Научная статья на тему 'Особенности культурного досуга партизан в Ленинградской области в годы Великой отечественной войны'

Особенности культурного досуга партизан в Ленинградской области в годы Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ДОСУГ / ПАРТИЗАНСКИЕ ПЕСНИ / И.В.ВИНОГРАДОВ / WORLD WAR II / LENINGRAD REGION / PARTISAN MOVEMENT / DAILY LIFE / LEISURE / PARTISAN SONGS / I.V.VINOGRADOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колотушкин В. Г.,

Рассматриваются особенности и формы культурного досуга партизан в Ленинградской области в 1941-1944 годах. Организацией досуга занимались комиссары и политические органы партизанских бригад и отрядов. К формам досуга относились вечера самодеятельности и концерты, просмотр кинофильмов, чтение книг, партизанские праздники, митинги и парады. В тылу врага работали писатели и художники. Важной составляющей досуга было художественное и литературное творчество партизан, которое находило отражение в партизанских газетах и листовках, литературных журналах. Главной целью культурного досуга была поддержка высокого боевого духа партизан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE PARTISANS’ CULTURAL LEISURE IN THE LENINGRAD REGION DURING THE WORLD WAR II

The article discusses the features and forms of the partisans’ cultural leisure in the Leningrad region in 1941-1944. The organization of leisure was carried out by the commissars and political agencies of partisan brigades and detachments. Leisure activities included amateur nights and concerts, watching films, reading books, partisan festivals, mass meetings and parades. Writers and artists worked in the enemy’s rear. An important component of leisure was the art and literary work of partisans, which was reflected in partisan newspapers, leaflets, and literary magazines. The goals of cultural leisure were to support the combative spirit of the partisans and bring the partisans closer to the local population.

Текст научной работы на тему «Особенности культурного досуга партизан в Ленинградской области в годы Великой отечественной войны»

УДК 94(47).084.8 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.4(22).5

В.Г.Колотушкин

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА ПАРТИЗАН В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Рассматриваются особенности и формы культурного досуга партизан в Ленинградской области в 1941—1944 годах. Организацией досуга занимались комиссары и политические органы партизанских бригад и отрядов. К формам досуга относились вечера самодеятельности и концерты, просмотр кинофильмов, чтение книг, партизанские праздники, митинги и парады. В тылу врага работали писатели и художники. Важной составляющей досуга было художественное и литературное творчество партизан, которое находило отражение в партизанских газетах и листовках, литературных журналах. Главной целью культурного досуга была поддержка высокого боевого духа партизан.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ленинградская область, партизанское движение, повседневная жизнь, досуг, партизанские песни, И.В.Виноградов

В 1941—1944 гг. значительная часть Ленинградской области была оккупирована немецкими войсками и

войсками союзников Германии. На захваченной территории с июля 1941 г. действовали партизанские формирования. Наряду с выполнением боевых и политических задач в тылу противника в партизанских бригадах и отрядах были организованы различные формы культурного досуга.

М.Г.Абрамов, который в 1943—1944 гг. был редактором газеты 5-й Ленинградской партизанской бригады (ЛПБ) «Партизанская месть», писал: «В советском тылу и тогда, в дни войны, и позднее нередко спрашивали: "Ну, а какой-нибудь досуг у партизан был? Или только и помыслов: автомат, винтовка, пулемет, взрывчатка, бой, марш?.." Нет, конечно! Человеку в любых условиях нужен не только физический, но и духовный отдых» [1, с. 336]. Важные детали культурной жизни партизан сообщал в своих воспоминаниях и художественно-документальных работах И.В.Виноградов, бывший редактор газеты 2-й ЛПБ «Народный мститель», журнала «За Советскую Родину» и других партизанских периодических изданий. В книгах «Строки, пропахшие порохом», «Герои и судьбы» он рассказывал о различных сторонах культурной жизни партизан, формах патриотического творчества [2; 3]. Отдельные эпизоды организации досуга упоминаются в других мемуарных изданиях. К организации досуга как формы антифашистского Сопротивления обращается в своей монографии С.В.Кулик [4].

Деятельность партийных и комсомольских организаций, политических органов партизанских бригад, полков и отрядов по организации досуга партизан частично освещена в политдонесениях, подписанных комиссарами этих формирований. Организация коллективных форм досуга (концерты, вечера самодеятельности, встречи с писателями и артистами, просмотр кинофильмов и других) находилась в сфере ответственности политического руководства. Творчески одаренные люди могли найти в партизанской жизни применение своим талантам. Созданные партизанами произведения появлялись на страницах печатных и рукописных изданий: газет, листовок, журналов, в том числе литературно-художественной тематики. В них также освещалась культурная жизнь партизан.

