особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха
С. С. Шарова, Колледж малого бизнеса № 4, Москва, Л. А. Машкова, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва
Статья посвящена исследованию вербальной креативности учащихся с нарушением слуха и мануальной асимметрией. Исследование проводилось на базе корреционной школы, а также ряда общеобразовательных школ Москвы. Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда. В работе приняли участие 264 лево- и праворуких учащихся с нарушенным и с сохранным слухом в возрасте от 15 до 21 года, при этом в основную группу вошли 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную — 49 учащихся с сохранным слухом. В этих группах сравнению подверглись следующие выборки: учащиеся с сохранным слухом, учащиеся с нарушенным слухом, слабослышащие, неслышащие учащиеся. Исследование параметров вербальной креативности выявило неоднозначные результаты. Параметр «Беглость» снижается при повышении степени потери слуха, причем у леворуких учащихся это снижение более выражено, чем у их праворуких сверстников. По параметру «Гибкость» различия между праворукими и леворукими учащимися слабо выражены, при этом у учащихся с сохранным слухом этот параметр почти в два раза выше, чем у слабослышащих и неслышащих учащихся. По параметру «Оригинальность» у праворуких слабослышащих и неслышащих учащихся наблюдается явно выраженное снижение данного параметра. У леворуких учащихся падение параметра «Оригинальность» наблюдается только у неслышащих учащихся, у слабослышащих учащихся показатели данного параметра выше, чем у учащихся с сохранным слухом. Корреляционный анализ показал достоверную связь между уровнем вербальной креативности и состоянием слуха: уровень вербальной креативности снижается при повышении степени потери слуха. Профиль вербальной креативности учащихся с сохранным слухом и нарушенным слухом различаются: среди учащихся с сохранным слухом более высокий уровень у праворуких учащихся; среди учащихся с нарушенным слухом — у леворуких учащихся. Выявлена статистически достоверная корреляция между состоянием слуха и всеми параметрами вербальной креативности: со снижением слуха уменьшаются значения всех параметров вербальной креативности. Все параметры вербальной креативности достоверно коррелируют между собой.
Ключевые слова: мануальная асимметрия; леворукость; праворукость; амбидекстр; нарушенный слух; сохранный слух; неслышащие; слабослышащие; вербальная креативность.
Для цитаты: Шарова С. С., Машкова Л. А. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 56-62.
Введение
Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее остро стоящих проблем современной педагогической, возрастной и специальной психологии [1; 2; 7; 8]. Один из аспектов этой проблемы связан с исследованием вербальной креативности учащихся с соче-танными леворукостью и полной или частичной утратой слуха. В настоящее время существует много исследований вербальной креативности и ее параметров у леворуких и праворуких учащихся [1; 2; 4; 8; 10; 11]. Гораздо меньше
исследований посвящено изучению параметров вербальной креативности учащихся с нарушенным слухом [3; 5; 9]. При этом исследования сочетанного действия мануальной асимметрии и нарушения слуха единичны и сосредоточены в основном в биологическом направлении [4; 6; 11]. Вместе с тем, среди лиц с нарушенным слухом число леворуких в полтора-два раза выше, чем среди людей с нормальным слухом [11]. Целью исследования стало выявление особенностей параметров вербальной креативности при сочетании двух факторов — мануальной асимметрии и нарушенного слуха.
Методика
Исследование проводилось на базе коррек-ционной школы (Колледж малого бизнеса № 4), а также в вузах и общеобразовательных школах города Москвы. Всего в исследовании приняли участие 264 учащихся с нарушенным и сохранным слухом в возрасте от 15 до 21 года, что обусловлено пролонгированностью обучения учащихся с нарушенным слухом в коррекцион-ной школе. В основную группу вошли 215 учащихся, из них 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную группу — 49 учащихся с сохранным слухом.
Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда [5; 6; 10] на вербальную креативность, диагностирующий как общий уровень вербальной креативности, так и ее параметры: гибкость, оригинальность, беглость. Для достоверности результатов исследования применялись параметрический метод оценки достоверности по ¿-кри-терию Стьюдента для независимых выборок и коэффициент корреляции Пирсона.
Перед основным исследованием все учащиеся были разделены на группы по предпочтению руки в своих действиях — лево-рукие, праворукие. Разделение происходило на основе результатов проведенного модифицированного теста М. Аннет [11].
Результаты исследования
Особенности учащихся с нарушенным слухом в полной мере проявились при выполнении заданий теста Дж. Гилфорда на вербальную креативность. Со снижением сохранности слуховой функции резко падает уровень вербальной креативности. У учащихся с нарушенным слухом самые высокие показатели у правору-ких учащихся, самые низкие — у амбидекстров. У учащихся же с сохранным слухом самый высокий уровень вербальной креативности у амбидекстров, самый низкий — у леворуких учащихся [6].
Профили вербальной креативности, включающие в себя параметры «Гибкость», «Беглость» и «Оригинальность», не одинаковы
у испытуемых с разной мануальной асимметрией. У учащихся с сохранным слухом профиль вербальной креативности показывает неоднозначные результаты. Так, у праворуких учащихся лучше развиты беглость и оригинальность, у ле-воруких — оригинальность и гибкость, а у ам-бидекстров — гибкость и беглость. При этом самый высокий уровень гибкости наблюдается у амбидекстров, самый низкий — у праворуких учащихся. Такая же зависимость наблюдается и в отношении показателя «Оригинальность». Самый высокий уровень беглости у амбидекстров, а самый низкий — у леворуких учащихся.
Несколько другой профиль наблюдается у слабослышащих учащихся. У праворуких учащихся он почти повторяет профиль пра-воруких с сохранным слухом, у леворуких учащихся самый высокий уровень имеет показатель «Оригинальность», самый низкий — «Гибкость», у амбидекстров так же, как и у леворуких учащихся. При этом самый высокий уровень показателя «Оригинальность» наблюдается у леворуких учащихся, самый низкий — у праворуких. Показатель «Гибкость» у леворуких, праворуких и амби-декстров отличается незначительно. Такая же картина и с показателем «Беглость».
У неслышащих учащихся профиль пра-воруких практически совпадает с таковым у слабослышащих. Самый высокий результат по показателю «Оригинальность», самый низкий — по показателю «Гибкость». У неслышащих леворуких учащихся профиль также практически повторяет профиль лево-руких учащихся: самый высокий результат имеет показатель «Оригинальность», самый низкий — «Гибкость». Профиль неслыша-щих амбидекстров проседает на показателе «Гибкость», имея очень низкий результат, потом идет «Оригинальность» и «Беглость». При этом у неслышащих учащихся по показателю «Оригинальность» праворукие учащиеся немного опережают леворуких и амби-декстров. По показателю «Беглость» наблюдается похожая закономерность: праворукие опережают амбидекстров, самые низкие результаты имеют леворукие по этому показателю. По показателю «Гибкость» самые низкие результаты наблюдаются у амбидекстров, а самые высокие — у праворуких учащихся.
Как видно из рисунка 1, у праворуких учащихся по параметрам «Беглость» и «Оригинальность» различия между слабослышащими и неслышащими учащимися незначительны, но почти в два раза ниже, чем у учащихся с сохранным слухом. Параметр «Гибкость» также снижается со снижением сохранности слуховой функции, однако снижение не такое заметное, как в случае с оригинальностью и беглостью.
Как видно из рисунка 2, у леворуких испытуемых наблюдается несколько другая картина. Параметры «Беглость» и «Гибкость» выше у учащихся с сохранным слухом, при этом со снижением слуховой функции падает значение данных параметров. По параметру «Оригинальность» у слабослышащих учащихся значение незначительно выше, чем
у учащихся с сохранным слухом. При этом у неслышащих учащихся значение параметра «Оригинальность» в два раза ниже, чем у слабослышащих и учащихся с нарушенным слухом.
