Научная статья на тему 'Особенности копинг-поведения студентов с разным профилем латеральной организации'

Особенности копинг-поведения студентов с разным профилем латеральной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / COPING / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / INDIVIDUAL PROFILE OF LATERAL ORGANIZATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СТРЕСС / STRESS / COPING-BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василенко Ирина Юрьевна

В статье приводятся результаты исследования особенностей копинг-поведения у будущих психологов с разным профилем латеральной организации. Представленные данные свидетельствуют о возможности разработки индивидуальных программ сопровождения будущих психологов в период обучения в вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Coping Behaviour of Students with a Different Profile of Lateral Organization

The article presents the research results of the coping behavior peculiarities of future psychologists with different profile of lateral organization. The data testify about the possibility of individual programs support of development future psychologists in the period of study at the university, taking into account individual psychological characteristics of students.

Текст научной работы на тему «Особенности копинг-поведения студентов с разным профилем латеральной организации»

И. Ю. Василенко

УДК: 159.923

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

П оиск индивидуально-личностных факторов успешного преодоления жизненных трудностей - одна из важных задач современной психологии. Ряд ученых доказали, что хорошая адаптация в экстремальных условиях обеспечивает продуктивность в работе, выступает основой психологического благополучия и психического равновесия личности [1].

Работа психолога тесно связана с большими психоэмоциональными нагрузками, интенсивным межличностным общением, необходимостью быстро ориентироваться в большом объеме информации. Это предъявляет особые требования к профессиональным компетенциям. Высокая стрессоустойчивость в сложных условиях, умение управлять собой, применять методы психоэмоциональной регуляции для оптимизации собственной активности, способность эффективно вступать в контакт с различными специалистами определены как базовые компетенции психолога. Отмечается, что психологическая адаптация в стрессе обеспечивается на бессознательном уровне механизмами психологических защит, а на осознаваемом уровне - посредством механизма копинга [3].

В научных работах рассматривается преодолевающее поведение студентов, приводятся данные о личностных особенностях, определяющих выбор реагирования на трудности. Указывается, что совладание с проблемами, защитные стили реагирования обусловлены как внешними, так и внутренними причинами. Вместе с тем проблема влияния индивидуальных показателей межполушарных асим-

метрий на преодолевающее поведение слабо разработана, что обуславливает актуальность данного исследования.

В современной психофизиологии, нейропсихологии и других научных отраслях имеется значительное количество трудов, посвященных межполушарной асимметрии и меж-полушарному взаимодействию мозга. Это направление науки считается одним из интересных и актуальных в современном естествознании, так как особенности функциональной асимметрии являются основой человеческой индивидуальности. Тем не менее сегодня еще не существует единого подхода к изучению латеральной специализации полушарий головного мозга: данные, полученные в разных исследованиях, достаточно противоречивы с точки зрения их практического применения и требуют дополнительного уточнения.

Целью исследования является изучение совладающего поведения с учетом индивидуальных латеральных профилей. Решение этой задачи связано с необходимостью получения ответов на практический запрос в области профессиональной подготовки психологов, в числе которых профотбор, прогноз поведения личности, обучение навыкам саморегуляции, оказание консультативной и других видов психологической помощи.

Основоположником теории копинга (сов-ладания) с проблемными обстоятельствами жизни является А. Маслоу. В литературе указывается, что совладающее поведение является результатом усиленных действий по поиску выхода из ситуации, которая воспринимается человеком как кризисная, превышающая психологический ресурс, угрожающая стабильности, требующая напряжения всех душевных сил. Кроме того, стратегия преодоления (копинг-стратегия) является индивидуальным способом взаимодействия человека с реальностью и определяется многими факторами: зависит от субъективной значимости и оценки происходящего, стрессоустойчивости и скорости реагирования на стресс, свойств самого стрессора [1].

Существует множество подходов к классификации копинга. Создание единой клас-

сификации, по мнению С. К. Нартова-Боча-вер, - дело будущего [6]. Тем не менее большинство исследователей пришли к выводу, что механизм реализации совладания основан на процессах когнитивного оценивания ситуации, психофизиологических и личных ресурсах человека. Главная задача преодоления - обеспечение психического здоровья, успешной адаптации и психологического комфорта человека.

