Научная статья на тему 'Особенности контроля качества импортируемых товаров государством'

Особенности контроля качества импортируемых товаров государством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
особенности / контроль / качество / импортируемые товары / государство / features / control / quality / imported goods / state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резник К.Н., Мокров И.Д.

Внешнеторговая политика – это комплекс мер, которые принимаются государством для регулирования экономических отношений с другими странами в сфере торговли товарами и услугами. Цель внешнеторговой политики защита интересов государства и его экономики в международных отношениях, создание благоприятных условий для развития экспорта и ограничение негативных воздействий импорта на внутренний рынок. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли, что делает контроль качества импортируемых товаров государством особенно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of quality control of imported goods by the state

Foreign trade policy is a set of measures that exist to regulate economic relations with other countries in the field of trade in goods and services. The purpose of foreign trade policy is to protect the interests of the state and its economy in international relations, to create favorable conditions for the development of exports and the negative impact of imports on the domestic market. the economy of all countries, to one degree or another, depends on exports and imports, the state, within the framework of judicial protection, adheres to the law on international trade, which makes quality control of imported goods especially relevant.

Текст научной работы на тему «Особенности контроля качества импортируемых товаров государством»

Резник К.Н.

Кандидат технических наук, доцент кафедры экономики, финансов и капитала, Российский государственный социальный университет, Москва.

Мокрое И.Д.

Магистр 1 курса направления подготовки 38.04.01 Экономика, Российский государственный социальный университет, Москва.

особенности контроля качества импортируемых товаров государством

Контроль качества продукции может быть как государственной функцией, так и функцией частных организаций. В разных странах существуют различные подходы к регулированию качества продукции, но государство обычно имеет роль в создании законодательной базы и контроле за ее соблюдением.

Например, в США функции контроля качества продукции в значительной мере осуществляются Агентством по пищевым и медикаментозным препаратам (FDA), которое проверяет продукты на безопасность и эффективность. А в Европейском союзе качество продукции регулируется различными директивами и регламентами, а также исполнительными агентствами, которые контролируют соблюдение нормативных требований.

Относительно сертификации, действительно, это не означает, что продукт имеет определенное качество, но подтверждает, что продукт соответствует определенным стандартам или требованиям. Сертификация может включать в себя проверку соответствия таким параметрам, как безопасность, экологичность, качество, социальная ответственность производителя и т.д. В любом случае, сертификация помогает потребителям и производителям обеспечить соответствие продукции определенным стандартам, что улучшает качество и конкурентоспособность продукции на рынке.

В прошлом государство контролировало не только безопасность, но и качество продукции. В то время качество являлось одной из наиболее проблематичных областей экономики СССР. В этом контексте Государственный стандарт (ГОСТ) стал главным орудием борьбы за качество, а государственная аттестация продукции по категориям качества и экономические стимулы стали механизмами оценки и стимулирования качества продукции.

Сегодня государство не контролирует качество продукции на рынке, а только безопасность. Возможно, современные рычаги оценки и стимулирования качества должны быть пересмотрены и дополнены, чтобы соответствовать современным реалиям рынка и потребительских требований.

Впоследствии, с развитием рыночной экономики, функцию оценки качества продукции стали выполнять частные компании, аккредитованные государством. Однако, недобросовестные производители продолжали обманывать потребителей, предлагая товары низкого качества, подделывая маркировку и сертификаты соответствия.

Сегодня, в условиях жесткой конкуренции на рынке и повышенной требовательности потребителей, качество продукции становится все более важным фактором успеха предприятий. Многие компании начинают вкладывать значительные ресурсы в контроль качества, совершенствование технологий производства и улучшение дизайна продукции.

Системы качества стали развиваться и дополняться программами качества и комплексными системами управления качеством. С появлением рыночной экономики, государственный контроль качества утратил свою значимость, и производители должны были сами контролировать качество своей продукции. В результате, государственные отделы технического контроля стали сокращаться, и государственная система защиты потребителя была разрушена. Это привело к распространению фальсификата и контрафакта на рынке. Для защиты потребителей вводится обязательная сертификация продукции - проверка на соответствие требованиям безопасности.

В России было произведено отделение качества от безопасности и требования ГОСТов по безопасности стали обязательными, в то время как требования по качеству оставались добровольными. Позже были введены технические регламенты, которые регулируют требования безопасности. Обязательная сертификация значительно улучшила ситуацию с безопасностью, но девальвация понятия сертификации была следствием демонополизации государственной сертификации.