Уже в годы войны образцы партизанского творчества и стихи, посвященные партизанской борьбе, были собраны в сборниках «Песни и частушки партизан» [5] и «Песни ленинградских партизан» [6]. В 1945 г. вышел сборник стихов, песен, рассказов и очерков партизан, составителем которого выступил В.П.Самухин [7]. Указанные источники, несмотря на их частичную публикацию, не стали объектом научного обобщающего анализа. Успешная попытка охватить различные формы культурного досуга была предпринята в сборнике фотографий и документов «Фольклор и быт ленинградских партизан», подготовленном сотрудниками Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга. В сборнике нашли отражение богатые материалы указанной тематики, сосредоточенные в фондах архива [8].

Особенностью культурного досуга партизан было то, что он не только скрашивал трудные будни бойцов и предотвращал моральное разложение партизан [9, с. 18], но и способствовал сближению партизан с местными жителями, особенно в партизанских краях и зонах. Во время вечеров самодеятельности их участники не делали различия между партизанами и мирным населением. В марте 1942 г. в прифронтовое село Александровское Маловишерского района прибыла 1-я Волховская партизанская бригада (более 800 человек), которой предстояло идти в тыл врага. Бывший боец бригады И.И.Крутиков вспоминал: «Мы развлекали небольшое село концертами художественной самодеятельности. Особенно хорошо пели и танцевали девушки. В нашей сотне были две санитарки: Вера и Люся. [...] Обе они были веселыми, находчивыми» [10, с. 91]. М.Г.Абрамов отмечал, что в зоне действий 5-й ЛПБ нередко устраивались деревенские посиделки, на которых «парни лихо отплясывали с девчатами "Семеновну"» [1, с. 335]. На посиделках молодежь пела частушки, которые при публикации становились оружием антифашистской пропаганды. Партизанский фольклор стал значительным явлением войны: «в наших полевых сумках были стихи, рассказы, песни, бывальщины, частушки и раешники», — писал М.Г. Абрамов [1, с. 340].

Крупные коллективные мероприятия партизан сопровождались исполнением песен и чтением стихов. Одним из первых событий такого рода за линией фронта стало празднование годовщины Партизанского края 1 августа 1942 г., в котором участвовал писатель Б.М.Лихарев [11, с. 254]. Стихи Бориса Михайловича были опубликованы в юбилейном номере газеты «Народный мститель» [8, с. 209]. Годовщина отряда им. Чкалова была отмечена вечером самодеятельности в 3-й ЛПБ 19 июля 1942 г. (в советском тылу) [12, л. 55]. Песня «Орленок» звучала на комсомольской конференции 5-й ЛПБ, которая прошла 29 октября 1943 г. в д. Видони Уторгошского района [1, с. 296]. 8 ноября 1943 г. состоялся митинг 5-й ЛПБ, посвященный годовщине революции и вручению бригаде знамени Ленинградского штаба партизанского движения (ЛШПД): «Ни пышных речей, ни стоголосой меди оркестра. [...] Вспорола осеннее небо короткая очередь из двадцати автоматов да Иван Виноградов прочитал короткое боевое стихотворение» [1, с. 307]. К таким знаковым мероприятиям обычно был приурочен выход праздничных номеров партизанских газет.

В январе 1944 г. после совещания с председателями сельсоветов, которое проводил в 5-й ЛПБ уполномоченный .ЛШПД П.Р.Шевердалкин, струнным оркестром был торжественно исполнен новый гимн СССР [1, с. 344]. На совещании присутствовала киносценаристка К.Н.Виноградская.

К 25-й годовщине Октября в отряде И.Н.Синяшкина — И.И.Сергунина состоялось торжественное собрание личного состава. Местом сбора стало здание школы в д. Лошково Славковского района. На собрании выступил командир 3-й ЛПБ А.В.Герман, отличившимся партизанам он вручил подарки. А вечером был организован самодеятельный концерт партизанской молодежи, подготовленный секретарем парторганизации отряда Н.Н.Зиновьевой [13, с. 197]. Концерты шли в завершении торжественных вечеров, приуроченных к 8 марта, 1 мая и другим праздникам. Тем самым партизаны поддерживали советские традиции, с которыми боролись оккупанты, устраивая свои праздничные мероприятия [4, с. 271]. К праздникам в подразделениях изготавливали красочные боевые листки [8, с. 185-187].

Кроме исполнения песен и стихов патриотической тематики вечера самодеятельности могли включать небольшие постановки. Профессиональные артисты выступали в расположении партизан в советском тылу: новгородские партизаны приглашали к себе артистов из труппы Ленинградского Малого драматического театра, присылая за ними грузовую машину [14, с. 65].

