ВЛИЯНИЕ ЛЕВОРУКОСТИ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Речицкая Е. Г. МПГУ, Москва
Шарова С. С.
СКОШ ]№1406 «Центр на Павелецкой», Москва
В статье изложены результаты исследования уровня творческого мышления у праворуких и лево-руких старшеклассников с сохранным слухом, неслышащих и слабослышащих. Показана корреляция между уровнем творческого мышления и леворукостью.
Ключевые слова: леворукий, праворукий, амбидекстр, слабослышащий, неслышащий, сохранный слух, творческое мышление, вербальная креативность, творчество.
THE INFLUENCE OF LEFT-HANDEDNESS ON CREATIVE THINKING IN DEAF AND HARD-OF-HEARING CHILDREN
Rechitskaya E. G. MPGU, Moscow
Sharova S. S.
SCS ]№1406. The center at Paveleckaya, Moscow
The current article presents the results of research of creative thinking in left-handed and right-handed deaf and hard-of-hearing children; correlation between creative thinking and lefthandedness is shown. Key words: left-handed, right-handed, deaf, hard-of-hearing, normal hear, creative thinking, verbal creativity.
Введение
В современной психологической литературе содержится большое количество исследований творческого мышления леворуких людей [1, 2, 4, 6, 8, 9]. Так, например, многими авторами у леворуких людей отмечаются более высокие способности к творчеству (Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, В. П. Леу-тин, Е. И. Николаева и др.), более высокое качество выполнения ими интеллектуальной деятельности (Е. В. Будыка, И. В. Ефимова) по сравнению с их праворукими сверстниками. Также существует большое количество литературы, посвященной изучению особенностей развития творческого мышления у лиц с нарушенным слухом [4]. Так, в исследованиях М. М. Нудельмана, Т. В. Розановой была показана возможность достижения среднестатистического уровня творческого мышления к подростковому возрасту. Исследования Е. Г. Речицкой и Е. А. Сошиной показали, что в условиях специально организованной работы уже в начальной школе можно достичь высоких показателей творческого мышления.
Вместе с тем, сочетанное действие лево-рукости и нарушенного слуха и влияние лево-рукости на развитие творческого мышления слабослышащих и неслышащих старшеклассников в современной психологической литературе практически не освещается. При этом по данным многолетних наблюдений авторов [9] количество леворуких с нарушенным слухом составляет в среднем 10% от общей выборки. Вместе с тем, несмотря на значимость обсуждаемой проблемы, количество специальных исследований у этого контингента испытуемых весьма ограничено. Учитывая это, целью настоящего эмпирического исследования стало выявление сочетанного действия леворукости и нарушенного слуха на развитие творческого мышления учащихся.
1 Объем и методы исследования
Эмпирическое исследование вербальных и невербальных показателей творческого мышления учащихся старших классов с нарушенным слухом было проведено в 2002-2012 гг. на базе СКОШ № 1406 «Центр на Павелецкой» г. Москвы, специальной (коррекционной)
школы II вида республики Марий-Эл. В экспериментальную группу вошли 378 человек: 194 неслышащих и 184 слабослышащих учащихся в возрасте от 15 до 21 года. У учащихся с нарушенным слухом есть пролонгирован-ность процесса обучения в начальной школе в связи с нарушением слуха, поэтому школу они оканчивают обычно в 18-20 лет. Контрольную группу составили 136 учащихся: старшеклассники общеобразовательной школы № 996 города Москвы, студенты 1 курса МАИ, 1-2 курса Медицинского училища.
Для исследования невербальных показателей творческого мышления использовался субтест Е. Торренса «Неполные фигуры» в модификации Е. А. Сошиной и Е. Г. Речицкой [4]. Тест диагностирует уровень развития творческого мышления учащихся. Художественное мастерство в тесте не оценивается, важно то, что хотел изобразить обучающийся. Оценивается также название каждого рисунка: абстрактное, конкретное. При обработке данных результаты переводились в баллы: «низкий уровень» — 0, «средний (норма)» — 2, «высокий» — 4 балла. Далее использовалось среднее арифметическое по каждой выборке. При обработке данных применялись методы математической статистики: параметрический метод оценки достоверности по ^критерию Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона; непараметрический критерий независимости Х2.
Для исследования уровня вербальной креативности использовался тест Е. Торренса, модифицированный Е. Г. Речицкой и Е. А. Сошиной [4]. При обработке данных результаты переводились в балы: «очень низкий» — 0 баллов, «низкий уровень» — 1 балл, «ниже среднего» — 2 балла, «средний (норма)» — 3 балла, «выше среднего» — 4 балла, «высокий» — 5 баллов, «очень высокий» — 6 баллов. При обработке данных применялись методы математической статистики: параметрический метод оценки достоверности по ^критерию Стьюдента для
независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона; непараметрический критерий независимости Х2.