Однако, Федеральный закон №294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по факту узаконил безнаказанность производителей товаров. В связи с этим в настоящее время возвращение к государственному контролю качества невозможно, но опыт рыночной экономики позволяет видеть новое значение национальной стандартизации. В течение более 10 лет Россия ориентировалась на правила

технического регулирования и считала стандартизацию элементом технического регулирования, применяемым для обеспечения доказательной базы соблюдения технических регламентов. Однако, для улучшения качества товаров в России необходимо вводить экономически обоснованные санкции в отношении нарушителей и создавать условия для развития цивилизованного рынка и поощрения добросовестного поведения.

Стандарты стали рассматриваться не только как инструмент технического регулирования, но и как средство обеспечения качества продукции и конкурентоспособности предприятий. Кроме того, стандарты позволяют упростить процесс взаимодействия между бизнесом и государством, а также повысить доверие потребителей к продукции.

Одним из примеров использования стандартов для обеспечения качества является система менеджмента качества ISO 9001. Она позволяет предприятиям улучшить свои бизнес-процессы, сократить издержки и повысить качество продукции. Внедрение системы менеджмента качества позволяет усилить контроль над производственными процессами и повысить уровень ответственности сотрудников за качество выпускаемой продукции.

Стандарты должны стать инструментами развития и механизмами управления качеством для обеспечения выпуска качественной продукции. Техническое регулирование и требования безопасности являются обязательными, но качество может регулироваться с помощью добровольных стандартов и сертификации.

Использование стандартов и сертификации помогает повысить качество продукции и доверие потребителей. Компании, которые следуют стандартам и проходят сертификацию, имеют преимущество на рынке и могут успешно конкурировать. Поэтому важно поощрять и поддерживать использование стандартов и сертификации, чтобы продукция соответствовала высоким требованиям качества и безопасности.

Таким образом, национальная стандартизация играет важную роль в развитии экономики и обеспечении безопасности и качества продукции. Обязательная сертификация на соответствие техническим регламентам обеспечивает минимальный уровень безопасности, а добровольная сертификация на соответствие добровольным стандартам качества позволяет производителям доказать высокое качество своей продукции и получить дополнительные преимущества на рынке.

Традиционные методы государственного контроля не всегда эф-

фективны для надзора за продукцией на рынке. Современный рынок требует более гибких и адаптивных механизмов контроля, которые могут быстро реагировать на изменения в среде производства и реализации товаров.

Введение экономически обоснованных санкций для нарушителей может быть эффективным механизмом, который сможет обеспечить справедливость и дискриминацию при наказании нарушителей. пропорциональность тяжести нарушения и размера незаконно полученного дохода поможет создать более сбалансированную систему контроля и наказания.

Однако, помимо наказаний, не менее важно создание условий для развития цивилизованного рынка и поощрение добросовестного поведения. Это может быть достигнуто через усиление мер по обучению и консультированию производителей, потребителей и контролирующих органов, а также укреплением институциональных механизмов защиты прав потребителей.

Система государственного регулирования качества и безопасности импортируемых товаров включает в себя законы, нормы и оценку соответствия. Эти меры помогают обеспечить безопасность и качество продукции, которая поступает на рынок. Кроме того, международные соглашения и стандарты, такие как Международная организация по стандартизации (ISO), также играют важную роль в регулировании качества и безопасности импортируемых товаров [7].

Контроль качества импортируемых товаров государством может осуществляться различными способами, зависящими от правил и законодательства конкретной страны. Однако, обычно государство при контроле качества импортируемых товаров может требовать обязательной сертификации продукции перед ее продажей на их рынке, для этого:

1. производитель должен предоставить документы, подтверждающие соответствие его продукции определенным стандартам качества, таким, как принципы ИСО 9000, известные во многих странах. В различных странах могут существовать множество стандартов, которые были переведены на национальные языки [5].

принципы ИСО 9000 являются международными стандартами по управлению качеством и могут быть переведены и адаптированы в различных странах в рамках общенациональных систем стандартизации.

Сертификация по принципам ИСО 9000 не является обязательным требованием для всех производителей, но в крупных промыш-ленно развитых государствах она может быть необходима для компа-

ний, работающих в военной и аэрокосмической сферах, а также для предприятий, производящих продукцию, от качества которой зависят жизни и здоровье людей.