В партизанской среде были распространены музыкальные инструменты, в минуты отдыха и на концертах бойцы играли на гармони, баяне, аккордеоне, балалайке, гитаре. Патефоны, гитары, баяны упоминались среди подарков, с которыми вернулась из Ленинграда делегация Партизанского края.

Нацистская пропаганда подавала обращение к классическому русскому репертуару — опере А.П.Бородина «Князь Игорь» и другим — как возрождение «исконно русского, национального искусства» [15, с. 175]. Но эта опера наряду с другими примерами русской и советской классики звучала в партизанской среде. Об этом писал И.В.Виноградов: «А ты любишь музыку? — неожиданно спросил Павлов, круто повернувшись к Дурневу. — Знаешь арию Игоря? Ну-ка давай споем. Только тихо. И два густых баска вполголоса запели» [16, с. 31].

Следует отметить, что в партизанских отрядах свободное от службы время было занято не только досугом, но и учебой. Например, в Пушкинском отряде И.В.Емельянова, в который вступили работники и студенты Ленинградского сельскохозяйственного института, в часы затишья проводились лекции на научные и политические темы. Лектором выступил научный сотрудник Буренков: «К нему часто обращаются с вопросами партизаны. Бывает, заспорят между собой два дружка, скажем, о происхождении жизни на земле, мичуринской агротехнике, политическом строе в какой-нибудь далекой маленькой стране, и идут за консультацией к Буренкову. Последнее слово всегда за ним. Научный авторитет Буренкова непререкаем. Недаром ребята называют его живым справочником» [10, с. 48]. В Лужском отряде, по воспоминаниям первого секретаря Лужского райкома ВКП(б) И.Д.Дмитриева, зимой 1941 г. в дни вынужденного бездействия была организована политучеба. Причем томик избранных произведений В.И.Ленина и «Краткий курс истории ВКП(б)» пришлось с риском для жизни добывать в деревне, занятой карательным отрядом [17, с. 175-176].

Особенностью «оседлой» жизни партизан в краях и зонах была возможность расширить формы культурного досуга, охватить такими мероприятиями местное население. В начале 1942 г. в Партизанском крае впервые за линией фронта была организована трансляция кинофильмов. 1 апреля 1942 г. газета 2-й ЛПБ «Народный мститель» сообщала, что в расположение бригады была доставлена кинопередвижка, и в 3-м полку Н.А.Рачкова состоялись первые сеансы немого кино. В Партизанском крае были показаны художественные фильмы «Коллежский регистратор», «Дарико» и «Чапаев», а также документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», позднее доставлены другие киноленты [3, с. 54-56]. Весной 1942 г. за линию фронта была переправлена звуковая кинопередвижка, сконструированная в мастерской отдела снабжения Политуправления Северо-Западного фронта. Установка была основана на применении ручного труда и умещалась в легком ящике. Помимо художественных фильмов партизаны могли посмотреть журналы кинохроники, в том числе снятые зимой в Партизанском крае.

Кинофильмы транслировались партизанами не только для личного состава, но и для местного населения, которое отталкивала назойливая прогерманская пропаганда гитлеровских кинотеатров. Киносеансы в последних в обязательном порядке сопровождались культфильмами (о жизни и быте в Германии и странах, «освобожденных» Германией) и военной хроникой [15, с. 176-177].

Большое значение придавалось партизанским руководством изготовлению и распространению печатных и рукописных изданий. Первые газеты в тылу врага стали выходить уже в сентябре 1941 г. [4, с. 285]. 19 февраля 1942 г. в Партизанский край из Политуправления Северо-Западного фронта были доставлены типографский станок и все необходимые материалы для печатания газеты, что позволило 23 февраля выпустить первый номер бригадной газеты 2-й ЛПБ «Народный мститель» [18, с. 172]. В марте на оборудовании 2-й ЛПБ выходило уже три газеты, причем здесь впервые был реализован принцип тематического разделения периодики: для партизан («Народный мститель») и для населения оккупированной территории («Дновец», «Коммуна»). С 1943 г. в советском тылу (помимо внутренних периодических изданий в каждой бригаде) выходили уже четыре газеты: для партизан, населения захваченных противником районов, молодежи, детей и подростков [4, с. 291, 299].

В воспоминаниях партизаны нередко отмечали значение художественного слова в немецком тылу. Попадавшие в руки партизан издания в буквальном смысле зачитывались до дыр, в минуты отдыха читались вслух, что объяснялось их нехваткой. У И.Д.Дмитриева при уходе в партизаны было при себе несколько книг: в канун нового 1942 г. он читал вслух патриотические стихи И.С.Никитина [17, с. 171]. В советском тылу понимали потребность партизан в хорошей литературе. В июне 1943 г. при приеме доставленного самолетом груза обнаружилось, что «под ремень одного из брезентовых мешков кто-то из работников аэродрома подсунул томик стихов К.Симонова» [1, с. 199]. И.И.Сергунин отмечал, что при формировании 5-й ЛПБ в феврале 1943 г. Ленинградский обком ВКП(б) и ЛШПД посылали партизанам брошюры и книги, таким образом формируя библиотечку соединения.