Предварительно было проведено исследование учащихся на выявление ведущей руки с помощью теста М. Аннет. По результатам теста испытуемые были разделены на 3 группы: «леворукие», «праворукие», амбидекстры». При этом по параметру «ведущая рука» было выявлено 78% праворуких учащихся, 9% лево-руких, 13% амбидекстров с нарушенным слухом. Среди нормально слышащих учащихся леворуких было всего 6%. Следует отметить, что в целом ряде исследований, проведенных на выборках людей с сохранным слухом, также отмечается такое количество леворуких — 6% [1, 6, 9]. Результаты предварительного обследования приведены в таблице 1.
2 Особенности творческого мышления леворуких учащихся
Основное содержание работы было посвящено исследованию творческого мышления и вербальной креативности леворуких и праворуких учащихся с нарушенным слухом. Результаты исследования уровня творческого мышления показаны на рис. 1. Как видно из этого рисунка, уровень творческого мышления леворуких учащихся выше результатов праворуких и амбидекстров, причем с уменьшением степени потери слуха увеличивается разница между результатами. Исследования также показывают увеличение в группе «правору-кие» результатов творческого мышления при улучшении степени сохранности слуховой функции. У амбидекстров картина немного отличается: лучшие результаты показали неслышащие учащиеся, затем слышащие; слабослышащие амбидекстры показали самые низкие результаты.
Исследование уровня творческого мышления у обследуемого контингента выявило статистически достоверное (при р < 0,01 ), превышение показателей творческого мыш-
Таблица 1
Количество обследованных с различным соотношением состояния слуха и ведущей руки
Состояние слуха Праворукие, % Леворукие, % Амбидекстры,% Всего человек
Нормальнослышащие 86 6 8 136
Слабослышащие 81 9 10 184
Неслышащие 74 11 15 194
глухие
слабослышащие
слышащие
Рис. 1 - Уровень творческого мышления (по тесту «Дополни рисунок») у учащихся с разной степенью сохранности слуха: I — праворукие, О — леворукие, В — амбидекстры
ления у леворуких учащихся по сравнению с их праворукими сверстниками.
Образцы рисунков леворуких и право-руких испытуемых приведены на рис. 2.
Из рисунка видно, что характер дополнений фигур у леворуких и праворуких испытуемых имеет различия. И у леворуких, и у праворуких есть стандартные рисунки, оцениваемые в 0 баллов. Однако у леворуких учащихся в процентном отношении количество сюжетных картинок выше, чем у праворуких. Ведущее место в рисунках леворуких учащихся принадлежало изображению человека. У половины праворуких испытуемых была отмечена шаблонность изображений, они часто рисовали абстрактные узоры, буквы, отдельные фигуры; ведущее место в их рисунках принадлежало изображению животных. В то время, как у леворуких учащихся наблюдался большой разброс в показателях, при этом количество сюжетных картинок было в процентном отношении больше, чем у их праворуких сверстников. При внешне одинаковых картинках леворукие учащиеся чаще, чем их праворукие сверстники, использовали в названии рисунков абстрактные понятия, у праворуких учащихся подписи к рисункам в большинстве обозначали конкретные предметы или человека.
Вместе с тем полученные результаты позволяют отметить наличие слабой положительной корреляции (г = 0,111) между ведущей рукой и уровнем творческого мышления. Эти данные указывают на то, что уровень творческого мышления имеет тенденцию к возрастанию у леворуких. При этом полученные данные позволяют отметить отсутствие связи (г = -0,014) между состоянием слуха и уровнем творческого мышления. Проведение сравнительного исследования уровней творческого мышления у леворуких и праворуких учащихся в выборках «учащиеся с сохранным слухом» и «учащиеся с нарушенным слухом» выявило статистически достоверное (р < 0,05, р < 0,01) превышение уровня творческого мышления у леворуких учащихся в обеих выборках по сравнению с их праворукими сверстниками. Вместе с тем, сравнительное исследование уровня развития творческого мышления праворуких учащихся с нарушенным и сохранным слухом, затем леворуких учащихся с сохранным и нарушенным слухом показало отсутствие статистически достоверных различий между уровнями творческого мышления у праворуких с нарушенным слухом по сравнению с праворукими с сохранным слухом. Однако были выявлены статистически значимое (р < 0,05 ) превышение уровня творческого мышления у леворуких учащихся
Леворукие
Тест
Праворукие
к
)
10
Рис. 2 - Образцы рисунков леворуких и праворуких учащихся с нарушенным слухом
1
2
3
4
5
6
7
8
9
с сохранным слухом по сравнению с лево-рукими с нарушенным слухом.
3 Вербальная креативность леворуких учащихся
Результаты исследования уровня вербальной креативности приведены в рис. 3. На этом рисунке видно, что у амбидекстров уровень вербальной креативности выше, чем у леворуких и праворуких учащихся. Самые высокие показатели отмечены у амбидекстров, самые низкие — у праворуких испытуемых. На рисунке прослеживается зависимость уровня вербальной креативности от состояния слуха: чем менее нарушен слух, тем больший уровень вербальной креативности. Полученная зависимость может быть связана с недостаточно высоким уровнем развития словесной речи учащихся с нарушенным слухом.
