3. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.10)
3.1. ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
Наточеева Наталья Николаевна, д-р экон. наук, профессор
Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Белянчикова Татьяна Викторовна, канд. экон. наук, доцент
Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Левашов Евгений Николаевич, аспирант
Место учебы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Аннотация: в статье рассмотрены основные подходы к кредитованию высшего образования в США. Авторами сделана классификация источников и основных направлений образовательного кредитования, таких как федеральный студенческий, родительский и частный кредиты, а также уделено внимание сопутствующему образовательному кредиту. Проведен анализ федеральных кредитов Перкинса и Стаффорда. Рассмотрены рычаги воздействия государственных органов на недобросовестных студентов. Выявлены проблемы образовательного кредитования в США, которые следует учитывать при развитии системы кредитования высшего образования в России.
Ключевые слова: высшее образование, кредитование, субсидии, федеральный кредит, государственная программа, частный кредит.
SPECIFIC FEATURES OF EDUCATIONAL LENDING IN THE USA
Natocheeva Natalya N., Doctor of Science in Economics, Professor Work place: Plekhanov Russian University of Economics
Belyanchikova Tatiana V., PhD in Economics, Associate Professor Work place: Plekhanov Russian University of Economics
Levachov Eugeny N., Post-graduate student
Study place: Plekhanov Russian University of Economics
Annotation: the article describes the main approaches to lending to higher education in the United States. The authors classify the sources and main directions of educational crediting, such as federal student, parent and private loans, and also pay attention to the relevant educational credit. The analysis of Stafford Loan and Perkins Loan is done. The levers of influence unfair students by state bodies are considered. Problems of educational crediting in the USA which should be considered at development of system of the higher education crediting in Russia are revealed.
Keywords: higher education, loans, subsidies, Federal loan, state program, private loan.
Потребность в росте доступности высшего образования для различных слоев населения в Российской Федерации предполагает построение отечественной системы кредитования образовательных услуг. В этой связи представляется необходимым исследование зарубежного опыта выстраивания различных моделей кредитования образовательных услуг, а также оценку их потенциала при создании системы социального взаимодействия между субъектами (участниками) в сфере высшего образования в современных российских условиях. Рассмотрим систему кредитования высшего образования в США и возможно-
сти использования американского опыта в отечественных условиях.
Образовательное кредитование в США уже длительное время имеет статус государственной программы. Каждый гражданин США может получить высшее образование за счет заемных средств в любом возрасте. В США высшее образование является платным. Образовательные кредиты в этой стране выдаются студентам уже более сорока лет. Каждый год образовательный кредит получают более 50% студентов высших учебных заведений США.
Вопросы образовательного кредитования регулируются Законом о высшем образовании. В этом законе рассматриваются вопросы управления и финансирования федеральных программ высшего образования. Он был принят в 1965 году и с тех пор каждые 5 лет рассматривается Конгрессом США для внесения в него поправок в соответствии с текущей экономической и социальной ситуацией [5, с. 58].
Всего в США существует три основных вида образовательного кредита: федеральный студенческий (Federal Student Loan), родительский (Parent Loan) и частный (Private Loan). Образовательные кредиты предоставляются не только на оплату обучения в вузе, но и на проживание, покупку учебной литературы и т.д. (сопутствующий образовательный кредит).
Родительский кредит выдается родителям будущего студента, если он (или она) находится на их иждивении. Сумма кредита равна стоимости обучения. Для его получения родители должны быть платежеспособны. Обычно срок кредита составляет 10 лет, процентная ставка по нему может составлять не более 9% годовых, ее размер каждый год утверждается Конгрессом США, а выплаты не менее 50 долларов в месяц начинаются через 2 месяца после его выдачи. В период обучения студента в вузе родители могут либо начать погашение кредита, либо платить только проценты за пользование кредитом [8, с.26]. Статистические данные об объемах выдачи образовательных кредитов взяты из ежегодного сборника некоммерческой ассоциации колледжей США «Trends in Student Aid -2016». В 2015-2016 академическом году в США было выдано родительских кредитов в размере 20,88 млрд. долларов, что составило около 20% от общего объема всех студенческих ссуд. Динамика объемов выдачи родительских образовательных кредитов за период с 2005-2006 академического года по 2015-2016 академический год представлена на рисунке 1.
25
п. 15 t; S
►
20 SB
18 93 1 7 4fi 18 33
14 15
10 ,8 11 14
о? Ог сЛ Л1 "У -> О V1
-V®0 -р -Р -Р -Р -Vй -Р ч? -Р -Р
Академический год
Рис. 1 Объемы выдачи родительских образовательных кредитов в США.
