УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНЫМ РАССТРОЙСТВОМ
© 2023 К. Ф. Миракян
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии
и коррекционной педагогики е-mail: telfi@yandex.ru
Курский государственный университет
В выполненном исследовании представлены результаты особенностей эмоционально-личностной сферы и социально-психологической адаптации подростков с соматоформным расстройством.
Ключевые слова: соматоформное расстройство, копинг- стратегии, социально-психологическая адаптация.
FEATURES OF COPING STRATEGIES IN ADOLESCENTS WITH SOMATOFORM DISORDER
© 2023 K. F. Mirakyan
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy e-mail: telfi@yandex.ru
Kursk State University
The study presents the results of the features of the emotional and personal sphere and socio-psychological adaptation of adolescents with somatoform disorder.
Keywords: somatoform disorder, coping strategies, socio-psychological adaptation.
Экспериментально-психологическое исследование проводилось в период c 2.02.2021 по 18.05.2022 г. на базе Областной детской клинической больницы и средних образовательных школ №27, №44 г. Курска. В исследовании приняли участие 100 подростков в возрасте 13-15 лет, из них 50 с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции», 50 подростков, в медицинских картах которых, согласно медико-профилактическим осмотрам, не отмечено сведений о наличии хронических заболеваний. Группы методов исследования включают организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретативные методы. Психодиагностические методы представлены методикой диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерс, Р. Даймонд, методикой диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой).
Для выявления статистически значимых различий показателей копинг-стратегий подростков без диагноза и с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции» был использован непараметрический критерий U Манна-Уитни. Статистически значимые различия при уровне значимости p=0,05 показателей копинг-стратегий между
группами были получены по копинг-стратегиям решения (Ц=0,02), по копинг-стратегиям эмоционального реагирования на проблемную ситуацию (и=0,04), по копинг-стратегиям избегания (и=0,03). Полученные данные позволяют нам выйти на анализ взаимосвязи копинг-стратегий внутри каждой группы испытуемых.
Коэффициент корреляции показателей копинг-стратегий в группе
подростков с ^ диагнозом «синдром ^ вегетативной дисфункции» (п=50)
Решение Эмоциональное реагирование Избегание
Решение 1,00
Эмоциональное реагирование 0,41* 1,00
Избегание -0,10 0,39* 1,00
*статистически значимая корреляция (р=0,05)
Коэффициент корреляции показателей копинг-стратегий в группе подростков без диагноза «синдром вегетативной дисфункции» (п=50)
Решение Эмоциональное реагирование Избегание
Решение 1,00
Эмоциональное реагирование 0,41* 1,00
Избегание -0,10 0,39* 1,00
*статистически значимая корреляция (р=0,05)
У подростков с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции» выражена прямо пропорциональная связь между показателями копинг-стратегий решения и эмоционального реагирования, избегания и эмоционального реагирования. А у подростков без диагноза «синдром вегетативной дисфункции» выражена прямо пропорциональная связь между показателями копинг-стратегий решения и избегания и эмоционального реагирования. Взаимосвязь копинг-стратегий эмоционального реагирования и избегания характерна для обеих групп испытуемых. Данная взаимосвязь стратегий совладания является характерной для подросткового возраста и не зависит от влияния ситуации заболевания.
Коэффициент корреляции показателей копинг-стратегий и уровней
адаптации в общей выборке подростков (п=1 00)
Решение Эмоциональное реагирование Избегание
Э1 -0,53* -0,19* 0,60*
Э2 0,21 0,59* 0,61*
К1 0,76* 0,27 0,17*
Э3 0,81* 0,23 -0,41*
К2 0,74* 0,21 0,13
*статистически значимая корреляция (р=0,05)
Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что характерным для группы испытуемых со средним уровнем социально-психологической адаптации как в группе подростков с диагнозом, так и в группе без диагноза «синдром вегетативной дисфункции» является наличие высокой положительной корреляции копинг-стратегии решения с уровнем социально-психологической адаптации. При этом выраженность корреляционных связей практически одинакова. Копинг-стратегия, ориентированная на решение проблемной ситуации, является характерной для данного
Миракян К. Ф. Особенности копинг-стратегий у подростков с соматоформным расстройством
уровня социально-психологической адаптации. Выявленные корреляционные связи показателей копинг-стратегий в группе подростков с диагнозом и без диагноза «синдром вегетативной дисфункции» позволяют определить характерную для обеих групп взаимосвязь копинг-стратегий: копинг-стратегии, ориентированной на эмоциональное реагирование, и копинг-стратегии, ориентированной на избегание проблемной ситуации. Данный факт позволяет говорить о том, что эта тенденция является специфичной именно для подросткового возраста. При анализе связи уровней социально-психологической адаптации с показателями копинг-стратегий в группе подростков с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции» выявлены следующие закономерности: подростки с высоким уровнем социально-психологической адаптации чаще прибегают к стратегии совладающего поведения, направленной на избегание проблемной ситуации, при этом уровень адаптации данной группы подростков находится в обратной зависимости с показателями копинг-стратегий, ориентированных на решение проблемных ситуаций. Данная специфика взаимосвязей высокого уровня социально-психологической адаптации с показателями копинг-стратегий объясняется спецификой влияния соматоформного заболевания. Длительность ситуации заболевания приводит к истощению активных стратегий совладания для подростков с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции». Более адаптивным является уход от проблем, их игнорирование. Успешность процесса адаптации подростков данной группы связана с включением дополнительных личностных ресурсов, обеспечивающих выход из стресса [2; 3]. В группе подростков с диагнозом и без диагноза «синдром вегетативной дисфункции» выявлена высокая положительная связь среднего уровня социально-психологической адаптации с копинг-стратегиями, ориентированными на решение проблем. Это свидетельствует о том, что копинг-стратегия, ориентированная на решение проблемной ситуации, является характерной для данного уровня социально-психологической адаптации и наличие соматоформного заболевания не оказывает существенного влияния на выявленную взаимосвязь. Для группы подростков без диагноза «синдром вегетативной дисфункции» с высоким уровнем социально-психологической адаптации ведущей стратегией совладания является решение проблемной ситуации, поскольку данная копинг-стратегия является наиболее адаптивной стратегией совладающего поведения [1; 6].
Полученные в ходе экспериментально-психологического исследования особенностей эмоционально-личностной сферы и социально-психологической адаптации подростков с соматоформным расстройством результаты позволяют выйти на разработку стратегической тактики психологического сопровождения подростков с соматоформным расстройством, в которой приоритетным направлением является повышение уровня социально-психологической адаптации личности [4; 5].
Библиографический список
1. Аникин, В. В. Нейроциркулятоная дистония у подростков / В. В. Аникин, А. А. Курочкин, М. М. Кушнир. - Тверь: Губернская медицина, 2000. - 187 с.
2. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: COPING STRESS и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров // Психологический журнал. -2006. - №1. - С. 122-133.
3. Запесоцкая, И. В. Регуляторные и кинетические нарушения поведения в подростковом возрасте: Монография / И. В. Запесоцкая, В. Б. Никишина, К. Ф. Миракян. - Курск: КГМУ Минздрава России, 2017. - 296 с.
4. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Москва: АРКТИ, 2000. - 188 с. -(Библиотека психолога-практика).
5. Сорокин, В. М. Специальная психология: учебное пособие / В. М. Сорокин ; под научной редакцией Шипицыной. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 212 с.
6. Царегородцева, Л. В. Дискуссионные вопросы о проблеме вегетативной дистонии у детей / Л. В. Царегородцева // Педиатрия. - 2003. - №3. - С. 102-104.