Научная статья на тему 'Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста с учетом принципа индивидуализации образования'

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста с учетом принципа индивидуализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1174
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / SPEECH DEVELOPMENT / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF SPEECH DISORDERS / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / SPEECH THERAPY WORK / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Ольга Ивановна, Сидорова Наталия Александровна

Рассматривается проблема выбора современных научных подходов к развитию детей с нарушениями речи, основные принципы педагогического воздействия, учитывающие индивидуальные особенности дошкольника, а также современное осмысление понятия «индивидуализация» и непосредственно принципа индивидуализации обучения, объединяющего отдельные педагогические подходы. Показана связь принципа индивидуализации с современными действующими образовательными подходами, возможность его реализации в образовательной практике логопеда. Представлены особенности целенаправленного, комплексного коррекционно-логопедического воздействия на детей младшего дошкольного возраста с учетом реализации в данной работе принципа индивидуализации и анализа результатов развития речи дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Ольга Ивановна, Сидорова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRECTION-LOGOPEDIC WORK WITH JUNIOR PRESCHOOLERS TAKING INTO ACCOUNT EDUCATION INDIVIDUALIZATION PRINCIPLE

The article considers the problem of selection of modern scientific approaches to the development of children with speech disorders, the main principles of the pedagogical interventions taking into account individual characteristics of the preschool child and emotional contemporary understanding of the concept of «customization» and individualization of the learning strategy approach, integrating specific pedagogical approaches. Shows the relationship of the principle of individualization from the functioning of the educational approaches, the possibility of its realization in the educational practice of a speech therapist. Features of a focused, comprehensive correctional and logopedic impact on children of preschool age taking into account the implementation of the principle of individualization. It also determines the content of diagnostic and correctional-developing activities with children of preschool age taking into account the principle of individualization. Presents the method of individualized assessment of formation of communicative, speech, cognitive areas, in order to determine individual correctional and educational routes for children, systematic diagnostic and correctional-developing techniques, including flexible combination of psychological, pedagogical and innovative techniques. It is shown how these methods provide the efficiency of correction of speech disorders among children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста с учетом принципа индивидуализации образования»

УДК 376. 3

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-49-56

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

О. И. Киселева, Н. А. Сидорова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается проблема выбора современных научных подходов к развитию детей с нарушениями речи, основные принципы педагогического воздействия, учитывающие индивидуальные особенности дошкольника, а также современное осмысление понятия «индивидуализация» и непосредственно принципа индивидуализации обучения, объединяющего отдельные педагогические подходы. Показана связь принципа индивидуализации с современными действующими образовательными подходами, возможность его реализации в образовательной практике логопеда. Представлены особенности целенаправленного, комплексного коррекционно-логопедического воздействия на детей младшего дошкольного возраста с учетом реализации в данной работе принципа индивидуализации и анализа результатов развития речи дошкольников.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, развитие речи, предупреждение речевых нарушений, логопедическая работа, принцип индивидуализации.

Проблема выбора современных научных подходов к развитию детей с нарушениями речи является одной из важнейших в теории и практике логопедии. Сложность и значимость этой проблемы объясняются увеличением числа видов и форм речевых нарушений, отрицательно влияющих на психофизическое развитие ребенка и отражающихся на его деятельности, поведении, социальной адаптации. Федеральный государственный образовательный стандарт специального образования (ФГОС СО) определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации коррекционно-логопедической работы. В связи с введением и реализацией ФГОС СО, ориентацией системы специального образования на инклюзивную практику на передний план выдвигается личностно ориентированная парадигма образования, которая по-новому переосмысливает идеи гуманистической философии и психологии, а отсюда иначе представляет психолого-педагогическую практику [1, с. 9]. Сегодня возросли требования к дифференциальной логопедической диагностике, разработке индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, выбору методов и приемов коррекционно-логопедической работы, разнообразного и продуктивного взаимодействия с родителями детей, имеющих речевую патологию, к работе по профилактике возникновения речевых нарушений [2, с. 19]. В связи с этим в настоящее время становится актуальным интенсивное развитие логопедии раннего и младшего дошкольного возраста, определение наиболее адекватных, объективных подходов к данной проблеме. Сегодня ощущается недостаточность сведений о реализации принципа индивидуализации в изучении, развитии и воспитании младшего дошкольника с нарушениями речи. Не в полной мере отражены данные об индивидуальной работе логопеда с ребенком данного возраста, что вызывает необходимость поиска путей реализации принципа индивидуализации в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Цель статьи - показать связь принципа индивидуализации с современными действующими образовательными подходами, возможность его реализации в образовательной практике логопеда.