Наличие сертификата качества у производителя может говорить о высокой степени его конкурентоспособности на рынке, поскольку сертификат подтверждает соответствие продукции международным стандартам. Более того, многие компании, особенно в секторах с высокой конкуренцией и высокой ценой продукта, могут требовать от своих поставщиков наличия сертификатов качества, чтобы обеспечить высокое качество поставляемых сырья и материалов.

Однако, важно отметить, что сертификация по ИСО 9000 не гарантирует, что продукция будет идеальной. Сертификация лишь подтверждает, что производитель имеет систему управления качеством, которая соответствует международным стандартам, а также позволяет производителю повысить эффективность производства и сократить количество брака [1].

2. Государство может проводить технический контроль, включающий проверку безопасности, работоспособности и других характеристик продукции, чтобы убедиться, что она соответствует стандартам качества. система контроля качества продукции может внедряться на всех этапах ее жизненного цикла, начиная с разработки и заканчивая потреблением. Организация контроля качества включает в себя различные мероприятия, направленные на обеспечение высокого технико-экономического уровня продукции.

Технико-экономический уровень продукции обеспечивается не только квалифицированными инженерными решениями, но и соответствующим технологическим и производственным исполнением. Для этого необходимо обеспечить контроль качества на всех этапах производства, начиная от поставок сырья и комплектующих до процесса производства и упаковки готовой продукции.

Важно также учитывать экономические, социальные и правовые факторы при организации контроля качества продукции. Например, контроль качества может включать в себя анализ рыночных требований, оценку стоимости продукции, а также учет социальных требований к безопасности и экологической допустимости продукции.

Организация контроля качества также должна учитывать идеологические факторы, связанные с миссией компании и ее ценностями. Например, компании, ориентированные на качество и инновации, могут создавать системы контроля качества, которые включают в себя постоянное совершенствование продукции и процессов производства.

Таким образом, организация контроля качества продукции включает в себя широкий спектр мероприятий, которые должны быть направлены на обеспечение высокого технико-экономического уровня продукции, учет экономических, социальных и правовых факторов, а также соответствие идеологии и миссии компании [2].

Важное осуществлять контроль экспорта - меры, которые направлены на то, чтобы регулировать ВЭД в сфере материальной и интеллектуальной деятельности. Они могут применять при строительстве зданий, в том числе оружие массового поражения, методы доставки, в том числе техники для военных. Этот тип контроля базируется на лицензионном способе ввоза и вывоза какой-то продукции и технологий, которые попали в определенные списки, утверждаемые Правительством Российской Федерации чтобы обезопасить государство. Регулирование экспорта также один из методов регулирования экспорта и импорта товаров, предназначенной для особого применения. Осуществляет управление экспортом ФСТЭК и прочие органы власти, наделенные соответствующими полномочиями. ФСТЭК Российской Федерации организовывает взаимодействие между ведомствами [6].

3. Государства выполняют документальный контроль товаров, чтобы убедиться в достоверности документов соответствия. В связи с активизацией процессов регионализации и увеличением числа региональных торговых соглашений, возникает необходимость разнообразия преференциальных правил происхождения товаров. Для того чтобы определить страну происхождения товара, декларант должен указать информацию о происхождении товара и документах, подтверждающих эти сведения в таможенной декларации. подтверждение происхождения товара может быть представлено декларацией о происхождении товара либо сертификатом о происхождении товара [3].

Для того чтобы обеспечить свою продукцию качественными и достоверными документами, компании должны тщательно следить за правилами определения происхождения товаров, установленными законодательством, и предоставлять необходимые документы в таможенные органы [9].

при декларировании товаров при ввозе в страну, декларант должен предоставить информацию о происхождении товара, а также документы, подтверждающие эту информацию, такие как декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Эти документы должны соответствовать правилам определения происхождения товаров, которые установлены законодательством.

С учетом активизации процессов регионализации в мире и уве-

личения числа региональных торговых соглашений, разнообразие преференциальных правил происхождения товаров становится все более значимым механизмом торговой политики. В этой связи документальный контроль, проводимый государством, играет важную роль в обеспечении достоверности документов, связанных с продукцией. Таким образом, правильное декларирование и подтверждение происхождения товаров является необходимым условием для успешной торговой деятельности и обеспечения соответствия требованиям законодательства.

