Экология. Биология
Вестник ДВО РАН. 2011. № 2
УДК 571.62-21
Б.А.ВОРОНОВ, З.Г.МИРЗЕХАНОВА, Н.А.НАРБУТ
Особенности концепции Программы по улучшению экологического состояния г. Хабаровск на 2011-2015 гг.
Рассматриваются основные направления концепции Программы по улучшению экологического состояния Хабаровска на 2011-2015 гг. Приводится краткий анализ выполнения аналогичных Программ в 2001-2005 и 2006-2010 гг., формулируются основные положения Программы по оздоровлению городской среды на 2011-2015 гг. Определены целевые показатели и индикаторы для мониторинга.
Ключевые слова: экологическая программа, экологическое состояние, Хабаровск, концепция, целевые показатели, индикаторы.
Specifics of the concept of the Program on improvements of Khabarovsk City ecological conditions for 2011-2015. BA.VORONOV, Z.G.MIRZEKHANOVA, NA.NARBUT (Institute of Water and Ecology Problems, FEB RAS, Khabarovsk).
Guidelines for the Concept of the Program on Improvements of Khabarovsk City Ecological Conditions for 20112015 are discussed. Implementation of the similar Programs in 2001-2005 and 2006-2010 are evaluated and main guidelines for city environment improvements are stated for 2011-2015. Target parameters and indicators for monitoring are defined.
Key words: ecological program, ecological conditions, Khabarovsk, conception, target parameters, indicators.
Специфика городской территориальной системы состоит в ориентированности на комфорт жителей. Эта часть земной поверхности независимо от географических координат аккумулирует большие ресурсные возможности повышенного спроса, поэтому ее ценность всегда выше, чем у окружающего пространства. Исключение, пожалуй, составляют особо охраняемые природные территории (ООПТ). Специфическая структура городских территорий вынуждает различных землепользователей конкурировать [5]. Социальные, экономические и экологические противоречия разрешаются на муниципальном уровне.
Согласно национальной экологической доктрине России, экологическая политика -это система механизмов, действий, норм и правил охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической комфортности среды для проживания населения, а также использования экологических отношений для решения политических, социальных и экономических задач. В зависимости от уровня реализации экологической стратегии различают глобальную, национальную, региональную, локальную экологическую политику. Поскольку национальная экологическая политика России декларирует приоритет решения вопросов охраны окружающей среды в разработке и принятии экономических и политических решений, поддержание экологической безопасности государства как основного элемента национальной безопасности страны,
ВОРОНОВ Борис Александрович - доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, директор, МИРЗЕ-ХАНОВА Зоя Гавриловна - доктор географических наук, заведующая лабораторией, *НАРБУТ Нина Анатольевна - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник (Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Хабаровск). *E-mail: [email protected]
стратегические задачи экологический политики регионального и муниципального ранга должны соответствовать национальным интересам.
Муниципальная экологическая политика - основа региональной политики, поскольку от решений на этом уровне зависит общая ситуация в регионе. Однако современная концепция экологической политики России в основном декларативна: она не предусматривает действующих механизмов сохранения единого эколого-социально-экономического пространства страны, выравнивания уровней развития регионов, сохранения природного разнообразия и культурного наследия. В ее основе лежит исторически сложившаяся структура экономики, сформированная ресурсной обеспеченностью и избирательностью спроса производимой продукции на рынках различных уровней. Поэтому нередко разработка стратегии регионального развития ограничивается перспективами роста экономики и освоения ресурсного потенциала. Экологические аспекты остаются за рамками внимания или носят обобщенный характер. Особенно актуально это для Дальнего Востока, где продолжается эксплуатация природно-ресурсного потенциала, а экологические регламенты лишь незначительно корректируют общее направление развития, при этом «платой» за возможный экономический рост станет деградация экологических систем [1, 4].
