены достоверные различия по некоторым показателям, что, однако, не позволило определить закономерности их динамики (табл. 1 на стр. 73).

Кластерный анализ позволил дифференцировать контингент на группы на основании нескольких показателей, ведущим из которых оказалось время пребывания подростков в условиях временной изоляции. В I группу вошли 26,15% несовершеннолетних, находящиеся в процессе адаптации (0~6 месяцев, среднее время пребывания 3,71 ±0,41 месяца), средний возраст 13,29 ± 0,25 лет. II группа -53,85% подростков со сроком пребывания 7~20 месяцев, среднее время 13,49 ± 0,70 месяцев, средний возраст 13,49 ± 0,14 лет, III группа - 20,00% подростков (21-36 месяцев, среднее время пребывания 26,00 ± 1,04 месяца), средний возраст этой группы 14,07 ± 0,31 лет.

Дальнейший статистический анализ позволил установить лишь незначительные отклонения между II и III группами по изученным параметрам

72

112006

(табл. 2 на стр. 74). В частности, отмечено снижение уровня тревожности, что в сочетании с тенденцией к повышению неискренности, изменчивостью настроения и мотивационной неустойчивостью, подтверждает наступление периода изменения стереотипов, структуры потребностей и интересов в период, предшествующий выпуску из закрытого воспитательного учреждения, что может быть связано с опасениями за свою будущую жизнь на свободе. Вероятно, подобная картина наблюдается по причине смешанного возрастного состава выделенных групп. В связи с этим дальнейшее сравнение осуществлялось между группами неадаптированных и адаптированных подростков, так как достоверные различия были выявлены между этими группами, как по показателям, характеризующим социогенез, так и по личностным характеристикам.

Отмечено, что в период адаптации, привыкания к новым условиям жизни особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение имеющегося стереотипа. Имеет место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повышенной раздражительности. У отдельных лиц это наоборот выражается в состоянии подавленности и угнетенности. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной

Таблица 1

Показатели личности несовершеннолетних делинквентов с учетом возраста (М + т), в баллах

н 1 н <и Ч н <и Ч: н ш ч н О) ч н И Ч

Показатели со •ч1 щ т

н н Ь ч т ГЧ ч ^ т ГЧ т со н а» т сч т со т

гч 11 « Я' «с а," сС И Я с сС

Мотивация 14,00 ± 1,08 10,45 ±0,71 * * 15,40 ±0,24 * * * 13,00 ± 1,53

Социально желаемое поведение 14,60 ± 2,14 15,92 ± 1,30 14,63 ± 0,73 15,25 ± 3,45

Делинквентное поведение 19,40 ± 2,01 15,17 ± 1,63 * 16,13 ± 1,38 17,50 ± 1,55

Аддиктивное поведение 21,20 ± 1,88 15,60 ± 1,90 * 14,00 ±0,94 * * * 17,00 ±0,58 * * * *

Агрессивное поведение 18,80 ± 1,66 15,20 ± 2,27 13,25 ± 1,78 * * 14,67 ±2,73

Аутоагрессивное поведение 12,80 ± 2,78 17,80 ± 1,90 17,50 ± 1,45 18,00 ± 1,00 *

Искренность 2,33 + 0,71 2,77 ±0,41 3,71 ± 0,75 2,80 ± 0,80

Аггровация 2,83 ± 0,70 2,77 ±0,36 2,14 ± 0,51 1,20 ± 0,49 * * *

Экстраверсия 2,83 ± 0,70 3,38 ±0,37 4,00 ± 0,65 3,60 ± 0,87

Спонтанность 3,67 ± 0,42 3,23 ±0,30 2,86 ± 0,34 3,40 ±0,24

Агрессивность 3,50 ± 0,22 2,85 ±0,37 2,86 ± 0,59 4,40 ± 0,60 * * *

Ригидность 2,67 ± 0,49 3,38 ±0,29 3,29 ± 0,52 3,60 ± 0,51

Интроверсия 3,33 ±0,56 3,46 ±0,31 3,71 ± 0,18 3,60 ± 0,40

Сензитивность 2,50 ±0,43 3,62 ± 0,31 * 4,57 ±0,37 * * * * 2,60 ±0,75 * *

Тревожность 3,17 ± 0,40 3,00 ±0,32 4,14 ±0,46 * * 2,60 ±0,51 * *

Лабильность 3,67 ± 0,42 3,31 ± 0,26 4,29 ± 0,42 * 4,20 ± 0,37 *

Примечание: здесь и далее в таблицах достоверность между разными возрастными группами при * - Р<0,05, ** - Р < 0,01, *** - Р<0,001.