Популярностью у партизан пользовались очерки И.Г.Эренбурга, «Письма к товарищу» Б.Л.Горбатова — полюбившиеся отрывки заучивались наизусть. Традицией стала отправка с письмами родным вырезок с очерками и стихами [16, с. 267]. Новые стихи передавались в тыл противника для распространения среди партизан и населения. Несмотря на ограниченный формат газеты 5-й ЛПБ «Партизанская месть», в ней было полностью опубликовано стихотворение А.А.Прокофьева «Песня полона». Экземпляры газеты были доставлены в лагеря военнопленных [1, с. 264-265].

В часы досуга партизанами ценилось знание стихов и песен наизусть. Бывший политрук роты отряда «Ворошиловец» 2-й ЛПБ И.В.Ковтун писал после войны: «Дух боевитости, высокого настроения, оптимизма в отряде вносил Григорий Александрович (подчеркнуто автором письма — В.К.) [Рябков], наш боевой комиссар. Несмотря на все сложности, Ваш поэтический оптимизм воодушевлял нас. Мне помнится, что Вы очень любили наследие Пушкина и часто цитировали его бессмертные стихотворения. Ваше веселое настроение — это было главное, что цементировало отряд и поднимало его боевой дух» [19, л. 16]. Соратники Г.А. Рябкова отмечали в воспоминаниях, что с особенным чувством Григорий Александрович читал стихи своих земляков, смоленских поэтов: А.Т.Твардовского, М.В.Исаковского [1, с. 122]. Член Лужского межрайонного подпольного центра В.Г.Утина проводила на привалах небольшие «концерты», читая стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.В.Маяковского, О.Ф.Берггольц [17, с. 303]. Во 2-й ЛПБ партизан Д.А.Дербин читал наизусть стихи и отрывки из рассказа М. Горького «Проходимец» [16, с. 281].

И.Д. Дмитриев вспоминал о секретаре Лужского райкома ВКП(б) по кадрам В.Ф. Варзанове: «Признаюсь, его неослабевающий оптимизм часто поднимал наше настроение. Станет тошно, и Владимир Федорович начинает рассказывать об интересной книге, пьесе. Большой любитель театра, музыки, он устраивал целые представления, напевал отрывки из опер, оперетт, наши любимые песни» [17, с. 174].

И.И.Сергунин в воспоминаниях писал о любви к творчеству С.А.Есенина, которое в те годы нередко находилось в некоторой опале. Потрепанную книжку стихов поэта он носил в полевой сумке — в ноябре 1942 г. он подарил ее девушке, которая сообщила партизанам о приближении карателей и с другом своевременно вывела их из-под удара [13, с. 187]. В 5-й ЛПБ И.И.Сергунин нашел единомышленника в лице М.Г.Абрамова: «Наш редактор питал слабость к поэзии. От Есенина же был просто без ума. [.]

— Кто не любит Есенина, тот не любит Россию, — категорично утверждал редактор» [13, с. 305].

И.В.Виноградов, случайно услышав, как член Дедовичской оргтройки Е.М.Петрова читает стихи Есенина, позднее передавал свои впечатления: «.Я сразу понял, какое огромное богатство в руках у Петровой. Она читала стихи Есенина! [.] В тылу врага, где каждая уцелевшая от гитлеровцев книга расценивалась на вес золота, где люди истосковались по русскому литературному слову, — Есенин!» [3, с. 262-263]. Книга оказалась общей на всю деревню, и на ее чтение была организована очередь.

Литературное и художественное творчество в тылу врага выполняло важную функцию духовной поддержки партизан и мирных жителей. В нем находили отражение не только успехи, но и потери, страдания советских людей, оказавшихся на оккупированной территории. В стихах авторы передавали свои личные переживания и впечатления. В журнале 5-й ЛПБ «Партизан» были напечатаны стихи учительницы из д. Видони К.А.Трофимовой «Памяти пулеметчика Алексея Жиганова» и «Грозен гнев народный», которая в первый год войны потеряла двоих детей и была ранена [1, с. 340]. В стихах известные и безымянные авторы оплакивали участь тех, кого угоняли в немецкое рабство. О них писал и М.Л.Матусовский в стихотворении «Песня о девушке» [6, с. 11-12], и неизвестная девушка, выбросившая из уходящего в Германию поезда письмо в стихотворной форме «Свеча догорает» [4, с. 273].

