Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧИЛИ'

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧИЛИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционализм / демократия / авторитаризм / права человека / правовой статус личности / плебисцит. / constitutionalism / democracy / authoritarianism / human rights / legal status of the individual / plebiscite.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Чимаров Н. С.

Цель: публикация посвящена анализу конституционно-правовой динамики развития Республики Чили в контексте опыта общественного дискурса 2022-2023 гг. При этом фактор акцентирования внимания на выявлении роли Основного закона (1980 г.) отмеченного государства обусловлен несомненной значимостью указанного документа, аккумулирующего особенности сложного пути эволюции чилийской государственности в 1970-гг. и воплощающего в ткани своих конституционных установлений уроки для чилийского народа на перспективу. Отмеченные перспективы наиболее отчетливо представлены в проектах новой Конституции, подготовленных в 2022 и 2023 гг. По итогам проведенного исследования формулируется вывод о возможности адаптации исследованного правового материала к реалиям современного времени, а также о преимуществах существующей Конституции Республики Чили и ее правовом потенциале. Отмеченное обстоятельство предопределяет актуальность апеллирования к осмыслению переломного этапа развития Чили и стремлению ее народа к выходу из тупика сложившегося государственного уклада в конце 1970-х гг. посредством закрепления на уровне Конституции страны гарантий от недопущения на будущее внутренних потрясений в государстве и четкой выверенности его курса на упрочение благосостояния чилийского народа. Методы: методологическая база исследования основывается на диалектическом подходе к осмыслению особенностей динамики конституционных изменений в Республике Чили, корреспондирующих изменению общего вектора функционирования чилийского общества. В процессе проведенного исследования автор использовал общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (эвристический и аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа. Результаты исследования: в публикации представлен анализ наиболее значимых положений Конституции Республики Чили, нормы которого распространяют свое действие на общий ход процессов, способствующих переходу чилийского общества на новый уровень своего развития. Выводы: материалы публикации могут быть использованы при проведении научных исследований в области конституционного права зарубежных стран и для более углубленного изучения в ходе преподавания учебных дисциплин, предметом которых выступает изучение зарубежного опыта развития конституционно-правовых норм и институтов, включая практику их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CHILE

Purpose: the publication is devoted to the analysis of the constitutional and legal dynamics of the development of the Republic of Chile in the context of the experience of public discourse in 2022-2023. At the same time, the factor of focusing attention on identifying the role of the Basic Law (1980) of the noted state is due to the undoubted significance of this document, which accumulates the features of the complex path of evolution of Chilean statehood in the 1970s. and embodying in the fabric of its constitutional provisions lessons for the Chilean people for the future. The noted prospects are most clearly presented in the drafts of the new Constitution prepared in 2022 and 2023. Based on the results of the study, a conclusion is formulated about the possibility of adapting the studied legal material to the realities of modern times, as well as about the advantages of the existing Constitution of the Republic of Chile and its legal potential. This circumstance predetermines the relevance of appealing to the understanding of the turning point in the development of Chile and the desire of its people to break out of the impasse of the existing state structure in the late 1970s. by securing at the level of the country's Constitution guarantees against future internal shocks in the state and a clear alignment of its course towards strengthening the well-being of the Chilean people. Methods: the methodological basis of the study is based on a dialectical approach to understanding the peculiarities of the dynamics of constitutional changes in the Republic of Chile, corresponding to changes in the general vector of functioning of Chilean society. In the process of the research, the author used general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (heuristic and axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis. Research results: the publication presents an analysis of the most significant provisions of the Constitution of the Republic of Chile, the norms of which extend their effect to the general course of processes that contribute to the transition of Chilean society to a new level of development. Conclusions: the publication materials can be used when conducting scientific research in the field of constitutional law of foreign countries and for more in-depth study during the teaching of academic disciplines, the subject of which is the study of foreign experience in the development of constitutional legal norms and institutions, including the practice of their implementation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧИЛИ»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-8-18 УДК 342

© ®

Attribution

сс by

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ ЧИЛИ

Чимаров Н.С.

