Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 179-183. I I Г) I I I Л I I Г-
УДК 37.017.92 н. в. ШМЕЛЕВА, А. н. СпАССКМИ
Особенности культурологии как учебной дисциплины: цели,задачи
В данной статье очерчен круг проблем, которые возникают при преподавании дисциплины «Культурология». Культурология очерчивает ряд важных социокультурных проблем, оставаясь по большей части теоретической дисциплиной, идеализирующей культуру и человека. Из-за большого количества интерпретаций культуры цели и задачи курса могут существенно варьироваться. Традиционно в сфере образования «Культурология» сводится к одному из следующих направлений: социальная, историческая или педагогическая культурология. Таким образом, культура изучается на стыке социологии, истории и педагогики, что существенно сужает представление о культуре. Современное понимание культуры максимально широкое, и не вся культура может быть представлена в рамках изучения ее в школе или университете. Культура выступает в качестве образца, модели, педагогической стратегии, ориентированных на традиции, культурную память и культурные нормы и ценности. В этом аспекте культурология как учебная дисциплина мало внимания уделяет современному культурному процессу, в котором большую роль занимают антикультура и контркультура. В реалиях современных культурных преобразований перед культурологией возникает ряд проблем: Стоит ли сводить культурологию только к «положительному» представлению культуры? Каким должно быть понимание культуры? Как учебную дисциплину необходимо ли отождествлять культурологию вообще с педагогической культурологией? Насколько культурология современна? Не должна ли культурология сводиться к методам и способам анализа действительности? Несмотря на важность изучения культуры, в рамках культурологии как учебной дисциплины еще не до конца выработана педагогическая стратегия ее преподавания, при которой культурология стала бы самостоятельной, а не вспомогательной дисциплиной.
Ключевые слова: культурология, методика, культура, ценности, традиция, искусство, педагогика, педагогическая культурология
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 179-183.
Features of culturology as an academic discipline: goals, objectives
This article fixes a range of problems that appear during of the teaching of Culturology discipline ". Cultural studies fix a number of important socio-cultural problems but stays first of all a theoretical discipline, idealizing culture and man. The goals and objectives of the course can vary considerably due to the large number of cultural interpretations. Traditionally in the education area "Culturology" consists in one of the following directions: social, historical or pedagogical culturology. So, culture is placed at the turn of the intersection of sociology, history and pedagogy, which specializes the representation of culture. Modern understanding of culture is as wide as possible and not all culture can be represented as part of school or university studying. Culture serves as a mold, model, pedagogical strategy, that oriented to traditions, cultural memory and cultural norms and values. In this aspect culturology as a discipline pays little attention to the contemporary cultural process, but an anticulture and counterculture play an important role in it. In the realities of contemporary cultural transformations culturology gets a number of problems: Is it necessary to show a culturology only as a "positive" side of culture? How to understand the term «culture»? Is it necessary to identify cultural studies in general (as a training discipline) with pedagogical culturology? Is culturology a modern discipline? Should culturology be just methods and ways of reality analyzing? Despite of the importance of culture studying, in limits of cultural studies as an academic discipline, the pedagogical strategy for teaching has not been developed enough, in which cultural studies would become not an auxiliary but independent discipline.
Keywords: culturology, methodology, culture, values, tradition, art, pedagogy, pedagogical culturology
N. V. Shmeleva. A. N. Spasskm
зучение культуры на современном этапе весьма разнообразно. Высокие темпы развития культуры с эпохи Просвещения были связаны с активным включением в мир западной культуры ценностей других народов, которые предлагают иную концепцию культурного развития, иную стратегию, иное представление о культуре как таковой. Множество определений культуры предполагает различные подходы к ее постижению. В условиях современности культура - самое динамичное явление, охватывающее абсолютно всю деятельность человека.