4. Маркировка продукции - это процесс, при котором на товары импорта наносятся определенные обозначения, чтобы облегчить их идентификацию и контроль качества. Маркировка товаров в Россию должна соответствовать требованиям, установленным законодательством. Так, для определенных товаров, например, продуктов питания и товаров легкой промышленности, существуют обязательные требования к маркировке, включая наличие определенных символов, логотипов, даты изготовления и сроков годности.

Кроме того, маркировка может включать идентификационные коды, которые позволяют узнать о происхождении товара и его производителя, что важно для контроля за качеством продукции и борьбы с контрафактом.

Несоблюдение требований по маркировке товаров может привести к задержке в таможенном оформлении или даже к отказу в импорте товара. Кроме того, неправильная маркировка может привести к штрафам или даже к судебным разбирательствам. Важно помнить, что маркировка коробок при импорте должна соответствовать требованиям Евразийского экономического союза.

поэтому, для успешного ввоза продукции в Российскую Федерацию, необходимо внимательно изучать требования к маркировке и грамотно ее выполнять. Это поможет избежать проблем с таможенным оформлением, обеспечит безопасность продукции и защитит интересы как производителей, так и потребителей.

Маркировка продукции является важным этапом при ввозе импортируемых товаров в страну. Ее основная цель - облегчить идентификацию и контроль качества продукта. Маркировка содержит основные сведения о товаре, включая его наименование, страну-изготовитель, информацию о производителе, бренд, импортера, характеристики и др. Она выполняет несколько функций, включая информационную, идентифицирующую и мотивационную. Она также помогает защитить потребителей от контрафактной, фальсифицированной и опасной продукции.

Кроме того, правильная маркировка позволяет быстрее проходить таможенное оформление, что экономит время и деньги. Это также повышает доверие клиентов к производителю и продавцу, что способствует росту продаж. Однако важно помнить, что маркировка коробок при импорте должна соответствовать требованиям Евразийского экономического союза и наноситься до ввоза груза в Россию. В противном случае, товар может быть задержан на границе или вообще не допущен к продаже. Таким образом, правильная маркировка является важным аспектом для эффективного и успешного ввоза товаров в Россию.

5. Если продукция не соответствует стандартам качества, государство может запретить ее импорт или потребовать ее реклассифика-ции и переработки. Качество продуктов питания, и других товаров, которые ввозятся на территорию России, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Для обеспечения качества и безопасности продукции на рынке важно, чтобы маркировка импортированных товаров соответствовала требованиям Евразийского экономического союза и была нанесена до ввоза груза в Россию. Это позволит быстрее проходить таможенное оформление и повышает уровень доверия клиентов к производителю и продавцу, что способствует росту продаж.

Чтобы предотвратить проникновение импортируемых товаров, не соответствующих требованиям законодательства, для проверки безопасности товара должен быть представлен сертификат соответствия или декларация о соответствии, а также документы об их признании. Это позволит государству защитить права и интересы потребителей, а также обеспечить безопасность и качество продукции на рынке [10].

6. В условиях санкций и параллельного импорта особое значение приобретает сертификация импорта и предъявление высоких требований к качеству продукции.

Ситуация на рынке усложнилась из-за санкций и запретов на импорт, что привело к тому, что оригинальные производители уже не могут поставлять свою продукцию на российские рынки. Свободное место занимают другие игроки, которые в силу сокращения конкуренции и административных барьеров могут не предъявлять такие высокие требования к качеству продукции. Для решения этой проблемы необходима сертификация импорта по новым требованиям и предъявление высоких требований к качеству продукции.

Таким образом, процесс сертификации импорта становится крайне важным для обеспечения качества продукции на рынке Россий-

ской Федерации. правительство принимает меры для более жесткого контроля за качеством импортируемой продукции, в том числе через ужесточение требований к сертификации и контроля за ее выполнением. В целом, процесс сертификации импорта является важным механизмом обеспечения защиты прав потребителей и поддержания высокого уровня качества продукции на рынке России.

В 2022 году была введена процедура параллельного импорта, которая применяется к широкому спектру товаров и определена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 1532 от 19.04.2022 г. Эта процедура была создана для предотвращения дефицита товаров, которые были поставлялись в Россию до введения санкций. Согласно этой процедуре, правообладатели товарных знаков, зарегистрированных в РФ, теряют свои исключительные права на эти знаки, если они решат прекратить свою деятельность в России из-за санкций [8].