Из графика видно, что объем выдачи родительских образовательных кредитов в США неизменно увеличивался каждый год в течение последних лет, лишь в 2012-2013 учебном году отмечается незначительное снижение [10, с.44].
Что касается федеральных образовательных кредитов, то поручителем по ним выступает правительство США. Правительство предоставляет гарантии банкам, предоставляющим студенческие займы. В этом случае федеральное правительство самостоятельно определяет процентную ставку. Как правило, процентная ставка связана со ставкой рефинансирования и изменяется от 4 до 8,25%, т.е. является приемлемой для большинства студентов (заемщиков). Федеральные образовательные кредиты предоставляются не по принципу платежеспособности, поэтому получить такие займы достаточно просто,
но доступны они лишь для граждан США и легальных иммигрантов [3, с.32].
В зависимости от финансового состояния студента федеральный образовательный кредит может быть субсидированным и несубсидированным. Субсидируемые образовательные кредиты предоставляются в первую очередь студентам, испытывающим материальные затруднения, и выплаты по этим кредитам начинаются после завершения обучения в вузе, во время обучения проценты оплачиваются государством. В качестве примеров таких кредитов можно привести федеральный субсидируемый кредит Стаффорда (subsidized Stafford Loan) и федеральный кредит Перкинса (Perkins Loan). Несубсидируе-мые кредиты предоставляются студенту независимо от его материального положения, в период обучения в высшем учебном заведении студент может не вносить платежи по кредиту, но проценты по нему начисляются каждый месяц и добавляются к сумме долга. Обязательства по погашению несуб-сидированного кредита полностью ложатся на студента. Примерами таких кредитов являются несубсидируемый кредит Стаффорда (unsubsdized Stafford Loan), частный образовательный кредит (Private Loan) и родительский кредит (Parent Loan). Возможен также смешанный вариант.
Кроме того, федеральные образовательные кредиты делятся на федеральный образовательный кредит Перкинса (Federal Perkins Loan) и федеральный образовательный кредит Стаффорда (Federal Stafford Loan).
Буев В.В. дает следующую характеристику образовательному кредиту Перкинса. Образовательный кредит Перкинса - это федеральный кредит, который предоставляется студентам из наименее финансово обеспеченных семей вузом-участником программы. Он характеризуется низким уровнем процентной ставки (обычно около 5% годовых) и льготными условиями погашения. Максимальная сумма кредита составляет 4000 долларов в год, и студент имеет право обращаться за ним в течение 5 лет. Минимальная сумма кредита не установлена. Размер предоставляемого кредита зависит от финансового благосостояния студента, времени обращения за кредитом и размера кредитных фондов данного учебного заведения. Кредит выдается высшим учебным заведением-участником программы, и затем эти средства возвращаются ему при погашении кредита [2, с.69-70].
Источники формирования кредитного фонда высшего учебного заведения-участника программы состоят из:
- поступлений из федерального бюджета (это наибольшая составляющая кредитных фондов);
- фондов данного учебного заведения (по условиям программы ежегодно они должны составлять не менее 25% от федеральных поступлений);
- средств из федерального бюджета, покрывающих расходы учебного заведения по кредитам, выплаты по которым были прекращены в соответствии с федеральными постановлениями;
- средств, поступающих от погашения ранее выданных кредитов.
Денежные средства по кредиту могут либо выдаваться
лично студенту, либо переводиться непосредственно на счет вуза в счет оплаты за обучение. Размер фондов, из которых выдается данный образовательный кредит, различен в вузах-участниках программы и меняется каждый год, поэтому количество и сумма получаемых студентами кредитов определяется учебными заведениями ежегодно. В период обучения в вузе правительство выплачивает проценты по кредиту, выплаты по кредиту заемщиком начинают осуществляться через 9 месяцев после завершения им
обучения и составляют минимум 40 долларов каждый месяц. На погашение кредита отводится до 10 лет [9, с.69].
Наиболее распространенные примеры погашения федерального образовательного кредита Перкинса приведены в таблице 1.
Таблица 1
Погашение федерального образовательного кредита Перкинса (в долларах)
Общая сумма кредита Количество платежей П риблизител ьн ые ежемесячные выплаты Сумма выплат процентов по кредиту Общая сумма выплат
4000 120 42,43 1091,6 5091,6
5000 120 53,03 1363,6 6363,6
15000 120 159,1 4092 19092
Примечание: в данных примерах использовалась процентная ставка - 5% и срок погашения -10 лет. Источник: [2, с. 70].