Как видно из таблицы 1, параметр «Беглость» снижается при повышении степени потери слуха, при этом у леворуких учащихся это снижение более выражено, чем у их праворуких сверстников. По параметру «Гибкость» различия между праворукими и лево-рукими учащимися слабо выражены, при этом у учащихся с сохранным слухом этот параметр почти в два раза выше, чем у слабослышащих и неслышащих учащихся. По параметру «Оригинальность» у праворуких учащихся наблюдается явно выраженное снижение данного параметра у слабослышащих и неслышащих
Рис. 1. Параметры вербальной креативности у праворуких испытуемых с сохранным и нарушенным слухом
Рис. 2. Параметры вербальной креативности леворуких испытуемых с сохранным и нарушенным слухом
Таблица 1
Параметры вербальной креативности учащихся с разной степенью потери слуха и мануальной асимметрией
Леворукие Праворукие
Состояние слуха / л н и о я л л н и о я л
Ведущая рука - н и о ч и л н и о а »о я а и а - н и о ч и л н и о а »о я я и я
1-0 и- О из и- о
Сохранный слух 67,8 28,6 3,6 71,63 26,78 3,53
Слабослышащие 45,74 18,38 3,92 45,05 17,71 1,61
Неслышащие 35,81 14,71 1,74 41,17 15,95 1,63
учащихся. У леворуких учащихся падение параметра «Оригинальность» наблюдается только у неслышащих учащихся, у слабослышащих учащихся показатели данного параметра выше, чем у учащихся с сохранным слухом.
При анализе взаимосвязи между параметрами «ведущая рука - вербальная креативность» с помощью коэффициента корреляции Пирсона был выявлено остутствие статистически значимой связи между вербальной креативностью и ведущей рукой (г = 0,023 при р = 0,744). Анализ взаимосвязей ведущей руки с параметрами вербальной креативности позволил обнаружить статистически значимую связь только между ведущей рукой и параметром «Оригинальность» (г = 0,165 при р = 0,020).
При анализе взаимосвязи состояния слуха и уровня вербальной креативности было выявлено, что состояние слуха положительно коррелирует с уровнем вербальной креативности (г = 0,432 при р = 0,000). Анализ взаимосвязи состояния слуха с параметрами вербальной креативности с помощью критерия Пирсона позволил выявить статистически достоверную взаимосвязь между состоянием слуха и всеми параметрами вербальной креативности: «Беглостью» (г = 0,397 при р = 0,000), «Гибкостью» (г = 0,463 при р = 0,000), «Оригинальностью» (г = 0,263 при р = 0,000).
При анализе возможных взаимосвязей параметров вербальной креативности между собой было выявлено, что параметр «Беглость» статистически значимо коррелирует с параметрами «Гибкость» (г = 0,783 при р = 0,000)
и «Оригинальность» (г = 0,566 при р = 0,000); параметр «Гибкость», в свою очередь, статистически значимо коррелирует с параметрами «Беглость», «Оригинальность» (г = 0,687 при р = 0,000); а параметр «Оригинальность», соответственно, статистически значимо коррелирует с параметрами «Беглость» и «Гибкость».
При анализе с помощью ¿-критерия Стью-дента для независимых выборок не было выявлено статистически значимых различий между праворукими и леворукими учащимися с сохранным слухом ^ = 0,090, р = 0,93) и с нарушенным слухом ^ = -0,39, р = 0,69). По параметру «Оригинальность» были выявлены статистически значимые различия как в выборке учащихся с сохранным слухом ^ = -2,35, р = 0,21), так и в выборке учащихся с нарушенным слухом ^ = -3,53, р = 0,001). В выборках неслышащих и слабослышащих учащихся не было обнаружено статистически достоверных различий между праворукими и леворуки-ми испытуемыми.