Обращает на себя внимание и тот факт, что человек всегда стремится раздвигать границы культуры, осваивая /отвоевывая у природы и сознания все новые и новые артефакты и образы. Таким образом, развитие культуры сегодня связано с расширением понятия культура и с конкретизацией этого понятия в рамках определенной идеологии, науки, методологии. Известный российский культуролог А.Я. Флиер дает следующее определение культуре: «Культура - это сформировавшаяся в процессе эволюции жизни на Земле поведенческая программа, обеспечивающая коллективный характер деятельности и образа жизни людей, их взаимодействие и ком-муницирование» [1, с.11], но и выделяет критерии культуры: «Главный критерий различия между культурой и «не культурой» - повторяемость. В культуре действия и взаимодействия, приводящие к позитивному результату, повторяются (если нет каких-то особых причин, мешающих этому), становятся в той или иной мере устойчивыми» [2].
По мнению С.Н. Иконниковой, «В современном мире культура приобретает значение фактора консолидации и сплочения общества, преодоления тенденций изоляционизма, выработки национально-этнического самосознания и чувства причастности к историческому процессу. Культура находится в процессе изменений, от ее уровня существенно зависят темпы трансформации общества, социальная эффективность реформ, формирование идентичности нового типа личности».[3]
Культура сегодня - это динамичная развивающаяся самоорганизующаяся система, подстраивающаяся под темпы развития общества, науки. Например, американский философ Фредрик Джеймисон особое внимание обращает на визуальные характеристики культуры, связывая визу-альность с самой реальностью, в которой культуре необходимо сохранять свой статус [4, с.164].
Так как существует множество дискуссий о статусе самой науки, большое внимание в этой связи занимает культурология как учебная дисциплина. Ее цели и задачи - расширение / сужение понимания культуры или выработка определенного отношения к реальности? Как в случае с семиотикой, преумножающей ценности каждого отдельного культурного образа, возможно, куль-
турология должна развить особое символическое отношение человека к реальности, чтобы за каждым конкретным предметом человек видел значимый для себя символический образ. И.М. Быховская отмечает, что для культурологии в отличии от других наук «действительно, важно, не что я изучаю, а как я изучаю» [5, с.31]. В.И. Грачев в статье «Современный статус культурологии как интегральной науки о культуре» определяет следующую проблематику культурологии: «Специальной проблемой культурологии является процесс формирования и трансформации смыслов и символов в культуре, рождение новых идей в процессе диалога и иных коммуникаций между людьми» [6, с.].
«Бурное» развитие культуры в «неудобную» позицию ставит традицию. Традиция все больше теряет свою значимость, превращаясь не в ценность, а в сдерживание культурного прогресса. Не случайно, в то время, когда культура начинает активно развиваться, человек осознает важность прошлого. Так, развитие музеев и библиотек в своей ретроспекции свидетельствуют о том, что человек всячески пытается замедлить развитие культуры.
В условиях современности происходит переоценка ценности самой традиции. Как отмечают В.А. Фортунатова, Е.В. Валеева в статье «Ино-мерный человек в условиях культурной иномяр-ности»: «Культурные традиции часто становятся лишь элементами современного дизайна. Будущее не созидается пафосными усилиями поколений, а мозаично складывается из фрагментов идей и эпох в эклектичный модный имидж. В этих условиях мы сталкиваемся с иномерностью классики и иномирностью ее потребителей» [7, с.58]. Под иномерностью авторы понимают «оторванность молодого поколения от мира классической культуры и традиции» [7, с.58], что диктует современному образованию решение проблемы преодоления иномерности.
В традиционном обществе человек и культура взаимно дополняли друг друга. Культура была защитным щитом от реальности и полем его (человека) активной деятельности. В настоящее время культура все больше проявляет свои властные позиции, так как в своем развитии превосходит человека. Для сознания человека прошлого, когда культура выражалась в повторении и самоповторении, традиция была важна, сохраняя преемственность развития. Сейчас же каждый день появляется что-то новое, что интересует человека, но не вписывается в традиционные культурные рамки (антикультура, контркультура).
