Научная статья на тему 'Особенности критического реализма и основные темы в поздних произведениях Чехова на примере рассказа «Палата №6»'

Особенности критического реализма и основные темы в поздних произведениях Чехова на примере рассказа «Палата №6» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1530
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критический реализм / прозаическое наследие Антона Павловича Чехова / «Палата №6» / исследование человеческой души / мозаичная картина современного мира / critical realism / prose heritage of Anton Pavlovich Chekhov / «Chamber № 6» / a study of the human soul / a mosaic picture of the modern world

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ху Тяньге

данной статье обозначаются особенности поздних рассказов, где Чехов изображает персонажей из многих слоев русского общества, включая крестьянство, интеллигенцию и мир промышленной торговли. Часто описываемые как наброски персонажей, его произведения характеризуются простыми сюжетными линиями, точным, почти клиническим, повествовательным голосом и лирическим языком. Было рассмотрено изображение Чеховым великих тем русской культуры, в том числе мифологии свободы, насильственного восстания, порядка и власти. Среди их характерных особенностей можно выделить не только революционный реализм, но и особое внимание к общественному сознанию народа. Можно сделать вывод о том, что писатель ярко отражал дух своего времени. По итогу, был осуществлён анализ проявлений критического реализма и выражений основных тем в поздних произведениях Чехова на примере рассказа «Палата №6».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CRITICAL REALISM AND MAIN TOPICS IN LATER CHEKHOV'S WORKS ON THE EXAMPLE OF STORY “CHAMBER № 6”

This article highlights the features of the later stories, where Chekhov portrays characters from many strata of Russian society, including the peasantry, the intelligentsia and the world of industrial trade. Often described as character sketches, his works are characterized by simple storylines, an accurate, almost clinical, narrative voice, and lyrical language. Chekhov's depiction of the great themes of Russian culture, including the mythology of freedom, violent insurrection, order and power, was considered. Among their characteristic features it is possible to allocate not only revolutionary realism, but also special attention to public consciousness of the people. It can be concluded that the writer vividly reflected the spirit of his time. As a result, we analyzed the manifestations of critical realism and expressions of the main themes in Chekhov's later works on the example of the story «Chamber № 6».

Текст научной работы на тему «Особенности критического реализма и основные темы в поздних произведениях Чехова на примере рассказа «Палата №6»»

ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА И ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ПОЗДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧЕХОВА НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА

«ПАЛАТА №6»

Ху Тяньге, магистр филологии1, преподаватель2 *Московский государственного университет им. М.В. Ломоносова 2Коммерческий институт Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли (Россия, г. Москва) (Китай, г. Гуанчжоу)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11791

Аннотация. В данной статье обозначаются особенности поздних рассказов, где Чехов изображает персонажей из многих слоев русского общества, включая крестьянство, интеллигенцию и мир промышленной торговли. Часто описываемые как наброски персонажей, его произведения характеризуются простыми сюжетными линиями, точным, почти клиническим, повествовательным голосом и лирическим языком. Было рассмотрено изображение Чеховым великих тем русской культуры, в том числе мифологии свободы, насильственного восстания, порядка и власти. Среди их характерных особенностей можно выделить не только революционный реализм, но и особое внимание к общественному сознанию народа. Можно сделать вывод о том, что писатель ярко отражал дух своего времени.

По итогу, был осуществлён анализ проявлений критического реализма и выражений основных тем в поздних произведениях Чехова на примере рассказа «Палата №6».

Ключевые слова: критический реализм, прозаическое наследие Антона Павловича Чехова, «Палата №6», исследование человеческой души, мозаичная картина современного мира.

Антон Чехов, самый проницательный драматург России, написал помимо многих примечательных рассказов, несколько драм, поражающих своей оригинальностью и тонкостью. Чехов сочетал реалистический подход с философским наблюдением и сильным чувством человечности.

Наиболее популярными темами в его творчестве являются вопросы о духовной ценности, смысле жизни, интеллигенции, разладе в обществе и народной жизни. Писатель создал новый тип произведения, который отразился и в рассказе «Палата №6», где бытовые будни становятся главным и единственным источником драматического конфликта «маленьких людей». Антон Павлович исследует внутренний мир личности, которая пассивно подчиняется среде. Это рассказ Антона Павловича Чехова написан во время правления царя Александра III, когда империя наиболее сильно подавляла инакомыслие, эта тема является главной в этом рассказе.

Как известно, большое значение для развития Чехова как личности и его таланта было путешествие через всю Россию на Сахалин, где в то время отбывали наказание уголовники. Неделями путешествовал писатель огромной страной и открыл ее для себя как новый континент. По его выражению, с тех пор его творчество «проса-халинилось» [1].

Он начал видеть русскую жизнь в разных измерениях, поэтому его рассказы приобрели черты философского обобщения и психологического исследования.