Исследование уровня вербальной креативности у обследуемого контингента не выявило статистически достоверных различий
между праворукими и леворукими учащимися. Также не было выявлено достоверной связи (г = -0,022) между уровнем вербальной креативности и ведущей рукой. Вместе с тем полученные данные позволяют отметить наличие отрицательной корреляции (г = -0,632) между ведущей рукой и уровнем вербальной креативности. Эти данные показывают, что уровень вербальной креативности снижается с возрастанием степени потери слуха. Сравнительное исследование уровня вербальной креативности в выборках «учащиеся с сохранным слухом» и учащиеся с нарушенным слухом» не выявило статистически значимых различий между праворукими и леворукими учащимися в обеих выборках. При сравнительном исследовании учащихся с нарушенным слухом и учащихся с сохранным слухом по параметру «ведущая рука» не было выявлено статистически значимых различий между праворукими учащимися с нарушенным слухом и правору-кими учащимися с сохранным слухом. Ана-
.о е; с га Ю
к
X
ш о
о.
>
<и о
X
о о т
I-
ш
5 ■&
.
Ш О) X
ч
ф
.
о
глухие
слабослышащие слышащие
Рис. 3 - Результаты исследования уровня вербальной креативности у испытуемых с разной мануальной асимметрией: I — праворукие, О — леворукие, Ы — амбидекстры
логичные результаты были получены и при сравнительном исследовании леворуких учащихся с нарушенным слухом и леворуких с сохранным слухом.
Исследование уровня вербальной креативности показало, что данный тест представлял наибольшую трудность для учащихся с нарушенным слухом. В большинстве случаев они отказывались выполнять часть заданий теста (чаще всего возникали затруднения с 3-м и 4-м заданиями, где нужно было расшифровать аббревиатуры и придумать предложения, состоящие из 4-х слов, начинающихся с букв М, П, В, А и З, К, Д, Н). В ходе выполнения тестирования на вербальную креативность праворукие и леворукие учащиеся писали слова, относящиеся к их непосредственной деятельности, к тому, что их окружает. При выполнении одного и того же тестового задания праворукие давали большее количество шаблонных ответов, чем их леворукие сверстники. В задании на продолжение слова праворукие писали большее количество слов, чем леворукие. Однако в задании на придумывание слов с окончанием леворукие учащиеся написали большее количество слов, чем их праворукие сверстники. При составлении предложений из слов лево-рукие учащиеся писали более развернутые и интересные предложения, чем их праворукие сверстники. При этом в большинстве случаев в предложениях леворуких учащихся наблю-
далось какое-нибудь действие, праворукие учащиеся в большинстве случаев ограничивались перечислением предметов. Задания с расшифровкой аббревиатур многие учащиеся с нарушенным слухом отказывались делать. При этом был явно виден их страх не справиться с заданием. При расшифровке аббревиатур учащимися было выявлено стереотипное восприятие и праворуких, и лево-руких: в большинстве случаев они вспоминали известные стереотипные определения (НПБ — национальная ... безопасность; НЛО — неопознанный летающий (летательный) объект; МУГ — Московский (привязка к городу, в котором живут) университет). При этом леворукие учащиеся расшифровывали аббревиатуры более оригинально по сравнению с их праворукими сверстниками. В определениях в праворуких учащихся было много слов с отрицанием «не», у леворуких — в основном синонимы без «не». Вместе с тем было замечено, что у леворуких учащихся лучше получались задания с составлением слов, оканчивающихся на определенные сочетания букв, в то время, как праворукие учащиеся лучше справлялись с заданиями на написание слов, начинающихся на определенные сочетания букв.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить статистически значимый
У леворуких были отмечены особенности художественного оформления рисунков: они в целом дополняли фигуры более оригинально, в их рисунках чаще присутствовал сюжет, несмотря на то, что рисунки часто были схематическими. Подписи к их рисункам в большинстве случаев обозначали конкретные предметы, редко — явления.
Таким образом, леворукость влияет на невербальные показатели творческого мышления и не влияет на вербальные показатели. Литература
1 Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. М.: Вентана-Графф, 2007.
2 Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.; СПб.: Сова, 2007.
3 Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. М.: АСТ, Астрель Транзит-книга, 2005.
4 Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: Владос, 2002.
5 Семенович А.В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2008.
6 Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
7 Фингелькурц Ан.А. и Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. 2000. № 5.
8 Хомская Е. Д. Х Нейропсихология. 4-е изд. СПб.: Питер, 2005.
9 Шарова С. С. Влияние леворукости на интеллектуальное развитие обучающихся с нарушенным слухом // Казанская наука. 2012. № 4. С. 370-373.
более высокий уровень невербальных показателей творческого мышления у леворуких учащихся, как с сохранным, так и с нарушенным слухом. При этом различий в вербальных показателях между праворукими и леворукими учащимися выявлено не было. Вместе с тем проведенное исследование показало, что состояние слуха не влияет на уровень невербальных показателей творческого мышления, но влияет на уровень вербальных показателей: с увеличением степени потери слуха уменьшается уровень вербальной креативности.