Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ С УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНЫМ РАССТРОЙСТВОМ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ С УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНЫМ РАССТРОЙСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Соматоформное расстройство / эмоционально-личностная сфера / социально-психологическая адаптация. / Somatoform disorder / emotional and personal sphere / socio-psychological adaptation.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миракян К. Ф.

В выполненном исследовании представлен концептуально-теоретический анализ эмоционально-личностной сферы и социально-психологической адаптации подростков с соматоформным расстройством, а также стратегий совладания подростков в ситуации соматоформного расстройства; рассмотрены результаты экспериментальнопсихологического исследования взаимосвязи особенностей эмоционально-личностной сферы с уровнем социально-психологической адаптации подростков с соматоформным расстройством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миракян К. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE FEATURES OF THE EMOTIONAL AND PERSONAL SPHERE WITH THE LEVEL OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS WITH SOMATOFORM DISORDER

The study presents a conceptual and theoretical analysis of the emotional and personal sphere and socio-psychological adaptation of adolescents with somatoform disorder, as well as a study of coping strategies of adolescents in a situation of somatoform disorder. The article presents the results of an experimental psychological study of the relationship of the features of the emotional and personal sphere with the level of socio-psychological adaptation of adolescents with somatoform disorder.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ С УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНЫМ РАССТРОЙСТВОМ»

УДК 159.9.07

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ С УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНЫМ РАССТРОЙСТВОМ

© 2022 К. Ф. Миракян

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии

и коррекционной педагогики е-mail: telfi@yandex.ru

Курский государственный университет

В выполненном исследовании представлен концептуально-теоретический анализ эмоционально-личностной сферы и социально-психологической адаптации подростков с соматоформным расстройством, а также стратегий совладания подростков в ситуации соматоформного расстройства; рассмотрены результаты экспериментально-психологического исследования взаимосвязи особенностей эмоционально-личностной сферы с уровнем социально-психологической адаптации подростков с соматоформным расстройством.

Ключевые слова: соматоформное расстройство, эмоционально-личностная сфера, социально-психологическая адаптация.

THE RELATIONSHIP OF THE FEATURES OF THE EMOTIONAL AND PERSONAL SPHERE WITH THE LEVEL OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS WITH SOMATOFORM DISORDER

© 2022 K. F. Mirakyan

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special

Psychology and Correctional Pedagogy e-mail: telfi@yandex.ru

Kursk State University

The study presents a conceptual and theoretical analysis of the emotional and personal sphere and socio-psychological adaptation of adolescents with somatoform disorder, as well as a study of coping strategies of adolescents in a situation of somatoform disorder. The article presents the results of an experimental psychological study of the relationship of the features of the emotional and personal sphere with the level of socio-psychological adaptation of adolescents with somatoform disorder.

Keywords: somatoform disorder, emotional and personal sphere, socio-psychological adaptation.

В настоящее время изучение межличностных взаимодействий и внутриличностной организации подростков с соматоформными расстройствами вызывает интерес клинических психологов, учителей, неврологов, врачей общесоматического профиля. Актуальность изучения данной проблемы связана с высокой распространенностью соматоформных расстройств, требующей от личности мобилизации всех психологических ресурсов для достижения оптимального уровня

взаимоотношений с социумом, то есть повышения уровня социально-психологической адаптации. Попадая в ситуацию заболевания, подросток пытается адаптироваться к стрессовой ситуации, используя свои личностные ресурсы. В ситуации хронического заболевания происходит изменение личностных ресурсов личности, изменение эмоционально-личностных особенностей и механизмов социально-психологической адаптации личности. На изменение эмоционально-личностных особенностей и уровня социально-психологической адаптации в ситуации заболевания влияет также и специфика подросткового возраста, в котором происходит эндокринная и физиологическая перестройка организма, изменение Я-концепции личности.

В системе соматоформных расстройств в подростковом возрасте синдром вегетативной дисфункции занимает все большее место [1]. Подростки с данным нарушением не только имеют особый соматический профиль, но и ярко выраженные личностные особенности, которые рассматриваются как детерминанты и проявления нарушений. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) представляет собой симптомокомплекс, проявляющийся нарушением вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов.