Анализ различий с помощью ¿-критерия Стьюдента для независимых выборок между праворукими учащимися с сохранным слухом и нарушенным слухом выявил статистически значимые различия (¿ = -7,56 при р = 0,000). Также выявлены статистически значимые различия в выборке праворуких учащихся по всем параметрам вербальной креативности: «Беглости» ^ = -6,872 при р = 0,000), «Гибкости» (¿ = -7,483 при р = 0,000), «Оригинальности» ^ = -,130 при р = 0,000).
При аналогичном анализе результатов леворуких учащихся были выявлены значимые различия между леворукими учащимися
с сохранным и леворукими с нарушенным слухом (t = -2,162 при р = 0,036). Кроме того, выявлены статистически значимые различия в выборке леворуких учащихся между учащимися с сохранным и нарушенным слухом по таким параметрам вербальной креативности, как «Беглость» (t = -2,580 при р = 0,014) и «Гибкость» (t = -2,64 при р = 0,012).
Во время тестирования проводилось диагностическое наблюдение за учащимися. В 50 % случаев леворукие и праворукие испытуемые с нарушенным слухом отказывались придумывать, пропускали сложные для них задания — составить предложения из букв и расшифровать аббревиатуры. При таком положении дел наблюдалось у 30 % учащихся с сохранным слухом и почти у 70 % учащихся с нарушенным слухом. Как показало наблюдение и последующий анализ учебной деятельности и академической успешности учащихся, отказ выполнять задания был более характерен для учащихся с низким уровнем развития словесной речи.
В 70 % случаев учащиеся и с нарушенным, и с сохранным слухом опирались в выборе слов и ассоциаций на окружающее их пространство и начинали перечислять все, что видят.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности развития параметров вербальной креативности
при сочетании нарушенного слуха и мануальной асимметрии.
1. Профиль вербальной креативности учащихся с сохранным слухом и нарушенным слухом различаются: среди учащихся с сохранным слухом более высокий уровень у праворуких учащихся; среди учащихся с нарушенным слухом — у леворуких учащихся.
2. По параметру «Оригинальность» слабослышащие и неслышащие леворукие учащиеся имеют статистически достоверно более высокий уровень, чем слабослышащие и не-слышащие праворукие учащиеся. При этом слабослышащие леворукие учащиеся имеют более высокий уровень параметра «Оригинальность», чем леворукие и праворукие учащиеся с сохранным слухом.
3. Все параметры вербальной креативности достоверно коррелируют между собой. Выявлена статистически достоверная корреляция между состоянием слуха и всеми параметрами верабальной креативности: со снижением слуха уменьшаются значения всех параметров («Гибкость», «Беглость», «Оригинальность»). Самые высокие значения параметров вербальной креативности наблюдаются у учащихся с сохранным слухом, самые низкие — у неслышащих учащихся. При этом значения параметров у слабослышащих из леворуких учащихся выше, чем у слабослышащих праворуких учащихся.
литература
1. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. М.: Вентана-Графф, 2007. 240 с.
2. Бехтерева н. п. Магия мозга и лабиринты жизни. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 383 с.
3. Богданова т. г. Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы // Психологические проблемы современного образования. М.: Известия ВГПУ 2009. С. 167-171.
4. Курамин С. А. Возрастные особенности психофизиологических функций у детей 7-10 лет с нарушением слуха: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2008. 118 с.
5. Речицкая Е. г., Сошина Е. а. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. 2-е изд. М.: Владос, 2014. 124 с.
6. Речицкая е. г., Шарова С. С. Влияние леворукости на творческое мышление учащихся с нарушенным слухом // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 100-105.
7. Рыжов Б. н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.
8. Семенович А. В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2008. 319 с.
9. Сутырина М. П. Интеллектуальные характеристики студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1 (20). С. 244-247.
10. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 44 с.
11. Шарова С. С. Влияние леворукости на интеллектуальное развитие обучающихся с нарушенным слухом // Казанская наука. 2012. № 4. С. 370-373.
