Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА'

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНУАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ЛЕВОРУКОСТЬ / ПРАВОРУКОСТЬ / АМБИДЕКСТР / НАРУШЕННЫЙ СЛУХ / СОХРАННЫЙ СЛУХ / НЕСЛЫШАЩИЕ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ / ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / MANUAL ASYMMETRIES / LEFT-HANDED STUDENT / RIGHT-HANDED STUDENT / AMBIDEXTER / HEARING IMPAIRMENT / NORMAL HEARING / DEAF PERSON / HARD-OF-HEARING / VERBAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарова Светлана Сергеевна, Машкова Лариса Александровна

Статья посвящена исследованию вербальной креативности учащихся c нарушением слуха и мануальной асимметрией. Исследование проводилось на базе корреционной школы, а также ряда общеобразовательных школ Москвы. Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда. В работе приняли участие 264 лево- и праворуких учащихся с нарушенным и с сохранным слухом в возрасте от 15 до 21 года, при этом в основную группу вошли 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную - 49 учащихся с сохранным слухом. В этих группах сравнению подверглись следующие выборки: учащиеся с сохранным слухом, учащиеся с нарушенным слухом, слабослышащие, неслышащие учащиеся. Исследование параметров вербальной креативности выявило неоднозначные результаты. Параметр «Беглость» снижается при повышении степени потери слуха, причем у леворуких учащихся это снижение более выражено, чем у их праворуких сверстников. По параметру «Гибкость» различия между праворукими и леворукими учащимися слабо выражены, при этом у учащихся с сохранным слухом этот параметр почти в два раза выше, чем у слабослышащих и неслышащих учащихся. По параметру «Оригинальность» у праворуких слабослышащих и неслышащих учащихся наблюдается явно выраженное снижение данного параметра. У леворуких учащихся падение параметра «Оригинальность» наблюдается только у неслышащих учащихся, у слабослышащих учащихся показатели данного параметра выше, чем у учащихся с сохранным слухом. Корреляционный анализ показал достоверную связь между уровнем вербальной креативности и состоянием слуха: уровень вербальной креативности снижается при повышении степени потери слуха. Профиль вербальной креативности учащихся с сохранным слухом и нарушенным слухом различаются: среди учащихся с сохранным слухом более высокий уровень у праворуких учащихся; среди учащихся с нарушенным слухом - у леворуких учащихся. Выявлена статистически достоверная корреляция между состоянием слуха и всеми параметрами вербальной креативности: со снижением слуха уменьшаются значения всех параметров вербальной креативности. Все параметры вербальной креативности достоверно коррелируют между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шарова Светлана Сергеевна, Машкова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE FEATURES IN STUDENTS WITH MANUAL ASYMMETRIES AND HEARING IMPAIRMENT

The article devoted to the study of verbal creativity in students with hearing and manual asymmetry. The study was conducted both in the special-needs school and secondary schools in Moscow. To study some verbal creativity parameters a modified Guildford's test of divergent thinking was used. A total of 264 left-handed and right-handed students (aged 15-21) with hearing impairment and normal hearing took part in the study. The core group included 98 deaf students, 117 hard-of-hearing students, and the control group included 49 students with normal hearing. All students were divided into 2 groups: left-handed and right-handed. This option has defined the following selections to be compared: students with normal hearing, students with hearing impairment, hard-of-hearing and deaf students. The research about the verbal creativity has revealed ambiguous results. The Fluency parameter decreases with the increase of loss of hearing, and often in left-handed students this decrease is more expressed than in their right-handed students of the same age. There is no clear distinction between right-handed and left-handed students on the Flexibility parameter, but at the same time Flexibility is almost twice higher in students with normal hearing in comparison with the hard-of-hearing and deaf students. The hard-of-hearing and deaf right-handed students obviously expressed a decrease by the Originality parameter. Among the left-handed students the Originality parameter declines only in deaf students while in hard-of-hearing students this parameter is higher than in students with normal hearing. There is a significant correlation between the level of verbal creativity and the level of hearing: the level of verbal creativity decreases with the increase of loss of hearing. The profile of students' verbal creativity with normal hearing and with impaired hearing differs - among the students with normal hearing the right-handed students have the higher level and among the students with hearing impairment the higher level is in left-handed students. Statistically significant correlation between a level of hearing and all parameters of verbal creativity has been revealed: the values of all parameters of verbal creativity decrease with the hearing decline. All parameters of the verbal creativity authentically correlate to each other.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