Показатели личности несовершеннолетних делинквентов с учетом периода адаптации (М ± т), в баллах

Таблица 2

Показатели I группа II группа Р, III группа Р, Р,

I—II группа Ц-Ш группа I-III группа

Мотивация 14,00 ± 1,08 10,45 ± 0,71 15,40 ±0,24

Социально желаемое поведение 14,60 + 2,14 15,92 ± 1,30 * 14,63 ±0,73 *

Делинквентное поведение 19,40 ± 2,01 15,17 ± 1,63 16,13 ± 1,38

АддиктИвное поведение 21,20 ± 1,88 15,60 ± 1,90 14,00 ±0,94

Агрессивное поведение 18,80 ± 1,66 15,20 ±2,27 13,25 ± 1,78 *

Аутоагрессивное поведение 12,80 ±2,78 17,80 ± 1,90 * 17,50 ± 1,45

Искренность 2,33 ± 0,71 2,77 ±0,41 3,71 ±0,75 *

Аггровация 2,83 ±0,70 2,77 ±0,36 2,14 ± 0,51

Экстраверсия 2,83 ±0,70 3,38 ±0,37 4,00 ± 0,65 *

Спонтанность 3,67 ±0,42 3,23 ±0,30 2,86 ± 0,34

Агрессивность 3,50 ±0,22 2,85 ±0,37 2,86 ± 0,59

Ригидность 2,67±0,49 3,38 ±0,29 3,29 ±0,52

Интроверсия 3,33 ± 0,56 3,46 ±0,31 3,71 ± 0,18

Сензитивность 2,50 ±0,43 3,62 ± 0,31 4,57 ±0,37

Тревожность 3,17 ±0,40 3,00 ±0,32 4,14 ± 0,46 * * * * * *

Лабильность 3,67 ±0,42 3,31 ± 0,26 4,29 ±0,42 *

8 о

о

М I I гтт

4 П МП ПЕЛ

Социальная психология и коррекционная педагогика

различных срывов и резких нарушений режима [5, 328].

Несовершеннолетние, находящиеся в процессе адаптации к новым для Себя условиям длительного ограничения свободы,, соблюдения четких правил, постоянного контакта с одними и теми же лицами в течение длительного времени, были тревожны и нестабильны в поведении, замкнуты и погружены в собственные переживания, старались выработать наиболее подходящие и универсальные модели поведения. В этой группе отмечены многочисленные корреляционные связи времени пребывания в закрытом учреждении с другими показателями: прямые - с мотивацией, искренностью, общительностью, лабильностью, чувствительностью, обратные - с агрессивностью, стрессоустойчивостью И инертностью установок. Во второй группе зарегистрированы положительные связи с показателями отклоняющихся форм поведения и агрессивности, отрицательные - с мотивацией и направленностью на общение. Кроме того, обнаружено, что проявления отклоняющегося поведения непосредственно связаны со степенью выраженности мотивационных полюсов и возрастом респондентов.

Изучение школьной мотивации показало одинаковое распределение подростков обеих групп по мотиваци-онным полюсам: одна треть групп направлена на достижение успеха и две трети - на избегание неудач. Вместе с тем, прослеживаются более слабо сформированные познавательные мотивы при высокой потребности в общении.

Установлены достоверные разли-

чия между группами неадаптированных и адаптированных подростков: первые в период приспособления к новым условиям жизнедеятельности проявляли более высокую тревожность, затрудненность деятельности, Застенчивость и необщительность, социальную пассивность, склонность к самоанализу, сложности в социальной адаптации, ориентацию на социально желаемое поведение, тогда как у вторых более ярко были выражены стрессоустойчивость, активность, работоспособность и спонтанность поведения.

В I группе отмечено, что проявления социально опасного поведения респондентов тесно связано с устойчивостью к давлению внешней среды; подростки, ориентированные на активное взаимодействие с окружающими их людьми, меньше были сосредоточены на собственных переживаниях, но более склонны к любым проявлениям агрессии; чем больше стремление к самоутверждению и лидированию, тем лучше проявлялась способность к саморегуляции и самоконтролю. Неумение принять самостоятельное решение в сложной ситуации, зависимость от чужого мнения определялась чаще всего подозрительностью, инертностью установок и стремлением избежать порицания при несоответствии моделей поведения самого подростка и принятых в группе, кроме того, чем больше была эта подчиненность, тем меньшую активность он проявлял.

Для подростков II группы была характерна зависимость саморазрушающего поведения от степени сформи-рованности мотивации и возможное-

75

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

ти проявления активности в деятельности, которая может подменяться вербальной активностью; стремление к социально одобряемому поведению сопровождалось снижением уровня тревожности, агрессивных тенденций и сосредоточенности на собственных переживаниях, повышением критичности в выборе моделей поведения и формировании жизненных установок, тягой к глубоким внутренним переживаниям.