Партизанские стихи были положены на музыку — в среде партизан появились свои поэты и композиторы. В Лужском отряде И.Д.Дмитриева таким автором-исполнителем стал Иван Циммерман [17, с. 172], в 5-й ЛПБ — радист Лева Миронов, который не расставался с гитарой [13, с. 234].

Большой известностью в партизанской среде пользовался поэт и журналист И.В.Виноградов. В начале 1942 г. им было написано стихотворение «Песня нашего отряда» («Клятва»). Это произведение стало песней отряда «Буденовец». Перед налетом на Холм «на подступах к городу, в заброшенном сарае, среди глубокой ночи партизаны [...] пропели песню и отправились в бой» [3, с. 279]. Привычка петь перед боем стала у партизан любимой традицией, писал И.В.Виноградов — «начинали обычно с "Ермака"» [16, с. 105]. Песня на стихи И. В. Виноградова с одобрения комиссара 2-й ЛПБ С.А.Орлова была размножена отдельной листовкой тысячным тиражом, а 1 апреля 1942 г. под псевдонимом была напечатана в газете «Ленинградская правда». Родители Ивана Васильевича оставались в оккупации, поэтому и как автор, и как редактор бригадной газеты он не обнародовал свою фамилию [3, с. 17]. В 1943 г. его стихи выходили в Ленинграде под псевдонимом «Партизан В.» [5, с. 27-32], в 1944 г. — как под псевдонимом или аббревиатурой имени и фамилии [6, с. 7-11, 33-35], так и под настоящей фамилией [6, с. 28-29]. Позднее И.В.Виноградов также стал автором песни Пятой бригады «Шли на врага полки бригады Пятой.» [1, с. 350]. Песни для 6-й, 10-й ЛПБ были написаны редактором партизанской газеты Е.П.Малиновым [8, с. 164]. В текст стихотворения «Полавские партизаны» Е.П.Малинов ввел места партизанских подвигов (Шкварец, Беглово, Иломля) и имена отличившихся бойцов и командиров Полавского отряда Т.П.Петрова [6, с. 13-15].

К неофициальным партизанским гимнам подбиралась знакомая многим музыка (из кинофильма «Марш танкистов», оперы И. И. Дзержинского «Поднятая целина», песен «Ой вы кони, вы кони стальные», «То не тучи, грозовые облака» и других), что упрощало запоминание текстов. Использование популярной музыки было характерно и для партизанских стихов поэта Волховского фронта П.Н.Шубина: песня «Партизанская» распевалась на мотив «Из-за острова на стрежень», а стихотворение «Мой костер» было тонко вставлено в мелодию старинного романса «Мой костер в тумане светит» и частично повторяло его текст [20, с. 241].

Помимо П.Н.Шубина, к партизанской тематике обращались писатели, служившие на Северо-Западном фронте. С.Б.Болотиным была написана «Партизанская песня», которая вошла в постоянный репертуар фронтового Ансамбля красноармейской песни и пляски [14, с. 65]. В тыл противника для встреч с партизанами в 1942—1944 гг. вылетали писатели А.Я.Каплер, Б.М.Лихарев, Б.Р.Изаков, Е.А.Федоров. Одними из первых в сентябре 1941 г. к поддорским и залучским партизанам пришли через линию фронта корреспонденты Л.Плескачевский и С. Лоскутов [1, с. 48-49]. Знакомство с партизанской жизнью давало богатый материал для литературной работы. Итогом встреч стали серии очерков и книги. А.Я.Каплером был создан сценарий кинофильма «Она защищает Родину» о народных мстителях [21, с. 68].

К концу 1943 г. в партизанских бригадах появилась возможность собирать материал в отдельные литературные журналы. К новому 1944 г. в 5-й ЛПБ типографским способом был выпущен журнал (сборник) «Партизан», в который вошли стихи и рассказы народных мстителей и мирных жителей: бойца Петра Носова, командира группы Голикова, журналиста газеты ЛШПД Павла Зенина и других. Во 2-й ЛПБ им. Н.Г.Васильева с 1943 г. выходил рукописный журнал «За Советскую Отчизну», в редколлегию которого входили Н.Богданов, И.Шматов, В.Милюхин, Е.Яковлева [3, с. 186]. Рукописные материалы требовали богатого иллюстрирования, где находили применение своим талантам партизанские художники.

