Научная статья на тему 'Костюм героини в ранних произведениях А. Н. Островского'

Костюм героини в ранних произведениях А. Н. Островского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
671
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / FASHION / ДЕТАЛЬ / DETAIL / КОСТЮМ / COSTUME / ХАРАКТЕР / CHARACTER / ОБРАЗ / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коробов Арнольд Владимирович

В статье рассматривается костюм как средство создания характеристики персонажа в пьесах А. Н. Островского. Внимание обращается на авторские ремарки, диалоги и монологи, на предметно-бытовую среду пьес первых произведений драматурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Character s Costumes in Alexander Ostrovskys Early Plays

The article examines costume as a means of creating characters characteristics in Alexander Ostrovskys plays. The author draws our attention to the authors remarks, dialogues and monologues, as well as the material environment of the playwrights first plays.

Текст научной работы на тему «Костюм героини в ранних произведениях А. Н. Островского»

КОСТЮМ ГЕРОИНИ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Н. ОСТРОВСКОГО1

I А. В. Коробов

Филологические науки

Аннотация. В статье рассматривается костюм как средство создания характеристики персонажа в пьесах А. Н. Островского. Внимание обращается на авторские ремарки, диалоги и монологи, на предметно-бытовую среду пьес первых произведений драматурга.

Ключевые слова: мода, деталь, костюм, характер, образ.

Summary. The article examines costume as a means of creating characters' characteristics in Alexander Ostrovsky 's plays. The author draws our attention to the author's remarks, dialogues and monologues, as well as the material environment of the playwright's first plays.

Keywords: fashion, detail, costume, character, image.

До настоящего времени практически не исследован вопрос о значимости костюма как важнейшего средства характеристики персонажа в пьесах А. Н. Островского. При этом исследователи отмечают повышенное внимание писателя к деталям быта, особенностям уклада, отраженным в ремарках и речах героев. Работая над пьесами, Островский использовал свой богатый запас наблюдений над бытом купцов, приказчиков и мещан, он «строит свои произведения преимущественно на бытовом материале, быт у драматурга является одновременно и источником конфликтов, и сферой отражения национального жизненного уклада и мироощущения» [1, с. 59-60].

Драматургия Островского представляет для исследователей уникальный материал, в котором воспроизведены все наиболее важные детали и

предметы, входящие в обиход и «джентльменский набор» современников драматурга. А наиболее интересно и зрелищно это представлено в женском костюме. Сам Островский писал: «Бытовой репертуар, если художествен, то есть если правдив, великое дело для новой, восприимчивой публики: он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке, что он должен в себе беречь и воспитывать и что есть в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться» [2, с. 138].

Уже в «Семейной картине» конфликт разворачивается и строится на скрупулезной проработке деталей. Действие происходит в семье Пузато-вых, где вся жизнь пропитана обманом (обманывают домашних, обманывают покупателей в лавках, обманывают кредиторов), а религия заменяется лишь внешним соблюдением обрядов.

1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

339

3 / 2011

Преподаватель

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

Работая над пьесой, Островский уделял большое внимание отношению персонажа к моде и одежде. Марья Антиповна, незамужняя сестра купца Пузатова, собираясь погулять, продемонстрировать свои наряды и развлечься, намерена обмануть свою мать: «А мы с сестрицей отпросимся ко всенощной в монастырь, разоденемся, а сами в Парк» [3, с. 66].

Мать Антипа Антипыча Пузатова, Степанида Трофимовна, купчиха старого воспитания, обращает внимание домочадцев на несоблюдение ими внешних правил приличия и скромности, а «если обманет кого, так что за беда» [там же, с. 74]. В произведении сталкиваются уклады жизни двух поколений. Молодежь ведет себя более свободно, а старшее встает ни свет, ни заря, ведет хозяйство, выглядит внешне скромно и регулярно ходит в церковь «Как бы жил ты, Антипушка, по старине-то, как порядочные люди-то живут: вставал бы ты в четыре часа, за порядком бы посмотрел» [там же, с. 70]. Также она осуждает внешний вид и поведение своей сно-ПЛП хи, Матрены Савишны, которая «разря-340 дится, мантилии да билиндрясы разные навешает на себя, растопырится» [там же, с. 70]. Объем кринолинов двух героинь семьи прямо пропорционален масштабам обмана, разворачивающегося в купеческом быту.