С. С. Шарова, Колледж малого бизнеса № 4, Москва, Л. А. Машкова, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва

Статья посвящена исследованию вербальной креативности учащихся с нарушением слуха и мануальной асимметрией. Исследование проводилось на базе корреционной школы, а также ряда общеобразовательных школ Москвы. Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда. В работе приняли участие 264 лево- и праворуких учащихся с нарушенным и с сохранным слухом в возрасте от 15 до 21 года, при этом в основную группу вошли 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную — 49 учащихся с сохранным слухом. В этих группах сравнению подверглись следующие выборки: учащиеся с сохранным слухом, учащиеся с нарушенным слухом, слабослышащие, неслышащие учащиеся. Исследование параметров вербальной креативности выявило неоднозначные результаты. Параметр «Беглость» снижается при повышении степени потери слуха, причем у леворуких учащихся это снижение более выражено, чем у их праворуких сверстников. По параметру «Гибкость» различия между праворукими и леворукими учащимися слабо выражены, при этом у учащихся с сохранным слухом этот параметр почти в два раза выше, чем у слабослышащих и неслышащих учащихся. По параметру «Оригинальность» у праворуких слабослышащих и неслышащих учащихся наблюдается явно выраженное снижение данного параметра. У леворуких учащихся падение параметра «Оригинальность» наблюдается только у неслышащих учащихся, у слабослышащих учащихся показатели данного параметра выше, чем у учащихся с сохранным слухом. Корреляционный анализ показал достоверную связь между уровнем вербальной креативности и состоянием слуха: уровень вербальной креативности снижается при повышении степени потери слуха. Профиль вербальной креативности учащихся с сохранным слухом и нарушенным слухом различаются: среди учащихся с сохранным слухом более высокий уровень у праворуких учащихся; среди учащихся с нарушенным слухом — у леворуких учащихся. Выявлена статистически достоверная корреляция между состоянием слуха и всеми параметрами вербальной креативности: со снижением слуха уменьшаются значения всех параметров вербальной креативности. Все параметры вербальной креативности достоверно коррелируют между собой.

Ключевые слова: мануальная асимметрия; леворукость; праворукость; амбидекстр; нарушенный слух; сохранный слух; неслышащие; слабослышащие; вербальная креативность.

Для цитаты: Шарова С. С., Машкова Л. А. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 56-62.

Введение

Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее остро стоящих проблем современной педагогической, возрастной и специальной психологии [1; 2; 7; 8]. Один из аспектов этой проблемы связан с исследованием вербальной креативности учащихся с соче-танными леворукостью и полной или частичной утратой слуха. В настоящее время существует много исследований вербальной креативности и ее параметров у леворуких и праворуких учащихся [1; 2; 4; 8; 10; 11]. Гораздо меньше

исследований посвящено изучению параметров вербальной креативности учащихся с нарушенным слухом [3; 5; 9]. При этом исследования сочетанного действия мануальной асимметрии и нарушения слуха единичны и сосредоточены в основном в биологическом направлении [4; 6; 11]. Вместе с тем, среди лиц с нарушенным слухом число леворуких в полтора-два раза выше, чем среди людей с нормальным слухом [11]. Целью исследования стало выявление особенностей параметров вербальной креативности при сочетании двух факторов — мануальной асимметрии и нарушенного слуха.

Методика

Исследование проводилось на базе коррек-ционной школы (Колледж малого бизнеса № 4), а также в вузах и общеобразовательных школах города Москвы. Всего в исследовании приняли участие 264 учащихся с нарушенным и сохранным слухом в возрасте от 15 до 21 года, что обусловлено пролонгированностью обучения учащихся с нарушенным слухом в коррекцион-ной школе. В основную группу вошли 215 учащихся, из них 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную группу — 49 учащихся с сохранным слухом.

Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда [5; 6; 10] на вербальную креативность, диагностирующий как общий уровень вербальной креативности, так и ее параметры: гибкость, оригинальность, беглость. Для достоверности результатов исследования применялись параметрический метод оценки достоверности по ¿-кри-терию Стьюдента для независимых выборок и коэффициент корреляции Пирсона.

Перед основным исследованием все учащиеся были разделены на группы по предпочтению руки в своих действиях — лево-рукие, праворукие. Разделение происходило на основе результатов проведенного модифицированного теста М. Аннет [11].

Результаты исследования

Особенности учащихся с нарушенным слухом в полной мере проявились при выполнении заданий теста Дж. Гилфорда на вербальную креативность. Со снижением сохранности слуховой функции резко падает уровень вербальной креативности. У учащихся с нарушенным слухом самые высокие показатели у правору-ких учащихся, самые низкие — у амбидекстров. У учащихся же с сохранным слухом самый высокий уровень вербальной креативности у амбидекстров, самый низкий — у леворуких учащихся [6].

Профили вербальной креативности, включающие в себя параметры «Гибкость», «Беглость» и «Оригинальность», не одинаковы

у испытуемых с разной мануальной асимметрией. У учащихся с сохранным слухом профиль вербальной креативности показывает неоднозначные результаты. Так, у праворуких учащихся лучше развиты беглость и оригинальность, у ле-воруких — оригинальность и гибкость, а у ам-бидекстров — гибкость и беглость. При этом самый высокий уровень гибкости наблюдается у амбидекстров, самый низкий — у праворуких учащихся. Такая же зависимость наблюдается и в отношении показателя «Оригинальность». Самый высокий уровень беглости у амбидекстров, а самый низкий — у леворуких учащихся.

Несколько другой профиль наблюдается у слабослышащих учащихся. У праворуких учащихся он почти повторяет профиль пра-воруких с сохранным слухом, у леворуких учащихся самый высокий уровень имеет показатель «Оригинальность», самый низкий — «Гибкость», у амбидекстров так же, как и у леворуких учащихся. При этом самый высокий уровень показателя «Оригинальность» наблюдается у леворуких учащихся, самый низкий — у праворуких. Показатель «Гибкость» у леворуких, праворуких и амби-декстров отличается незначительно. Такая же картина и с показателем «Беглость».

У неслышащих учащихся профиль пра-воруких практически совпадает с таковым у слабослышащих. Самый высокий результат по показателю «Оригинальность», самый низкий — по показателю «Гибкость». У неслышащих леворуких учащихся профиль также практически повторяет профиль лево-руких учащихся: самый высокий результат имеет показатель «Оригинальность», самый низкий — «Гибкость». Профиль неслыша-щих амбидекстров проседает на показателе «Гибкость», имея очень низкий результат, потом идет «Оригинальность» и «Беглость». При этом у неслышащих учащихся по показателю «Оригинальность» праворукие учащиеся немного опережают леворуких и амби-декстров. По показателю «Беглость» наблюдается похожая закономерность: праворукие опережают амбидекстров, самые низкие результаты имеют леворукие по этому показателю. По показателю «Гибкость» самые низкие результаты наблюдаются у амбидекстров, а самые высокие — у праворуких учащихся.

Как видно из рисунка 1, у праворуких учащихся по параметрам «Беглость» и «Оригинальность» различия между слабослышащими и неслышащими учащимися незначительны, но почти в два раза ниже, чем у учащихся с сохранным слухом. Параметр «Гибкость» также снижается со снижением сохранности слуховой функции, однако снижение не такое заметное, как в случае с оригинальностью и беглостью.

