УДК 82: 09 ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПЬЕСЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ШУТНИКИ»
Коробов А.В.
В последнее время постоянно растёт интерес к русской традиционной культуре. Народные обычаи и традиционный костюм довольно хорошо изучены. При этом малоизвестными остаются особенности быта мещан, купцов и чиновничества, так хорошо раскрытые в творчестве А.Н. Островского. Этим и определяется актуальность исследования. Новизна исследования состоит в том, что на данный момент не существует ни одного исследования о значении костюма в творчестве драматурга. В статье рассматривается костюм как средство создания характеристики персонажа в пьесе А.Н. Островского «Шутники». Внимание обращается на авторские ремарки, комментарии, на особенности изображения внешнего облика, некоторые детали и символику обыденного костюма середины XIX столетия. Раскрывается художественносмыслвая функция костюм персонажей в пьесе драматурга «Шутники», как за упоминаниями одежды, тканей, изделий, фасонов скрываются реалии времени, особенности характера, материального, интеллектуального и социального статуса.
Ключевые слова: костюм, облик, детали, символика, характер.
THE PECULIARITIES OF CHARACTERS COSTUME IN THE PLAY OF A.N. OSTROVSKY «THE JOKERS»
Korobov A.V.
The research focus has recently shifted towards Russian traditional culture. However folk customs and the traditional costume have been studied quite
thoroughly, we do not possess comprehensive knowledge of commoners’, merchants’ and bureaucrats’ lives which are so vividly depicted in A.N. Ostrovsky’s works. This statement explains the topicality of the problem, as well as the fact that at present there is not a single research dedicated to significance of the costume in Ostrovsky’s literary works. Within the framework of this paper the costume is being analysed as means to depict characters in A.N. Ostrovsky’s play “The Jokers”. Particular attention is paid to the author’s remarks, comments, peculiarities of characters’ externals, details and symbols of casual costumes in the middle of the XlXth century. The author of the article also focuses on the artistically-semantic function of the costume in “The Jokers” - he makes an attempt to show the way A.N.Ostrovsky reveals contemporary realia, features of character, material, intellectual and social status through mentioning and/or depicting clothes, fabrics, garments and designs.
Keywords: costume, appearance, details, symbolic, nature.
В девятом номере журнала «Современник» за 1864 год впервые была опубликована пьеса «Шутники» А.Н. Островского. Известно, что драматург относил её к своим лучшим и любимым произведениям, и писал, что пьеса «должна быть непременно в репертуаре всякого русского театра, если он хочет быть русским» [7, 791].
В пьесе автор обращается к теме «маленького человека», являющейся ведущей в литературе «натуральной школы». Островский подчёркивает, что «историчен каждый человек, каждая личность, исторична каждая индивидуальность как такая неповторимая эмоциональная, интеллектуальная и психологическая ценность, которую ничем и никем заменить невозможно» [6, 140].
Действие картин московской жизни развивается на фоне семьи бедного чиновника в отставке Павла Прохоровича Оброшенова, над которым подшучивают и издеваются все, кто хоть немного его богаче.
Отдельное внимание в произведении драматург уделяет внешнему виду персонажей. Текс пьесы Островский дополняет точными, чёткими и подробными указания относительно костюмов. В первую очередь драматург уточняет яркий образ богатого 60-ти летнего купца Хрюкова в письме к первому исполнителю этой роли Ф.А. Бурдину: «Одеться тебе надо очень чисто, именно вот так: хороший чёрный сюртук, подлинней обыкновенного, чёрные панталоны (не в сапоги), сапоги отлично вычищенные, без каблуков; парик русый с очень сильной проседью, гладко причёсанный и подстриженный в короткую скобку, борода поседее, щеголевато подстриженная, жилет чёрный закрытый. Можешь надеть не очень толстую золотую цепочку и один или два перстня» [7, 792]. По этому замечанию видно насколько скрупулёзно прорабатывал облик персонажей автор. В симбиозе с особенностями характера, особенностями речи и поступков создаётся целостный образ современника Островского. Не смотря на преклонный возраст, купец очень тщательно ухаживает за своим внешним видом: стрижкой, формой бороды, костюмом, обувью. Хрюков одет в добротный и качественный чёрный костюм, однако сшитый немного длиннее, чем того требовала мода. Учитывая свой «щеголеватый» вид и стабильно хорошее материальное положение герой ведёт себя очень самоуверенно и напористо, напрямую предлагая дочери главного героя идти в содержанки. Далее драматург подробно расписывает детали облика Оброшенова, впервые исполненной В.В. Самойловым: «...во всём стареньком: виц-мундир старомодный, узенький, воротник бархатный хомутом; во 2-ом акте шинель камлотовая; дома, как хочет. При виц-мундире форменная жилетка» [7, 792]. Герой носит хорошую, но старую одежду. Из деталей видно плохое материальное состояние: «шинель камлотовая» в литературе обычно характеризует не очень состоятельных персонажей (4, 114), да и покрой остальных вещей вышел давно из моды.