Неотъемлемой и важной частью партизанской повседневности был юмор. В журнале 5-й ЛПБ «Партизан» был выделен раздел «Партизанский крокодил». И.В.Виноградов с большой теплотой писал о печатнике Василии Егорове (Толчишкине), которого знал весь Партизанский край. Молодой партизан отличался остроумием и красноречием, любил петь и исполнять частушки собственного сочинения [3, с. 43-48]. Сам И.В.Виноградов был автором сатирических раешных стихов, которые стали ответом на опыты коллаборационистских журналистов в этом жанре [2, с. 208-221].

В газетах и боевых листках подразделений публиковались материалы, порицающие и высмеивающие нерадивых партизан. Так, что в подразделении Кузнецова 2-й ЛПБ в октябре 1941 г. служил партизан Звонов, который спал на занятиях по изучению материальной части оружия и хотел увильнуть от несения службы: «Без разрешения командира взвода [...] пошел к политруку батальона просить освобождения как артист» [8, с. 79].

Особой формой юмора стали партизанские листовки, в которых партизаны прибегали к «соленому словцу». Такие листовки выходили на всей оккупированной территории. В 5-й ЛПБ тиражом в 300 экземпляров была отпечатана листовка-ответ на «беседы» сотрудника оккупационной газеты Игоря Свободина: «Бандиту пера, пресмыкающемуся животному, фашистскому блюдолизу, мастеру по производству тумана.» [13, с. 311312]. Листовка не только должна была напугать прислужника нацистов. Комиссар бригады И.И.Сергунин постарался, чтобы она была прочитана и услышана как можно большим числом людей: листовка была зачитана около 20 раз с комментариями комиссара [1, с. 242].

В 9-й ЛПБ несколько сот экземпляров листовки были изготовлены на хорошей бумаге после появления воззвания кингисеппского коменданта о возвращении жителей в брошенные деревни. Заканчивалось письмо партизан обещанием «Скоро ты получишь партизанскую гранату у себя же на квартире.» [17, с. 387]. Ярким образцом листовки, насыщенной нецензурным юмором, стало письмо немецкому «султану», созданное в 5-й ЛПБ в конце 1943 г. [22]. Жанр листовок в стиле «письма запорожцев турецкому султану» был довольно популярен за линией фронта в разных регионах страны, что отмечает в своей статье исследователь А.А.Данилова [9, с. 23-24].

Не только песня и юмор были неотъемлемыми спутниками партизанской жизни — творчество во всех его формах поддерживало боевой дух партизан, обладало жизнеутверждающей силой, укрепляло уверенность в

победе над нацизмом. Во 2-й ЛПБ заведующим складом боеприпасов и вещевого довольствия служил скульптор Л.Н.Барбаш, который до войны жил и работал в Новгороде. В Партизанском крае мастер, «выкраивая свободные минуты, вытачивал из деревянных чурок контуры будущих скульптур» [16, с. 136].

Одновременно с поддержкой позитивных форм культурного досуга партизанское руководство пресекало пьянство и гулянки в среде партизан, которые нередко влекли за собой более тяжкие преступления. Пребывание в тылу противника, на задании могло создать видимость безвластия. Нарушение дисциплины, особенно сопряженное с насилием и мародерством, угрожало безопасности партизан, подрывало отношения с местными жителями и, кроме того, подхватывалось и широко освещалось нацистской пропагандой. В бригадах и отрядах неоднократно издавались приказы о наказании нарушителей дисциплины.

Приказ ЛШПД от 6 декабря 1943 г. требовал виновных в грабежах, мародерстве, насилиях, вымогательствах публично судить, расстреливать перед строем партизан и населением [23, л. 27]. Приказом № 03 по 5-й ЛПБ от 12 марта 1943 г. был приговорен к расстрелу командир взвода П.П.Лебедев — он занимался грабежом и пьянством, проигнорировал приказ командования [23, л. 29-30]. В соответствии с приказом № 019 от 13 октября 1943 г. повешение ожидало командира группы В.В.Терентьева, виновного в грабеже, систематическом пьянстве, насилии и убийстве [23, л. 85].

Более легкие проступки могли повлечь разжалование, арест или зачисление в штрафную команду. В 3-й ЛПБ перед выходом в тыл противника 3 августа 1942 г. за коллективное распитие спирта, халатное отношение к обязанностям были понижены начальник санслужбы бригады Г.М.Федотов и помощник комбрига по материально-техническому обеспечению Е.К.Горшков [12, л. 67об.]. Расход гранат и шашек тола на глушение рыбы стал причиной наложения домашнего ареста на двое суток на командира отряда В.О.Тарасюка [12, л. 32об.].