Достаточно глубоко теория преодоления представлена в работах Р. Лазаруса и С. Фольк-мана. Они выделяют в качестве основных две функции совладания: регуляцию эмоционального состояния субъекта (копинг, направленный на эмоции) и управление проблемами (копинг, направленный на проблему), и указывают на то, что совладание включает эмоциональную, волевую и когнитивную составляющие и [8]. Таким образом, в концепции представлены два основополагающих стиля преодоления жизненных трудностей: субъект-но-ориентированный и проблемно-ориентированный.

Р. Лазарус и С. Фолькман выделили восемь базовых копинг-стратегий, реализуемых в процессе выхода из жизненных трудностей. Человек может выбрать одну или использует одновременно несколько устойчивых моделей поведения.

Ф. Кохен и Р. Лазарус определили, что эффективность преодоления зависит от решения задач копинга. К ним относят сохранение положительного «образа Я» и уверенности в себе при столкновении с жизненными сложностями; восстановление активности индивида и нейтрализация негативных обстоятельств; приспособление к жизненным условиям и урегулирование сложностей; сохранение эмоциональной стабильности; взаимодействие с другими людьми, укрепление социальных контактов с окружающими [7].

На современном этапе активно ведутся исследования в области повышения результативности эмоционально и проблемно ориентированного копинга. Показано, что моделей копинга, которые обеспечивают результат во всех ситуациях, не существует [3]. Большой практический интерес вызывают вопросы, свя-

занные с поиском закономерностей и факторов, определяющих индивидуальную специфику совладания, продолжительность поиска ресурса в условиях ограниченных возможностей.

В многочисленных работах в области нейропсихологии была установлена связь индивидуально-психологических характеристик человека с межполушарной асимметрией мозга (ФАМ). В целом ряде работ как отечественных (Т. И. Алексеева, Т. А. Доброхотова, И. В. Ефимова, В. А. Москвин и др.), так и зарубежных ученых (К. Порак, С. Корен, Н. Са-кано и др.) подтверждается, что специализация полушарий головного мозга обуславливает особенности восприятия и оценки происходящего, способ поисковой активности, саморегуляцию и когнитивные процессы, адаптивность личности. Функциональная организация мозга определяет индивидуальный латеральный профиль - своеобразие сенсомо-торной асимметрии полушарий.

В задачу нашего исследования входило изучение специфики преодолевающего поведения в условиях стресса у будущих психологов с разным латеральным профилем. Выборку составили 97 студентов с 1 по 4 курс очной и заочной форм обучения Гуманитарно-педагогического университета СевГУ (21-37 лет): 32 мужчины, и 65 женщин. Использовались следующие диагностические методики: методика диагностики сенсомотор-ного профиля М. Аннет; диагностики показателей ФАМ («Моторные пробы» А. Р. Лурии; теппинг-тест; методика Сильвера; тест Розен-баха); методики определения латерализации слухоречевых функций. С целью диагностики особенностей поведения в конфликте, индивидуальных копинг-стратегий, приспособительных реакции применялись тест Р. Томаса, Р. Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой, тест Э. Хайма.

Обобщив диагностические данные, мы получили распределение испытуемых по профилям сенсомоторной асимметрии. Так количество студентов с преобладанием правого профиля моторной асимметрии составляет 54,6 % всей выборки, левый профиль выяв-

Таблица 1

Распределение вариантов ИПЛО в выборке

Профиль ИПЛО Кол-во чел. % выборки Профиль ИПЛО Кол-во чел. % выборки

ППП 27 27,8 ЛЛЛ 6 6,1

ПАА 11 11,3 ЛАА 5 5,1

ПАП 7 7,2 АЛА 13 13,4

ПЛА 5 5,1 АЛЛ 19 19,6

ППЛ 3 3,1 ААА 1 1,03

лен у 8,4 % испытуемых, амбидекстрами являются 34,0 % будущих психологов. Используя данные о соотношении трех основных видов асимметрий в системах «рука-ухо-глаз», определялся индивидуальный профиль латеральной организации (ИПЛО), а также суммарный коэффициент латерализации.