Максимальная эффективность коррекционной работы находится в очевидной зависимости от соответствия избираемых подходов и принципов возрасту и возможностям ребенка. К вопросам развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями обращались Г. А. Волкова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева и другие исследователи, рассматривающие психолингвистические и дидактические основы методики развития и общения детей, содержание и приемы коррекционно-педагогической работы.

Отметим, что М. В. Богуславским, Е. В. Бондаревской, Л. Н. Галигузовой, Н. А. Горловой, Л. Н. Куликовой, С. Д. Поляковой, И. С. Якиманской и др. разработаны главнейшие принципы педагогического воздействия, учитывающие индивидуальные особенности дошкольника. Работа логопеда строится на их многообразии, в том числе дифференцированном подходе, обогащении мотивации речевой активности, ситуативности обучения, формировании осознания речевой деятельности, взаимосвязи работы над различными сторонами речи, онтогенетическом принципе.

Основным требованием педагогического воздействия является его коммуникативная направленность. Обучение детей с речевыми нарушениями заключается в побуждении их к речемыслительной активности в различных областях индивидуальной и коллективной учебной деятельности, а также в применении учителем-логопедом специальных упражнений, направленных на формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных умений [3, с. 47]. Теоретической основой формирования речевой активности дошкольников является коммуникативно-деятельностный подход. Коммуникативный компонент дея-тельностного подхода заключается в учете, использовании и развитии потребности общения как важнейшего условия результативности процесса обучения речи. Именно коммуникативный компонент позволяет наглядно представить схему педагогического взаимодействия, учитывая многогранность входящих в нее звеньев (источников, ситуации, средств обратной связи и т. д.). Деятельностный компонент коммуникативного подхода позволяет рассматривать речевую активность в соотношении со структурой речевой деятельности, учитывая следующие ее этапы: побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский, исполнительный. Начальным механизмом возникновения речевой активности ребенка является приведение в действие мотивационного компонента, который включает возникновение потребности, встречу потребности с мыслью говорящего, возникновение интереса как эмоционального переживания этой потребности, его волевую регуляцию, поддержание интереса [4, с. 15].

Обязательный учет коммуникативно-деятельностного подхода в коррекционной работе будет способствовать преодолению проблем речевой коммуникации детей с нарушениями речи, созданию условий для положительной мотивации обучения.

Не менее важен и компетентностно-ориентированный подход, обеспечивающий субъ-ектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ситуации, при которых ребенок имеет возможность выбора деятельности, партнера, средств, опираясь на собственный опыт. При данном подходе в основе взаимодействия лежит ориентированность педагогической оценки на определенные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка. Это возможно при создании образовательной среды, позволяющей сбалансировать репродуктивную и продуктивную деятельность, то есть исследовательскую, творческую, совместные и самостоятельные, подвижные и статичные формы активности [5,

с. 99]. В этом случае педагог принимает позицию организатора, советчика, он лишь организует данный процесс. Ребенок самостоятельно осуществляет собственное развитие, и является его субъектом.

Особенно важен принцип индивидуализации обучения, который успешно соединяет многочисленные педагогические подходы в одно целое и является в то же время их неотъемлемой составляющей. Подход к трактовке принципа индивидуализации построен на современном рассмотрении этого понятия. В литературе описаны различные подходы к определению данного понятия: проблема индивидуализации представлена как междисциплинарная, ее изучение ведется в философии, психологии, педагогике, социологии, существует значительный пласт накопленных знаний о ее содержании. В педагогических исследованиях индивидуализация трактуется как система (А. А. Кирсанов), принцип (Н. Н. Гордеева, Н. А. Завалко), педагогическая категория (Н. В. Асташкина), стратегия (С. В. Кораблева), процесс (Н. Ф. Гейжан), учет особенностей учащихся (И. Э. Унт).