В своем развитии культура существенно опередила человека, а потому потерялась гармоничная связь между человеком и культурой. Сегодня культурой человек оказывается недоволен по двум причинам. Во-первых, культура наиболее полно проявляется при изучении прошлого, а не во взглядах на будущее. Привязанность человека
к медийным образам прошлого позволяет современному человеку оценивать и настоящее, и будущее с позиции прошлого, используя ценности ушедших культурных эпох. Один из повторяемых тезисов современного человека «Раньше было лучше» - констатация факта того, что на современную культурную ситуацию человек смотрит ценностями старого мира.
Во-вторых, культура - это часть прошлого, она «реанимирует» старые ценности и нормы и подчиняет с помощью них человека, поэтому современная молодежь равнодушно относится к изучению культуры, предполагая, что это навязывание ценностей и норм, которые не функционируют в современном обществе.
Таким образом, культурология как учебная дисциплина может восприниматься как наука о прошлом культуры. В связи с этим важной проблемой современной культурологии оказывается изменение представлений о культуре как прошлом опыте и построение такой модели образовательного процесса, в которой человек и культура будут «совпадать» в реальности.
В определении культуры важное значение имеет восприятие культурных феноменов с позиции ценностей традиционной европейской культуры. Важным встает вопрос, а может ли у культуры быть кризис? Или это то состояние развития, когда человек и культура теряют гармонию? Не случайно недовольство человеком культурой выливается сегодня в развитие ирреальности - тех областей человеческой активности, когда он может выйти за рамки культуры. Если обратиться к истории европейского искусства, то можно заметить, что с каждой эпохой оно все больше уходит в сферу посткультурной реальности, которая помогает человеку выходить за рамки культуры, не нарушая ее целостность. Развитие фантастики, появление виртуальной реальности, базирующихся на иных культурных архетипах, позволяет, находясь в привычных культурных рамках, выходить за ее пределы. Подобного рода эксперименты свидетельствуют о поиске человеком современной для себя культуры, не обремененной традициями и ценностями традиционного общества.
В связи с этим опять же важным оказывается вопрос о том, как преподавать культурологию и на какие определения культуры ориентироваться? Стоит ли заменять современное представление о культуре, созданное мультимедийным пространством, культурным поворотом в прошлое, на фоне которого четко просматриваются ценности и смыслы традиционной / высокой культуры?
Если рассматривать культуру как деятельность, то важным оказывается вопрос о том, что должна воспитывать культурология в студенте. Можно ли сводить культуру только к нравственным примерам и воспринимать культурологию как отрасль педагогики, или же культурология должна помогать расширять студенту сознание,
чтобы он мог использовать полученные при изучении дисциплины знания и навыки в своей профессиональной деятельности. Современные условия развития культуры выделяют разнообразные культурные практики в формировании гармонической личности, «вобравший в себя наибольшее количество желаемых личностных качеств» [8].
В русле педагогики особую актуальность занимают этические и культурные нормы, ценностные ориентации, способствующие развитию личности, а также «перед образованием стоит задача формирования целостной визуальной культуры человека с самого раннего возраста как на вербальном, так и на невербальном уровне» [9]. Профессиональная этика будущего педагога «сопряжена с гуманистическими идеями современного высшего образования и подготовкой педагога будущего, образованного и владеющего качествами нравственно-культурного человека» [10].
В условиях глобализации культура все больше приобретает универсальные черты, причем большое внимание уделяется европейской культуре, служащей сегодня образцом для подражания. Но, так как европейская культура в настоящее время преодолевает культурный сдвиг в сторону персональных ценностей индивида, традиционная культура не всегда способна противостоять натиску эгоцентризма, в результате чего теряются базовые ценности общества.