Государственная программа оздоровления экономической ситуации на Дальнем Востоке до 2025 г. предусматривает активизацию преимущественно ресурсоемких направлений хозяйственной деятельности. В их реализации заинтересован не только Дальний Восток, Россия, но и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, развитие которых ориентировано на импорт ресурсов.
В рамках долгосрочных планов развития Хабаровского края его административный центр с населением 580,6 тыс. чел. признан основной «точкой роста» экономики в силу сложившейся инфраструктурной обеспеченности. В городе насчитывается 487 крупных и средних предприятий, в том числе по производству нефтепродуктов, пищевых продуктов, машин, оборудования, электроэнергии, газа. При этом современная экологическая обстановка на территории Хабаровска по многим показателям не соответствует требованиям устойчивого развития урбосистемы [2, 3, 8]. Диспропорции экологических условий в различных его районах обусловлены концентрацией промышленных предприятий, характером их производства, наличием сбросов и выбросов, утилизацией отходов, распределением транспортных потоков и жилой нагрузки, обеспеченностью зелеными насаждениями, а также природными особенностями. Город, протянувшийся вдоль Амура более чем на 40 км и расположенный в зоне кедрово-широколиственной тайги, не имеет обособленной зеленой зоны и благоприятных условий для рекреации, что также снижает степень экологической комфортности проживания в Хабаровске. Поэтому муниципальная экологическая программа должна рассматривать ценность экологических ресурсов в ряду важнейших показателей эволюции урбанизированных зон.
Экологическая политика на муниципальном уровне реализуется через выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
Ранее для г. Хабаровск были разработаны и выполнены две Программы по улучшению экологического состояния. Первая Программа (на период 2001-2005 гг.) решала первоочередные экологические проблемы, вызванные экономическим кризисом, спадом производства, сокращением финансовых отчислений на природоохранные мероприятия. Были определены пять направлений экологической деятельности администрации: защита воздушного бассейна города, охрана и рациональное использование водных ресурсов, защита окружающей среды от отходов производства и потребления, воспроизводство зеленых насаждений, улучшение экологического образования и просвещение населения. Поставлены цели: на 10-15% сократить выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты города; уменьшить до 50% количество выводимых в природную среду отходов всех видов за счет вовлечения их в хозяйственный оборот посредством вторичной переработки; приблизить количество и качество зеленых насаждений к экологическим
стандартам; сформировать безопасные и благоприятные условия жизни людей на территории города. Запланированный объем финансирования составлял 4,103 млрд руб., но из-за отсутствия средств освоено 1,974 млрд руб., не все намеченное удалось выполнить. Тем не менее природоохранные мероприятия 2001-2005 гг. улучшили экологическое состояние города и позволили решить многие социальные вопросы [9].
Вторая Программа (2006-2010 гг.) определила деятельность администрации города в области сохранения и улучшения качества природной среды в тех же направлениях, что и первая. Стояла задача значительно улучшить достигнутые ранее показатели [10].
Благодаря природоохранным мероприятиям обеих Программ сократились выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, что позволило исключить Хабаровск из списка городов с высоким уровнем загрязнения, в котором он находился долгие годы; улучшилось качество воды в Амурской протоке и некоторых малых реках в черте города; существенно сократились потери воды при транспортировке, оборотное и повторное водоснабжение достигло 796,48 млн м3/год. Строительство каменных полузапруд в истоках проток Пем-зенская и Бешеная приостановило нежелательное развитие основного русла Амура, что позволило увеличить расход воды в р. Амур в пределах города; полностью решен не только для города, но и для края вопрос утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов - токсичных отходов первого класса; увеличилось число предприятий по переработке отходов производства и потребления, вырос объем переработки пластиковых отходов; начала решаться проблема захоронения ТБО. Это способствовало улучшению условий комфортного проживания населения. Город стал чище, о чем свидетельствуют итоги всероссийских конкурсов по благоустройству и озеленению, в которых Хабаровск в 2002, 2004-2008 гг. занимал призовые места.
Однако проблемы остались и требуют своего решения, поэтому необходима новая программа по улучшению экологического состояния г. Хабаровск.