Под индивидуализацией мы подразумеваем такое построение логопедического взаимодействия, при котором учитываются индивидуальные различия детей, осуществляется индивидуальный подход к ним, индивидуальные речевые карты, индивидуальные коррекци-онные программы воздействия и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей каждого дошкольника. Она отличается от дифференциации, при которой учитываются особенности группы детей [6, с. 16]. Данный принцип предполагает учет всех свойств ребенка как личности: его способностей, умений осуществлять учебную и речевую деятельность. Принцип индивидуализации обучения реализуется путем формулирования вопросов отдельным дошкольникам, чтобы проверить уровень понимания материала, предлагаемого взрослым к освоению путем выбора второстепенных вопросов, дополнительных заданий, наглядных пособий, помогающих лучше понять данный материал; заданий с опорой на уровень речевого развития и образовательную деятельность ребенка и т. д.

Таким образом, важно учитывать в логопедической работе принцип индивидуализации обучения, который представляет собой организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Осуществляется она в условиях коллективной и индивидуальной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого дошкольника [6, с. 16]. Несмотря на то, что методические направления исследования коммуникативной, речевой, познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи многочисленны, недостаточно изученной остается проблема, затрагивающая детей младшего дошкольного с подобными нарушениями. Между тем именно состояние коммуникативной и познавательной деятельности такого ребенка играет важную роль в его развитии [7, с. 45].

Мы предположили, что эффективность коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с речевыми нарушениями значительно возрастет при реализации следующих условий:

- при установлении особенностей развития (психофизического и речевого) каждого ребенка средствами дифференциальных диагностик;

- разработке и реализации системы коррекционно-логопедической работы с учетом принципа индивидуализации образовательного процесса;

- организации сотрудничества педагогов и родителей.

Учитывая изученные теоретические данные и важность применения принципа индивидуализации в коррекционно-логопедической с детьми младшего дошкольного возраста, было организовано экспериментальное исследование на базе Муниципального автономно-

го дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада № 85 г. Томска. Целью эксперимента явилась реализация системы коррекционно-логопеди-ческой работы по преодолению отставаний в речевом и психофизическом развитии у детей младшего дошкольного возраста с учетом реализации принципа индивидуализации.

В нем приняли участие 10 детей раннего и 10 детей младшего дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии. На предварительном этапе было проведено обследование психофизического, физического и речевого развития детей данной возрастной группы с применением следующих методик: «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е. А. Стребелевой, «Логопедическое обследование детей 2-4 лет» О. Е. Громовой, Г. Н. Соломатиной, «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» под ред. Н. В. Серебряковой, «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи» Г. А. Волковой. Это позволило провести детальное дифференцированное обследование и выявить в начале экспериментальной работы следующие показатели уровня развития детей: высокий - 0 %, средний - 20 %, низкий - 80 %. Выявленные результаты стали основанием для дальнейшего планирования коррекционно-логопедической работы с учетом принципа индивидуализации.

В целом коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста строилась по трем направлениям:

1. Диагностическое - организация обследования детей, выявление трудностей и особенностей речевого и психофизического развития, раннее выявление факторов риска.

2. Коррекционное направление - экспериментальное обучение, непосредственно логопедическая работа по коррекции нарушений речевого и психофизического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста с учетом принципа индивидуализации.

3. Консультативное направление - формирование информационной готовности педагогов МАДОУ к эффективной работе по предупреждению речевых нарушений у детей, повышение компетентности родителей в общем и речевом развитии ребенка в семье.

Взаимодействие указанных направлений представлено в виде модели на рисунке.

Ыоторная Речевая Психическая сфера сфера сфера

yh

Диагностика

На следующем этапе была разработана модифицированная программа дополнительного образования «Говоруны», включающая систему логопедических занятий с учетом принципа индивидуализации.