Исходя из вышесказанного, писатель всеми средствами обличал духовную ограниченность и несовершенство российского быта, обычную неряшливость русского человека, своими врагами объявив пошлость, рабскую психологию и конформизм. Иногда критики обвиняли Чехова в том, что в его рассказах и повестях нет положительного идеала. Это утверждение ошибочно. Он есть, только выраженный

отрицательным образом: писатель, насмехаясь над непривлекательными признаками мещанства, пытается прописать обществу горькие пилюли, чтобы вылечить его. Небольшие по объему произведения поражают насыщенными наблюдениями и психологизмом. Результатами раздумий писателя над русской действительностью стали повести и рассказы: «Моя жизнь», «Мужики», «Человек в футляре», «Палата №6». Последнее произведение произвело особое впечатление, когда была впервые опубликована. Психбольница воспринималась как символ самой России и безумия элиты, которая вместо того, чтобы заниматься проблемами страны, предпочитала смотреть на них издалека.

Вращаясь вокруг философских и социальных конфликтов, история «Палаты №6» разворачивается в провинциальной психиатрической больнице и исследует взаимодействие, происходящее между врачом и членами его города. Андрей Ефимыч Ра-гин - главный врач маленького городка, и, хотя его положение благоприятно, он чувствует себя огорченным окружавшей его посредственностью. Его глубокое желание погрузиться в интеллектуальную беседу удовлетворяется одним из пациентов в психиатрической палате, примыкающей к больнице. Эта палата состоит из пяти пациентов, которых называют лунатиками, и солдата, принуждающего к поведению. Громов осуждает несправедливость, которую он видит повсюду, в то время как Доктор Рагин настаивает на игнорировании несправедливости и других зол; частично в результате этого образа мышления он пренебрегает исправлением дрянных условий больницы.

Эпицентр гибели Рагина был отмечен, когда Аверьяныч вместе с новым городским доктором Хоботовым посетил Рагина в его новой штаб-квартире. Такое социальное недовольство спровоцировало Рагина изрыгать мерзкие слова и даже запустить бутылкой бромида в перепуганных посетителей. Именно в этот момент для Рагина была потеряна всякая надежда, и доктор Хоботов был убежден, что его следует поместить в психушку. Теперь, столкнувшись с тем же будущим, что и у

Громова, Рагин понял, что страдание - это не порождение разума, которое можно смыть, изменив менталитет. Уже не будучи уважаемым врачом, Рагин боролся с тщетными попытками освободиться из палаты, но вместо этого столкнулся с побоями, которые обычно наносились другим членам палаты.

Просветление Рагина пришло ценой его гибели; став пациентом психической больницы, бывший врач получил апоплексический удар, который положил конец его жизни после одного дня пребывания в палате.

Внутренняя битва человеческой личности является одной из основных тем поздних произведений Чехова. И мы видим, как доктор Рагин сомневается, имеет ли его жизнь какую-либо ценность на протяжении всей истории. В больнице он ведет себя так, как будто его действия как врача не влияют на жизнь других людей, считая смерть результатом любой медицинской ситуации. Он не находил смысла жить, не заботясь о том, что окружающий мир вокруг него разваливается, потому что в течение очень долгого времени мир в нем уже был потерян.

Второй важной темой, поднимаемой в рассказе «Палата №6», стало общество. Палата №6 состояла из пяти пациентов, где двое были в здравом уме и заперты против своей воли [2]. Определение их вменяемости не было диагностировано врачом, скорее обществом, считающим их действия непригодными. Когда Рагина чаще всего видели с Громовым, горожане начинали за его спиной распускать слухи о его поступках, вместо того чтобы спрашивать, зачем он разговаривает с душевнобольным. Такие действия подчеркивали неуместную ценность горожан, больше озабоченных последними сплетнями, чем проявлением сострадания. Городские сплетни сформировали совет с неквалифицированными людьми, чтобы судить о здравомыслии Рагина без его согласия, и как только диагноз был заключен, он не был сообщен последнему.

В условиях кризиса, сложившегося в городе, созданном Чеховым, для пациентов отделения было социально приемлемо

наказание в виде физических побоев. Пока Рагин руководил больницей, он не предпринимал никаких усилий, чтобы положить конец злоупотреблениям психически больных, и в результате он получил то же самое лечение, когда стал пациентом палаты. Неуместные ценности наблюдались и в больнице, где грабеж был обычным явлением, а честность-нет. Если бы город сосредоточил свою энергию на наказании воров, а не психически больных, то, возможно, их система здравоохранения была бы сравнима с системой более крупного города.

Огромное внимание уделяется состраданию между людьми. Между Рагиным и Громовым произошел обширный диалог, исследующий плодовитость страдания и его связь с любовью. Как ни хотелось Ра-гину помочь и облегчить страдания Громова, последний сказал, что это невозможно для доктора, потому что он никогда не испытывал страданий. Эти слова легко были сказаны в том месте рассказа, где он мог покинуть палату по желанию, но как только его освободили, он понял страдания, испытываемые Громовым. Их общие страдания объединили их в попытке сбежать из палаты, тщетной попытке, но впервые доктор и пациент оказались на одном уровне [3].