Если в предыдущих Программах намечались лишь конкретные мероприятия, то Программа на 2011-2015 гг. разработана на основе соответствующей концепции по заданию Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Хабаровска. Предпосылки ее создания следующие:
изменение социально-экономических условий: государство перестало быть единственным владельцем недвижимости и финансовых ресурсов, застройщиками и инвесторами, т.е. активными участниками градостроительного процесса, стали юридические и физические лица;
гарантии жителям города соблюдения гражданских прав на экологически безопасную среду обитания согласно правовым и нормативным актам;
изменение требований к обеспечению экологической безопасности населения; новые научные представления о пространственной организации территории согласно концепции устойчивого развития;
изменение облика города в связи с интенсивным дорожным строительством и переходом от возведения типового панельного и блочного жилья к строительству домов по специальным проектам, включая коттеджное.
Все это создало новые возможности управления территорией города, где усиливается социальная значимость экологически-оздоровительных мероприятий. Удовлетворительное состояние городской среды стало необходимым условием для проживания людей и одним из существенных факторов в конкурентной борьбе городов за размещение инвестиций. Концепция Программы создана с учетом этих обстоятельств.
Она не является юридическим документом и схемой действий, а предназначена для использования органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями в качестве основы при выявлении приоритетных экологических проблем, для разработки нормативных и правовых документов в сфере сохранения и улучшения городской среды, а также конкретных мероприятий, способствующих
улучшению экологического состояния Хабаровска. Цель Концепции - выявить основные направления, пути и способы устойчивого развития городской территории, обосновать необходимость включения в Программу на 2011-2015 гг. тактических планов и конкретных мероприятий, направленных на решение традиционных и новых задач.
В концепциях программ по улучшению экологического состояния других городов (Йошкар-Олы, Саратова, Перми, Чебоксаров и др.) основное внимание уделяется конкретным мероприятиям, способствующим улучшению состояния отдельных сред. Особенность концепции программы для Хабаровска заключается в том, что кроме анализа региональной специфики (приграничное положение, большая протяженность в прибрежной зоне Амура, характер рельефа, предопределивший своеобразие застройки, сохранность природных комплексов с уникальными объектами растительного и животного мира) она содержит разработку общих направлений решения экологических проблем и выбор приоритетов муниципальной экологической политики в стратегии развития города; выбор и обоснование целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий; предварительную оценку ожидаемой эффективности и результативности Программы.
Концепция должна привести территориальную структуру хозяйства города в соответствие с его ресурсной базой, экологическим потенциалом как отдельных компонентов среды, так и урбосистемы в целом, стратегическими планами развития территории с учетом приближения к экологическому равновесию. Для этого экономическую эффективность промышленных комплексов необходимо соотнести с экологической допустимостью, увеличив и сохранив в структуре городского землепользования особую категорию земель -экологическую [6, 7].
Основные задачи Программы по улучшению экологического состояния г. Хабаровск на 2011-2015 гг. направлены на решение не только традиционных вопросов, рассматриваемых в двух предыдущих Программах (улучшение качества атмосферного воздуха, сохранение водных ресурсов, повышение качества вод, развитие зеленого фонда, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, в том числе ООПТ, управление движением отходов производства и потребления, а также рисками негативного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения Хабаровска, привлечение промышленных предприятий к сохранению окружающей среды, совершенствование системы экологического воспитания и образования), но и новых: зонирование территории по степени антропогенной нагрузки и экологического состояния, что станет основой для размещения зеленых зон и разработки экологического каркаса городской территории; разработку критериев и индикаторов состояния окружающей среды для мониторинга реализации настоящей и последующих экологических Программ развития Хабаровска.
Для выполнения первой задачи имеется апробированный научно-методический материал, разработанный в Институте водных и экологических проблем ДВО РАН [7]. Вторая задача - определение показателей - не решена. Наибольшую трудность представляет выбор и обоснование общих и специфических показателей, учитывающих характер экономических и природных предпосылок развития каждого города и урбосистем в целом.