Особое осуждение со стороны партизан вызывал отрицательный пример командиров. Так, в донесении новгородских партизан начальнику Новгородского райотдела НКВД от 8 мая 1942 г. сообщалось, что руководство отряда осенью 1941 г. (отряд базировался в советском тылу недалеко от линии фронта) пьянствовало, устраивало вечера с барышнями, командиры пели на улице нецензурные песни [24, л. 36]. Руководители были исключены из ВКП(б) решением районной тройки. Решением бюро парторганизации 1-й Особой партизанской бригады был исключен из членов ВКП(б) комиссар Полавского партизанского отряда А.И.Широков. Его непартийный поступок выразился в том, что он 7 января 1942 г. накануне выхода отряда на выполнение боевого задания в тыл противника, никого не предупредив, занялся пьянкой и проспал отправку отряда, что отразилось на настроении личного состава.

Несмотря на отдельные отрицательные явления при организации досуга партизан, формы культурного досуга выполняли важную задачу антифашистской пропаганды и поддержки партизан и населения. Важно, что, находясь в глубоком тылу противника, партизаны продолжали вести активную культурную жизнь, выражали свои устремления и движения души в творчестве. Моральный дух партизан, воспитанный на замечательных образцах русской и советской культуры, стал важнейшим источником победы над нацизмом [4, с. 277].

1. Абрамов М.Г. На земле опаленной. Страницы из дневников партизана. Л.: Лениздат, 1968. 352 с.

2. Виноградов И.В. Строки, пропахшие порохом. Л.: Лениздат, 1981. 327 с.

3. Виноградов И.В. Герои и судьбы. Л.: Лениздат, 1988. 463 с.

4. Кулик С.В. Антифашистское движение Сопротивления в России. 1941—1944 гг. (проблемы политического и идеологического противоборства). СПб.: ООО «Издательский дом "М1РЪ"», 2006. 337 с.

5. Песни и частушки ленинградских партизан. Л.: Лениздат, 1943. 40 с.

6. Песни ленинградских партизан: сборник. 2-е изд. Л., 1944. 64 с.

7. По зову Сталина: сборник стихов, песен, рассказов и очерков ленинградских партизан / Сост. В.П.Самухин. Л.: Лениздат, 1945. 191 с.

8. Фольклор и быт ленинградских партизан: фотографии и документы / Авт.-сост. Н.В.Савинова. СПб.: Лики России, 2016. 223 с.

9. Данилова А.А. Досуг в партизанских соединениях Украины во время Великой Отечественной войны // Приволжский научный вестник. 2013. № 9(25). С. 17-27.

10. Крутиков И.И. В прифронтовых лесах. Записки партизана. Л.: Лениздат, 1965. 319 с.

11. Первый Партизанский край России. На основе воспоминаний партизан и жителей края: к 75-летию Великой Победы / ред. С.Ф.Витушкин. Великий Новгород, 2019. 336 с.

12. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. О-116. Оп. 1. Д. 1581.

13. Сергунин И.И. Давали клятву партизаны. Л.: Лениздат, 1985. 382 с.

14. Тюрин В.В. «Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты» // Чело: альманах. 2001. № 2(21). С. 62-66.

15. Ковалёв Б.Н. Досуг как форма пропаганды на оккупированной нацистами территории России (1941—1944 гг.) // Россия и современный мир. 2016. № 2. С. 169-179.

16. Виноградов И.В. Дорога через фронт. Записки партизана. Изд. 2-е, испр. и доп. Л.: Лениздат, 1964. 367 с.

17. Дмитриев И.Д. Записки товарища Д. Л.: Лениздат, 1969. 440 с.

18. Асташкин Д.Ю., Ковалёв Б.Н., Кулик С.В. Нацистский режим на Северо-Западе России. Оккупация. Сопротивление. Возмездие / Под ред. Б.Н.Ковалёва. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та., 2018. 420 с.

19. Государственный архив новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО). Ф. 1667. Оп. 2. Д. 306.

20. Тюрин В.В. На земле Садко. Л.: Лениздат, 1986. 319 с.

21. Тюрин В.В. Музы в строю // Чело: альманах. 2000. № 2(18). С. 67-70.

22. Ковалёв Б.Н. Листовка со смирением // Родина. 2011. № 6. С. 29-31.

23. ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 1. Д. 198.

24. ЦГАИПД СПб. Ф. О-116. Оп. 1. Д. 350.

References

1. Abramov M.G. Na zemle opalennoy. Stranitsy iz dnevnikov partizana [On scorched ground. Pages from the partisan diaries]. Leningrad, 1968. 352 p.

2. Vinogradov I.V. Stroki, propahshie porohom [Lines smelling of gunpowder]. Leningrad, 1981. 327 p.

3. Vinogradov I.V. Geroi i sud'by [Heroes and fates]. Leningrad, 1988. 463 p.

4. Kulik S.V. Antifashistskoe dvizhenie Soprotivleni'a v Rossii. 1941—1944 gg. (problemy politicheskogo i ideologicheskogo protivoborstva) [Anti-fascist resistance movement in Russia. 1941—1944 (problems of political and ideological confrontation)]. St. Petersburg, 2006. 337 p.