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. Цель: публикация посвящена анализу конституционно-правовой динамики развития Республики Чили в контексте опыта общественного дискурса 2022-2023 гг. При этом фактор акцентирования внимания на выявлении роли Основного закона (1980 г.) отмеченного государства обусловлен несомненной значимостью указанного документа, аккумулирующего особенности сложного пути эволюции чилийской государственности в 1970-х гг. и воплощающего в ткани своих конституционных установлений уроки для чилийского народа на перспективу. Отмеченные перспективы наиболее отчетливо представлены в проектах новой Конституции, подготовленных в 2022 и 2023 гг. По итогам проведенного исследования формулируется вывод о возможности адаптации исследованного правового материала к реалиям современного времени, а также о преимуществах существующей Конституции Республики Чили и ее правовом потенциале. Отмеченное обстоятельство предопределяет актуальность апеллирования к осмыслению переломного этапа развития Чили и стремлению ее народа к выходу из тупика сложившегося государственного уклада в конце 1970-х гг. посредством закрепления на уровне Конституции страны гарантий от недопущения на будущее внутренних потрясений в государстве и четкой выверенности его курса на упрочение благосостояния чилийского народа.

Методы: методологическая база исследования основывается на диалектическом подходе к осмыслению особенностей динамики конституционных изменений в Республике Чили, корреспондирующих изменению общего вектора функционирования чилийского общества. В процессе проведенного исследования автор использовал общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (эвристический и аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа. Результаты исследования: в публикации представлен анализ наиболее значимых положений Конституции Республики Чили, нормы которого распространяют свое действие на общий ход процессов, способствующих переходу чилийского общества на новый уровень своего развития. Выводы: материалы публикации могут быть использованы при проведении научных исследований в области конституционного права зарубежных стран и для более углубленного изучения в ходе преподавания учебных дисциплин, предметом которых выступает изучение зарубежного опыта развития конституционно-правовых норм и институтов, включая практику их реализации.

Ключевые слова: конституционализм, демократия, авторитаризм, права человека, правовой статус личности, плебисцит.

Nikolay S. Chimarov

North-Western Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Abstract. Purpose: the publication is devoted to the analysis of the constitutional and legal dynamics of the development of the Republic of Chile in the context of the experience of public discourse in 2022-2023. At the same time, the factor of focusing attention on identifying the role of the Basic Law (1980) of the noted state is due to the undoubted significance of this document, which accumulates the features of the complex path of evolution of Chilean statehood in the 1970s. and embodying in the fabric of its constitutional provisions lessons for the Chilean people for the future. The noted prospects are most clearly presented in the drafts of the new Constitution prepared in 2022 and 2023. Based on the results of the study, a conclusion is formulated about the possibility of adapting the studied legal material to the realities of modern times, as well as about the advantages of the existing

FEATURES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CHILE

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Constitution of the Republic of Chile and its legal potential. This circumstance predetermines the relevance of appealing to the understanding of the turning point in the development of Chile and the desire of its people to break out of the impasse of the existing state structure in the late 1970s. by securing at the level of the country's Constitution guarantees against future internal shocks in the state and a clear alignment of its course towards strengthening the well-being of the Chilean people.

Methods: the methodological basis of the study is based on a dialectical approach to understanding the peculiarities of the dynamics of constitutional changes in the Republic of Chile, corresponding to changes in the general vector of functioning of Chilean society. In the process of the research, the author used general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (heuristic and axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis. Research results: the publication presents an analysis of the most significant provisions of the Constitution of the Republic of Chile, the norms of which extend their effect to the general course of processes that contribute to the transition of Chilean society to a new level of development. Conclusions: the publication materials can be used when conducting scientific research in the field of constitutional law of foreign countries and for more in-depth study during the teaching of academic disciplines, the subject of which is the study of foreign experience in the development of constitutional legal norms and institutions, including the practice of their implementation.

Keywords: constitutionalism, democracy, authoritarianism, human rights, legal status of the individual, plebiscite.

Введение.

Современная парадигма адаптации учредительных документов политико-правовых образований происходит преимущественно в формате точечных корректировок и дополнений. По нашему представлению, проявление подобной тенденции соответствует сложности наднациональных процессов, оказывающих опосредованное, а иногда и прямое влияние на направление развития каждого конкретного государства.

Таким образом, в действительности, квинтэссенция идейного и правового оформления бытия государства характеризуется множеством его глубинных связей с процессами глобального значения, и как следствие, с целесообразностью научного восприятия международных стандартов в их универсальной ипостаси, что предопределяет интегрирование в современную повестку дня вопроса относительно роли суверенного начала в укладе любого независимого государства. По этой причине принятие нового конституционного (или иного тождественного) акта, означает не только констатацию исторического перехода общества к следующей ступени своего развития. С точки зрения системы международных отношений, это шаг, свидетельствующий о готовности создания более прогрессивного гуманистически ориентированного документа. В контексте масштабного и динамичного роста ставок политического взаимодействия, локальная конституционная модернизация выглядит более разумным политическим ходом, позволяя быть «на плаву» и соответствовать актуальным геополитическим вызовам современности. Отмеченное является иллюстрацией того, что, зарубежный опыт кардинального изменения основ государственного устройства - событие экстраординарное и представляющее очевидный интерес для отдельного исследования.