В подростковым возрасте происходит перестройка Я-концепции, которая и выражается в переживании человеком своей личности [4]. Ведущим новообразованием этого периода является формирование эмоционально-ценностного отношения к себе, предпосылки личностной саморегуляции и самодетерминации [3]. На фоне резких эндокринных перестроек организма в период пубертата часто может возникать синдром вегетативной дисфункции, что проявляется в комплексе нарушений вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов вследствие отклонений в структуре и функции отделов вегетативной нервной системы, составной частью которого являются психоэмоциональные нарушения [5; 6]. В случае хронического течения заболевания возникает искажение Я-концепции личности, что в первую очередь проявляется изменением не только отношений с другими, но и изменением самоотношения, то есть самооценки и локуса контроля [2]. Болезнь как стрессовая реакция вызывает изменение адаптации, которая определяется не только физиологическими и биохимическими механизмами, но и психологическими, которые делятся на два типа - механизмы психологической защиты и копинг-механизмы [1]. Необходимость поиска новых стратегий совладания продиктована не только ситуацией заболевания, но и спецификой кризиса подросткового возраста, в котором происходит освоение новых социальных ролей, возникает задача самостоятельного выбора ролевого поведения, выработки новых стратегий социально-психологической адаптации с целью удовлетворения своих социальных потребностей, приобретения нового социально-психологического статуса [7]. Дезорганизация социальной жизни подростка, вызванная ситуацией хронического заболевания, существенно изменяет уровень его социально-психологической адаптации. Рассматривая становление личности в рамках деятельностного подхода, мы можем определить копинг-стратегии как особую деятельность индивида по выходу из ситуации заболевания, целью которой является успешная адаптация.

Экспериментально-психологическое исследование проводилось в период с 2.02.2021 по 18.05.2022 гг. на базе Областной детской клинической больницы и средних образовательных школ №27, №44 г. Курска. В исследовании приняли участие 100 подростков в возрасте 13-15 лет, из них 50 с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции», 50 подростков, в медицинских картах которых, согласно медико-профилактическим осмотрам, не отмечено сведений о наличии хронических заболеваний.

Таблица 1

Группы методов исследования

Организационные методы Метод поперечных срезов

Эмпирические методы Беседа, наблюдение, психодиагностические методы (Диагностика социально-психологической адаптации Роджерс К., Даймонд Р.)

Методы обработки данных Количественный и качественный анализ, статистические методы, пакет прикладных программ 8ТАТВТ1СА 8.0

Интерпретативные методы Обобщение и типизация

Результаты показателей общей статистики дают основание говорить о том, что средние арифметические суммы показателей характеристик социально-психологической адаптации соответствуют среднему уровню выраженности показателей (34-83 балла). В группе подростков с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции» со средним уровнем выраженности показателей соотносятся средние арифметические суммы по следующим характеристикам социально-психологической адаптации: адаптация (54,84+—15,91), самопринятие (59,96+—17,18), принятие других (49,06+-15,63), интернальность (60,86+—15,53), эмоциональный комфорт (47,08+—16,14). Аналогичная тенденция наблюдается в группе подростков без диагноза «синдром вегетативной дисфункции». Так, со средним уровнем выраженности показателей (34-83 балла) средние арифметические суммы по характеристикам: адаптация (68,34+—11,35), самопринятие (72,88+-15,29), принятие других (61,54+—16,14), интернальность (70,98+—15,93), эмоциональный комфорт (54,68+—21,71). Стремление к доминированию как характеристика социально-психологической адаптации в обоих группах соответствует низкому уровню выраженности показателей. Результаты сравнительной статистики показателей характеристик социально-психологической адаптации позволяют говорить об их среднем уровне сформированности в экспериментальной и контрольной группах, что обусловлено спецификой возрастного этапа и свидетельствует о незавершенности процесса социально-психологической адаптации. Наличие значимых различий показателей по результатам сравнительной статистики характеристик социально-психологической адаптации между экспериментальной и контрольной группами (критерий Манна-Уитни) по абсолютному большинству шкал социально-психологической адаптации свидетельствуют о специфике формирования социально-психологической адаптации подростков в ситуации соматоформного заболевания.

