ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 6 • Номер 3 • Июль-сентябрь 201 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Первое
экономическое издательство
особенности корпоративного пенсионного страхования в россии и за рубежом
Кравченко Е.В. 1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов, Россия
аннотация:_
В данной статье рассматривается значение корпоративного пенсионного страхования в современных пенсионных системах. Рассмотрен положительный опыт построения корпоративного пенсионного обеспечения в развитых зарубежных странах, определены проблемы, характерные как для зарубежных стран, так и для Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного пенсионного страхования как эффективного инструмента повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы, действенного механизма кадровой политики современного предприятия. Предложены меры по развитию корпоративных пенсионных систем в России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коэффициент замещения, досрочные пенсии, корпоративные пенсионные планы, негосударственные пенсионные фонды.
Features of corporate pension insurance in Russia and abroad
Kravchenko E.V. 1
1 Rostov State Economic University "RINH" , Russia
Введение
Совершенствование отечественной пенсионной системы на протяжении последних трех десятилетий является приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, что обусловлено, в первую очередь, низким уровнем пенсионного обеспечения граждан, а также сохраняющейся зависимостью бюджета Пенсионного фонда от федерального бюджета. Происходящие изменения макроэкономических и демографических параметров оказывают влияние на сбалансированность пенсионной системы и требуют ее модернизации. В настоящее время уровень размеров пенсий значительной части населения страны не соответствует тем минимальным нормам, которые утверждены международными стандартами (не ниже 40%) [1]. Наиболее благоприятным считается коэффициент замещения утраченного заработка на уровне 70%. Отметим, в этом случае включаются все виды пенсионного страхования: государственное, корпоративное, частное. Практика зарубежных стран показывает, что примерно
30% замещается за счет государственных пенсий, а 40% формируется негосударственными пенсионными фондами [2, с. 81] (XкШуаеуа, 2018, р. 81). В России коэффициент замещения значительно ниже и в 2018 г. составил 33% [3]. Невозможность поддержки реальных размеров пенсий в современных демографических условиях и отсутствие необходимых модернизаций пенсионной системы создают риск снижения коэффициента замещения и обесценивания пенсии. В этой связи требуется адаптировать основные параметры действующей пенсионной системы к демографическим трендам и связанной с этим трансформации рынка труда, развивать систему корпоративного пенсионного страхования, как эффективный источник дополнительного пенсионного обеспечения.
Цель статьи - определить роль и место корпоративного пенсионного страхования в современной пенсионной архитектуре. Для этого необходимо систематизировать отечественный и положительный зарубежный опыт в данной сфере, выявить факторы, препятствующие его развитию, и предложить меры стимулирования развития корпоративного пенсионного страхования в России.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы в РФ до 2030 года определила необходимость развития корпоративного пенсионного страхования с целью решения задач по достижению коэффициента замещения трудовой пенсии по старости до 40% утраченного заработка; повышению уровня пенсионных выплат для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы.
Стратегией предусматривается три уровня пенсионной системы: частная пенсия,
abstract:
This article discusses the importance of corporate pension insurance in modern pension systems. The positive experience of corporate pension provision construction in developed foreign countries is considered, the problems typical both for foreign countries and for the Russian Federation are defined. It is concluded that it is necessary to develop corporate pension insurance as an effective tool to increase the level of pension provision of citizens, to ensure the financial stability of the pension system, an effective mechanism of personnel policy of a modern enterprise. Measures for the development of corporate pension systems in Russia are proposed. keywords: replacement rate, early retirement, corporate pension plans, non-state pension funds
JEL Classification: J14, J18, H55 Received: 19.09.2019 / Published: 30.09.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Kravchenko E.V. ([email protected])
citation:
Kravchenko E.V. (2019) Osobennosti korporativnogo pensionnogo strakhovaniya v Rossii i za rubezhom [Features of corporate pension insurance in Russia and abroad]. Ekonomika truda. 6. (3). - 1203-1218. doi: 10.18334/et .6.3.41080
формируемая работниками; корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основе коллективного договора; система обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов [4].
Таким образом, государством отводится значительная роль корпоративному пенсионному обеспечению в архитектуре современной пенсионной системы. Отметим, на втором уровне (корпоративная пенсия) формируются пенсии работающих в особых условиях труда, в том числе имеющих право на досрочное назначении пенсии. Сегодня в стране насчитывается более 43 млн пенсионеров, из которых 11,5 млн имеют право на досрочный выход на пенсию, в том числе по спискам № 1 и № 2 проходят 3,5 млн пенсионеров (опасные и вредные условия труда) [5] (Grebenschikov, 2018).
