УДК 378.661
Сергеева Татьяна Борисовна
доктор философских наук, профессор кафедры педагогики, психологии и
специальных дисциплин
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»,
Ставрополь, Россия г. Ставрополь, ул. Мира, 310, тел. 8-909-760-80-25 e-mail: tat. srgeeva2010@yandex. ru
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Tatiana B. Sergeeva
Doctor of Philosophy, Professor of Pedagogy, Psychology and Special Disciplines
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Stavropol State Medical University»,
310, Mira str., Stavropol, Russia. e-mail: tat.srgeeva 2010@yandex.ru
FEATURES OF CULTURAL AND TEACHING ENVIRONMENT
OF THE MEDICAL SCHOOL
Аннотация. Образовательная среда представляет собой комплекс физических и духовных феноменов. В их число входят научное сообщество, студенчество, сообщество, принципы взаимодействия между коллегами, принципы и идеалы, историческое сознание, традиции. К функциям образовательной среды относится успешная социализация и индивидуализация личности, ориентация в ценностных предпочтениях, формирование чувства психологического комфорта, мотивация нравственных поступков,
формирование профессиональной этики. Развитие личности врача XXI в. приобретает особый смысл: он не только помогает человеку появиться на свет: он конструирует и предлагает обществу образец отношения к человеку. Мировоззрение врачей оказывает огромное влияние на изменение или исправление социальных ситуаций в различных странах мира, формирует общественное мнение. Мышление современного врача все отчетливее перемещается к проблемам социальных факторов человеческого здоровья. Предметным основанием данной статьи является культурно -педагогическая среда медицинского университета.
Ключевые слова: культурная среда, педагогическая среда, развитие, образование, взаимодействие, личность, медицинское образование.
© Сергеева Т.Б., 2018
Abstract. The Educational environment is a complex of physical and spiritual phenomena. These include the scientific community, students, community, principles of interaction between colleagues, principles and ideals, historical consciousness, traditions. The functions of the educational environment include the successful socialization and individualization of the individual, orientation in value preferences, the formation of a sense of psychological comfort, the motivation of moral actions, the formation of professional ethics. The development of the personality of the doctor of the XXI century acquires a special meaning: it not only helps a person to be born: it constructs and offers society a model of attitude to the person. Worldview of doctors has a huge impact on the change or correction of social situations in different countries of the world, forms public opinion. The thinking of the modern doctor moves more and more clearly to the problems of social factors of human health. The subject basis of this article is the cultural and pedagogical environment of the medical University.
Key words: cultural environment, pedagogical environment, development, education, interaction, personality, medical education.
Из определения культуры как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленного в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных форм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, следует, что в вузе создается особое явление, называемое культурным пространством. Университетская среда - это совокупность социальных и духовных феноменов (условий), непосредственно окружающих студента в процессе обучения.
Каждый университет имеет «свое лицо», свою ауру, традиции, стиль отношений между студентами и преподавателями, между административными структурами и структурами научных сообществ. Стиль отношений - это умение уважать прошлое и не настаивать на историческом подражании, с достоинством принимать новое, поддерживать высокое мнение о профессии, быть снисходительными в несущественном и принципиальными в главном. Это среда вмещает нормы и формы общения, ценности, значимые события и символы. Среда многомерна и динамична, она постоянно находится в динамике, ориентируясь на лучшие культурные образцы современности.
Университет, его помещение, стены, книги, дух - это то особое пространство, в отношения с которым вступает каждый, кто учится или преподает в нем.