В 2015-2016 академическом году было выдано федеральных образовательных кредитов Перкинса на сумму 1,16 млрд. долларов, что составило 1,1% от общего объема выданных студенческих ссуд в США в этот период. Динамика выдачи федеральных образовательных кредитов Перкинса за 10 лет с 2005-2006 академического года по 2015-2016 академический год показана на рисунке 2. — 2 1,8
I
5
£ 1,2
3. 1
1 ц
3 0,6 а
I 0.4
А
ю 0,2 О
0
1, 71
1 ais
1 11
\\ 11
и, J4 0 R3 0, 36
Г j? -f # J? „/* # J? ^ ^ # ^ ^ ^ ^
^ iS^ a4-1 t>
f -V f f
Академический год
Рис. 2. Объемы выдачи образовательных кредитов Перкинса в США.
Исходя из графика, можно сделать вывод, что с 2005-2006 по 2009-2010 академический год происходило снижение объемов выдачи федеральных образовательных кредитов Перкинса. Особенно значительное уменьшение объемов выдачи образовательных кредитов Перкинса произошло в 2008-2009 академический год по сравнению с 2007-2008 годом, что можно объяснить влиянием мирового финансового кризиса. Также необходимо отметить, что в 2010-2011 академическом году произошло незначительное увеличение по сравнению с 20092010 годом объемов выдачи образовательных кредитов Пер-кинса. В течение следующих двух лет объем выдачи данных кредитов незначительное снижается, а в 2013-2014 академическом году произошло значительное увеличение их выдачи, данная тенденция сохранилась и в 2014-2015 академическом году, однако в 2015-2016 академическом году произошло незначительное снижение [11, с.10].
Образовательный кредит Стаффорда - это федеральный кредит, предоставляемый студентам и характеризующийся низкой процентной ставкой и выгодными условиями погашения. Процентная ставка по кредиту изменяется каждый год, но она не может превышать 8,25% годовых. В 2016-2017 академическом году процентная ставка, как по субсидируемому
кредиту Стаффорда, так и по несубсидированному составляет 3,76% годовых, что ниже на 0,37% чем в предыдущем году. Срок погашения кредита - от 10 до 25 лет в зависимости от общей суммы средств, полученных по этому кредиту, и выбранному плану погашения кредита.
Во время обучения в вузе проценты по субсидированному кредиту Стаффорда оплачиваются государством, а непосредственно выплаты по кредиту заемщиком начинают осуществляться через 6 месяцев после окончания обучения. Несубсиди-руемый кредит Стаффорда предоставляется студентам без учета их материальной обеспеченности, проценты по кредиту начинают начисляться сразу после его получения, однако, студент имеет право начать выплаты по кредиту через 6 месяцев после окончания вуза. В этом случае проценты будут добавляться к общей сумме долга. Иногда могут предоставляться как субсидируемый, так и несубсидируемый виды кредита студентам с незначительными финансовыми затруднениями, но общая сумма предоставляемого таким образом кредита не может превышать максимального размера, устанавливаемого Министерством образования США [4, с.22-24].
В течение 2015-2016 академического года было предоставлено федеральных образовательных кредитов Стаффорда на общую сумму 73,77 млрд. долларов, из них субсидируемые кредиты Стаффорда составили 22,98 млрд. долларов (21,5% от общего объема выданных студенческих кредитов), несубсиди-руемые - 50,79 млрд. долларов (47,5% от общего объема выданных студенческих кредитов). Динамика выдачи субсидируемых федеральных образовательных кредитов Стаффорда за период с 2005-2006 академического года по 2015-2016 академический год представлена на рисунке 3.
_ 45
0 40
1 35 | 30
¡20 fis |10 S 5
I 0
41
36 74
32 38
26 94 26 47 21 ,7
22 98
Академический год
Рис. 3. Объем предоставления субсидируемых образовательных кредитов Стаффорда в США.
По графику видно, что объемы выдачи субсидируемых кредитов Стаффорда практически постоянно увеличивались с 2005-2006 академического года по 2011-2012 академический год. Лишь в 2005-2006 и 2006-2007 академические года наблюдалось совсем незначительное уменьшение объема их выдачи, которое, начиная с 2007-2008 академического года, сменилось ростом. Также необходимо отметить значительное снижение объемов выдачи кредита в 2012-2013 академическом году и продолжающиеся уменьшение в 2013-2014, 20142015 и 2015-2016 годах.