Как видно из рисунка 2, у леворуких испытуемых наблюдается несколько другая картина. Параметры «Беглость» и «Гибкость» выше у учащихся с сохранным слухом, при этом со снижением слуховой функции падает значение данных параметров. По параметру «Оригинальность» у слабослышащих учащихся значение незначительно выше, чем

у учащихся с сохранным слухом. При этом у неслышащих учащихся значение параметра «Оригинальность» в два раза ниже, чем у слабослышащих и учащихся с нарушенным слухом.

Как видно из таблицы 1, параметр «Беглость» снижается при повышении степени потери слуха, при этом у леворуких учащихся это снижение более выражено, чем у их праворуких сверстников. По параметру «Гибкость» различия между праворукими и лево-рукими учащимися слабо выражены, при этом у учащихся с сохранным слухом этот параметр почти в два раза выше, чем у слабослышащих и неслышащих учащихся. По параметру «Оригинальность» у праворуких учащихся наблюдается явно выраженное снижение данного параметра у слабослышащих и неслышащих

Рис. 1. Параметры вербальной креативности у праворуких испытуемых с сохранным и нарушенным слухом

Рис. 2. Параметры вербальной креативности леворуких испытуемых с сохранным и нарушенным слухом

Таблица 1

Параметры вербальной креативности учащихся с разной степенью потери слуха и мануальной асимметрией

Леворукие Праворукие

Состояние слуха / л н и о я л л н и о я л

Ведущая рука - н и о ч и л н и о а »о я а и а - н и о ч и л н и о а »о я я и я

1-0 и- О из и- о

Сохранный слух 67,8 28,6 3,6 71,63 26,78 3,53

Слабослышащие 45,74 18,38 3,92 45,05 17,71 1,61

Неслышащие 35,81 14,71 1,74 41,17 15,95 1,63

учащихся. У леворуких учащихся падение параметра «Оригинальность» наблюдается только у неслышащих учащихся, у слабослышащих учащихся показатели данного параметра выше, чем у учащихся с сохранным слухом.

При анализе взаимосвязи между параметрами «ведущая рука - вербальная креативность» с помощью коэффициента корреляции Пирсона был выявлено остутствие статистически значимой связи между вербальной креативностью и ведущей рукой (г = 0,023 при р = 0,744). Анализ взаимосвязей ведущей руки с параметрами вербальной креативности позволил обнаружить статистически значимую связь только между ведущей рукой и параметром «Оригинальность» (г = 0,165 при р = 0,020).

При анализе взаимосвязи состояния слуха и уровня вербальной креативности было выявлено, что состояние слуха положительно коррелирует с уровнем вербальной креативности (г = 0,432 при р = 0,000). Анализ взаимосвязи состояния слуха с параметрами вербальной креативности с помощью критерия Пирсона позволил выявить статистически достоверную взаимосвязь между состоянием слуха и всеми параметрами вербальной креативности: «Беглостью» (г = 0,397 при р = 0,000), «Гибкостью» (г = 0,463 при р = 0,000), «Оригинальностью» (г = 0,263 при р = 0,000).

При анализе возможных взаимосвязей параметров вербальной креативности между собой было выявлено, что параметр «Беглость» статистически значимо коррелирует с параметрами «Гибкость» (г = 0,783 при р = 0,000)

и «Оригинальность» (г = 0,566 при р = 0,000); параметр «Гибкость», в свою очередь, статистически значимо коррелирует с параметрами «Беглость», «Оригинальность» (г = 0,687 при р = 0,000); а параметр «Оригинальность», соответственно, статистически значимо коррелирует с параметрами «Беглость» и «Гибкость».

При анализе с помощью ¿-критерия Стью-дента для независимых выборок не было выявлено статистически значимых различий между праворукими и леворукими учащимися с сохранным слухом ^ = 0,090, р = 0,93) и с нарушенным слухом ^ = -0,39, р = 0,69). По параметру «Оригинальность» были выявлены статистически значимые различия как в выборке учащихся с сохранным слухом ^ = -2,35, р = 0,21), так и в выборке учащихся с нарушенным слухом ^ = -3,53, р = 0,001). В выборках неслышащих и слабослышащих учащихся не было обнаружено статистически достоверных различий между праворукими и леворуки-ми испытуемыми.