Если говорить об особенностях критического реализма писателя, то мы видим, что среди его нововведений проявились такие характерные черты, как экономное использование повествовательных ресурсов, концентрация на чувствах и эмоциях персонажей характере, а не на действии, импрессионистское принятие определенных точек зрения, отказ от традиционного сюжета и использование атмосферы как двусмысленной смеси как внешних деталей, так и психической проекции.

Во-первых, - подчеркнутое внимание к деталям, которые приобретают значение символа. Комическое в произведении меняется драматическим или сочетается с ним. Синтезируя иронию, гротеск с драматическими, даже трагическими нотами, юмор с философскими обобщениями относительно смысла человеческого бытия, используя подтекст, детали, писатель соз-

дал проблемное, глубоко аналитическое повествование. Ярким примером является психиатрическая больница, ее призвание защищать мир от больных людей, именно защищать, а не лечить несчастных. Горожане, зная, что у них есть дом сумасшедших, спокойные. Но проблема в том, что любой житель города легко мог попасть туда.

Во-вторых, образ «маленького человека». Чехов изображает двух лиц, которые плохо приспособлены иметь дело с реальностью современной жизни, Громова и Ра-гина, однако в конце концов, они оба побеждены своими внутренними слабостями.

Тем не менее, хотя и Громов, и Рагин, как видно, не справляются с задачей жить осмысленной и продуктивной жизнью, они оба кажутся более чувствительными и бдительными, чем остальные люди в их провинциальном городе. Действительно, Громов замечает, что есть десятки сумасшедших, свободно разгуливающих за пределами приюта, в то время как такие люди, как он, находятся в заключении. Ра-гин соглашается и утверждает, что такая судьба-всего лишь случайность. Доктор Рагин и Громов, символизирует собой прозревшего человека, найдя в воображаемом безумном родственную душу, таких «сумасшедших» по России было немало.

В-третьих, высмеивание пороков человеческого общества. Например, взаимоотношения Рагина с предполагаемым другом почтмейстером и коллегой доктором Хоботовым подтверждают эту точку зрения. Почтмейстер-праздный болтун, не имеющий ни истинного понимания, ни сострадания к чужим горестям, кроме своих собственных, а доктор Хоботов-тупой лакей, втайне жаждущий занять место Рагина и в конце концов сумевший его заменить. Не лучше обстоит дело и за пределами этого сельского городка. Рагин путешествует с почтмейстером в Москву и Варшаву, но не находит ничего интересного ни в том, ни в другом месте. В психической больнице он испытал на себе все отличие свободного человека и заключенного в больнице, его били, лишили всех прав, а вскоре не выдержав ужаса пребывания в палате он

умер от сердечного приступа. Конфликт личности и общества, закончился демонстрацией силы власти, уважаемый человек и врач сам оказался в числе безумных жителей психиатрической больнице.

Таким образом, атмосфера безответственной пошлости и пошлости, которую

автора заявить: «Палата №6, это Русь» [1]. Произведение даёт яркое свидетельство того, что русское общество было жертвой двух пороков-невежества и праздности. Одних слов и философских теорий недостаточно для борьбы с этим пагубным недугом.

Чехов создает в этом рассказе, побудила

Библиографический список

1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. - Т. 8. - М.: Художественная литература, 1947. - 572 с.

2. Берковский Н.Я. Чехов. От рассказов и повестей к драматургии // Санкт-Петербург, Русская литература. - 1965. - № 4. - С. 23.

3. Гебель В., Гольберг М., Каган Л., Цукерман Л. Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. О.Ю. Шмидт. - М.: Москва, Сов. энцикл., 1934. - Т. 61. -С.459-460.

FEATURES OF CRITICAL REALISM AND MAIN TOPICS IN LATER CHEKHOV'S WORKS ON THE EXAMPLE OF STORY "CHAMBER № 6"

1 2 Hu Tiange, Master of Philology , Lecture

1Moscow State University M.V. Lomonosov

2Nango Commercial Institute at Guangdong University of Foreign Languages and International Trade (Russia, Moscow) (China, Guangzhou)

Abstract. This article highlights the features of the later stories, where Chekhov portrays characters from many strata of Russian society, including the peasantry, the intelligentsia and the world of industrial trade. Often described as character sketches, his works are characterized by simple storylines, an accurate, almost clinical, narrative voice, and lyrical language. Chekhov's depiction of the great themes of Russian culture, including the mythology offreedom, violent insurrection, order and power, was considered. Among their characteristic features it is possible to allocate not only revolutionary realism, but also special attention to public consciousness of the people. It can be concluded that the writer vividly reflected the spirit of his time.

As a result, we analyzed the manifestations of critical realism and expressions of the main themes in Chekhov's later works on the example of the story «Chamber № 6».

Keywords: critical realism, prose heritage of Anton Pavlovich Chekhov, «Chamber № 6», a study of the human soul, a mosaic picture of the modern world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.