Современники заметили комедию и активно ее обсуждали. Ф. А. Бурдин отмечал, что о «Семейной картине» говорили тогда много, в литературных кружках и ее перечитала вся Москва» [там же, с. 501].

Окрыленный успехом первой одноактной пьесы, Островский тщательно работал над новым произведением - комедией «Свои люди - сочтемся!», зачитывая друзьям каждую сцену.

Преподаватель

В ней драматург показывает атмосферу купеческого дома. Купец Самсон Силыч Большов решает одним махом обмануть кредиторов, увеличить состояние и удачно выдать дочь замуж.

Его дочь Липочка, капризная, избалованная эгоистичная, мечтает выйти замуж непременно за красавца («беспременно чтобы был брюнет»), одетого «по-журнальному» [там же, с. 94]. В России на тот момент не существовало ни одного издания, непосредственно посвященного моде. Модные журналы были привозные и в основном из Франции. Однако некоторые литературные журналы публиковали приложения о веяньях «парижских мод» [4].

Но всем мечтам о благородном красавце не суждено сбыться. Повинуясь воле отца, Липочка выходит замуж за приказчика Подхалюзина, на которого Большов переписывает все свое имущество, будучи уверенным в том, что зять из чувства благодарности будет ему предан.

Подхалюзин, чтобы смягчить сердце Липочки, рисует заманчивые картины будущей совместной жизни: «Вы и дома-то будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости али в театр-с - окро-мя бархатных, и надевать не станем» [3, с. 134]. Делая предложение, приказчик точно знает, чего желает героиня. Подхалюзин обращает внимание невесты не на будущий семейный уклад и быт или свои сердечные переживания, а на гардероб своей будущей жены.

В пьесе почти никто не брезгует обманом, пусть даже самого близкого. Даже выбор жениха происходит за счет подкупа свахи обещаньями денег и дорогой шубы: «Да он вас с ног до головы золотом осыплет-с, из живых соболей шубу сошьет» [там же, с. 116]. Именно шуба выступает решающим

3 / 2011

Филологические науки

фактором в подкупе свахи и является своеобразным материальным эквивалентом повышения своего социального статуса: «...пройдетесь, другой подумает, генеральша какая» [там же, с. 118]. А когда Подхалюзин добивается своего, то забывает обо всех данных обещаниях. Грубо отказывает свахе в обещанной шубе: «Еще рылом не вышли-с в собольих-то салопах ходить!» [там же, с. 143]. И Липочка, вторя мужу, остается равнодушной к просьбам отца вызволить его из долговой тюрьмы: «Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем, - и толковать об этом нечего» [там же, с. 147]. Тем самым она обрекает родителей на унижение, в то время как сама обновляет гардероб.

Купечество, занимаясь текстильной торговлей, придавало большое значение сорту ткани и прекрасно ориентировалось в качестве товара и цене. Основываясь только на упоминании названия ткани, можно судить о материальном положении и социальном статусе персонажа в обществе. В IV действии героиня, ставшая женой Подхалюзина, совсем недавно ею презираемого, с гордостью и торжеством над свахой произносит названия материй, из которых сшиты ее наряды, поскольку Устинья Наумовна прекрасно была осведомлена об их стоимости: «подвенечное блондо-вое на атласном чехле да три бархатных - это будет четыре» [там же, с. 141]. Замечу, что А. И. Герцен определение «блондовый» использовал для обозначения: «суетности и никчемности» [4, с. 33]. «Два газовых да креповое, шитое золотом, - это семь; три атласных да три грогроновых - это тринадцать; гро-денаплевых да гродафриковых семь -это двадцать» [3, с. 141], - продолжает Липочка считать наряды. Это были са-

мые дорогие ткани на протяжении всего XIX в. Но и остальные названия материй говорят об их высоком качестве и, соответственно, стоимости: «.три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых <...> еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати» [там же, с. 141]. Р. М. Кирсанова отмечает: «Олимпиада Самсонов-на перечисляет кисею и буфмуслин среди тканей для домашней одежды богатой дамы, не предназначенной для визитов и гостей» [4, с. 38]. И все это демонстрируется в тот момент, когда родной отец находится в тюрьме за долги.