Важной проблемой современной культурологии оказываются межкультурные взаимодействия представителей различных культур, которые оказывают сегодня ведущее влияние на становление личности. По мнению С.Н. Иконниковой, «В новых условиях формируется тип гражданина мира - специалиста - профессионала, успешно действующего в культурной среде разных стран, владеющего многими иностранными языками, с интересом и уважением относящегося к культурным достижениям народов. Вместе с тем современный гражданин мира эмоционально и духовно связан со своей национальной культурой, и это определяет его самосознание, патриотизм и любовь к отечеству» [11, с.8]. О необходимости такого понимания «гражданина мира» свидетельствуют, например, результаты социокультурного исследования «Ваше мнение о культуре», проведенного в 2014 г. в Нижнем Новгороде [12]. По данным исследования основной проблемной зоной современной культуры являются межэтнические взаимодействия. Возникающая между этносами напряженность связана, в первую очередь, с признанием ценностей только своей культуры этническими группами Н.Новгорода.
Также проблемным встает вопрос о месте и роли современного искусства в жизни человека. По данным упомянутого выше исследования было определено, что часто понимание культу-
ры заменяет собой понимание искусства, когда к анализу искусства человек подходит с позиции традиции, культурных норм и ценностей. И если он их находит, то современное искусство, каким бы оно ни было, он воспринимает как искусство. В случае же расхождения ценностных ориентиров, новое в искусстве воспринимается как антикультура. Поэтому важно научить студентов разграничивать культуру и искусство, чтобы снизить напряженность между человеком и современным искусством.
Искусство - это, в некотором смысле, аномалия культуры, выход за ее пределы. Оно активно расширяет поле культуры, внося в него новое содержание и ценности. Развитие искусства все больше включает человека в мир фантазийной культуры. Иллюзии, аллюзии, реминисценции, атрибуции, стереотипы - это все инструменты, с помощью которых культура становится важным механизмом постижения реальности. Сведение искусства к культуре свидетельствует о том, что с каждой эпохой понимание культуры становится более гибким. С каждой эпохой у нее появляются новые функции, расширяющие зону влияние культуры на человека, как, например, это произошло с развлекательной функцией массовой культуры. Так как развитие массовой культуры начинается в тот момент, когда у культуры появляется осознанная власть над человеком, культу-
ра создает систему ценностей, в которую человек должен вписываться, стремясь за быстрым темпом ее развития.
Культурология, таким образом, должна выстраивать логику взаимодействия человека с культурой. PR, реклама во многом базируются на культурных механизмах влияния культуры на человека, когда уже не человек выбирает культуру, а культура подстраивает человека под себя. Культурология как учебная дисциплина может быть абсолютно разной, но она должна давать человеку практические навыки того, как анализировать необъятный культурный мир, все больше расширяющий свою власть над человеком. Возможно, будущее культуры лежит за посткультурой (культура, возникающая в сознании человека и выражающаяся в фантастике и создании иных культурных миров), с которой человек стремится сроднится, а задача культурологии должна сводится к осовремениванию представлений человека о культуре.
В большей степени культурология может восприниматься как прикладная наука, дающая инструментарий для анализа любых форм культуры. В этом плане культурология нам видится наиболее приемлемой в том смысле, что дает инструменты познания реальности и может быть практико-ориентированной дисциплиной, помогающей решать важные стратегические задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Флиер А.Я. Системное обоснование теории культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77). С. 10-18.
2. Флиер А.Я. Социальная реальность глазами культуролога [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2015. Т. 4. № 4 (8). С. 6. URL: http://cult-cult.ru/social-reality-as-viewed-by-a-culturologist/ (дата обращения: 19.05.2018).
3. Иконникова С. Векторы и ориентиры культурологии в пространстве глобализации // Вопросы культурологии. 2008. № 1. С. 4-8.
4. Jameson F. Signatures of the visible. New York: Routledge, 1990.
5. Быховская И.М. «Социальное» сквозь призму «культурного»: в поисках адекватной оптики // Культура и образование. 2015. № 2 (17). С. 27-32.
6. Грачев В.И. Современный статус культурологии как интегральной науки о культуре [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2018. № 2 (18). С. 9. URL: http://cult-cult.ru/contemporary-status-of-culturology-as-an-integrated-science-of-culture/ (дата обращения: 19.05.2018).
7. Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Иномерный человек в условиях культурной иномярности // Человек. 2018. № 1. С. 57-69.