Анализ различий с помощью ¿-критерия Стьюдента для независимых выборок между праворукими учащимися с сохранным слухом и нарушенным слухом выявил статистически значимые различия (¿ = -7,56 при р = 0,000). Также выявлены статистически значимые различия в выборке праворуких учащихся по всем параметрам вербальной креативности: «Беглости» ^ = -6,872 при р = 0,000), «Гибкости» (¿ = -7,483 при р = 0,000), «Оригинальности» ^ = -,130 при р = 0,000).

При аналогичном анализе результатов леворуких учащихся были выявлены значимые различия между леворукими учащимися

с сохранным и леворукими с нарушенным слухом (t = -2,162 при р = 0,036). Кроме того, выявлены статистически значимые различия в выборке леворуких учащихся между учащимися с сохранным и нарушенным слухом по таким параметрам вербальной креативности, как «Беглость» (t = -2,580 при р = 0,014) и «Гибкость» (t = -2,64 при р = 0,012).

Во время тестирования проводилось диагностическое наблюдение за учащимися. В 50 % случаев леворукие и праворукие испытуемые с нарушенным слухом отказывались придумывать, пропускали сложные для них задания — составить предложения из букв и расшифровать аббревиатуры. При таком положении дел наблюдалось у 30 % учащихся с сохранным слухом и почти у 70 % учащихся с нарушенным слухом. Как показало наблюдение и последующий анализ учебной деятельности и академической успешности учащихся, отказ выполнять задания был более характерен для учащихся с низким уровнем развития словесной речи.

В 70 % случаев учащиеся и с нарушенным, и с сохранным слухом опирались в выборе слов и ассоциаций на окружающее их пространство и начинали перечислять все, что видят.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности развития параметров вербальной креативности

при сочетании нарушенного слуха и мануальной асимметрии.

1. Профиль вербальной креативности учащихся с сохранным слухом и нарушенным слухом различаются: среди учащихся с сохранным слухом более высокий уровень у праворуких учащихся; среди учащихся с нарушенным слухом — у леворуких учащихся.

2. По параметру «Оригинальность» слабослышащие и неслышащие леворукие учащиеся имеют статистически достоверно более высокий уровень, чем слабослышащие и не-слышащие праворукие учащиеся. При этом слабослышащие леворукие учащиеся имеют более высокий уровень параметра «Оригинальность», чем леворукие и праворукие учащиеся с сохранным слухом.

3. Все параметры вербальной креативности достоверно коррелируют между собой. Выявлена статистически достоверная корреляция между состоянием слуха и всеми параметрами верабальной креативности: со снижением слуха уменьшаются значения всех параметров («Гибкость», «Беглость», «Оригинальность»). Самые высокие значения параметров вербальной креативности наблюдаются у учащихся с сохранным слухом, самые низкие — у неслышащих учащихся. При этом значения параметров у слабослышащих из леворуких учащихся выше, чем у слабослышащих праворуких учащихся.

литература

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. М.: Вентана-Графф, 2007. 240 с.

2. Бехтерева н. п. Магия мозга и лабиринты жизни. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 383 с.

3. Богданова т. г. Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы // Психологические проблемы современного образования. М.: Известия ВГПУ 2009. С. 167-171.

4. Курамин С. А. Возрастные особенности психофизиологических функций у детей 7-10 лет с нарушением слуха: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2008. 118 с.

5. Речицкая Е. г., Сошина Е. а. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. 2-е изд. М.: Владос, 2014. 124 с.

6. Речицкая е. г., Шарова С. С. Влияние леворукости на творческое мышление учащихся с нарушенным слухом // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 100-105.

7. Рыжов Б. н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

8. Семенович А. В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2008. 319 с.

9. Сутырина М. П. Интеллектуальные характеристики студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1 (20). С. 244-247.

10. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 44 с.