Процент «чистых» правшей в данной выборке (Таблица 1) составляет 27,8 %. Преобладающим определился тип ИПЛО «праворукие». Вместе с «чистыми» правшами он составил 54,6 %. В целом у 56,6 % правшей, доминантным определяется правое ухо, а у 54,5 % левшей - левое. Кроме того, имеются испытуемые с отсутствием слухо-речевой асимметрии. Так среди правшей их 33,9 %, а среди левшей - 45,4 %. Интересной представляется группа амбидекстров. Анализ распределения типов ПЛО показал, что она неоднородна. Среди испытуемых амбидек-стров мы выделили категорию «бытовые левши». К этой категории мы отнесли студентов, которые при письме используют правую руку, но в быту являются выраженными левшами. Выделены преобладающие ИПЛО у «бытовых левшей»: ААА, АЛА, АЛЛ. Бытовые левши - это, как правило, переученные в раннем детстве леворукие, среди амбидекстров их в данной выборке 34,03 %.

При анализе представленности признаков в зрительной системе наблюдается относительно высокий процент студентов с доминированием левого глаза среди левшей и амбидекстров их 25,7 %. В результате анализа сочетаний доминантной руки и глаза установлено, что «правоглазые» преобладают среди праворуких (35,0 %). У 25,7 % левшей ведущим является левый глаз.

Вслед за Т. А. Доброхотовой, определив общий коэффициент латерализации, мы выделили семь групп: сильные левши (коэффициент латерализации (Кл) определяется в пределах от -1 до -0,67), средние левши (Кл: -0,66 до -0,34), слабые левши Кл от -0,33 до -0,17, амбидекстры (Кл: от -0,16 до 0,16), слабые правши (Кл от 0,17 до 0,34), средние правши (Кл: от 0,34 до 0,66) и сильные правши (Кл: от 0,67 до 1,0) [2]. С учетом степени выраженности сенсомоторной ориентации распределение испытуемых выглядит следующим образом: сильно выраженные левши составили 3,1 % выборки, средние левши -24,7 %, слабые левши - 13,4 %, амбидекстры -4,1 %, слабые правши - 11,3 %, средние правши - 19,6 % и сильные правши - 23,8 % испытуемых. Полученные выводы подтверждают данные о том, что количество правшей и левшей в человеческой популяции является меняющейся величиной, определяется социокультурными, экологическими и рядом других факторов.

В ходе исследования мы определили, что на практике учет соотношения видов асимметрий (рука, ухо, глаз) и общего коэффициента латерализации представляется достаточно сложным в связи с неоднородностью групп «правшей», «левшей» и «амбидек-стров». Опираясь на труды В. А. Москвина, в ходе основного исследования мы оперировали такими понятиями, как «правша», «левша» и «амбидекстр», объединив всех испытуемых в эти условные подгруппы. Так с учетом коэффициента латерализации в подгруппу правшей мы включили 43,3 % студентов (п=42), амбидекстров - 28,9 % (п=28), левши

составили 27,8 % всей выборки (п=27). Критериями деления испытуемых на подгруппы («правши», «левши» и «амбидекстры») выступили степень выраженности «правых» или «левых» показателей в профиле сенсомотор-ной асимметрии, результаты оценки по тестовых задания М. Озьяс, субъективная оценка самого испытуемого принадлежности к той или иной подгруппе.

Следующий этап исследования предполагал изучение особенностей приспособительной реакции и стилей реагирования на стресс. Анализ полученных данных позволил установить, что у 42,8 % испытуемых-амби-декстров доминирующей стратегией поведения в конфликтной ситуации является избегание; у 32,1 % - приспособление; у 35,7 % -компромисс. Левши (62,9 % подгруппы), в ситуации конфликта чаще прибегают к стратегии приспособления; для 40,7 % группы характерна стратегия поиска компромисса; 37,1 % выбирают избегание; 18,5 % склонны использовать стратегию сотрудничества.

Для группы «правши»: у 73,8 % выявлено стремление к сотрудничеству; у 26,1 % определена тенденция к соперничеству; 18,2 % склонны к поиску компромисса.

Статистический анализ результатов проведен с применением критерия ф* - углового преобразования Фишера. Выявлено, что для амбидекстров и левшей различия значимы только для доминирующего стиля сотрудничество (р=0,05). В конфликте левши ищут альтернативу, стремятся к соблюдению интересов оппонентов, возможно, это является результатом большей социальной направленности людей правополушарного типа.