5. Pesni i chastushki leningradskih partizan [Songs and ditties of Leningrad partisans]. Leningrad, 1943. 40 p.

6. Pesni leningradskih partizan [Songs ofthe Leningrad partisans]: a collection. Leningrad, 1944. 64 p.

7. Samukhin V.P., comp. Po zovu Stalina: sbornik stihov, pesen, rasskazov i ocherkov leningradskih partisan [At the call of Stalin: a collection of poems, songs, stories and essays of the Leningrad partisans]. Leningrad, 1945. 191 p.

8. Savinova N.V., comp. Fol'klor i byt leningradskih partizan: fotografii i dokumenty [Folklore and life of the Leningrad partisans: photographs and documents]. Saint Petersburg, 2016. 223 p.

9. Danilova A.A. [Organization of the leisure in the partisans formations of Ukraine during the Great Patriotic War]. Privolzhskiy nauchnyy vestnik, 2013, no. 9(25), pp. 17-27.

10. Krutikov I.I. V prifrontovyh lesah. Zapiski partizana [In frontline forests. Notes of the partisan]. Leningrad, 1965. 319 p.

11. Vitushkin S.F., resp. ed. Pervyy Partizanskiy kray Rossii. Na osnove vospominanij partizan i zhiteley kraja [The first partisan region of Russia. Based on the memories of partisans and residents of the region]: k 75-letiyu Velikoy Pobedy. Velikiy Novgorod, 2019. 336 p.

12. The central state archive of historical-political documents in Saint Petersburg (TSGAIPD St. P.). H. 0-116. Inv. 1. R. 1581.

13. Sergunin I.I. Davali klyatvu partizany [The partisans took the oath]. Leningrad, 1985. 382 p.

14. Tyurin V.V. "Vse sovdepy ne sdvinut armij, esli marsh ne dadut muzykanty" ["No Soviets will move the armies unless the musicians play the march"]. Chelo: almanac, 2001, no. 2(21), pp. 62-66.

15. Kovalev B.N. Dosug kak forma propagandy na okkupirovannoy nacistami territorii Rossii [Leisure as a form of propaganda on the territory of Russia occupied by the Nazis]. (1941—1944). Rossiya i sovremennyy mir, 2016, no. 2, pp. 169-179.

16. Vinogradov I.V. Doroga cherez front. Zapiski partizana [The road through the front. Notes of the partisan]. Leningrad, 1964. 367 p.

17. Dmitriev I.D. Zapiski tovarishcha D. [Notes by Comrade D.]. Leningrad, 1969. 440 p.

18. Astashkin D.Yu., Kovalev B.N., Kulik S.V. Nazistskiy reshim na Severo-Zapade Rossii. Okkupaziya. Soprotivlenie. Vozmezdie [The Nazi regime in the North-West of Russia. Occupation. Resistance. Retribution]. Saint Petersburg, 2018. 420 p.

19. State archive of the recent history in Novgorod region (GANINO). H. 1667. Inv. 2. R. 306.

20. Tyurin V.V. Na zemle Sadko [On the land of Sadko]. Leningrad, 1986. 319 p.

21. Tyurin V.V. Muzy v stroyu [Muses in the ranks]. Chelo: almanac, 2000, no. 2(18), pp. 67-70.

22. Kovalev B.N. Listovka so smireniem [A leaflet with humility]. Rodina, 2011, no. 6, pp. 29-31.

23. GANINO. H. 260. Inv. 1. R. 198.

24. TSGAIPD St. P. H. 0-116. Inv. 1. R. 350.

Kolotushkin V.G. The features of the partisans' cultural leisure in the Leningrad region during the World War II. The

article discusses the features and forms of the partisans' cultural leisure in the Leningrad region in 1941—1944. The organization of leisure was carried out by the commissars and political agencies of partisan brigades and detachments. Leisure activities included amateur nights and concerts, watching films, reading books, partisan festivals, mass meetings and parades. Writers and artists worked in the enemy's rear. An important component of leisure was the art and literary work of partisans, which was reflected in partisan newspapers, leaflets, and literary magazines. The goals of cultural leisure were to support the combative spirit of the partisans and bring the partisans closer to the local population.

Keywords: World War II, Leningrad region, partisan movement, daily life, leisure, partisan songs, I.V.Vinogradov.

Сведения об авторе. Валерий Геннадьевич Колотушкин — заведующий отделом использования документов; Государственный архив новейшей истории Новгородской области; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.08.2019. Принята к публикации 30.08.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.