В этой связи, определенного внимания заслуживает опыт Республики Чили (далее - Чили),

где за последние годы перспектива конституционной адаптации была главенствующей темой для общественной дискуссии. Указанное обстоятельство, несомненно, свидетельствует об актуальности обращения к теме проведенного исследования и по нашему представлению способствует восполнению определенного пробела при более глубоком осмыслении конституционализма, в его зарубежной вариации.

Обсуждение.

Потребность в радикальных конституционно-правовых изменениях для Чили - вопрос относительный. Ключевой аргумент сторонников преобразований основывается на том факте, что действующая Конституция страны (1980 г.) не отражает современные демократические ценности общества, поскольку сам документ был принят в период правления А. Пиночета, реализовавшего политику военной диктатуры, именуемой в зарубежной научной литературе в качестве «защищенной демократии» [1]. Формально, эта характеристика новой чилийской демократии была озвучена чилийским политиком в ходе его выступления 1977 г., вошедшего в историю в виде «Речи Чакарильяс».

В основу этой речи были положены идеи, ориентирующие общество относительно роли государства, по обеспечению:

1) социального участия для повышения благосостояния граждан;

2) технологической интеграции;

3) авторитаризма.

В данном случае, под авторитаризмом понимался должный уровень правового порядка, что является прямой обязанностью государства [2].

В конституционно-правовом изложении, Основной закон Чили 1980 г. [3] изначально регламен-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

тировал достойный уровень правовых гарантий, соответствующих по внешним признакам уровню развитого демократического государства.

Об этом свидетельствовало:

- во-первых, признание прав личности и роли семьи как основы общественного устройства, а также принципа служения государства интересам личности и социальной автономии (ст. 1, 6);

- во-вторых, установление демократической основы управления и системы народного представительства, выражаемой в возможности проведения выборов и плебисцитов (ст. 4-5);

- в-третьих, возможность реализации избирательных прав как для граждан, так и для иностранцев, при условии соблюдения цензов возраста, оседлости, дееспособности и, при отсутствии специальной меры ответственности, лишающей субъекта права голоса (ст. 13-16).

При этом следует заметить, что предложенная модель гражданского участия, сама по себе, не была новаторской и продолжала правовую традицию чилийской Конституции 1925 г.

Вместе с тем, важно обратить внимание на закреплении существенных изменений, в части регламентации содержательного объема правового статуса личности. К примеру, принципиально новыми гарантиями стали положения:

1) о личной неприкосновенности (физической и психической);

2) о признании прав нерожденного ребенка;

3) о процессуальных ограничениях по применению смертной казни, и ряд других конституционных новелл.

В конечном счете, конституционная прогрессия Республики Чили способствовала интеграции государства в систему международного диалога, в отдельных аспектах предложив более совершенный объем политико-правовых обязательств.

Безусловно, простое наличие конституционных установлений в области демократического устройства не означает тождество развитости правовой мысли и по этой причине традиционно важным вопросом является вопрос о реальности правоприменения. В этом плане, конституционные новации 1980 г. во-многом основывались на положениях Декларации о принципах организации правительства в Чили 1974 г. и выступали, скорее в качестве идеологического фундамента, на базе которого возможно было провести общественную и политическую консолидацию.

В контексте определения специфики конституционного устройства Чили, небезынтересным видится мнение Д.Ф. Каньюэто в отношении употребления дефиниции «защищенная демократия», по аксиологическому суждению которого указанный вид демократии не в полной мере отражает сущность Конституции 1980 г. Данный

специалист считает, что сложившуюся чилийскую политическую систему более уместно именовать в виде «ограниченной демократии», поскольку закрепленные конституционные гарантии направлены не столько на защиту интересов общества, сколько на сознательное ограничение политических прав граждан, в целях упрочения существующего режима [4].

Тем не менее, говоря об особенностях конституционного устройства, необходимо учитывать все детали, в том числе касающиеся наследия не только предметно-юридического, но также идеологического и символического.

В условиях становления молодой демократической системы, развитие прежних конституционных принципов было направлением фактически безальтернативным.

