www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.3
UDC 342.417 Submitted: 16.03.2023
LBC 67.400.2 Accepted: 15.04.2023
FEATURES OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE RIGHT TO A STABLE NATIONAL CURRENCY IN THE CONTEXT OF THE CONSTITUTIONAL REFORM OF 2020
Andrey N. Ustinov
Office of the Commissioner for Human Rights in the Irkutsk region, Irkutsk, Russian Federation
Ekaterina M. Iakimova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Introduction. The right to a stable national currency is considered in the presented study as one of the types of economic rights of citizens, ensuring the realization of personal, political, social and other economic rights, since the stability of the national currency allows citizens and the state to plan the costs of implementing rights and guarantee the fulfillment of obligations assumed by the state. During the constitutional reform of2020, the right in question received additional constitutional regulation, which requires scientific understanding. The purpose of the work is to determine the degree of influence of the constitutional reform of 2020 on the level of constitutional guarantee of the right to a stable national currency in the Russian Federation. Methods. As part of the study, mainly special methods of cognition of socio-legal phenomena (the formal legal method, circular causality method) were used which allowed assessing the impact of the correction of the language of the Constitution of the Russian Federation by provisions establishing additional guarantees for the implementation of the constitutional right to a stable national currency, and to identify the potential for improving the constitutional and current legislation to ensure the implementation of the designated right. Results. The significance of the constitutional reform of2020 on increasing the level of guarantee of the constitutional right to a stable national currency has been revealed. Conclusions. Despite the adjustment of the provisions of the Constitution of Russia, there is still a potential for improving the constitutional and current legislation, whose implementation would ensure the guarantee of the right to a stable national currency of the Russian Federation.
Key words: currency, constitutional amendment, constitutional reform, constitutional regulation, monetary policy, right to a stable national currency.
Citation. Ustinov A.N., Iakimova E.M. Features of the Constitutional Regulation of the Right to a Stable National Currency in the Context of the Constitutional Reform of 2020. Legal Concept = Pravovaya paradigma, 2023, vol. 22, no. 2, pp. 24-29. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.3
УДК 342.417 Дата поступления статьи: 16.03.2023
ББК 67.400.2 Дата принятия статьи: 15.04.2023
£ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА
Н НА УСТОЙЧИВУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ВАЛЮТУ
§ В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ - 2020
о Андрей Николаевич Устинов
§ Аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, г. Иркутск, Российская Федерация ^
И Екатерина Михайловна Якимова
« Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
►Й Введение: право на устойчивую национальную валюту рассматривается в представленном исследова-© нии как один из видов экономических прав граждан, обеспечивающее реализацию личных, политических,
социальных и иных экономических прав, поскольку стабильность национальной валюты позволяет гражданам и государству планировать затраты на реализацию прав и гарантировать обеспечение принятых государством на себя обязательств. В ходе конституционной реформы - 2020 рассматриваемое право получило дополнительную конституционную регламентацию, что требует научного осмысления. Целью работы выступает определение степени влияния конституционной реформы - 2020 г. на уровень конституционной га-рантированности права на устойчивую национальную валюту в Российской Федерации. Методы: в процессе исследования использованы преимущественно специальные методы познания социально-правовых явлений (формально-юридический метод, метод круговой причинности), позволившие оценить влияние корректировки текста Конституции Российской Федерации положениями, устанавливающими дополнительные гарантии реализации конституционного права на устойчивость национальной валюты, и выявить потенциал совершенствования конституционного и текущего законодательства для обеспечения реализации обозначенного права. Результаты: выявлено значение конституционной реформы - 2020 на повышение уровня гарантированности конституционного права на устойчивость национальной валюты. Выводы: несмотря на корректировку положений Конституции России еще сохранен потенциал совершенствования конституционного и текущего законодательства, реализация которого позволила бы обеспечить гарантированность реализации права на устойчивость национальной валюты Российской Федерации.
Ключевые слова: валюта, конституционная поправка, конституционная реформа, конституционное регулирование, монетарная политика, право на устойчивую национальную валюту.
Цитирование. Устинов А. Н., Якимова Е. М. Особенности конституционного регулирования права на устойчивую национальную валюту в контексте конституционной реформы - 2020 // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, №» 2. - С. 24-29. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.3
Введение
В современном мире существует глубокое разделение труда не только между отдельными людьми и социальными группами, но и различными странами, регионами, а порою целыми континентами (подробнее см.: [12; 14; 16]).