Таблица 1
Динамика численности получателей страховых пенсий по старости, в том числе получателей досрочных пенсий, млн чел.
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Получатели пенсий по 33,4 33,9 34,4 35,3 36,0 36,3 36,7
старости, из них:
получатели досрочных 11,1 11,2 11,3 11,4 11,4 11,5 11,5
пенсий
% к численности пенсио- 33,1 33,0 32,7 32,3 31,8 31,6 31,3
неров по старости
Источник: [6].
Несмотря на то, что в процентном соотношении доля получателей досрочных пенсий имеет тенденцию к снижению, обусловленную сокращением рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (в 2012 году - 33,1%, в 2018 - 31,3%), численность данной категории продолжает оставаться значительной. Сегодня расходы пенсионной системы на выплату досрочных пенсий обеспечиваются трансфертами из федерального бюджета, так как платежи от работодателей, имеющих рабочие места с вредными условиями труда, не формируют необходимых пенсионных прав для работников, что представляется социально несправедливым. Из федерального бюджета ежегодно на эти цели направляется 110 млрд руб. (еще 80 млрд руб. поступает от дополнительных тарифов) [5, с. 47] (Grebenschikov, 2018, р. 47).
об АВТОРЕ:_
Кравченко Елена Васильевна, доцент кафедры «Финансы», кандидат экономических наук (кеш62й inbox.ru)
цитировать статью:_
Кравченко Е.В. Особенности корпоративного пенсионного страхования в России и за рубежом // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 1203-1218. Сог 10.18334М.6.3.41080
Средние размеры досрочных пенсий выше страховых пенсий в целом по всем видам на 12-14%, страховых пенсий по старости на 7-10%. Превышение над средними размерами пенсий на общих основаниях еще выше и в разные рассматриваемые периоды составляло 11-16% [7, с. 51] (Solovev, 2017, р. 51).
Обратим внимание, с 01.01.2017 года в соответствии с нормами Федерального закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» начал действовать новый институт досрочных негосударственных пенсий (далее - ДНПО), что соответствует одной из задач по совершенствованию пенсионной системы - обеспечению развития корпоративных пенсий при возможном участии работника. Одной из мер, направленных на стимулирование развития программ ДНПО, указывается освобождение работодателей от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в случае формирования работодателями ДНПО. Однако данная мера предлагается, но пока еще официально не принята [8, с. 361-362] (Ккте1еувкауа, 2018, р. 361-362).
Следовательно, внедрение систем корпоративного пенсионного обеспечения в организациях, имеющих рабочие места с особыми (опасными и вредными) условиями труда, позволит работодателям не уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд, а направлять сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.
Рост востребованности корпоративных пенсионных программ обусловлен, в первую очередь, ограниченностью ресурсов государства, направляемых на решение социальных задач. Сегодня законодательно установлены три вида корпоративных пенсионных схем: солидарная, индивидуальная и паритетная. Работодатель вправе выбрать любую из данных схем. Корпоративная пенсия в солидарной корпоративной схеме формируется путем аккумулирования на солидарном счете страховых взносов, уплачиваемых исключительно работодателем без разбивки по конкретным работникам, причем данные взносы облагаются налогом на прибыль, также работодатель сам принимает решение о периодичности (год, полугодие, квартал, ежемесячно) уплаты взносов, продолжительности и сроках выплат. Формирование корпоративной пенсии в рамках индивидуальной схемы осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем, которые направляются на индивидуальный счет сотрудника и не облагаются налогом на прибыль. Паритетная схема формирования корпоративной пенсии предполагает долевое участие работника и работодателя в уплате страховых взносов, причем страховые взносы учитываются по отдельности. Из представленных схем необходимо выделить паритетную, которая, по нашему мнению, в наибольшей степени является эффективной, так как формирует в сознании работников ответственность за формирование своей будущей пенсии, а работодатель, путем привлечения сотрудников к данному процессу, частично снижает финансовую нагрузку.
В современных условиях риски влияния демографической ситуации на финансовую устойчивость пенсионной системы продолжают оставаться высокими. Несмотря на повышение пенсионного возраста, в первые годы после реформы зависимость
пенсионных выплат от федерального бюджета возрастет. Средства, направленные из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование, обеспечили в 2018 году 7,7% доходов ПФР, в 2019-2020 годах данный показатель по прогнозу составит 12,2%. Затем, в 2021 году, его доля снизится до 10,1%. При этом доля страховых взносов в доходах Пенсионного фонда эти три года будет расти незначительно: 60,9 %, 61,5% и 63,8%, соответственно, в 2019, 2020 и 2021 годах [10].