Чтобы не допустить терминологического разночтения, необходимо определиться в содержательном наполнении используемых категорий. Показатели устойчивого развития урбанизированных территорий включают критерии и индикаторы. Критерии - главные направления практической деятельности для достижения цели, в нашем случае - формирование муниципальной экологической политики, обеспечивающей основные принципы, требования, механизмы реализации экологически адаптированного и обоснованного экономического развития. Правильность выбора того или иного критерия оценивается по характеру проявления совокупности характеризующих его индикаторов, т.е. индикаторы являются количественными и описательными параметрами обозначенных направлений. Именно индикаторы позволяют количественно оценить динамику выбранного критерия
за определенный промежуток времени и, соответственно, реализацию того или иного целевого направления экологической программы и выполнение ее в целом [4].
Выполнение определенных требований к разработке целевых показателей и индикаторов позволит из множества параметров выбрать те, которые можно применить в практической деятельности в конкретных пространственно-временных рамках. Для каждого города должны учитываться методическая и мониторинговая адекватность запрашиваемой исходной информации, аналитическая разумность и измеряемость, доступность получения исходной информации, регулярное использование в аналитических обзорах для получения сравнительных параметров. Как показывает практика, наибольшие сложности вызывает не выбор критериев, а разработка экологических индикаторов экономического развития. Для Хабаровска данная проблема не является исключением.
Мероприятия и ожидаемые результаты реализации Программы соответствуют общим направлениям оздоровления экологической среды города, определенным Стратегическим планом устойчивого развития Хабаровска до 2020 г., утвержденным решением хабаровской Городской думы, и Генеральному плану г. Хабаровск. Природоохранные мероприятия Программы разработаны на основе предложений хозяйствующих субъектов, структурных подразделений администрации города и научных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов Б.А. Антропогенные изменения природных экосистем Приамурья // Изменения природнотерриториальных комплексов в зонах антропогенного воздействия. М.: Медиа-Пресс, 2006. С. 61-67.
2. Дубинин В.П. Экологическое состояние Хабаровска, проблемы и пути их решения // Города Дальнего Востока: экология и жизнь человека. Дружининские чтения. Хабаровск, 25-27 февр. 2003 г. Вып. 1. Владивосток; Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 2003. С. 45-48.
3. Дубянская И.Г. Состояние окружающей среды г. Хабаровска // Проблемы управления зелеными насаждениями в Хабаровске: материалы 4-й город. науч.-практ. конф. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2009. С. 4-8.
4. Мирзеханова З.Г. Особенности региональной экологической политики в стратегии перспективного развития Хабаровского края // Тихоокеан. геология, 2010. Т. 29, № 2. С. 119-125.
5. Мирзеханова З.Г. Особенности экологического планирования городской территории // Города Дальнего Востока: экология и жизнь человека. Дружининские чтения. Хабаровск, 25-27 февр. 2003 г. Вып. 1. Владивосток; Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 2003. С. 98-100.
6. Мирзеханова З.Г. Экологический каркас территории в системе управления землепользованием // Азиатско-Тихоокеанский регион в глобальной политике, экономике и культуре ХХ1 века. Хабаровск, 2002. С. 20-25.
7. Мирзеханова З.Г. Экологический каркас территории в стратегии устойчивого развития: пример практической реализации // География и природные ресурсы. 2001. № 3. С. 23-29.
8. Морозова Г.Ю., Нарбут Н.А., Бабурин А.А. и др. Концепция озеленения Хабаровска. Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН , 2003. 38 с.
9. Программа по улучшению экологического состояния города Хабаровска на 2001-2005 годы. Хабаровск: Магеллан, 2001. 88 с.
10. Программа по улучшению экологического состояния города Хабаровска на период 2006-2010 гг. / Хабар. Гор. дума, администрация г. Хабаровск. Хабаровск, 2006. 54 с.