Как пишет В.А. Садовничий: «эмоциональные отношения, в которые вступает с университетом всякий, кому довелось хотя бы немного побыть в его стенах и кто хотя бы в малой степени имеет основания называть университет своей Alma mater, ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов, когда мы пытаемся разобраться с особенностями университетского образования, с его обеспечением и прогнозировать развитие университета от настоящего в будущее» [4]. Педагогическое сообщество высшей школы поддерживает точку зрения ректора МГУ В.А. Садовничего, состоящую в том, о том, что в основе
университетского образования лежат авторские, научно -педагогические идеалы, вековые традиции, наконец, интеллектуальная элитарность учащихся. Действительно, именно эти обстоятельства позволяли университетам, в классическом понимании этого слова, успешно решать триединую задачу: быть центрами обучения, научных исследований, культуры и воспитания»
В трудах педагогов XIX - начала XX в. (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен) подчеркивалось, что объект и субъект воспитания связываются общим целедостижением, образуя единство, при этом «подвластный» должен быть наделен ответственностью и отличаться от «властного» только ограничением сферы действия, а, значит, и уменьшением степени ответственности [2]. В трудах педагогов, стоявших у истоков русской системы образования, подчеркивалось, что основные добродетели заключались, наряду с «повиновением начальствущим», во взаимной учтивости, воздержании, «равенственном и благонравном» поведении, сердечности, скромности и великодушии, в отсутствии гордости и самолюбия».
Солидарное взаимодействие выступало основным принципом внутренней жизни. Этот принцип доминировал в лучших учебных заведениях, поскольку соответствовал менталитету России, сформировавшемуся под влиянием общинного сознания, исторически сложившемуся уважению между людьми различных вероисповеданий. Он был характерен и для советской педагогики, разработавшей основы воспитания в коллективе и через коллектив. В практической деятельности российских образовательных учреждений существовало особое силовое поле этических требований, которые соблюдались и обучаемыми, и обучающими, и воспитателями, и воспитываемыми. В трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского была соблюдена традиция воспитания в духе особого уважения к своему коллективу, к его общественному лицу; идея соперничества, конкурентной борьбы между образовательными учреждениями не поддерживалась, она имела форму соревновательности. В современном педагогическом сознании идеи воспитания в духе коллективизма, имеющие своим источником национальную и педагогическую традицию, оказались чрезвычайно устойчивыми.
Специфика вуза предрешает и специфическое усвоение форм культуры, которое выработало профессиональное сообщество за годы своего существования. Деятельность врача XXI в. приобретает особый смысл: он не только помогает человеку появиться на свет: он конструирует и предлагает обществу образец отношения к человеку. Мировоззрение врачей оказывает огромное влияние на изменение или исправление социальных ситуаций в различных странах мира, формирует общественное мнение. Мышление современного врача все отчетливее перемещается к проблемам социальных факторов человеческого здоровья. Оно «осуществляется в более широком диапазоне, чем полагала стандартная концепция» [8]. Медицинский вуз - это объект социальных заказов и ожиданий, поступающих от государства, гражданского общества, социальных институтов, отдельных страт и отдельных личностей.
Определение культурно-педагогического пространства университета имеет большое значение для понимания сущности деятельности вуза по созданию условий развития личности.
Культурно-педагогическое пространство вуза - это интеграция науки, образования и воспитания, их взаимодействие во всех ответвлениях, это наука, язык науки, мировоззрение, научная добросовестность, системные знания в области гуманитарных наук, образцы управления, этика повседневности, включение всех подсистем образовательного процесса в целесообразную деятельность, создание высоких образцов поведения и личностного взаимодействия. Соблюдение этих условий - объективная предпосылка формирования профессиональной и личностной культуры будущего врача. Речь идет о сложившейся и постоянно продуцируемой культуре университетского сообщества, оказывающего значимое влияние на создание общественных образцов.
Учебное заведение высшего профессионального образования является сложноорганизованной системой, целеполагание которой заключается в формировании личности определенного типа, обладающей систематическими знаниями, умениями и навыками, дающей ей возможность осуществлять социально необходимую профессиональную деятельность. Системная деятельность медицинского вуза имеет свои особенности, заключающиеся, во -первых, в содержании знаниевого ядра, а во-вторых, в формировании мировоззренческих и общекультурных установок. Главнейшая из них -установка на альтруизм. Современная гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования предполагает несколько аспектов: аксиологический (выбор ценностей), когнитивный (наличие истинных знаний), деятельностный (научение разнообразным способам деятельности в различных сферах), личностный (овладение способами саморегуляции, нравственного самоопределения, развитие рефлексивной способности). В содержании этой парадигмы заложен альтруистический смысл, выступающий не только как абстракция, а как перечисление необходимых для жизнедеятельности субъекта знаний, нравственно-моральных и поведенческих установок, умений и навыков в профессии, в семье, в сообществах [6].