Замечания драматурга, как отмечает А.Я. Бруштейн, особенно важны: «В то время художник спектакля не имел отношения к современным костюмам
актеров. В современных пьесах актеры гримировались и одевались сами, как хотели, умели и могли» [3, 173]. Зачастую актёры сами подбирали
определённые детали костюма, которые, по их мнению, иногда экспонировали и характер изображаемого ею персонажа, и его социальную среду, и черты его биографии, но это не всегда нравилось постановщикам, а ещё больше авторам, видевшим зачастую абсолютно иное прочтение персонажа в его внешнем облике.
Кульминационным моментом в произведении становится второе действие, которое целиком представляет массовую сцену. Островский переносит действие из дома чиновника Оброшенова на городскую площадь, у ворот, «где торгуют картинками» [7, 509]. Перечень действующих лиц в начале второго действия из вспомогательного служебного элемента драмы превращается в конструктивный элемент пьесы.
Благодаря чётким авторским ремаркам, описывающим некоторые особенности внешнего облика персонажей, присутствующих на сцене создаётся образ многолюдной толпы XIX века. Это словно кусок жизни перенесённый на сцену, где каждый представляет собой отдельного персонажа, а не обезличенную серую массу толпы.
Драматург создаёт ярчайшую картину торговой площади со множеством персонажей различного статуса, стиля жизни, характера. И, обратив своё внимание на их внешний вид, Островский попытался изобразить крупным планом отдельного человека. На эту сцену автора критика реагировала неоднозначно: «...всё это в чтении хорошо, но на сцене выходит фальшиво и смешно» [7, 793].
А зрителям нравилась реалистичность постановки, в особенности второго акта. Островский писал: «Второй акт идёт у нас (в Москве) отлично и производит большой эффект (и с каждым разом всё больше)» [7, 793].
Пьеса выделяется тем, что Островский уделяет особое внимание костюмам внефабульных героев. Простой лавочник Шилохвостов, например,
одет «в короткую люстриновую сибирку, сапоги бутылками» [7, 509]. Люстриновая сибирка - короткий или длинный кафтан типа сюртука, отрезной по талии, а спереди на маленьких пуговицах или застёжках, нередко с меховой опушкой [5, 135]. Р.М. Кирсанова отмечает, что термин «сибирка» «встречается у многих писателей XIX века как определение принадлежности к купеческому сословию - у Н.В. Гоголя, П.И. Мельникова-Печерского, Ф.М. Достоевского и т.д. Как правило, речь идёт об одежде синего цвета» [5, 135]. А люстрин - ткань высокого качества шерстяная с глянцевой блестящей поверхностью [5, 88].
Важная же особа выглядит иначе. Автор не сообщает имени этого персонажа, но для создания мнения о человеке читателю достаточно, уточнённых драматургом, деталей костюма. Одета особа «в шинели на распашку...тугой белый галстук и очень высокие воротнички» [7, 509]. В XIX веке шинель носили военные и гражданские государственные служащие. Шинели с отложенным воротником предназначались для солдат. В 1802 году была введена офицерская шинель: очень длинная и широкая, со стоячим воротничком. «Эта так называемая николаевская шинель употреблялась также гражданскими государственными служащими и неслужащими лицами в качестве верхней одежды <...> С 1855 г. эта шинель была оставлена офицерам для ношения вне строя» [2, 764]. Галстук белого цвета носили исключительно офицеры, чиновники, неслужащие дворяне; он считался «непременной принадлежностью костюма человека из образованного общества» [2, 116]. Орден считался высшей государственной наградой чиновника [2, 476]. Всё это обмундирование человека взятого из толпы возвышает его в наших глазах, выстраивая перед нами небольшую историю отдельно взятого человека.