THE CREATIVE FEATURES IN STUDENTS WITH MANUAL ASYMMETRIES AND HEARING IMPAIRMENT
S. S. Sharova, College of small business № 4, Moscow, L. A. Mashkova, MSU, Moscow
The article devoted to the study of verbal creativity in students with hearing and manual asymmetry. The study was conducted both in the special-needs school and secondary schools in Moscow. To study some verbal creativity parameters a modified Guildford's test of divergent thinking was used. A total of 264 left-handed and right-handed students (aged 15-21) with hearing impairment and normal hearing took part in the study. The core group included 98 deaf students, 117 hard-of-hearing students, and the control group included 49 students with normal hearing. All students were divided into 2 groups: left-handed and right-handed. This option has defined the following selections to be compared: students with normal hearing, students with hearing impairment, hard-of-hearing and deaf students. The research about the verbal creativity has revealed ambiguous results. The Fluency parameter decreases with the increase of loss of hearing, and often in left-handed students this decrease is more expressed than in their right-handed students of the same age. There is no clear distinction between right-handed and left-handed students on the Flexibility parameter, but at the same time Flexibility is almost twice higher in students with normal hearing in comparison with the hard-of-hearing and deaf students. The hard-of-hearing and deaf right-handed students obviously expressed a decrease by the Originality parameter. Among the left-handed students the Originality parameter declines only in deaf students while in hard-of-hearing students this parameter is higher than in students with normal hearing. There is a significant correlation between the level of verbal creativity and the level of hearing: the level of verbal creativity decreases with the increase of loss of hearing. The profile of students' verbal creativity with normal hearing and with impaired hearing differs — among the students with normal hearing the right-handed students have the higher level and among the students with hearing impairment the higher level is in left-handed students. Statistically significant correlation between a level of hearing and all parameters of verbal creativity has been revealed: the values of all parameters of verbal creativity decrease with the hearing decline. All parameters of the verbal creativity authentically correlate to each other.
Keywords: manual asymmetries; left-handed student; right-handed student; ambidexter, hearing impairment; normal hearing; deaf person; hard-of-hearing; verbal creativity.
For citation: Sharova S. S., Mashkova L. A. The creative features in students with manual asymmetries and hearing impairment // Systems psychology and sociology. 2017. № 3 (23). P. 56-62.
References
1. Bezrukikh M. M. Left-handed child at school and at home. M.: Ventana-Graff, 2007. 240 p.
2. Bextereva N. P. The magic of brain and a maze of live. M.: AST; Saint-Petersburg: Sova: 2007. 383 p.
3. Bogdanova T. G. A thinking research of persons with hearing impairment: problems and prospect // Psychological problems of modern education. News VSPY. 2009. P. 167-171.
4. Kuramin S. A. Age-related characteristics of psychophysiological function children 7-10 years with hearing impairment: abstract candidate of biological science. Chelyabinsk, 2008. 118 p.
5. Rechickaya E. G., Soshina E. A. Development of creative imagination of junior schoolchild in condition normal and hearing-impaired. M.: Vlados, 2014. 124 p.
6. Rechickaya E. G., Sharova S. S. The influence of left-handedness on creative thinking in deaf and hard-of-hearing children // Systems psychology and sociology. 2013. № 7. P. 100-105.
7. Ryzhov B. N. Systems psychology. 2-nd ed. M.: T8 Publishing Technologies, 2017. 356 p.
8. Semenovich A. V. These incredible left-handed people. M.: Genesis, 2008. 319 p.
9. Sutirina M. P. Intellectual characteristic of students with hearing impairment // World of science, culture, education. 2010. № 1. P. 244-247.
10. Tunik E. E. Psychodiagnosis of creative thinking. Creative tests. SP: «Didactics Plus». 2002. 44 p.
11. Sharova S. S. The influence of left-handedness on intellectual development of students with hearing impairment // Kazan science. 2012. № 4. P. 370-373.