УДК 658
© 2013
ОСОБЕННОСТИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЯХ
Е.В. Филатова, преподаватель кафедра «Экономика и менеджмент» Тольяттинский филиал Российского государственного гуманитарного университета,
Тольятти (Россия)
Аннотация: Консолидированная отчетность представляет более объективную картину деятельности и финансового положения единой экономической единицы. Основной задачей консолидированной финансовой отчетности является обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: бухгалтерская финансовая отчетность; консолидированная отчетность; бухгалтерский баланс; организация; финансовые показатели.
Консолидированная отчетность впервые появился в 1903 году и в настоящее время почти все холдинги и группы компаний ее публикуют. Консолидированная финансовая отчетность включает в себя консолидированный бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и примечания к ним [2]. При подготовке консолидированной финансовой отчетности между головной и дочерними компаниями, если головная организация имеет долю 50% акций в консолидированном бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, выделяются показатели, отражающие долю меньшинства в акционерном капитале и финансовых результатах деятельности компании. Объем и порядок консолидированной финансовой отчетности составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н (ред. от 18.09.2006) [1] .
Понаморева Л.В. считает, что «числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки пользователями финансового положения Группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках» [6].
Головная организация использует утвержденную форму консолидированного отчета о финансовых результатах и примечаний к ним консолидированного баланса. Изменения в них отражаются в примечаниях к консолидированному бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах с указанием причин изменения.
Сотникова Л.В. предполагает, что «в случае наличия у головной организации дочерних и зависимых обществ одновременно, сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах» [7].
Показатели финансовой отчетности дочернего предприятия включаются в консолидированную финансовую отчетность, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций в уставном капитале дочерней компании. Данные о зависимом обществе включаются в консолидированную финансовую отчетность, начиная с первого дня месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией или соответствующее количество долей в уставном капитале дочернего. В основном, консолидированная отчетность используется акционерами и инвесторами. Акционеры и инвесторы применяют консолидированную отчетность в области управления и принятия экономических решений. Кредитные организации и контрагенты, а так-
же поставщики и потребители продукции используют консолидированную отчетность. Консолидированная финансовая отчетность используется для эффективного управления группой предприятий и для осуществления государственных антимонопольного контроля.
Основными пользователями консолидированной финансовой отчетности группы компаний являются акционеры, инвесторы, кредиторы, поставщики и покупатели групп и компаний, входящих в нее, а также менеджмент группы и государственные регуляторы. Следует также отметить, что эти консолидированные отчеты не могут быть использованы в области налогообложения.
В сводной отчетности некоторые показатели финансово-экономической деятельности предприятий группы представлены в «свернутом» виде, что может привести к занижению налоговой базы по ряду важнейших налогов в случае их расчета по показателям консолидированной отчетности. Например, прибыль, отражаемая в консолидированной отчетности, не содержит внутригрупповую прибыль, что повлечет занижение базы для исчисления налога на прибыль, и т.д. [3].
Группы компаний не всегда стабильны на рыночном образовании, так как некоторые предприятия могут быть частью группы, а другие, наоборот, выходить из состава ее членов. Поэтому при использовании данных для налогообложения консолидированной отчетности может возникнуть неопределенность на долю налоговых обязательств предприятий, повторно включенных в группу и вышедших из нее в текущем налоговом периоде [4].
Особенности сводной (консолидированной) финансовой отчетности [8] представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Особенности сводной (консолидированной) финансовой отчетности
Наряду с текущей отчётностью, предприятия готовят прогнозную отчётность. Прогнозный отчёт о прибылях и убытках, прогнозный баланс, прогнозный отчёт о движении денежных средств, определяют прогнозную финансовую отчётность, которая отражает предполагаемые финансовые результаты, следуя конкретным экономически выгодным управленческим решениям [5, с. 217].
В заключении статьи необходимо подвести итог. Как внешним, так и внутренним пользователям необходима информация о финансовом состоянии предприятия для принятия обоснованных экономических решений и по-
этому основной целью консолидированной финансовой отчетности является предоставление полной и достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах каждой группы компаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» от 06.07.1999 г. № 43н (в ред. от 18.09.2006 г. № 115н, от 08.11.2010 г. №142н с 01.01.2011 г.)
2. Ахметжанова Н. В. Сводная отчётность по МСФО.