Таким образом, в условиях изменения параметров пенсионной системы развитие корпоративных пенсионных программ приобретает все большую актуальность. Следует отметить, по мнению многих экспертов, корпоративное пенсионное страхование является одним из возможных драйверов дальнейшего реформирования отечественной пенсионной системы. В настоящее время в России всего лишь около 15% работодателей предлагают свои пенсионные программы, в то время как в Нидерландах, Швейцарии, Франции, Соединенных Штатах Америки данные программы зачастую являются обязательными.
Опыт организации корпоративных пенсионных программ в России имеют только негосударственные пенсионные фонды, которые изначально были организованы в начале 1990-х годов на крупных предприятиях нефтегазовой, энергетической и транспортной отраслей, как корпоративные пенсионные фонды, формирующие пенсионные накопления только для своих работников. Со временем, пройдя определенные этапы развития, эти фонды получили право формировать накопительные пенсии работников организаций, не принадлежащих к данным отраслям. Сегодня в этой системе участвуют более 6 млн работающих. Негосударственные пенсионные фонды выплачивают негосударственные пенсии более чем 1,5 млн граждан. В течение последних 5 лет сектор НПФ прошел реорганизацию, акционирование и одновременно санацию. На финансовом рынке в форме акционерных обществ по состоянию на конец 2018 года действуют 52 НПФ (в 2006 году - 415), из которых 35 включено в систему гарантирования прав застрахованных лиц и осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию [12] (Kravchenko, 2019). Размер пенсионных накоплений достиг 1 184,0 млрд руб., или 1,3% ВВП. В тоже время, например, во Франции этот показатель равен 8% ВВП.
Обратимся к практике организации систем корпоративного пенсионного обеспечения в развитых странах. Пенсионные системы в зарубежных странах характеризуются рядом сходных особенностей, к которым нужно отнести: высокий коэффициент замещения, приемлемый уровень государственных расходов на пенсионное обеспечение, сложную демографическую ситуацию, наличие развитых систем корпоративного пенсионного страхования [13, с. 51] (Maleva, Gorlin, Nazarov, Grishina, Kirillova, Fedorov, р. 51).
Лидерами в сфере корпоративных пенсионных программ в Европе являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Франция и Ирландия. Голландия. В этих странах объем корпоративных пенсионных активов составляет от
Таблица 2
Основные показатели негосударственного пенсионного обеспечения
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018
Количество НПФ 120 102 74 66 52
Число участников НПФ, тыс. чел. 6366,7 5806,7 5276,3 6007,8 6131,6
Получатели негосударственных пенсий, тыс. чел. 1581,7 1556,7 1530,8 1484,4 1526,1
в% от числа пенсионеров, состоящих на учете в ПФР 3,8 3,6 3,5 3,4 3,5
Общий объем пенсионных выплат, млн руб. 45522,7 49329,4 53423,8 59553,4 60318,0
Средний размер пенсии, руб. 2398,4 2640,7 2908,3 3343,3 3293,7
Источник: [11]
50% до 150% от ВВП. Эффективность корпоративного пенсионного обеспечения подтверждена опытом многих развитых стран, в некоторых из них 70-80% трудоспособного населения участвует в программах корпоративного пенсионного (Швейцария, Норвегия, США и др.). Использование данного вида пенсионного обеспечения позволяет уменьшить долю государственных пенсий относительно добровольной составляющей, что значительно снижает нагрузку на государственные бюджеты.
Системы начислений очень разнятся в зависимости от страны, но в среднем европейские компании придерживаются трех схем: установленные взносы (defined contribution - DC), установленные выплаты (defined benefit - DB) и установленные взносы с гарантией минимального инвестиционного дохода (в этом случае используются одновременно схемы DC и DB). В последнем случае работодатель гарантирует, что накопленный капитал принесет сотруднику оговоренный заранее минимальный инвестиционный доход. Самые высокие проценты работникам в Европе гарантируют лидеры энергетического рынка и автомобильные корпорации. Следует обратить внимание на то, что в большинстве развитых стран пенсионеры имеют достаточно высокий уровень дохода, в котором основная доля формируется посредством корпоративных пенсионных планов и личных накоплений. Доля дохода за счет пенсии, предоставляемой государством значительно меньше.