Необходимо отметить, что введение санкций имеет существенное влияние на сферу стандартизации и сертификации, так как упрощенные процедуры импорта продукции без согласия правообладателя изменяют структуру. Для включения импортируемой продукции в экономический оборот требуется только соответствующая декларация. Любые организации и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут заниматься параллельным импортом [3].

Государство стремится контролировать качество импортируемых товаров для защиты прав и интересов потребителей и обеспечения безопасности и качества продукции на рынке. проникновение импортируемых товаров, не соответствующих требованиям законодательства, вызывает проблемы, поэтому для проверки безопасности продукции необходимы сертификаты соответствия, декларации о соответствии или документы об их признании.

Введенные санкции приводят к изменениям в сфере стандартизации и сертификации, когда импортируемые товары могут быть введены в экономический оборот без согласия правообладателя, при условии представления соответствующей декларации. Цель государственного контроля качества импортируемых товаров заключается в защите прав и интересов потребителей, а также обеспечении безопасности и качества продукции на рынке. Для этого необходимо представление сертификата соответствия или декларации о соответствии, чтобы предотвратить проникновение на рынок импортируемых товаров, не соответствующих законодательству. В рамках процедуры параллельного импорта, любые организации

и юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, допускаются к участию.

Библиографический список:

1. Боргардт Е.А., Бобель Д.Н. Эволюция системы управления качеством // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 8-1.

2. Бородкина С.В., Хубаева А.Е., Невзоров Д.С., Колдин М.С. Контроль качества продукции на стадиях ее жизненного цикла // Наука и образование. 2022. № 2.

3. Голубчик А.М., Пак Е.В. Некоторые моменты логистики параллельного импорта в Россию // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 10. С. 27-38.

4. Ковтун Е.Н., Толмачева Т. А., Лобзева Е.А. Мировой рынок: сущность, специфика и особенности на современном этапе // Международный журнал «Цифровая наука». - Саратов, 2020. № 4. С. 27-34.

5. Манукян Г.А. Управление качеством, используя основы стандартов ИСО // Форум молодых ученых. 2021. № 11 (63).

6. Непарко М.В., Нестеренко А.В. Осуществление экспортного контроля в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 7.

7. Прохода И.А., Куфтов К.С., Рыков Е.А. Государственное регулирование качества и безопасности импортируемых товаров на региональном уровне // Вестник ВУиТ. 2019. № 1.

8. Резник Е.А. Сертификация и декларирование параллельного импорта в современных условиях // Экономическое развитие России. 2023. № 2.

9. Толмачева Т.А. Документальное подтверждение страны происхождения товара // Научные междисциплинарные исследования. 2021. № 1.

10. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

References

1. Borgardt E.A., Bobel D.N. Evolution of the quality management system // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. № 8-1.

2. Borodkina S.V., Khubaeva A.E., Nevzorov D.S., Koldin M.S. Product quality control at the stages of its life cycle // Science and Education. 2022. № 2.

3. Golubchik A.M., Pak E.V. Some aspects of parallel import logistics to Russia // Russian Foreign Economic Bulletin. 2022. № 10. P. 27-38.

4. Kovtun E.N., Tolmacheva T.A., Lobzeva E.A. World market: essence, specificity and features at the present stage // International Journal "Digital Science". - Saratov, 2020. № 4. P. 27-34.

5. Manukyan G.A. Quality management using the basics of ISO standards // Forum of young scientists. 2021. № 11 (63).

6. Neparko M.V., Nesterenko A.V. Implementation of export control under sanctions // Economics and business: theory and practice. 2022. № 7.

7. Prohoda I.A., Kuftov K.S., Rykov E.A. State regulation of the quality and safety of imported goods at the regional level // Vestnik VUiT. 2019. № 1.

8. Reznik E.A. Certification and declaration of parallel imports in modern conditions // Economic development of Russia. 2023. № 2.

9. Tolmacheva T.A. Documentary confirmation of the country of origin of the goods // Scientific interdisciplinary research. 2021. No. 1.

10. Federal Law of 01/02/2000 N 29-FZ (as amended on 07/13/2020) "On the quality and safety of food products" (as amended and supplemented, entered into force on 01/01/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.