Современный человек, как правило, не обеспечивает своим трудом все свои потребности, а чаще всего имеет от своего труда некий доход или располагает некими денежными выплатами или пособиями, которые расходует на удовлетворение своих нужд. Современные люди, как правило, не добывают своим трудом набор потребляемых продуктов питания, набор необходимой одежды, а приобретают все необходимое в обмен на соответствующую валюту.
Таким образом, в случае, если в результате инфляции покупательская способность валюты, которой располагает человек, упадет, это может создать угрозу того, что он не сможет удовлетворить свои базовые потребности в виде продуктов питания, жилья, одежды и базовых медицинских услуг.
Исходя из этого целесообразно рассматривать значения инфляции национальной валюты, не превышающие определенных значений, как минимум условием, способ-
ствующим соблюдению прав человека или непосредственным правом человека на современном историческом этапе [15, с. 145]. Следовательно, право на устойчивую национальную валюту, в том или ином виде закрепленное в конституциях, значительно влияет на возможность реализации человеком всех прав и свобод.
Закрепление права на устойчивость национальной валюты в текстах конституций: российский и зарубежный опыт
Установление конституционных гарантий реализации права на устойчивую национальную валюту не является чем-то исключительным: тексты многих конституций в той или иной мере данный вопрос регламентируют прежде всего через положения, устанавливающие гарантии от чрезмерного уровня инфляции и деятельности органов, осуществляющих денежно-кредитную политику (в частности, центральных банков и аналогичных структур) для обеспечения устойчивости национальной валюты (подробнее см.: [13]).
Можно выделить несколько вариантов конституционного регулирования права на устойчивую национальную валюту. Во-первых, через закрепление в тексте конституции по-
ложений о важности обеспечения сбалансированного развития общества, а также общего благосостояния (например, Конституция Княжества Андорра от 14 марта 1993 г. [3], Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. [4], Конституция Доминиканской Республики от 10 января 1947 г. [2]). Иными словами, конституции некоторых стран закрепляют за государствами обязанности обеспечения экономической и социальной стабильности. Во-вторых, в конституциях закрепляется за Центральным банком или иным органом функция по поддержанию устойчивости финансовой системы (в частности, Конституция Перу (Республика Перу) от 31 октября 1993 г. [5], Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [6]). В-третьих, конституции могут предусматривать конкретные действия по обеспечению устойчивости национальной валюты (к примеру, в Союзной конституции Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. [11] установлено, что гражданам гарантируется защита от инфляции путем корректировки ставок прямых налогов).
Иными словами, как правомочие право на устойчивую национальную валюту чаще всего не находит конституционного закрепления. Однако если право на устойчивую национальную валюту является «подразумеваемым», то уровень ответственности за нарушение данного права в конституциях, если он закреплен, установлен достаточно точно.
Например, ст. 73 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. [10] закрепляет среди исключительных полномочий федерации в том числе валюту, денежное обращение, чеканку монет. Следовательно, за курс национальной валюты и инфляцию отвечают федеральные органы власти. В Конституции Аргентины от 1 мая 1853 г. [1] субъектам федерации в ст. 108 запрещается чеканить монету, учреждать банки с правом эмиссии денег без разрешения Федерального Конгресса, нарушение данной обязанности влечет ответственность органов государственной власти субъектов федерации.
Иными словами, конституции многих стран, в том числе и российская, закрепляют основу для экономической стабильности государства, общества и благополучия человека, чем создают базу для реализации права на устойчивую национальную валюту.
Влияние конституционной реформы - 2020 на уровень обеспеченности права на устойчивость национальной валюты
В соответствии с результатами общероссийского голосования 1 июля 2020 г., Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [9], в статью 75 Конституции Российской Федерации [6] введены части 5, 6 и 7, в соответствии с которыми государством гарантируется минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом, индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Таким образом, авторами поправок к Конституции проблеме защиты населения страны от инфляции уделено определенное внимание.
Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» [8], МРОТ на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год. В указанном законе закреплено, что с 2021 г. соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 %.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что установление МРОТ напрямую не связано с уровнем даже формальной инфляции в стране, что безусловно является недостатком, поскольку медианная заработная плата может изменяться с темпом, который значительно отстает даже от официально подтвержденного темпа инфляции.