В комедии «Бедная невеста» драматург, избрав иную среду изображения, показывает семью Незабудкиных, драматичную ситуацию из жизни девушки без приданого. Главная героиня - Марья Андреевна Низабудкина -дочь умершего небогатого чиновника. Ее отец «промотал» все состояние семьи и оставил все дела в крайнем запустении. Вдова чиновника не в состоянии сама разобраться с проблемами. Марья Андреевна вынуждена согласиться выйти замуж за богатого чиновника Беневоленского. 341

Писатель не просто формирует образ и характер каждой героини через отношение к модным деталям, а создает параллель между деталью и статусом человека. Характерно, что в списке действующих лиц драматург счел необходимым указать особенности туалета двух довольно колоритных персонажей, свах, конкурирующих между собой: «Карпов-на - сваха (по купечеству) в платочке», «Панкратьевна - сваха (по дворянству) в чепчике» [3, с. 192]. Модный чепчик и простонародный платок являют собой своего рода зримые сословные знаки различия или доступа в определенный круг лиц. Н. Будур отмечает, что «к обе-

3 / 2011

Преподаватель

фундаментальная наука вузам

342

денному туалету в конце 1840-х гг. обыкновенно надевали маленький окаймленный рюшем чепчик из блонд» [5, с. 280]. И глава семейства - вдова небогатого чиновника Анна Петровна Незабудкина -также появляется в модном чепчике, чем вызывает восхищение у мещанки Хорьковой: «Какой миленький чепчик на вас» [3, с. 204]. Однако чепчик сшит собственноручно, что говорит о скудном материальном положении семьи, а Неза-будкина мечтает покончить с бедностью за счет выгодного брака дочери и одеваться на Кузнецком мосту: «Вот кабы Машенька замуж вышла, уж я к свадьбе-то бы себе какую-нибудь на Кузнецком мосту заказала, понарядней» [там же]. Это место с XVIII в. славится обилием иностранных магазинов (в основной массе французских), главным образом торгующих модными и галантерейными товарами [6, с. 52-62].

А сама главная героиня воспринимается как вещь, модный аксессуар, созданный оттенять богатство семьи будущего мужа. «Иной просто торгует меня, как вещь какую-нибудь» [3, с. 197]. Не случайно главный претендент на руку и сердце - чиновник Беневоленский (взяточник и пьяница) между делом предъявляет конкретные требования к невесте: «Мне такую невесту нужно, чтобы не стыдно было в люди показать: ну чтоб и хозяйка в доме была, знаешь, в таком чепчике, по-нынешнему» [там же, с. 221]. Жена воспринимается как новый красивый элемент убранства дома, не необходимый, но придающий больший эффект и значимость, к тому же помогающий в быту и облаченный в чепчик. Автор репликой чиновника подчеркивает, что чепчик не должен быть сшит собственноручно, как у маменьки, а быть модным «по-нынешнему» [там же].

Комедия «Бедная невеста» отличается глубоким психологизмом. Островский здесь отказывается от крупного комизма, присущего первым произведениям. Основное внимание драматурга в пьесе сосредоточено на внутренних переживаниях главной героини, на создании полноценного психологического портрета страдающей души, где нет места поверхностным переживаниям о составе своего гардероба и его актуальности в этом сезоне.

Драматургия автора отражала не просто социальный состав общества, но и показывала различные современные реалии. Начиная с XIX в. театр доступный не только аристократии и буржуазии, но и другим слоям населения начал формировать вкусы публики и направлять ее, «с именами многих актеров XIX в. связаны названия костюмов, причесок, излюбленных цветов» [4, с. 82]. На героев в новых образах, созданных драматургом, по воспоминаниям современников, «вся Москва бегала смотреть» [3, с. 541]. А пьесы Островского для нас современных читателей, исследователей и зрителей содержат богатую информацию о семейно-бытовом укладе и модных течениях современников драматурга.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Овчинина И. А. Островский А. Н. Этапы творчества. - М., 1999.

2. Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т.

- Т. 10. - М., 1978.

3. Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т.

- Т. 1. - М., 1973.

4. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Изд. 2-е. - М., 2006.

5. Будур Н. История костюма. - М., 2002.

6. Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. Изд. 2-е, перераб. - М., 1991. Щ

Преподаватель

3 / 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.