В настоящее время, создание новой Конституции Чили - программа многих политических деятелей, плодом конституционного правотворчества которых явилась подготовка двух конституционных проектов 2022 г. и 2023 г. По нашему мнению, особый интерес заслуживают инновационные предложения проекта 2022 г. [5].

Следует заметить, что предлагаемые в проекте отдельные нормативные гарантии не являлись типичными с позиции теории конституционного права, в их числе:

1) признание инклюзивности и нейроразнообра-зия (статьи 14, 29);

2) природа как носитель прав (ст. 19, 127);

3) пропаганда кулинарного и гастрономического наследия страны (ст. 54);

4) регламентация сексуальных и репродуктивных прав (ст. 61) и т.п.

В силу некоторой своей утопичности, данный документ привлекал к себе внимание и имел перспективу стать самой прогрессивной Конституцией в мире, однако, он не был приспособлен к практической реализации, а потому не получил достаточной общественной поддержки.

Заключение.

Подводя итог изложенному, представляется необходимым заключить следующее:

1. Проведенный анализ конституционного поля Чили свидетельствует об особом этапе развития национальной конституционной мысли в указанной стране, характеризуя при этом специфический характер правового конструирования эпохи А. Пиночета, оказавшей последующее влияние на дальнейшую эволюцию чилийского конституционализма.

2. Восприятие заложенных в чилийской Конституции 1980 г. принципов государственного управления, обосновывающих идею авторитаризма, изначально трансформировало и приспо-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

сабливало концепцию «народного управления» под нужды аппарата публичной власти.

Вместе с тем, созданная к 1980 г. конституционно-правовая оболочка указанного документа, в

полной степени соответствовала актуальным наднациональным стандартам, закрепленном в Международном билле о правах человека, имея при этом право на свое существование и дальнейшее совершенствование.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Azevedo A.F. Contra a Constituigao da «democracia protegida»: a emergéncia do processo constituinte chileno 2021-2022 / A.F. Azevedo // Destrogos revista de pensamento radical. Belo Horizonte. 2021. Vol. 2. № 2. P. 11-28.

2. Discurso en Cerro Chacarillas, con ocasión del Día de la Juventud, el 9 de julio de 1977 // Biblioteca Nacional Digetal. URL : https://www.bibliotecanacionaldigital.gob.cl/visor/BND:127202 (date of application 07.06.2024).

3. Constitutión Política de la República de Chile. Texto Promulgado por Decreto Supremo № 1.150 Del Ministerio Del Interior de 21 de Octubre de 1980. Santiago : Editorial Juridica de Chile, 1980. 96 p.

4. Cañueto D.F. Chile: de la democracia limitada de Pinochet al proceso constituyente de 2020 / D.F. Cañueto // Revista de Estudios Políticos. 2021. № 193. P. 175-211.

5. Chile 2022 - Borrador de 04 Jul 2022. URL : https://constituteproject.org/constitution/Chile_2022D?lang=es (date of application 07.07.2024).

References:

1. Azevedo A.F. Contra a Constituigao da «democracia protegida»: a emergéncia do processo constituinte chileno 2021-2022 / A.F. Azevedo // Destrogos revista de pensamento radical. Belo Horizonte. 2021. Vol. 2. № 2. P. 11-28.

2. Discurso en Cerro Chacarillas, con ocasión del Día de la Juventud, el 9 de julio de 1977 // Biblioteca Nacional Digetal. URL : https://www.bibliotecanacionaldigital.gob.cl/visor/BND:127202 (date of application 07.06.2024).

3. Constitutión Política de la República de Chile. Texto Promulgado por Decreto Supremo № 1.150 Del Ministerio Del Interior de 21 de Octubre de 1980. Santiago : Editorial Juridica de Chile, 1980. 96 p.

4. Cañueto D.F. Chile: de la democracia limitada de Pinochet al proceso constituyente de 2020 / D.F. Cañueto // Revista de Estudios Políticos. 2021. № 193. P. 175-211.

5. Chile 2022 - Borrador de 04 Jul 2022. URL : https://constituteproject.org/constitution/Chile_2022D?lang=es (date of application 07.07.2024).

Информация об авторе

Чимаров Николай Сергеевич

кандидат юридических наук,

доцент кафедры международного

и гуманитарного права,

Северо-Западный институт управления -

филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

https://orcid.org/0000-0002-0661 -1035

[email protected]

Nikolay S. Chimarov

Сandidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of International and Humanitarian Law, North-Western Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation https://orcid.org/0000-0002-0661 -1035 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.