Далее следует Солидный человек. Он, как и нынешние солидные люди «низенький и толстый» [7, 509]. И как непременный атрибут его хорошего материального положения - чрезмерное обилие ювелирных украшений: «на шее толстая золотая цепь, на руках перстни, палка с золотым набалдашником» [7, 509]. Перстень - золотое массивное кольцо с драгоценным камнем - являлся
также видом государственной награды чиновникам «за исполнение какого-либо поручения, если на награждение орденом не было оснований или не прошли установленные межнаградные сроки» [2, 476].
Здесь же прогуливаются довольно обеспеченные Маменька с дочкой. Т.В. Чайкина замечает, что фигуры простых людей Островский «изображает в более приглушённых тонах, их костюмы зачастую тёмных цветов» [9, 77]. Маменька в «тёмном шёлковом салопе, покрыта тёмным платком» [7, 509]. Салоп -верхняя, как правило, утеплённая ватой или мехом женская одежда с длинной пелериной, с широкими рукавами и без рукавов, в виде накидки [5, 129]. Р.М. Кирсанова отмечает, что «с 1830-х годов салопы считались немодными и сохранились лишь у бедных чиновниц и их дочерей. Купечество же сознательно сохраняло в своём костюме вышедшие из моды, но монументальные формы одежды, что позволяло им внешне отделить себя от разночинной интеллигенции, ориентировавшейся на европейское представление о модной и красивой одежде. Поэтому в купеческой среде салоп сохранялся довольно долго» [5, 129]. А дочка была одета «по моде, в маленькой соломенной шляпке». Соломенные шляпки были во все времена не очень распространены, так как были не практичны (особенно в холодное время года) и довольно дороги.
Также показана девушка без сопровождения («в бурнусе, покрыта платочком, с картоном») [7, 509]. Бурнус - просторный плащ с капюшоном, отделанный тесьмой, который был близок по покрою и орнаментации к арабскому плащу из сукна [5, 36]. С 1850-х годов в моде были бурнусы чёрного цвета, но на модных картинках встречались также они и более ярких расцветок. Картоном называли - ящик или коробку, сделанные из картона [1, 84]. В словаре Островкого отмечается, что портнихи и модистки «разносили свою работу по заказчицам в больших картонах» [1, 84].
Но тут же на площади присутствует и бедная Салопница. Это женщина из мещанской, обедневшей среды в изношенном платье, в старом салопе, ходящая
по богатым домам и живущая подачками, и в руках она несёт «завёрнутое свидетельство о бедности». Известно, например, что свидетельство о бедности, освобождавшее человека от взноса судебных сборов при разборе в суде его дела, по старинному обычаю завёртывали в платок, не свёртывая в трубку [1, 188]. Характерно, что и Салопницами во времена драматурга и называли малообразованных сплетниц и попрошаек [5, 593].
На улице присутствует ещё множество лиц, которых невозможно подробно и тщательно описать, поскольку это заняло бы слишком много места в произведении. Ко всему прочему этого и не требовалось, так как внешний облик этих персонажей был крепко сформирован в представлении современников автора: «лица разных наций, звания и пола: военные,
чиновники, купцы, приказчики, мальчики, разносчики, татары, армяне, евреи, барыни, купчихи, мастерички, торговки»[7, 509].
Островский создаёт реальное ощущение торговой площади, где находится не просто безликая серая толпа, а здесь реальные люди со своими проблемами и трудностями. Он выводит на сцену простых людей с улицы с разным достатком и социальным статусом. Небольшой ремаркой драматург воспроизводит картину площади, где торгуют картинками. И. А. Хромова справедливо пишет: «Во втором действии мы действительно видим и, главное, слышим эту многолюдную толпу, собравшуюся на площади около полудня. Это словно кусок жизни, перенесённый на сцену» [8, 213].