Пенсионная система в Дании, признанная, по версии Global Pension Index, в 2016 году самой сбалансированной, состоит из следующих уровней:
• социальная пенсия нулевого уровня;
• накопительный компонент обязательной государственной пенсионной программы первого уровня;
• квазиобязательные корпоративные пенсионные планы, добровольные корпоративные и индивидуальные пенсионные схемы.
Пенсионная система в стране, помимо государственного фонда, представлена значительным числом негосударственных пенсионных фондов, участие в которых позволяет датчанам получать пенсии выше средних размеров пенсий в ЕС.
Рассмотрим дополнительные корпоративные пенсионные планы третьего уровня пенсионной системы, функционирующие в стране. Данные планы делятся на 2 категории: квазиобязательные и добровольные корпоративные пенсионные программы. В квазиобязательных корпоративных пенсионных планах, по данным Всемирного банка, участвует более 80% работников, и практически все они учреждаются на основе коллективных договоров между работодателями и профсоюзами, положения которых обязывают работников и работодателей участвовать в данных пенсионных планах. Исходя из особенностей заключения различных коллективных договоров, условия уплаты взносов и осуществления выплат в корпоративных пенсионных планах значительно отличаются. Как правило, это планы с установленными взносами, исключение составляют пенсионные планы с установленными выплатами для государственных служащих.
Квазиобязательные корпоративные планы учреждаются страховыми организациями, пенсионными фондами и, в меньшей степени, банками (на последние приходится лишь 10% взносов в корпоративные планы). В последнее время возрастает роль корпоративных пенсионных фондов, которые обслуживают нескольких работодателей из различных отраслей экономики. Для государственных служащих в Дании создан отдельный Пенсионный фонд государственных служащих (LD Pension), отчисления в который также являются квазиобязательными, т.е. устанавливаются коллективным договором. Ставки взносов в корпоративные пенсионные планы существенно отличаются для разных коллективных договоров.
Характерной тенденцией для всех планов датской пенсионной системы является постоянный рост страховых взносов. Размер гарантий по инвестиционному доходу постоянно меняется и отличается по пенсионным планам [14].
Пенсионная система Франции состоит из трех уровней: нулевого уровня (социальная пенсия), первого уровня (обязательный государственный пенсионный план) и третьего уровня - частные планы, в том числе квазиобязательные дополнительные корпоративные планы, участие в которых обеспечивается коллективными соглашениями в рамках института социального партнерства и позволяет сформировать довольно высокую среднюю пенсию. Коэффициент замещения утраченного заработка во Франции высокий и составляет около 80%.
Работающие в частном секторе (65% всех работающих в стране) участвуют в «общей схеме» (regime general), которая включает в себя два пенсионных плана с унифицированными условиями CNAVTS (первый уровень) и дополнительный квазиобязательный корпоративный план (третий уровень). Целью вышеуказанной схемы является обеспечение повышения коэффициента замещения утраченного заработка участников с 50%, обеспечиваемых базовой пенсией, до 70-80%. Корпоративные пенсионные
планы делятся на: ARRCO (Association des Regimes de Retraite Complementaire) - для работников и AGIRC (Association Generale des Institutions de Retraite des Cadres) - для руководителей.
В соответствии с национальным коллективным договором, подписанным в октябре 2015 года, данные схемы планируется объединить в 2019 году в целях создания уникальной обязательной профессиональной пенсионной системы для работников частного сектора [15].
Работники государственного и смешанного с государственным секторов (20% всех работающих) участвуют в пенсионных планах с установленными выплатами и различными схемами с режимом regimes speciaux, а также в дополнительных пенсионных отраслевых схемах третьего уровня, таких как Societe Nationale des Chemins de Fer frangais (SNCF) или Transports en lle-de-France (RATP). Около 3% сельскохозяйственных работников имеют отдельную пенсионную схему - regime agricole, а 12% временно работающих и самозанятых являются участниками схемы Caisse Nationale dAssurances Vieillesse des Artisans (CANCAVA) [15]. Условия пенсионного обеспечения разных категорий работников дифференцируются по уровню ставок, пенсионной формуле и порядку получения пенсионных выплат. В большинстве случаев работники участвуют в двух или трех пенсионных схемах одновременно. Выплаты пенсий, как правило, осуществляются в форме ежегодных платежей. С 1972 г. пенсионные планы ARRCO и AGIRC являются обязательными для частного сектора. Администрируются данные программы частными некоммерческими пенсионными институтами - членами национальной ассоциации пенсионных организаций.