Так, пенсионеры большинства категорий в Российской Федерации традиционно относятся к социально незащищенным слоям населения. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [7], социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации. В данном случае мы видим «привязку» размера индексации пенсий наиболее крупной группы пенсионеров к размеру индексации прожиточного минимума, который, в свою очередь, не отражает размера годовой инфляции, а зависит от размера медианной зарплаты, рост размеров которой также может существенно отставать от размеров официальной инфляции, утвержденной государством.
Важно подчеркнуть, что в отличие от МРОТ и пенсионного обеспечения, страховое обеспечение, в соответствии со ст. 75 Конституции [6], не привязана ни к МРОТ, ни к медианной заработной плате.
Таким образом, несмотря на закрепление в Конституции необходимости индексации социальных пособий и иных социальных выплат, страховое обеспечение не имеет системного закрепления в нормативно-правовых актах, в итоге индексация носит «случайный» характер.
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ [9] в текст Конституции введена ст. 75.1 [6], согласно положениям которой обеспечиваются, в частности, условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан. Несмотря на то что в тексте статьи отсутствует упоминание инфляции как таковой, устойчивый экономический рост и повышение благосостояния граждан немыслимы без устойчивости национальной валюты, а значит и определенного уровня инфляции, способствующего экономическому росту.
Выводы
Конституции многих стран мира не только в своих преамбулах, но и содержательной
части выстраивают композицию правового пространства, в том числе обозначая приоритеты развития общества, имеющие обобщенный характер, являющиеся ценностными ориентирами функционирования государства и общества. Одной из таких ценностей является обеспечение благосостояния граждан и сбалансированная государственная экономическая политика, частным проявлением которых выступает установление гарантий реализации права граждан на устойчивую национальную валюту.
Конституция России в тексте по состоянию на 12 декабря 1993 г. закрепляла положения о роли Центрального банка России в поддержании устойчивости национальной валюты, однако именно в результате конституционной реформы 2020 г. в Конституции России были закреплены гарантии реализации права на устойчивую национальную валюту посредством возведения на конституционный уровень конституционных ценностей сбалансированного развития экономической системы общества, поддержания достойного уровня благосостояния граждан.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Конституция Аргентинской Республики от
1 мая 1853 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=358. - Загл. с экрана.
2. Конституция Доминиканской республики от 10 января 1947 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=46. -Загл. с экрана.
3. Конституция Княжества Андорра от 14 марта 1993 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=158. - Загл. с экрана.
4. Конституция Португальской Республики от
2 апреля 1976 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=141. -Загл. с экрана.
5. Конституция Республики Перу от 9 апреля 1933 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=740. - Загл. с экрана.
6. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : федер. закон от 15 де-
кабря 2001 г. № 166-ФЗ // Российская газета. - 2001. -20 дек.
8. О минимальном размере оплаты труда : федер. закон от 19 июня 2000 г. N° 82-ФЗ // Российская газета. - 2000. - 21 июня.
9. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
10. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=155
11. Союзная Конституция Швейцарской конфедерации от 11 апреля 1999 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/ ?p=135. - Загл. с экрана.
12. Степаненко, Д. А. Цифровая валюта как атрибут криминальной экономики в современном обществе / Д. А. Степаненко, А. С. Степаненко // Всероссийский криминологический журнал. -2022. - Т. 16, № 2. - С. 173-184. - DOI: 10.17150/2500-4255.2022.16(2). 173-184
13. Устинов, А. Н. Право на устойчивую национальную валюту в системе прав и свобод человека и гражданина / А. Н. Устинов // Академический юридический журнал. - 2018. - № 2 (72). - С. 57-62.
14. Чуксина, В. В. Права человека в контексте политико-правовой турбулентности / В. В. Чуксина, О. В. Бондаренко // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27, № 2. -С. 218-230.
15. Якимова, Е. М. Концепция равновесия системы конституционного регулирования предпринимательской деятельности / Е. М. Якимова. - М. : Юстицинформ, 2020. - 320 с.