Динамика выдачи несубсидируемых образовательных кредитов Стаффорда за период с 2005-2006 академического года по 2015-2016 академический год приведена на рисунке 4.
■ ьо
10
—1 ►— ► 79
48, ,03 ьь. 44 51 ,9 51, 74 50,
.68 44
28, ,32
° / / # f # # / J / / / / / / / 4? / / /
Академический год
Рис. 4. Объем предоставления несубсидируемых образовательных кредитов Стаффорда в США.
Из графика видно, что объемы выдачи несубсидируемых кредитов Стаффорда увеличивались в течение последних лет практически каждый год, исключение составляет только 20062007 академический год, в котором наблюдалось незначительное уменьшение объемов выдачи, а также 2013-2014, 2014-2015 и 2015-2016 года. Также необходимо отметить резкое увеличение объемов предоставления несубсидируемых образовательных кредитов Стаффорда с 2008-2009 по 20122013 академический год, которое обусловило превышение объемов предоставления несубсидируемых кредитов Стаффорда над субсидируемыми [10, с.11].
Погашение кредита может осуществляться в соответствии с несколькими финансовыми схемами:
- стандартная схема погашения кредита (Standard Repayment Plan) -каждый месяц выплачивается определенная фиксированная сумма (не менее 50 долларов), время погашения кредита по этой схеме обычно составляет 10 лет;
- прогрессивная схема погашения кредита (Graduated Repayment Plan) - в начале срока погашения кредита ежемесячные платежи относительно невысоки, размер ежемесячных выплат повышается через определенные промежутки времени;
- схема погашения кредита, зависящая от дохода заемщика (Income-Sensitive Repayment Plan) - размер ежемесячных выплат зависит от дохода заемщика и размера долга;
- схема продленного погашения кредита (Extended Repayment Plan) -срок выплаты кредита увеличивается на период до 25-30 лет, при этом можно выбрать фиксированный или прогрессивный механизм погашения кредита [2, с.73-74].
Примеры погашения образовательных кредитов Стаффорда с использованием вышеописанных схем приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Погашение федерального образовательного кредита Стаффорда по различным схемам (в долларах)
Общая сумма кредита Общая сумма выплат по стандартной схеме погашения кредита Общая сумма выплат по схеме продленного погашения кредита (период погашения - 20 лет) Общая сумма выплат по прогрессивной схеме погашения кредита Общая сумма выплат по схеме погашения кредита, зависящая от дохода заемщика (доход-25000)
2500 3074 3074 4029 4788
5000 7359 7893 8649 9576
7500 11039 11840 12970 14364
10000 14718 17463 19175 19152
15000 22077 26194 28762 28727
31000 45627 63394 68854 59370
Андреев В.М. отмечает, что правительственная программа предполагает также варианты «прощения долгов». Например, предусматриваются возможности трудоустройства для полного или частичного погашения кредита. В зависимости от полученного образования это может быть служба в армии, работа волонтером, медиком или учителем в некоммерческих организациях, работа в госпитале в труднодоступных областях Миссисипи, в правозащитной организации на Аляске, в благотворительной школе для людей с ослабленными умственными способностями или в службе помощи инвалидам. Есть много способов получить образование и принести при этом пользу стране. Число невозвращенных образовательных кредитов в США составляет менее 5% от общего количества выданных [1, с.30].
Как утверждает Матросов М. Б., несмотря на кажущуюся доступность студенческих займов, имеются определенные рычаги воздействия государственных органов на недобросовестных студентов (заемщиков). Предусматривается определенная система надзора, которая позволяет государству в лице Департамента образования контролировать действия всех субъектов программы образовательного кредитования. На рисунке 5 представлена схема контроля за выплатами образовательного кредита в США.
Примечание: в данных примерах использовалась максимально возможная процентная ставка по этому виду кредита - 8,25%. Источник: [2, с. 75].
Рис. 5. Схема контроля за выплатами образовательного кредита в США.
1. Департамент образования - Гарантирующее агентство:
- заключает гарантийное соглашение с гарантирующим агентством;
- выплачивает гарантирующему агентству от 75 до 100% от выплаченных им кредиторам средств в случае невозврата кредита заемщиком (дефолта);
- выплачивает гарантирующим агентствам 0,4% от суммы застрахованных ими образовательных кредитов;
- рассматривает вводимые гарантирующим агентством санкции на вузы и кредиторов и имеет право их отменять.