3. Ковалев В.В. Анализ баланса, или как понимать баланс: учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2009, 448с.
4. Ларионов А.Д., Карзаева Н.Н., Нечитайло А.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учеб. Пособие -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009, 208 с.
5. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор науки ТГУ. 2012. №1 (23).
6. Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации: Учебное пособие.- М.: Бухгалтерский учет, 2009, 324с.
7. Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчётность организации. - М.: Издательский дом БИНФА, 2009, 704с.
8. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие - 2-ое изд., доп. и испр.-М.: ИНФРА-М, 2009, 479с.
FEATURES OF CONSOLIDATED FINANCIAL STATEMENTS IN HOLDING COMPANIES
© 2013
E.V. Filatova, lecturer the Department of «Economics and management»
Tolyatti branch of the Russian State Humanitarian University, Togliatti (Russia)
Annotation: Consolidated statements present a more objective picture of the activities and the financial provisions of the single economic unit. The main task of the consolidated financial statements provide a guaranteed access for interested users to high-quality, reliable and comparable information about the group of economic entities.
Keywords: accounting financial statements; consolidated financial statements; balance sheet; organization; financial indicators.
УДК 65.011
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГЛАМЕНТА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
© 2013
С.Е. Чинахова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье рассмотрен порядок формирования бюджетной системы предприятия. Определены этапы процесса бюджетирования, а также определены сроки представления отчетов по сформированным бюджетам.
Ключевые слова: бюджет, бюджет предприятия, плановый период, балансовая комиссия, бюджетный процесс, регламент бюджета.
Бюджет предприятия - набор плановых и отчетных документов, определяющих основные параметры финансово-хозяйственной деятельности предприятия и подразделений [1].
Задачами бюджетирования является:
- планирование результатов по основным направлениям деятельности предприятия в целом и структурных подразделений;
- планирование доходов и расходов по направлениям деятельности;
- подготовка прогнозной отчетности;
- контроль исполнения бюджетов;
- анализ возможных изменений состояния компании в результате реализации бюджетного плана [2].
План бюджета отражает суммы доходов и расходов, которые планирует понести предприятие в определенный период времени.
При формировании бюджете необходимо проводить анализ исходной информации о результатах анализа ,который поступает в управленческий орган. В нем происходит анализ информации, сравнение с желаемым результатом, принятие решения, оформление распоряжений и передачи их [3].
Плановый период - это тот период в котором формируется плановый бюджет, а также определяются, и готовятся все плановые показатели. В регламенте по формированию бюджета можно рассматривать следующие плановые периоды: 1 месяц, 1 квартал и 1 год.
При формировании регламента можно использовать следующие термины и сокращения:
Балансовая комиссия - коллегиальный орган, состоящий из менеджеров высшего звена, к компетенции которого относится контроль исполнения бюджетных планов на предприятиях.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) - струк-
турное подразделение предприятия, которое контролирует определенный вид затрат (дохода) в деятельности компании и несет ответственность за финансовые результаты по данному направлению [4].
Прогноз - откорректированный план бюджетов в соответствии с изменениями в бизнесе, решениями руководства. Все сравнения исполнения бюджетов производятся между планом, прогнозом и фактом.
Бюджет «Выручка» - бюджет, который отражает объем продаж Предприятие.
Бюджет «Операционные расходы» - бюджет, который отражает себестоимость проданной продукции Предприятие.
Бюджет «Неоперационные доходы» - бюджет, который отражает прочие доходы Предприятие.
Бюджет «Неоперационные расходы» - бюджет, который отражает прочие расходы Предприятие.
Отчет производственно-хозяйственной деятельности (далее ПХД) - консолидированный бюджет, который отражает финансовый результат от основной и прочей деятельности компании, осуществляемой в плановом периоде.
Основные параметры ПХД - Выручка, Себестоимость, Валовая прибыль, Прочие доходы и расходы, Прибыль до налогообложения, Платежи в бюджет. Чистая прибыль.
Бюджетную систему предприятия условно можно разделить на два иерархических уровня, в котором на первом уровне находится основной бюджет компании; на втором - детальные бюджеты.
Бюджет первого уровня (основной бюджет):
1. ПХД
Бюджеты второго уровня:
1. Бюджет «Выручка»
2. Бюджет «Операционные расходы»