16. Wang, Yu. K. Underground Economy and GDP Growth: Evidence from China's Tax Reforms / Yu. K. Wang, L. Zhang // Journal of Tax Reform. -2021. - Vol. 7, № 1. - P. 87-107. - DOI: 10.15826/ jtr.2021.7.1.092
REFERENCES
1. Konstitucija Argentinskoj Respubliki ot 1 maja 1853 g. [The Constitution of Argentina of May 1, 1853]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=358
2. Konstitucija Dominikanskoj respubliki ot 10janvarja 1947 g. [The Constitution of the Dominican Republic of January 10, 1947]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=46
3. Konstitucija Knjazhestva Andorra ot 14 marta 1993 g. [The Constitution of the Principality
of Andorra of Mart 14, 1993]. URL: https:// worldconstitutions .ru/?p=158
4. Konstitucija Portugal 'skoj Respubliki ot 2 aprelja 1976 g. [The Constitution of the Portuguese Republic of April 2, 1976]. URL: https://world constitutions.ru/?p=141
5. Konstitucija Respubliki Peru ot 9 aprelja 1933 g. [The Constitution of Peru of April 9, 1933]. URL : https://worldconstitutions.ru/?p=740
6. Konstitucija Rossijskoj Federacii: prinjata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrja 1993 g. [The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993]. Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper], 1993, Dec. 25.
7. O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 15 dekabrja 2001 g. № 166-FZ [On State Pension Provision in the Russian Federation: Federal Law of December 15, 2001 No. 166-FZ]. Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper], 2001, Dec. 20.
8. O minimal'nom razmere oplaty truda: feder. zakon ot 19 ijunja 2000 g. № 82-FZ [On the Minimum Wage: Federal Law of June 19, 2000 No. 82-FZ]. Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper], 2000, June 21.
9. O sovershenstvovanii regulirovanija otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovanija publichnoj vlasti: zakon RF o popravke k Konstitucii RF ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ [On Improving the Regulation of Certain Issues of the Organization and Functioning of Public Power: Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ]. Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii [Official Internet Portal of Legal Information]. URL: http://www.pravo.gov.ru
10. Osnovnoj zakon Federativnoj Respubliki Germanija ot 23 maja 1949 g. [The Basic Law of the Federal Republic of Germany of May 23, 1949]. URL: https : //worldconstitutions.ru/?p= 155
11. Sojuznaja Konstitucija Shvejcarskoj konfederacii ot 11 aprelja 1999 g. [Federal Constitution of the Swiss Confederation of April 18, 1999]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=135
12. Stepanenko D.A., Stepanenko A.S. Cifrovaja valjuta kak atribut kriminal'nojj ekonomiki v sovremennom obshhestve [Digital Currency as an Attribute of Criminal Economy in the Modern Society]. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal [Russian Journal of Criminology], 2022, vol. 16, no. 2, pp. 173184. DOI: 10.17150/2500-4255.2022.16(2). 173-184
13. Ustinov A.N. Pravo na ustojchivuju nacional'nuju valjutu v sisteme prav i svobod cheloveka i grazhdanina [The Right to a Stable National Currency in the System of Human and Civil Rights and Freedoms]. Akademicheskij juridicheskij zhurnal [Academic Law Journal], 2018, no. 2 (72), pp. 57-62.
14. Chuksina V.V., Bondarenko O.V. Prava cheloveka v kontekste politiko-pravovoj turbulentnosti [Human Rights in the Context of political and legal turbulence]. Izvestiya Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baikal State University], 2017, vol. 27, no. 2, pp. 218-230.
15. Jakimova E.M. Koncepcija ravnovesija sistemy konstitucionnogo regulirovanija
predprinimatel'skoj dejatel'nosti [Concept of the Equilibrium of the System of Constitutional Regulation of Entrepreneurial Activity]. Moscow, Justicinform Publ., 2020. 320 p.
16. Wang Yu.K., Zhang L. Underground Economy and GDP Growth: Evidence from China's Tax Reforms. Journal of Tax Reform, 2021, vol. 7, no. 1, pp. 87-107. DOI: 10.15826/j1r.2021.7.1.092
Information About the Authors
Andrey N. Ustinov, Chief Consultant, Department for the Protection of Human Rights and Freedoms in Criminal Proceedings and Detention Facilities, Office of the Commissioner for Human Rights in the Irkutsk Region, Karla Marksa St, 40, 664011 Irkutsk, Russian Federation, marketgarden@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5611-9428
Ekaterina M. Iakimova, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law, Baikal State University, Lenina St, 11, 664003 Irkutsk, Russian Federation, yakimova_katerin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2951-4131
Информация об авторах
Андрей Николаевич Устинов, главный консультант отдела по защите прав и свобод человека в уголовном процессе и в местах принудительного содержания, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, ул. Карла Маркса, 40, 664011 г. Иркутск, Российская Федерация, marketgarden@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5611-9428
Екатерина Михайловна Якимова, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой конституционного и административного права, Байкальский государственный университет, ул. Ленина, 11, 664003 г. Иркутск, Российская Федерация, yakimova_katerin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2951-4131