Индивидуализация обучения проводилась на основе диагностических данных, строилась с опорой на понимание причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося

развития, на сильные стороны ребенка и компенсировала дефициты, имеющиеся в его развитии. Предлагаемые в программе занятия были универсальны, а содержание их отвечало основным потребностям детей, охватывало имеющиеся пять областей развития и образования детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации программы:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

На подготовительном этапе по итогам диагностического обследования учителем-логопедом в сотрудничестве с другими специалистами для каждого ребенка была разработана индивидуальная программа развития, учитывающая его психофизические и речевые особенности. Учитывая зону ближайшего развития каждого ребенка, представленную в индивидуальном маршруте, были сформированы разновозрастные подвижные микрогруппы из 3-4 человек, объединившие детей раннего и младшего дошкольного возраста для совместной деятельности. Группы были сформированы не по возрастному признаку, а по уровню речевого и неречевого развития детей, входящих в них. На протяжении работы состав микрогрупп регулярно менялся в зависимости от возможностей и индивидуальных особенностей развития детей. При обучении по индивидуальным программам использовались разные формы активности детей в малых подгруппах, разноуровневые задания с учетом возможностей детей.

На основном этапе для реализации коррекционного направления программы были выделены следующие разделы:

1. Формирование неречевых психических функций.

2. Формирование моторной сферы.

3. Формирование речевой деятельности.

Для реализации консультативного направления учитывался консультационный раздел.

При реализации первых трех разделов решались задачи коррекционного направления, для этого использовались соответствующие игры, дидактический материал, функционировала вариативная открытая предметно-развивающая среда, учитывающая особенности развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Четвертый раздел был направлен на решение задач консультативного направления. Взаимодействие с родителями и педагогами носило характер сотрудничества, а не наставничества, что помогало им получить не только педагогические знания, но и практические навыки, внушало уверенность в своих силах и стремление к совместной деятельности [8, с. 16].

Заключительный этап реализации программы включал итоговые мероприятия: выставку детских работ «Сказка на ложечке» и совместный с педагогами и родителями праздник «Путешествие по стране Говорунов».

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, цель которого заключалась в выявлении результативности логопедического воздействия с учетом принципа индивидуализации. Использовался тот же комплекс диагностических методик, что и в констатирующем эксперименте.

По окончании эксперимента данные итогового обследования показали у детей значительно более высокий уровень развития познавательных процессов, словаря. Определенные изменения произошли в показателях звуковой культуры и грамматического строя речи. Выполняя предложенные задания, дети воспроизводили речевые высказывания на значительно более высоком уровне, чем при первичной диагностике.

Сравнение результатов первичной и итоговой диагностики позволяет говорить о положительной динамике в речевом и неречевом развитии детей. Если изначально мы наблюдали средний и низкий уровни по всем показателям, то в конце года результаты значительно возросли. Проводя, например, сравнительный анализ уровня развития моторики, мы отметили, что на начальном этапе высокий уровень составил всего 4 %, средний - 68 %, низкий - 28 %. В конце года показатели выглядели иначе: высокий уровень возрос до 54 %, средний - 42 %, низкий - всего 4 %. Высокий уровень возрос на 50 % за счет уменьшения показателей среднего и низкого уровней развития моторики.

Итоговая диагностика речевых процессов показала следующие результаты: высокий уровень вырос до 10 %, средний увеличился до 60 %, низкий уменьшился до 30 %. Здесь тоже можно говорить о значительной динамике высокого и среднего уровня, а также явном уменьшении низкого уровня речевого развития детей.

Анализируя динамику речевого развития каждого конкретного ребенка, мы также увидели ощутимый переход от низкого уровня к среднему или средневысокому, от среднего и средневысокого к высокому уровню. Отметим, что у детей значительно повысилось желание посещать детский сад. Они чувствовали заметную уверенность, часто обращались к педагогу, стремясь к общению, сами активно участвовали в диалоге, приносили игры и книги для совместной игры или чтения. Дошкольники стали лучше ориентироваться в пространстве, повысился объем сведений об окружающем мире, проявился интерес к диалогу, сотрудничеству, экспериментальному познанию. Это подтверждают высказывания детей, которые начали задавать интересующие их вопросы, выстраивать диалог в процессе совместных игр и увлекательных занятий.