Налогообложение дополнительных корпоративных планов осуществляется по схеме Е-Е-Т («Exempt-Exempt Taxed»), которая наиболее распространена в странах Западной Европы и представляется наиболее эффективным методом финансирования пенсионного плана. Взносы работника и работодателя исключаются из налоговой базы налогоплательщика, при этом выплаты подлежат налогообложению. В ARRCO и AGIRC действует система объединения рисков, когда пенсионные выплаты осуществляются, несмотря на неплатежеспособность конкретной компании, региона или отрасли [16] (Abramov, 2014).
Таким образом, многоуровневая пенсионная система Франции, включающая в себя программы обязательного и дополнительного (добровольного) пенсионного страхования, позволяет повысить размеры пенсионных выплат и стимулировать работающих к самостоятельному формированию пенсионных накоплений, что способствует росту благосостояния и уровня жизни пенсионеров.
Современная пенсионная модель Германии основана на трехступенчатой системе пенсионных начислений. Первая ступень - государственная пенсия (gesetzliche Altersversorgung) - обязательна для всех наемных работников, чьи рабочие места подлежат обязательному пенсионному страхованию, и будущий размер пенсии зависит от заработной платы, с которой производились пенсионные отчисления.
Государственная пенсия в Германии, хоть и является основой будущих пенсионных выплат, очень часто позволяет сформировать пенсионеру достойный уровень жизни. Малоимущей категории населения, получающей невысокую зарплату, приходится рассчитывать на минимальные выплаты.
Вторая ступень немецкой пенсионной системы, так называемая производственная пенсия (betriebliche Altersversorgung), подразделяется на пенсию для работающих в государственном секторе и для сотрудников крупных частных компаний, попадающих в сферу контроля соответствующих профсоюзов. В этом случае работодатель, скорее всего, берет на себя все заботы по оформлению этого вида пенсии и в большинстве случаев самостоятельно удерживает пенсионные взносы из зарплаты трудящегося, за что, в свою очередь получает, от государства налоговые послабления и льготы, а от сотрудников - лояльность и, с большой долей вероятности, привязанность к своему рабочему месту на долгие годы.
Третья ступень - частное пенсионное страхование (private Altersversorgung). Любой житель Германии в любой момент может начать делать отчисления в частный пенсионный фонд, чтобы обеспечить себе дополнительную подушку финансовой безопасности в старости. В результате снижения темпов роста государственных пенсий профессиональные или личные пенсии приобретают в Германии все большее значение.
Наиболее распространенной формой корпоративных планов в стране является создание резервов на балансе компаний. Данная форма сбережений выгодна для работодателей, так как позволяет получить льготы по налогам при отчислениях средств в резерв и при этом использовать эти средства для финансирования собственного бизнеса. Около 23% активов всех корпоративных планов приходится на полисы специализированных страховых компаний, что предполагает заключение работодателем полиса пенсионного страхования у независимой страховой компании по страхованию жизни, а работник является бенефициаром по данному полису.
Pensionskasse - страховой пенсионный план, предоставляемый юридическим лицом в форме ассоциации взаимного страхования или публичной компании, созданный специально для работников одного работодателя или группы отраслевых компаний. Работник взаимодействует с таким специализированным фондом не напрямую, а только через работодателя. Размер взносов работодателей и работников, другие условия участия в корпоративных планах дифференцированы в зависимости от отрасли, сектора экономики и предпочтений работодателей. Размер корпоративной пенсии зависит от прибыли работодателя, трудового стажа сотрудника и занимаемой должности. Для получения такой пенсии необходимо проработать в компании определенное время. При 10-летнем стаже работник уже может на нее рассчитывать. В целом около 3/5 населения страны покрыто пенсионным страхованием второго уровня.
Налогообложение операций в корпоративных планах осуществляется по схеме Е-Е-Т или Т-Е-Е в зависимости от того осуществляются ли взносы за счет дохода работающих до или после налогообложения (по выбору работников). Эффективное
использование добровольных пенсионных систем в стране позволило увеличить коэффициент замещения утраченного заработка на 33% [17] (Kravchenko, 2018).