Определены значимые различия для доминирующих стилей сотрудничество и соперничество у правшей по сравнению с другими испытуемыми (р=0,05). Правши более сфокусированы на личной выгоде, направлены на получение результата, решение проблем, удовлетворение своих интересов. Для них характерны проявления максимализма, большая настойчивость в достижении желаемого. При конфронтации могут занимать активно-оборонительную позицию, чаще стремятся к самоутверждению; имеют мотива-

цию на результат в большей степени, чем на отношения.

Левши и амбидекстры достоверно (р=0,01) в конфликтной ситуации чаще проявляют уступчивость, готовность жертвовать своими интересами ради сохранения отношений, стремятся к кооперации. В затруднительных ситуациях чаще прибегают к стратегии избегания, могут не признавать наличия внешнего конфликта, стремятся уйти из проблемной зоны, отложить принятие решения. Они ориентированы на сохранение социальных связей, готовы искать выход из сложившейся ситуации с помощью уступок, склонны проявлять снисходительность к оппонентам.

Используя методы статистики, мы установили наличие достоверных различий в выборе стратегий совладания со стрессом в группах правшей, левшей и амбидекстров. Выявлены значимые различия (р=0,01) в выборе доминирующих стратегий копинга для левшей и амбидекстров по сравнению с правшами. Так левши (77,7 % группы) чаще выбирают стратегию социального отвлечения (откладывание решения проблемы), (40,7 %) избегают стресса. На уровне самосохранения стремятся уйти из сложной ситуации вплоть до ее отрицания, в отличие от правшей и амбидекстров. Левши (66,6 % подгруппы) и амбидекстры (75,0 %) в стрессе стремятся к социальной поддержке, таким образом смягчая влияние стрессоров на организм, сохраняя здоровье и психологический комфорт. Возможно, эти копинг-стратегии доминируют в силу большей эмоциональной уязвимости левшей и амбидекстров по сравнению с правшами.

Установлено, что для 88,1 % правшей характерен выбор активного копинга (р=0,01) с ориентацией на решение задачи и получение результата. Правши легче мобилизует все свои ресурсы для выхода из сложной ситуации, реже обращаются за эмоциональной поддержкой к окружающим.

Таким образом, межполушарная асимметрия определяет поведенческие особенности индивида в условиях жизненных трудностей и поиска выхода из кризиса. Можно говорить о возможности разработки психологического сопровождения будущих психологов в пери-

од обучения в вузе; дифференцированных программ коррекции поведения и эффективного преодоления стресса с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов.

АННОТАЦИЯ

В статье приводятся результаты исследования особенностей копинг-поведения у будущих психологов с разным профилем латеральной организации. Представленные данные свидетельствуют о возможности разработки индивидуальных программ сопровождения будущих психологов в период обучения в вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов.

Ключевые слова: копинг-поведение, ко-пинг, межполушарная асимметрия, индивидуальный профиль латеральной организации, адаптация, стресс.

SUMMARY

The article presents the research results of the coping behavior peculiarities of future psychologists with different profile of lateral organization. The data testify about the possibility of individual programs support of development future psychologists in the period of study at the university, taking into account individual psychological characteristics of students.

Key words: coping-behaviour, coping, interhemispheric asymmetry, individual profile of lateral organization, adaptation, stress.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1. «Copping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 1. - С. 122-133.

2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1988.

3. Крюкова Т. Л. Психология совладаю-щего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2006.

4. Ложкин Г. В., Волянюк Н. Ю. Стратегии «копинг»-поведения в процессе развития личности спортивного тренера // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. - 2011. - Вып. 2. -С. 543-555.

5. Москвин В. А., Москвина Н. В. Меж-полушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. - М.: Смысл, 2011.

6. Нартова-Бочавер С. К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - № 5. -С. 20-30.

7. Lazarus R. S. Stress. appraisal and coping / R. S. Lazarus. S. Folkman. - N.-Y., 1984.

8. Lazarus R. S., Folkman S. Coping and Adaptation // The Hand Book of Behavioral Medicine / аds. W. D. Gentry. - N.-Y., 1984.

Л. В. Бура

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н а нынешнем этапе развития образования высшие учебные заведения являются системой, призванной не только обучать, но и создавать условия для становления и всестороннего развития личности. На наш взгляд, хорошо сформированная и успешно функционирующая психологическая служба вуза помогает обеспечивать условия для развития субъектного потенциала личности, адекватного осознания студентом путей своего личностного и профессионального развития в период обучения, повышения психологической устойчивости во время трудностей, неизбежно возникающих в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.