Таким образом, в ходе исследования была не только разработана и экспериментально апробирована методика индивидуализированной оценки сформированности коммуникативной, речевой, познавательной сферы, позволяющая определить для детей индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, но и систематизированы диагностические и коррекционно-развивающие приемы, включающие гибкое сочетание психологических, педагогических и инновационных приемов. Данные приемы обеспечили эффективность коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Также было определено содержание диагностической и коррекционно-развивающей деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с учетом принципа индивидуализации.

При проведении коррекционно-логопедической работы подтвердилась продуктивность выбранных и не противоречащих принципу индивидуализации направлений, содержания и методов формирования речи у детей младшего дошкольного возраста, что дает возможность успешно корригировать отставание детей не только в речевом развитии, но и в формировании всей их психической деятельности [9, с. 7].

Отметим, что разработанные направления и приемы развития, воспитания детей с нарушениями в психофизическом и речевом развитии могут применяться в деятельности педагогов-воспитателей, логопедов, дефектологов, при оказании методической помощи родителям детей, имеющих указанные отклонения.

Таким образом, раннее, целенаправленное, комплексное воздействие сыграло решающую роль в развитии речевой, коммуникативной и познавательной деятельности воспитанников, обеспечило положительный развивающий эффект, а применение принципа индивидуализации оказалось одним из главных условий их успешного развития и обуче-

Список литературы

1. Вершинина Л . В . Результаты внедрения дифференцированного подхода к детям в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 5 (170) . С . 9-13 .

2 . Ромусик М . Н . Психолого-педагогическое изучение детей с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду.

2007 . № 2 (17) .С .18-21.

3 . Зимняя И . А . Педагогическая психология . Ростов н/Д: Феникс,1997 . 480 с .

4 . Воробьева В . К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие . М . : ACT:

Астрель: Транзиткнига, 2006 . 158 с .

5 . Анфисова С . В . Особенности компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возра-

ста // Известия РГПУ им . А. И . Герцена . 2009 . № 116 . 99 с .

6 . Вершинина Л . В . Дифференцированный подход к детям как условие личностно ориентированного взаимодействия в

дошкольной образовательной организации . Томск: Томский ЦНТИ, 2015. 264 с .

7 . Ромусик М . Н . К изучению проблемы коммуникации безречевых детей // Школьный логопед . 2009 . № 1 (28) . С . 45-47.

8 Киселева О И Особенности образования детей раннего возраста в условиях реализации принципа адаптивности образовательной деятельности // Формирование открытого образовательного пространства в работе с детьми раннего возраста: проблемы, задачи, перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции 1315 мая 2015 г. , г. Северск / под ред . О . Р . Нерадовской . Томск: Томский ЦНТИ, 2015. 268 с .

9 . Рогунова О . А. , Барышникова Е . А. , Яровая Т . А. , Сидорова Н . А. , Невраева А. С . Система работы по профилактике

отставания в развитии речи детей раннего возраста в ДОУ: метод . пособие . Казань: Бук, 2016 . 58 с .

Киселева Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sidorovanata2013@mail.ru

Сидорова Наталия Александровна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sidorovanata2013@mail.ru