Пенсионная система США существенно отличается от российской. Особенностью американской пенсионной системы является то, что в данной системе работающему американцу предоставляется возможность формировать свою пенсию одновременно в государственной, корпоративной и частной системах накопления. Корпоративная система накопления формируется по месту работы и регулируется государством. Что бы иметь право на корпоративную пенсию, в зависимости от компании, необходимо проработать в ней 5-10 лет и производить равные с работодателем отчисления в специальные фонды. Отметим, что работник, участвующий в пенсионных программах, имеет личный счет, которым можно управлять самостоятельно, выбирать инвестиционные инструменты, определять сумму будущих выплат и нести ответственность за судьбу своих накоплений.
В настоящее время все большую популярность приобретают пенсионные планы с установленными взносами, такие как 401-к, 403-Ь, планы 457. Наиболее востребован накопительный корпоративный план 401-к, который для многих стран стал эталоном при принятии решений о создании добровольных и квазиобязательных корпоративных планов. Для работодателя план 401-к является действенным способом привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов. Существует несколько типов плана 401-к, которые подходят для компаний любого размера.
Традиционный план 401-к считается самым гибким из всех типов. Работодатель имеет право софинансировать индивидуальные пенсионные счета всех участников плана, вне зависимости от взносов участников, или же дополнять финансирование счетов работников до определенного уровня, а также устанавливать определенное количество лет работы в компании, по истечении которых сумма взносов работодателя на счете участника становится собственностью участника, что является одним из инструментов удержания работников. План 401-к с автоматическим участием позволяет включать работника в план при его поступлении на работу и осуществлять уплату страховых взносов из заработной платы работника независимо от его желания участвовать в плане, что помогает работодателям значительно увеличить долю участников плана. Инвестиционные решения в данном типе планов остаются за компанией, однако участники плана могут принимать данные решения самостоятельно.
Обратим внимание на то, что специально для малого бизнеса и самозанятого населения созданы упрощенные планы 401-к (SIMPLE 401-к), которые доступны для компаний с персоналом до 100 человек. План 403-Ь представляет собой накопительный план для сотрудников образовательных учреждений, госпиталей и занятых в некоммерческом секторе экономики; план 457 - аналогичный план для служащих федеральных, региональных и муниципальных органов власти и некоторых некоммерческих организаций.
Охват населения трудоспособного возраста в частных пенсионных системах в США составляет примерно 50%, из которых 41% работающих состоят в добровольных профессиональных пенсионных системах, 19% формируют пенсии в добровольных личных пенсионных планах, а часть работающих участвуют в обеих системах. Вместе с тем, отметим, что данный показатель является средним по ОЭСР, например, в Германии и Новой Зеландии добровольные частные пенсии покрывают более 70% [14]. Следует также отметить, что эффективное развитие добровольных накопительных систем привело к увеличению коэффициента замещения в Соединенных Штатах Америки почти в два раза [18, с. 49] (Pudovkin, 2017, р. 49).
Отметим, что, по оценке экспертов, общий объем накоплений пенсионеров в США оценивается около 24 трлн долл., из которых лишь 3 трлн долл. находятся под управлением государства, а остальными ресурсами управляют негосударственные пенсионные фонды и другие финансовые организации [19].
Таким образом, положительный зарубежный опыт подтверждает значимость корпоративных пенсионных программ как дополнения к государственным пенсиям. Ни одна пенсионная система не может обеспечивать достойный уровень пенсионного обеспечения исключительно за счет ее обязательной составляющей, общий коэффициент замещения пенсией утраченного заработка формируется за счет многоуровневой пенсионной системы. На пенсии, которые полностью или частично сформированы работодателем, приходится в среднем от 30 до 50% дохода пенсионеров, что объясняется высокой степенью ответственности работодателя, которая к тому же закреплена законодательно.
В России, хотя корпоративные пенсионные программы уже получили развитие, получателями корпоративных пенсий является не более 3,6% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде России [6]. В стране, как и в ряде развитых зарубежных стран с широким сектором негосударственного пенсионного страхования, существует ряд проблем, оказывающих негативное влияние на дальнейшее развитие корпоративных пенсионных программ, таких как:
• недостаточное стимулирование работодателей, в том числе путем предоставления налоговых льгот;
• макроэкономические факторы, к которым нужно отнести неформальную занятость и безработицу;
• низкий уровень дохода от инвестирования при высоких расходах на администрирование;
• низкая финансовая грамотность населения при одновременно низком уровне жизни;
• недостаточно гибкая разрешенная структура вложений пенсионных активов в отсутствии сравнительных показателей эффективности портфелей пенсионных активов;
• невозможность выбора структуры пенсионных активов (в соответствии с воз-
растом и уровнем оплаты труда, уровнем восприятия риска работника - участника корпоративной или частной пенсионной программы;
• недоступность информации для принятия финансового решения [20, с. 659] (Finogenova, Odinokova, 2017, р. 659).