2. Департамент образования - Кредитор:
- выплачивает кредиторам компенсационные платежи в случае, если предусмотренная законом максимальная процентная ставка по образовательным кредитам меньше ставки по государственным ценным бумагам (аналог ставки рефинансирования в РФ);
- осуществляет страхование выданных образовательных кредитов.
3. Гарантирующее агентство - Кредитор:
- осуществляет страхование выданных образовательных кредитов;
- выплачивает кредитору невозвращенную сумму кредита в случае неплатежеспособности заемщика (дефолта);
- контролирует деятельность кредитора и в случае выявления нарушений имеет право исключить его из программы образовательного кредитования.
4. Кредитор - Заемщик:
- предоставляет кредит заемщику;
- предпринимает действия по предотвращению невозврата кредита и взиманию просроченного долга.
5. Заемщик - Кредитор:
- подписывает вексель - обязательство возвратить кредит;
- выплачивает кредит.
6. Кредитор - Гарантирующее агентство:
- уплачивает гарантирующему агентству страховой взнос за страхование кредита;
- отчитывается перед гарантирующим агентством за деятельность в программе кредитования.
7. Гарантирующее агентство - Департамент образования:
- подает заявки на выплаты по гарантийному соглашению;
- отчитывается перед Департаментом образования за деятельность в программе кредитования.
8. Гарантирующее агентство - Вуз:
- контролирует деятельность вуза и в случае выявления нарушений имеет право исключить его из программы образовательного кредитования.
9. Вуз - Заемщик:
- устанавливает размер кредита.
10. Кредитор - Вуз:
- перечисляет денежные средства.
Субъекты программы образовательного кредитования, не выполняющие предъявляемые к ним требования, могут быть исключены из неё. Для вузов это означает потеря значительной части доходов, поскольку большинство студентов оплачивают свое обучение за счет образовательного кредита. Имеется способ контроля за вузами, участвующими в федеральной программе образовательного кредитования: исключение их из программы за превышение определенного максимального количество дефолтов (невозвращенных выпускниками вуза кредитов) и за нарушение условий программы. Такие меры, очевидно, мотивируют вузы к повышению качества предоставляемых образовательных услуг, установлению контактов и взаимодействию с работодателями. Департамент образования снова включает вуз в программу образовательного кредитования после того, как он сможет доказать, что в дальнейшем таких нарушений не произойдет [5, с.58].
Частный кредит используется в случае необходимости компенсации разницы между стоимостью обучения и федеральной (правительственной) ссудой. Частные образовательные кредиты получить сложнее, поскольку для этого требуется либо поручительство по кредиту от гражданина США, либо подтверждение дохода, достаточного для выплаты кредита, а также наличие имущества, которое может выступить в качестве залога. Частные образовательные кредиты, как правило, сопровождаются более высокими административными издержками, процентными ставками, комиссионными за пользование кредитом по сравнению с федеральными кредитами и предоставляются частными кредиторами (банком, кредитным союзом, частным фондом), осуществляющими свою деятельность как на территории всей страны, так и в отдельных штатах, при отсутствии государственных гарантий. Обычно размер кредита, предоставляемого частными кредитными организациями, неограничен, но рассчитывается исходя из стоимости обучения за вычетом размера федеральной помощи, предоставленной студенту [6, с.92-93].
В 21 веке до периода мирового финансового кризиса с 20052006 по 2007-2008 академический год частные студенческие ссуды были быстрорастущим сегментом рынка студенческих ссуд в США. Если в 2005-2006 академическом году объем частных образовательных кредитов составлял около 23% (18,84 млрд. долларов) от объема всех выданных студенческих ссуд, то в 2007-2008 академическом году он увеличился до 25% и составил 23,26 млрд. долларов. Однако с 2008-2009 по 2010-
2011 академический год в связи с мировым финансовым кризисом объем выдачи частных образовательных кредитов в США резко сократился. В 2008-2009 академическом году он составил 11% от общего объема выданных студенческих кредитов, в 2009-2010 - 8%, в 2010-2011 - 7%. В течение последних лет постоянно отмечается незначительный рост объемов выдачи частных образовательных кредитов [11, с.12]. Динамика объемов выдачи частных образовательных кредитов в США с 2005-2006 академического года по 2015-2016 академический
Академический год
Рис. 6. Объем предоставления частных образовательных кредитов в США.
Таким образом, в США существует несколько видов образовательных кредитов: родительские, частные и федеральные, которые подразделяются на федеральный кредит Стаффорда и федеральный кредит Перкинса. Каждый вид кредита имеет свои особенности и условия предоставления.