При решении задачи изучения структуры взаимосвязей характеристик социально-психологической адаптации были выявлены следующие корреляции. При уровне значимости р=0,01 в экспериментальной группе подтверждена положительная взаимосвязь в парах: адаптация-самопринятие; адаптация - принятие других; адаптация-интернальность; адаптация - эмоциональный комфорт; самопринятие - принятие других; самопринятие-интернальность; самопринятие -эмоциональный комфорт; принятие других - интернальность; принятие других -эмоциональный комфорт; интернальность - эмоциональный комфорт. При усилении одной характеристики социально-психологической адаптации усиливается проявление другой характеристики.

Таблица 2

Коэффициент корреляции показателей характеристик социально-психологической адаптации в группе подростков с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции» (п=50)

Адаптация Самопринятие Принятие Интер- Эмоциональный Стремление к

других нальность комфорт доминированию

Адаптация 1,00

Самопринятие 0,62* 1,00

Принятие других 0,37* 0,60* 1,00

Интернальность 0,65* 0,56* 0,50* 1,00

Эмоциональный 0,54* 0,46* 0,39* 0,45* 1,00

комфорт

Стремление к 0,19 0,11 0,19 0,09 0,25 1,00

доминированию

*статистически значимая корреляция (р=0,01)

При уровне значимости р=0,01 в экспериментальной группе подтверждена положительная взаимозависимость в парах: адаптация-самопринятие; адаптация-интернальность; самопринятие - принятие других; самопринятие-интернальность; самопринятие - принятие других; самопринятие-интернальность; принятие других -интернальность. При усилении одной характеристики социально-психологической адаптации усиливается проявление другой характеристики.

Таблица 3

Коэффициент корреляции показателей характеристик социально-психологической адаптации в группе подростков без диагноза «синдром вегетативной дисфункции» (п=50)

Адаптация Самопринятие Принятие Интер- Эмоциональный Стремление к

других нальность комфорт доминированию

Адаптация 1,00

Самопринятие 0,53* 1,00

Принятие других 0,29* 0,40* 1,00

Интернальность 0,55* 0,70* 0,46* 1,00

Эмоциональный 0,15* 0,22* 0,20* 0,20* 1,00

комфорт

Стремление к 0,17 0,33 0,07 0,25 0,01 1,00

доминированию

*статистически значимая корреляция (р=0,01)

Анализируя корреляционные связи характеристик социально-психологической адаптации в обоих группах, можно сделать вывод, что интегрированность показателей характеристик социально-психологической адаптации у подростов с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции» значительно выше, чем в контрольной группе подростков. Все выявленные взаимосвязи в обоих группах носят линейный характер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что доминирующими характеристиками социально-психологической адаптации, свойственными подростковому возрасту, являются адаптация, самопринятие, интернальность, принятие других. Характеристики социально-психологической адаптации подростков с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции» отличаются большей интегрированностью, чем таковые у подростков без данного диагноза. Данная особенность объясняется тем, что ситуация соматоформного расстройства, являясь стрессовой, приводит к переоценке и качественной перестройке взаимодействия индивида с социальным окружением, в ходе которой подросток использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки

и механизмы поведения. В группе подростков с диагнозом «синдром вегетативной дисфункции» у 18% испытуемых выявлен низкий уровень социально-психологической адаптации, тогда как в группе подростков без данного диагноза показатели низкого уровня социально-психологической адаптации отсутствуют. Таким образом, ситуация соматоформного расстройства оказывает существенное влияние на выраженность характеристик социально-психологической адаптации.

Библиографический список

1. Аникин, В. В. Нейроциркуляторная дистония у подростков / В. В. Аникин, А. А. Курочкин, М. М. Кушнир. - Тверь, 2000. - 187 с.

2. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: COPING STRESS и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров // Психологический журнал. -2006. - №1. - С. 122-133.

3. Запесоцкая, И. В. Регуляторные и кинетические нарушения поведения в подростковом возрасте: монография / И. В. Запесоцкая, В. Б. Никишина, К. Ф. Миракян. - Курск: КГМУ Минздрава России, 2017. - 296 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -Москва,

2002. - 304 с.

5. Семаго, Н. Я. Проблемные дети / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Москва, 2000. - 188 с.

6. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин. - Санкт-Петербург,

2003. - 203 с.

7. Царегородцева, Л. В. Дискуссионные вопросы о проблеме вегетативной дистонии у детей / Л. В. Царегородцева // Педиатрия. - 2003. - №3. - С. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.