Построение и развитие корпоративной системы пенсионного страхования основано, в первую очередь, на учете интересов государства, работодателя и самого работника. Развитие корпоративного пенсионного обеспечения даст возможность уменьшить нагрузку на государство, так как данный вид пенсионного обеспечения строится на принципе индивидуализма. Это означает, что пенсия у работника будет тем выше, чем больше средств внесет работодатель. Величина же взносов, осуществляемых предприятием, зависит от того, насколько успешно оно работает. Последнее утверждение дает основание полагать, что у работника повышается заинтересованность к труду, что выгодно как для предприятия, так и для работника.
В числе основных препятствий активного внедрения корпоративных систем в России необходимо выделить:
• индифферентное отношение граждан к проблеме формирования личных пенсионных накоплений, обусловленное низкой финансовой грамотностью и недоверием к государству;
• пассивное отношение предприятий к процессу пенсионного обеспечения работников посредством использования системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Повышение уровня финансовой грамотности, доступности информации, расширение спектра пенсионных продуктов клиентам НПФ и более тесное взаимодействие с компаниями по страхованию жизни позволят повысить привлекательность негосударственного пенсионного страхования. Развитие корпоративного пенсионного страхования должно протекать в атмосфере заинтересованного отношения государства, работодателей и профсоюзов к формированию корпоративных пенсионных систем, дальнейшего развития принципов социального партнерства. Наличие корпоративного пенсионного плана позволит вывести предприятие на новый уровень как социально ответственного и более привлекательного работодателя в своей отрасли, а также сократить расходы и повысить эффективность компании. Корпоративные пенсионные планы являются действенным инструментом привлечения, мотивации и удержания ключевых сотрудников современного предприятия.
заключение
Дальнейшее развитие пенсионной системы России невозможно без всемерного развития систем добровольного пенсионного страхования, в том числе и корпоративных пенсионных программ в различных формах. Использование данного вида пенсионного обеспечения позволит уменьшить долю государственных пенсий относительно добровольной составляющей. В целях развития корпоративного пенсионного страхования необходимо:
1. Стимулировать государством выплаты «белой» зарплаты.
2. Совершенствовать правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов.
3. Модернизировать механизмы стимулирования создания и развития корпоративных пенсионных систем.
4. Доработать нормы правового регулирования корпоративных пенсионных программ как особой сферы правоотношений на стыке гражданского, трудового и финансового права.
5. Предоставить работодателям и работникам, участвующим в корпоративных пенсионных программах налоговые преимущества, в том числе:
• для физических лиц: предоставить освобождение пенсии от налога на доходы физических лиц независимо от источника ее финансирования, разрешить физическим лицам в случае жизненной необходимости получать выкупные суммы без налоговых последствий для участника и вкладчика;
• для работодателей: не облагать налогом на прибыль пенсионные взносы работодателя в пользу уже уволенных работников; увеличить размер пенсионных взносов, включаемых работодателем в расходы на оплату труда.
6. Создавать специальные программы для отдельных категорий работников с учетом региональной или отраслевой специфики.
Таким образом, развитие корпоративного пенсионного страхования позволит снизить нагрузку на федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда России, обеспечить такой важный на сегодняшний момент «длинный» ресурс, который можно будет использовать на развитие экономики страны. Создание корпоративных пенсионных программ выгодно будущим пенсионерам, так как это ведет к увеличению их пенсий; выгодно руководству организаций, так как способствует решению экономических, финансовых, социальных и кадровых проблем. В этой связи практика организации корпоративного пенсионного страхования зарубежных стран будет чрезвычайно полезна для отечественной пенсионной системы.
ИСТОЧНИКИ:
1. Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Женева, 28 июня 1952 г.
2. Жутяева С.А. Развитие корпоративной пенсионной системы в России // Экономика
и управление. - 2018. - № 11. - c. 78-84.
3. Росстат. Уровень жизни населения. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/wps/
wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/.
4. Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации //
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 №2524-р. Справочно-правовая литература «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.
5. Гребенщиков Э.С. Корпоративные пенсионные программы и комплексное страхо-
вание жизни // Финансы. - 2018. - № 6. - с. 44-47.
6. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.pfrf..