8. Bingham W. Leadership // The Psychological Foundation of Management. N.Y., 1927.
9. Сырова Н.В., Чикишев В.Н. Визуальная культура как средство формирования общей профессиональной культуры человека [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 5. URL: http://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/754 (дата обращения: 19.05.2018).
10. Бичева И.Б., Варивода В.С. Структура и содержание профессиональной этики будущего педагога: теоретико-образовательный контекст [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 6. http:// vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/233 (дата обращения: 19.05.2018).
11. Иконникова С.Н. Контуры и перспективы исторической культурологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1. С. 6-14.
12. Материалы социокультурного исследования «Культура и псевдокультура провинции: социокультурное исследование г. Нижнего Новгорода». Материалы Всероссийского вебинара НГПУ им. К. Минина и Нижегородского Центра современного искусства «Арсенал». Н. Новгород: ООО «ЗУМ», 2014. 37с.
REFERENCES
1. Flier A.Ya. Systemic justification of the theory of culture. Bulletin of Moscow state university of culture and arts. 2017. no. 3 (77). pp. 10-18. (in Russian)
2. Flier A.Ya. Social reality through the eyes of a culturologist [Electronic resource]. Culture of Culture. 2015. V. 4. no. 4 (8). pp. 6. URL: http://cult-cult.ru/social-reality-as-viewed-by-a-culturologist/ (accessed 19.05.2018). (in Russian)
3. Ikonnikova S. Vectors and orientations of culturology in the space of globalization. Questions of culturology. 2008. no. 1. pp. 4-8. (in Russian)
4. Jameson F. Signatures of the visible. New York: Routledge, 1990.
5. Bykhovskaya I.M. The social through the lens of the cultural: searching for appropriate viewings system . Culture and Education. 2015. no. 2 (17). pp. 27-32. (in Russian)
6. Grachev V.I. Contemporary status of culturology as an integrated science of culture [Electronic resource]. Culture of Culture. 2018. no. 2 (18). pp. 9. URL: http://cult-cult.ru/contemporary-status-of-culturology-as-an-integrated-science-of-culture/ (application date: 19.05.2018). (in Russian)
7. Fortunatova V.A., Valeeva E.V. Inomernyi Inome person in conditions of cultural inomyarnosti Human. 2018. no. 1. pp. 57-69. (in Russian)
8. Bingham W. Leadership // The Psychological Foundation of Management. N.Y., 1927.
9. Syrova N.V., Chikishev V.N. Visual culture as a means of forming a common and professional culture of a person [Electronic resource]. VestnikMininskogo universiteta. 2018. V. 6. no. 1 (22). pp. 5. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/754 (application date: 19.05.2018). (in Russian)
10. Bicheva I.B., Varivoda V.S. Structure and maintenance of professional ethics of future teacher: teoretiko-obrazovatelnyy context [Electronic resource]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. no. 3 (16). pp. 6. http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/233 (application date: 19.05.2018). (in Russian)
11. Ikonnikova S.N. Perspective historical of culturology. Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture and Arts. 2012. no.1. pp. 6-14. (in Russian)
12. Materials of socio-cultural research "Culture and pseudo-culture of the province: socio-cultural research of Nizhny Novgorod." Materials All-Russian webinar Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University and Center for Contemporary Art "Arsenal". N.Novgorod, ZUM Publ., 2014. 37 p. (in Russian)
Информация об авторах Шмелева Наталья Владимировна
(Россия, Нижний Новгород) Доцент кафедры философии и общественных наук, кандидат филологических наук, доцент. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors Shmeleva Natal'ya Vladimirovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor of the Department of philosophy
and social Sciences. PhD in Philolology, Associate Professor. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Спасский Алексей Николаевич
(Россия, Нижний Новгород) Доцент кафедры философии и общественных наук,
кандидат политических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Spasskii Aleksei Nikolaevich
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor of the Department of philosophy and social Sciences. Ph. D. in Political Sciences, Associate Professor. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]