11. Шарова С. С. Влияние леворукости на интеллектуальное развитие обучающихся с нарушенным слухом // Казанская наука. 2012. № 4. С. 370-373.

THE CREATIVE FEATURES IN STUDENTS WITH MANUAL ASYMMETRIES AND HEARING IMPAIRMENT

S. S. Sharova, College of small business № 4, Moscow, L. A. Mashkova, MSU, Moscow

The article devoted to the study of verbal creativity in students with hearing and manual asymmetry. The study was conducted both in the special-needs school and secondary schools in Moscow. To study some verbal creativity parameters a modified Guildford's test of divergent thinking was used. A total of 264 left-handed and right-handed students (aged 15-21) with hearing impairment and normal hearing took part in the study. The core group included 98 deaf students, 117 hard-of-hearing students, and the control group included 49 students with normal hearing. All students were divided into 2 groups: left-handed and right-handed. This option has defined the following selections to be compared: students with normal hearing, students with hearing impairment, hard-of-hearing and deaf students. The research about the verbal creativity has revealed ambiguous results. The Fluency parameter decreases with the increase of loss of hearing, and often in left-handed students this decrease is more expressed than in their right-handed students of the same age. There is no clear distinction between right-handed and left-handed students on the Flexibility parameter, but at the same time Flexibility is almost twice higher in students with normal hearing in comparison with the hard-of-hearing and deaf students. The hard-of-hearing and deaf right-handed students obviously expressed a decrease by the Originality parameter. Among the left-handed students the Originality parameter declines only in deaf students while in hard-of-hearing students this parameter is higher than in students with normal hearing. There is a significant correlation between the level of verbal creativity and the level of hearing: the level of verbal creativity decreases with the increase of loss of hearing. The profile of students' verbal creativity with normal hearing and with impaired hearing differs — among the students with normal hearing the right-handed students have the higher level and among the students with hearing impairment the higher level is in left-handed students. Statistically significant correlation between a level of hearing and all parameters of verbal creativity has been revealed: the values of all parameters of verbal creativity decrease with the hearing decline. All parameters of the verbal creativity authentically correlate to each other.

Keywords: manual asymmetries; left-handed student; right-handed student; ambidexter, hearing impairment; normal hearing; deaf person; hard-of-hearing; verbal creativity.

For citation: Sharova S. S., Mashkova L. A. The creative features in students with manual asymmetries and hearing impairment // Systems psychology and sociology. 2017. № 3 (23). P. 56-62.

References

1. Bezrukikh M. M. Left-handed child at school and at home. M.: Ventana-Graff, 2007. 240 p.

2. Bextereva N. P. The magic of brain and a maze of live. M.: AST; Saint-Petersburg: Sova: 2007. 383 p.

3. Bogdanova T. G. A thinking research of persons with hearing impairment: problems and prospect // Psychological problems of modern education. News VSPY. 2009. P. 167-171.

4. Kuramin S. A. Age-related characteristics of psychophysiological function children 7-10 years with hearing impairment: abstract candidate of biological science. Chelyabinsk, 2008. 118 p.

5. Rechickaya E. G., Soshina E. A. Development of creative imagination of junior schoolchild in condition normal and hearing-impaired. M.: Vlados, 2014. 124 p.

6. Rechickaya E. G., Sharova S. S. The influence of left-handedness on creative thinking in deaf and hard-of-hearing children // Systems psychology and sociology. 2013. № 7. P. 100-105.

7. Ryzhov B. N. Systems psychology. 2-nd ed. M.: T8 Publishing Technologies, 2017. 356 p.

8. Semenovich A. V. These incredible left-handed people. M.: Genesis, 2008. 319 p.

9. Sutirina M. P. Intellectual characteristic of students with hearing impairment // World of science, culture, education. 2010. № 1. P. 244-247.

10. Tunik E. E. Psychodiagnosis of creative thinking. Creative tests. SP: «Didactics Plus». 2002. 44 p.

11. Sharova S. S. The influence of left-handedness on intellectual development of students with hearing impairment // Kazan science. 2012. № 4. P. 370-373.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.