7. Соловьев А.К. Актуарный анализ условий формирования пенсионных прав педаго-
гических и медицинских работников // Вестник пенсионного фонда России. - 2017. - № 2. - с. 51.
8. Хмелевская С.А. Пенсионное страхование: философия, история, теория и практика.
/ Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 720 с.
9. Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона № 556363-7 «О бюд-
жете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». [Электронный ресурс]. URL: www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/34803/.
10. Основные показатели системы негосударственного пенсионного обеспечения. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/level/.
11. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). [Электронный ресурс]. URL: http://napf.ru.
12. Кравченко Е.В. Особенности функционирования зарубежных пенсионных систем в современных условиях // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2019. - № 2. - c. 48-51.
13. Малева Т.М., Горлин Ю.М., Назаров В.С., Гришина Е.Е., Кириллова М.К., Федоров В.В. Создание и развитие корпоративных пенсионных систем в Российской Федерации. Москва 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/ images/insap/insap/korporativnie-pens-sistemi.pdf.
14. OECD Pensions at a Glance 2017: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing. 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/pensions/oecd-pensions-at-a-glance-19991363.htm.
15. Assurance retraite. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lassuranceretraite.fr/ portail-info/accueil.
16. Абрамов А. Е. Институциональные инвесторы в мире: особенности деятельности и политика развития. / в 2 кн.: кн. 1. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 544 c.
17. Кравченко Е.В. Современные пенсионные системы: вызовы, тенденции, перспективы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2018. - № 2. - c. 83-91 (84).
18. Пудовкин А. В. Мировой опыт формирования пенсионных систем и возможности его использования в России. / автореф. дис. канд. экон. - Москва, 2017. - 26 c.
19. Пенсии в странах мира. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nk61.ru/pensiya/ pensii-v-stranah-mira.html.
20. Финогенова Ю.Ю., Одинокова Т. Д. Роль корпоративных пенсионных программ в
архитектуре пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2017. - № 11. - с.
647-668.
REFERENCES:
Abramov A. E. (2014). Institutsionalnye investory v mire: osobennosti deyatelnosti ipoli-tika razvitiya [Institutional investors in the world, especially the activities and policy development] (in Russian).
Assurance retraite. Retrieved from https://www.lassuranceretraite.fr/portail-info/ac-cueil
Finogenova Yu.Yu., Odinokova T. D. (2017). Rol korporativnyh pensionnyh programm v arkhitekture pensionnoy sistemy Rossii [The role of corporate pension schemes in the architecture of the Russian pension system]. Finance and credit. (11). 647-668. (in Russian).
Grebenschikov E.S. (2018). Korporativnye pensionnye programmy i kompleksnoe stra-khovanie zhizni [The corporate pension program and comprehensive life insurance]. Finance. (6). 44-47. (in Russian).
Khmelevskaya S.A. (2018). Pensionnoe strakhovanie:filosofiya, istoriya, teoriya iprakti-ka [Pension insurance: philosophy, history, theory and practice] (in Russian).
Kravchenko E.V. (2018). Sovremennye pensionnye sistemy: vyzovy, tendentsii, perspek-tivy [Modern pension system: challenges, trends, prospects]. Gosudarstvennoe i mu-nitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (2). 83-91 (84). (in Russian).
Kravchenko E.V. (2019). Osobennosti funktsionirovaniya zarubezhnyh pensionnyh sistem v sovremennyh usloviyakh [Features of functioning of foreign pension systems in modern conditions]. Sovremennye fundamentalnye iprikladnye issledovani-ya. (2). 48-51. (in Russian).
OECD Pensions at a Glance 2017: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing. 2017. Retrieved from www.oecd.org/pensions/oecd-pensions-at-a-glance-19991363.htm
Pudovkin A. V. (2017). Mirovoy opyt formirovaniya pensionnyh sistem i vozmozhnosti ego ispolzovaniya v Rossii [World experience of formation of the pension systems and the possibility of its use in Russia] (in Russian).
Solovev A.K. (2017). Aktuarnyy analiz usloviy formirovaniya pensionnyh prav pedagog-icheskikh i meditsinskikh rabotnikov [Actuarial analysis of conditions of formation of the pension rights of teaching and medical professionals]. Vestnik pensionnogo fonda Rossii. (2). 51. (in Russian).
Zhutyaeva S.A. (2018). Razvitie korporativnoypensionnoy sistemy v Rossii [Development of the Corporate Pension System in Russia]. Economics and management. (11). 7884. (in Russian).