Автор конструирует определённую атмосферу, в которую будут вынуждены попасть герои. Драматург многопланово показывает жестокий мир шутовства, где безликая толпа смеётся над чувствами героев бедных, «маленьких». И. А. Хромова не случайно определяет второе действие кульминацией в развитии пьесы, где напрямую сталкиваются шутники и их жертвы и где шутовство показано как социально-психологическое явление русской жизни [8, 213].
Этой пьесой Островский показал не просто перипетии жизни отставного обедневшего чиновника Оброшенова и его семь. Он фомирует образ мелкого человека. Он показывает важность каждого независимо от статуса и материального положения. Каждый важен не менее главного героя и каждый выполняет, словно винтик свою важную роль в огромном механизме жизненного пути.
Список литературы
1. Ашукин Н. С. и др. Словарь к пьесам А. Н. Островского / Н. С. Ашукин, С. И. Ожегов, В. А. Филлипов. М., 1993.
2. Беловинский Л. В. Иллюстрированный энциклопедический историкобытовой словарь русского народа. XVIII - начало XX в. М., 2007.
3. Бруштейн А.Я. Страницы прошлого. М., 1956.
4. Кирсанова Р. М Костюм в русской художественной культуре 18 -первой половине 20 вв. (опыт энциклопедии). М., 1995.
5. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Издание 2-е. М., 2006.
6. Овчинина И.А. Островский А.Н. Этапы творчества. М., 1999.
7. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т., Т. 2. М., 1974.
8. Хромова И. А. «Шутники» А. Н. Островского: нравственная
проблематика и жанровое своеобразие пьесы // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сборник научных статей в 2 ч. Ч. 1 / Науч. ред. Ю. В. Лебедев, отв. ред. А. К. Котлов. Кострома, 2007.
9. Чайкина Т. В. Жанр картин и сцен в творчестве А. Н. Островского. Диссертация канд. филол. наук. Иваново, 2010.
References
1. Ashukin N.S., Ozhegov S.I., Fillipov V.A. Slovar k pesam A.N. Ostrovskogo [Dictionary of the plays of Ostrovsky]. M., 1993.
2. Belovinsky L.V. Illyustrirovannyi entsiklopedicheskii istoriko-bytovoi slovar russkogo naroda. XVIII - nachalo XX v. [Illustrated Encyclopedic Dictionary of Historical and home of the Russian people]. M., 2007.
3. Brushtein AJ. Stranitsyproshlogo [Pages of the past]. M.,1956.
4. Kirsanova R. M Kostyum v russkoi khudozhestvennoi kulture 18 - pervoi polovine 20 vv. [costume in Russian artistic culture of 18 - the first half of the 20th century]. M., 1995.
5. Kirsanova R. M. Rozovaya ksandryeika i dradedamovyi platok [Rose and ksandreyka dradedamovy handkerchief]. M., 2006.
6. Ovchinina I.A. Ostrovsky, A.N. Etapy tvorchestva [Ostrovsky, A.N. The stages of creation]. M., 1999.
7. Ostrovsky A.N. Polnoe sobranie sochineny [The Complete Works: At 12 tons, Volume 2]. M., 1974.
8. Khromova I.A. «Shutniki» A. N. Ostrovskogo: nravstvennaya problematika i zhanrovoe svoyeobrazie piesy // Dukhovno-nravstvennye osnovy russkoi literatury: Sbornik nauchnykh statyei v 2 ch. CH. 1 ["Jokers" by Alexander Ostrovsky: ethical issues and genre identity plays]. Kostroma, 2007.
9. Chaikina T.V. Zhanr kartin i stsen v tvorchestve A. N. Ostrovskogo. Dissertatsiya kand. filol. nauk [genre pictures and scenes in the works by Alexander Ostrovsky]. Ivanovo., 2010.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Коробов Арнольд Владимирович, аспирант третьего года обучения (очной формы) историко-филологического факультета
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Korobov Arnold Vladimirovich, graduate student, historical and philological faculty
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Овчинина И.А. доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии и литературы ГОУ ВПО «ШГПУ»