Материал поступил в редакцию 21.11.2017

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-49-56

FEATURES OF CORRECTION-LOGOPEDIC WORK WITH JUNIOR PRESCHOOLERS TAKING INTO ACCOUNT EDUCATION INDIVIDUALIZATION PRINCIPLE

O. I. Kiseleva, N. A. Sidorova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article considers the problem of selection of modern scientific approaches to the development of children with speech disorders, the main principles of the pedagogical interventions taking into account individual characteristics of the preschool child and emotional contemporary understanding of the concept of «customization» and individualization of the learning strategy approach, integrating specific pedagogical approaches. Shows the relationship of the principle of individualization from the functioning of the educational approaches, the possibility of its realization in the educational practice of a speech therapist. Features of a focused, comprehensive correctional and logopedic impact on children of preschool age taking into account the implementation of the principle of individualization. It also determines the content of diagnostic and correctional-developing activities with children of preschool age taking into account the principle of individualization. Presents the method of individualized assessment of formation of communicative, speech, cognitive areas, in order to determine individual correctional and educational routes for children, systematic diagnostic and correctional-developing techniques, including flexible combination of psychological, peda-

gogical and innovative techniques. It is shown how these methods provide the efficiency of correction of speech disorders among children of preschool age.

Key words: preschool age, speech development, prevention of speech disorders, speech therapy work, principle of individualization.

References

1. Vershinina L . V Rezul'taty vnedreniya differentsirovannogo podkhoda k detyam v usloviyakh doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [The results of introduction of the differentiated approach to children in a preschool educational organization] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 5, pp . 9-13 (in Russian) .

2 . Romusik M . N . Psikhologo-pedagogicheskoye izucheniye detey s obshchim nedorazvitiem rechi [Psycho-pedagogical study of

children with General speech underdevelopment] . Logoped v detskom sadu, 2007, no . 2 (17), pp . 18-21 (in Russian) .

3 . Zimnyaya I . A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology] . Rostov-on-Don, Feniks Publ . , 1997 . 480 p . (in

Russian)

4 . Vorob'yeva V K . Metodika razvitiya svyaznoy rechi u detey s sistemnym nedorazvitiem rechi: ucheb. posobiye [Methodology

of development of coherent speech in children with a system underdevelopment of the speech: textbook] . Moscow, AST, Astrel, Tranzitkniga Publ . , 2006 . 158 p . (in Russian) .

5 . Anfisova S . V Osobennosti kompetentnostno-orientirovannogo podkhoda v obrazovanii detey doshkol'nogo vozrasta [Features

of a competence oriented approach in education of children of preschool age] . Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena - Izvestiy: Herzen University Journal of Humanities and Science, 2009, no . 116, pp . 99-102 (in Russian) .

6 . Vershinina L . V. Differentsirovannyypodkhodkdetyam kakusloviye lichnostno-orientirovannogo vzaimodeystviya vdoshkol'noy

obrazovatel'noy organizatsii [Differentiated approach to the children as a condition of personality-oriented interaction in preschool educational organizations] . Tomsk, TsNTI Publ . , 2015, pp . 264-266 (in Russian) .

7 . Romusik M . K izucheniyu problemy kommunikatsii bezrechevykh detey [To study the problem of communication of speechless

children] Shkol'nyy logoped, 2009, no . 1 (28), pp . 45-47(in Russian) .

8 . Kiseleva O . I. Osobennosti obrazovaniya detey rannego vozrasta v usloviyakh realizatsii printsipa adaptivnosti obrazovatel'noy

deyatel'nosti [Features of education of children of early age in conditions of realization of the principle of adaptability of educational activities] . Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (13-15 maya 2015 goda, g. Seversk «Formirovaniye otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva v rabote s defmi rannego vozrasta: problemy, zadachi, perspektivy» [Proceedings of the I international scientific-practical conference (13-15th may 2015, Seversk «The formation of an open educational space in working with young children: problems, challenges, prospects»)] . Tomsk, Tomsk TsNTI Publ . , 2015 . Pp 37-42 (in Russian)

9 . Rogunova O .A. , Baryshnikova E .A . , Yarovaya TA . , Sidorova N .A . , Nevrayeva A . S . Sistemarabotypoprofilaktikeotstavaniya

v razvitii rechi detey rannego vozrasta v DOU: metodicheskoye posobiye [The system of work to prevent backlogs in speech development of young children in preschool educational institutions: methodical guide] . Kazan, Buk Publ . , 2016 . 58 p . (in Russian)

Kiseleva O. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: sidorovanata2013@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sidorova N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: sidorovanata2013@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.