Система образовательного кредитования в США имеет статус государственной программы, государство оказывает серьезную поддержку студентам при предоставлении образовательного кредита и имеется четкая система контроля за деятельностью участников программы образовательного кредитования. Однако в США за обучение платят в первую очередь студенты -самостоятельно или за счет заемных средств; а во вторую -государство.
Американская образовательная система предполагает, что высшее образование - это товар, покупаемый и продаваемый за деньги и предоставляющий возможность его получателю найти высокооплачиваемое место работы. Всё это обуславливает то, что США является государством с наиболее развитой системой образовательного кредитования.
Можно ли на основе проведенного анализа зарубежного опыта признать американскую модель кредитования оптимальной? Мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 года, вскрыл в США и других странах ранее не возникавшие проблемы в системе кредитования образовательных услуг. Так, например, ни в одной стране мира не было законодательно установленных финансовых гарантий банков относительно невозврата образовательных кредитов в случае возникновения систематических рисков (являющихся порождением фундаментальных рисков, предполагающих падение рынка в целом), способных привести к кризису финансовой системы. Отсутствие законодательно установленных гарантий по образовательным кредитам в ситуации финансового кризиса отрицательно сказалось на системе высшего образования в целом ряде стран. Так, в США произошел массовый отказ от выполнения обязательств по образовательному кредитованию, а вследствие отсутствия соответствующей поддержки со стороны государства многие студенты, оплачива-
ющие обучение за счет заемных средств, не смогли продолжить свое образование.
Следовательно, можно согласиться с точкой зрения Сивако-ва В.Л. о наличии определенных общих проблем для системы кредитования образовательных услуг как способа обеспечения доступа к высшему образованию для различных групп и слоев населения, свойственные, как для высокоразвитых стран, уже довольно продолжительное время внедряющих практику кредитования образовательных услуг, так и для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, имеющих небольшой опыт предоставления кредитов на образование [7, с.108]. Таким образом, при разработке моделей образовательного кредитования в Российской Федерации (где этот вид кредита ещё не получил широкого распространения) необходимо принять во внимание опыт США и других развитых стран касательно определения условий кредитования, участия государства, работодателей, осуществления сбора выплат по кредитам. Кроме этого, нужно учесть все возможные проблемы и риски, выявленные зарубежной практикой, и попытаться избежать при формировании российской системы образовательного кредитования.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,18%.
Список литературы:
1. Андреев, М.В. Система кредитования образования в США / М.В.
Андреев // Известия Санкт-Петербургского университета экономики
и финансов. - 2010. - № 5. - С. 89-91.
2. Буев, В.В. Аналитический отчет по первому этапу проекта исследование и разработка системы экономических методов поддержки образования (субсидирования и кредитования) / В.В. Буев. - АНО «НИ-СИПП», 2008. - 126 с.
3. Гурьянов, А.П. Международные системы образовательного кредитования / А.П. Гурьянов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 30-33.
4. Манахов, С.В. Образовательный кредит в зарубежных странах: этапы становления, современные проблемы и тенденции развития / С.В. Манахов, Н.А. Моисеев // Плехановский научный бюллетень. - 2013.
- № 1. - С. 13-26
5. Матросов, М.Б. Образовательные кредиты как инструмент повышения качества и доступности высшего образования: опыт компании «Крэйн» по реализации программы образовательных кредитов «Кредо» / М.Б. Матросов // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 3. - С. 57-65.
6. Паркер, Т.Д. Государственное регулирование и частные студенческие ссуды / Т.Д. Паркер // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 3. - С. 91-94.
7. Сиваков, В.Л. Роль образовательного кредитования в повышении уровня доступности образовательных услуг высшего профессионального образования: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Сиваков Владимир Леонидович. - СПб, 2009. - 207 с.
8. Скворцова, Е.М. Особенности правого регулирования системы кредитования образования в США / Е.М. Скворцова Е.М. // Право и образование. - 2007. - № 7. - С. 25-28.
9. Скворцова, Е.М. Правовое регулирование системы кредитования образования в РФ и США / Е.М. Скворцова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 7. - С. 68-71.
10. Талипова, А.Х. Социальное и экономическое значение функций образовательного кредита /А.Х. Талипова // Экономика образования.
- 2015. - № 5. - С. 43-49.
11. Тенденции в оказании финансовой помощи студентам // Ежегодный сборник некоммерческой Ассоциации колледжей США, 2016. -36 с.