Дальнейший анализ результатов позволил выявить тенденцию, характерную для выборки, в целом: чем выше уровень развития подростка, тем ниже уровень тревожности, тем меньше он проявлял отклонений от общепринятых норм поведения, тем выше была его работоспособность и устойчивость к негативным воздействиям социума.

Учитывая специфику подросткового кризиса, более обостренное восприятие окружающей среды, процессы социализации и адаптации приобретают большое значение в формировании личности подростка и его поведения [6, 328; 7, 246]. Постоянная неудовлетворенность потребности в социальном признании, хоть и через асоциальные виды поведения, усиливает враждебное, негативное отношение к окружающему миру и порождает недоверие к людям. Все это провоцирует внутренний конфликт, который приводит к увеличению уровня тревожности и влияет на возможность проявления таких форм девиантного поведения, как воровство, курение, вербальная и физическая агрессия, даже в период адаптации в исправительном учреждении [8, 199; 9, 16].

76

112006

Если у подростков-правонарушителей до помещения в условия с ограниченной ротацией контингента еще сохранялись социальные установки, ощущение конформности в среде сверстников, то в условиях временной изоляции, компенсаторно усваивая нормы поведения, принятые в криминальной субкультуре, способность к социализации утрачивалась. Было обнаружено, что расстройства поведения коррелируют с нарушениями адаптации у подростков в подобной ситуации, что указывает на возможность повышения адаптационного порога несовершеннолетних правонарушителей путем коррекции расстройств поведения, что подтверждается работами разных авторов на спецконтингенте [10, 307; 11, 61; 12, 35].

Таким образом, выделенные симп-томокомплексы несовершеннолетних в процессе адаптации в исправительном учреждении и уже адаптированных позволяют установить большее количество признаков отклоняющегося поведения в первой группе. Тем не менее, необходимо учитывать, что на формирующуюся личность, помимо социальных и биологических факторов, определяющих отклоняющееся и /или криминальное поведение подростков, в условиях временной изоляции зачастую необратимо воздействуют психогенно-травмирующйе факторы (отбывание наказания). Ряд норм и правил, бытовой уклад криминального сообщества становится неотъемлемой частью жизни несовершеннолетнего, что препятствует его социализации, дезадаптирует и влечет за собой повторное совершение правонарушений.

^^ШПЛППП -ф- п жшгс

Социальная психология и коррекционная педагогика

Литература:

1. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности.- СПб: Речь, 2003 - 622 с.

2. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головеи, Ё. Ф. Рыбалко,- СПб.: Речь, 2002,- 694 с.

3. Леус Э. В. Способ диагностики отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Бюллетень СГМУ,- № 1. Выпуск XVIII,- Архангельск, 2007,- С. 91.

4. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология,- М.: Проспект: Велби, 2004,- 469 с.

5. Сапогова Е. Е. Психология развития человека,- М.: Аспект Пресс, 2001,-460 с.

6. Егоров А. К)., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: кли-нико-психологические аспекты,- СПб.: Речь, 2005,- 436 с.

7 .Менделевич В. Д. Психология деви-антного поведения.- СПб,: Речь, 2005.-445 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8, Сидоров П. II. Наркологическая превентология.- М: МЕДпресе-информ, 2006,- 720 с.

9 .Литвишков В. М., Митъкина А. В. Пенитенциарная педагогика,- М.: Московский неихо.Ю1 о социальный институт, 2004,- 400 с.

10 .Макушкин, Е. В. Психические расстройства у подростков, ассоциированные с пенитенциарным стрессом // Неврологический вестник. Журнал им, В. М.Бехтерева,- Казань, 2006.- Т.38, №1/2,-С. 61-68.

11. Щербаков И. В. Криминологические особенности изучения личности несовершеннолетних преступников и лиц молодежного возраста, отбывших наказания в виде лишения свободы // Российский следователь,- 2004.- №12,- С. 35-37.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

Э. В. Рахимова, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса ACO (КСЮН), г. Казань

Одной из важнейших задач в сфере борьбы с преступностью является предупреждение рецидива преступлений. Несмотря на некоторое снижение в последние годы уровня рецидивной преступности в России, в среднем каждое третье преступление совершенно лицами, ранее совершившими преступления. Причины этого явления всесторонне изучены и заключаются в следующем.

Часть наших граждан, освободившихся из мест лишения свободы, сталкиваются с настороженным отношением со стороны окружающих, нередко оказываются морально и психоло-

гически не подготовленными к жизни на свободе, испытывают серьезные трудности в бытовом и трудовом устройстве, В этих условиях многие, однажды оступившиеся люди, вновь втягиваются в противоправные отношения и оказываются в местах лишения свободы, прочно закрепляясь в качестве криминальных элементов.

Воспитательное воздействие в исправительных колониях признается средством духовного влияния на осужденного, попыткой улучшить его личность за период отбывания НЭ.КЭ. зания путем целенаправленного исправительного воздействия, восстанов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.