Важнейшим условием развития субъекта образовательного процесса является взаимодействие обучающего и обучаемого. Необходимая часть университетского обучения - взаимодействие преподавателя и студента, считал С.И. Гессен. Это единственный верный путь обучения и развития науки. Это действие совершается обыкновенно, обычно, ежедневно. Оно совершается постоянно: аудитория, лаборатория, семинарий - то место, где открываются новые научные истины, излагаются и проверяются результаты только что сделанных открытий. «Учение и исследование здесь совпадают, и это равно касается как студентов, через учение приступающих в университете к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих свое никогда не кончающееся учение». Он считал, что нужно «предоставление учащемуся права выбирать из массы ежегодно предлагаемых университетом курсов, те, которые, независимо от предписанности их учебными планами, отвечают его научному интересу. Наличие нескольких преподавателей одной и той же науки и свободный выбор учащимся учителя характеризуют дух университетского учения» [2]. Так осуществляется индивидуализация, как
считает С.И. Гессен, не совпадающая ни со специализацией, ни с энциклопедичностью, что отличает университет от специальной школы.
Важную роль в процессе образования играет понимание мира как целостной системы, культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого и освоение культуры настоящего. Эффективным средством воспитания выступает содержание предмета. Ключевым словом в медицинском образовании является «человек». Общим основанием для современных теорий развития личности является реализация «Я» через организацию гармоничной жизни, проживание в ситуации поддержки, внимания, заботы, уважения со стороны ближайшего окружения [5].
Рассматривать медицину как профессиональное знание следует с позиций определений человека как особого явления природы, способной познавать самое себя и переходить на формы осознанного управления жизненными процессами. Выпускник становится специалистом в результате вхождения в различные культурные пространства, испытывая одновременное влияние нескольких из них. Культурные влияния реализуются через организованные формы обучения, но часть их усваиваются студентами самостоятельно через формы его самообразования, роль которых в современной реальности чрезвычайно важна. Фундаментальные знания, получаемые из научного сообщества, мира философии, культуры, соседствуют сегодня со сведениями, получаемыми из популярной литературы, мира паранауки, квазинауки, эзотерических, оккультных представлений. Научные теории должны дифференцировать их от заблуждений, а иногда и лжи. Именно поэтому в культурно-педагогическом пространстве медицинского вуза принцип научности становится основополагающим.
Высшие учебные заведения, которые имеют традиции подготовки специалистов, уходящие в века и тысячелетия, к которым относятся педагогические и медицинские факультеты, выработали непреложные правила подготовки специалистов с учетом непременного непосредственного введения студента в поле профессиональной и личностной культуры и этики.
Культурно-педагогическое пространство медицинского вуза в части содержания обучения отличается системностью и строгостью соблюдения требования основательности базовых знаний, а гуманитарные дисциплины по своей значимости приравниваются к дисциплинам специальности. Системный подход к изучению реализуется в учебных планах медицинского вуза и формирует знаниевое ядро врача-специалиста. Структура учебного плана отражает базовый элемент культуры врача, функция которого состоит в содержательном научном и мировоззренческом наполнении морального сознания. «Особенностью морального сознания является то, что оно мыслит себя как некое общезначимое положение, безотносительное к чьей-либо воле, правомочиям, авторитетам, реальной власти» [1]. Университетская среда - это совокупность социальных и духовных феноменов (условий), непосредственно окружающих студента в процессе обучения, что и дает каждому субъекту образовательного процесса возможность такого развития, когда моральное
сознание становится имманентным, оно «присваивается» субъектом, становится новой структурой личности.
В конечном счете, речь идет о качестве образования Качество образования рассматривается ныне как качество общественного интеллекта. Конгресс Европейской организации качества (Брюссель, 1994 г.) наметил поворот в сторону управления качеством образования и стал рассматривать данный критерий применительно к условиям развития личности, обеспечения качества жизни в целом.
В настоящее время общекультурным основанием для формирования культурно-педагогического пространства медицинского вуза является философия здоровья. Активно изучаются следующие аспекты философии здоровья: здоровье как философская и социально-психологическая проблема, здоровье человека как проблема гуманитарного знания, здоровье и болезнь как проблемы самопознания и самоорганизации, мировоззренческий и научный статус валеологии, здоровье как атрибут антропности, законы духовной детерминации здоровья.
Философия здоровья актуализировалась как область философского знания в его различных аспектах. Современная философия здоровья рассматривает историко-философские подходы к пониманию здоровья (С.А. Нижников, Ю.П. Михаленко), мировоззренческо-методологические проблемы здоровья в современной культурной традиции (В.М. Розин, Б.Г. Юдин, Д.И. Дубровский, Л.В. Фесенкова, А.Т. Шаталов, В.Д. Жирнов, И.А. Гундаров). Рассматривая проблему субъектности в контексте взаимодействия среды и личности необходимо обратиться к вопросу генезиса социального здоровья. Сегодня существует множество данных о патогенном влиянии психологических факторов на соматическую сферу человека. У истоков такого подхода стоит гиппократическая школа, трактовавшая болезнь как расстройство отношений между субъектом и действительностью. В общем виде социальное здоровье можно определить как гармонию между субъектом и социумом. По этому основанию предлагаются следующие критерии социального здоровья: социокультурная активность; способность к дифференциации социальных явлений по критериям нравственных норм; способность к интеллектуализации личной деятельности; способность к идентифицированию себя с элементарной и кумулятивной группой; способность личности ощущать свободу в покое; способность к самоорганизации и организации взаимодействия с социумом; способность к критическому мышлению; способность к саморефлексии; способность испытывать чувство доверия к другим [7].
Социального здоровье может быть достижимым при определенных условиях, а именно: при соблюдении принципа психологической неприкосновенности личности; отказе от суррогатных способов взаимодействия (виртуальные способы); при предоставлении возможности для наибольшего количества непосредственных человеческих и личностных контактов; при постоянной работе по воспитанию чувства социального оптимизма, создании путем сознательных коллективных усилий образцов
поведения; при предоставлении личности возможности общения и обособления; при обеспечении для всех права получения научных знаний без дифференциации по имущественному положению.
Социальное здоровье субъектов образовательного процесса медицинского вуза обеспечивается взаимодействием профессорско -преподавательского состава, практических врачей, трансляцией образцов медицинской профессиональной культуры, ее сознательным усвоением. Участники круглого стола «Какое образование для нас ценно?», организованного редакцией журнала «Вопросы философии, указали на то, что западная система образования предполагает, что каждому выпускнику должна быть понятна системе карьерных коридоров и правил движения по ним. Идеал выпускника в российском образовании в его историческом прошлом (дореволюционном и советском) и настоящем - человек с «активной жизненной позицией», человек, способный работать «в открытом режиме», нацеленный на преобразование среды, на творчество, развитие и саморазвитие, устремленный в будущее, которого еще нет» Общество, где реализовано такое образование сильно людьми» [3]. Приняв некоторые правила западной системы образования, считают участники обсуждения, наше образование должно обладать слаженностью, системностью, технологичностью и обеспечить его набором учебных компетенций с тем, чтобы он мог профессионализироваться и сделать успешную карьеру. Таким образом, культурно-образовательная среда высшей медицинской школы незамкнута в своих границах, она постоянно расширяет свой ареал до культурно-творческого сотрудничества со всеми участниками социокультурного процесса.
Список литературы
1. Бижанов А.Х., Нысанбаев А.Н. Духовно-нравственные основы личностного самосознания // Вопросы философии. - 2018. - № 7. - С. 5-17.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 310.
3. Какое образование для нас ценно? Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 2018. - № 6. - С. 46.
4. Садовничий В.А. [и др.]. Университетское образование: приглашение к размышлению. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - С. 41.
5. Сергеева Т.Б. Русская культура о служении и долге (медицина, педагогика, история, философия). - Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2018. - С. 73.
6. Сергеева Т.Б. Философский мир отечественной педагогики: моногр. -Ставрополь.: Изд-во СтГМУ, 2017. - С. 171.
7. Сергеева Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. - Ростов; Ставрополь: Сервисшкола, 2000. - С. 247.
8. Степин В.С., Стоичик А.М., Затравкин С.Н. История и философия медицины. Научные революции XVII-XIX веков. - М.: Академический проект, 2017. - С. 9.