Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ И ДИЗАЙНЕРОВ'

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ И ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФОРМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ДИЗАЙНЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсов Анатолий Иванович, Василенко Елена Владимировна, Василенко Павел Геннадиевич

Актуальность исследования обусловлена профессиональным художественно-эстетическим значением для активизации творческого потенциала студентов высших учебных заведений в области изобразительного искусства и дизайна. В статье рассматриваются проблемы профессионального рисования в плоскости фигуры человека, условия и особенности развития композиционного мышления как фундамента к профессиональному рисунку у обучающихся в сфере дизайна и художественных специальностей. Научная новизна характеризуется современным методическим подходом к композиции на основе преподавания рисунка фигуры человека. Умение цельно организовать изображаемую форму в плоскости формата вырабатывается у обучающихся постепенно. Композиционное мышление быстро формируется через различные формы регулярно выполняемых рисунков, набросков и зарисовок с натуры. Важно, чтобы оно охватывало все аспекты учебно-творческой работы. Умение закреплять в памяти зрительные впечатления играет значительную роль в создании художественного образа в композиции. Высшей ступенью в композиционном решении в работе над рисунком является упорядочение не столько самой формы в плоскости, сколько созданных в натуре акцентов с помощью световых контрастов и их соотношений в самом изображении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурсов Анатолий Иванович, Василенко Елена Владимировна, Василенко Павел Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMPOSITIONAL THINKING IN THE TEACHING METHOD OF HUMAN FIGURE DRAWING FOR ARTISTS AND DESIGNERS

The relevance of the research is determined by the professional artistic and aesthetic significance for activating the creative potential of students of higher educational institutions in the field of visual arts and design. The article deals with the issues of professional drawing in the plane of human figure, conditions and features of compositional thinking development as the foundation of professional drawing for the students of design and art specialties. The scientific novelty is characterized by a modern methodological approach to composition based on teaching drawing of a human figure. The students gradually develop the ability to organize the depicted form in the plane of the format in a coherent manner. Compositional thinking is quickly developed through various forms of regularly performed drawings and sketches, including those made from life. It is important that the compositional vision encompasses all aspects of educational and creative work. The ability to remember visual impressions plays a significant role in creating an artistic image in a composition. The highest level in the compositional solution when working on a drawing is not just arranging the form itself in the plane, but rather ordering the accents created in nature with the help of light contrasts and their relations in the image itself.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ И ДИЗАЙНЕРОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 1. С. 105-111. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 1. P. 105-111.

Научная статья УДК 372.874

https://doi.org/10.24158/spp.2023.1.15

Особенности композиционного мышления в методике преподавания рисования фигуры человека для художников и дизайнеров

Анатолий Иванович Фурсов1, Елена Владимировна Василенко2, Павел Геннадиевич Василенко3

1 Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Россия

23Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

(Первый казачий университет), Москва, Россия

1anatolyfursoff@gmail.com

2elenalopasova@mail.ru

3pachavasilenko@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена профессиональным художественно-эстетическим значением для активизации творческого потенциала студентов высших учебных заведений в области изобразительного искусства и дизайна. В статье рассматриваются проблемы профессионального рисования в плоскости фигуры человека, условия и особенности развития композиционного мышления как фундамента к профессиональному рисунку у обучающихся в сфере дизайна и художественных специальностей. Научная новизна характеризуется современным методическим подходом к композиции на основе преподавания рисунка фигуры человека. Умение цельно организовать изображаемую форму в плоскости формата вырабатывается у обучающихся постепенно. Композиционное мышление быстро формируется через различные формы регулярно выполняемых рисунков, набросков и зарисовок с натуры. Важно, чтобы оно охватывало все аспекты учебно-творческой работы. Умение закреплять в памяти зрительные впечатления играет значительную роль в создании художественного образа в композиции. Высшей ступенью в композиционном решении в работе над рисунком является упорядочение не столько самой формы в плоскости, сколько созданных в натуре акцентов с помощью световых контрастов и их соотношений в самом изображении.

Ключевые слова: композиционное мышление, композиция, творческий процесс, форма, профессиональные компетенции, художественное образование, целостность, дизайнеры

Для цитирования: Фурсов А.И., Василенко Е.В., Василенко П.Г. Особенности композиционного мышления в методике преподавания рисования фигуры человека для художников и дизайнеров // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 1. С. 105-111. https://doi.org/10.24158/spp.2023.115.

Original article

Features of Compositional Thinking in the Teaching Method of Human Figure Drawing for Artists and Designers

Anatoly I. Fursov1, Elena V. Vasilenko2, Pavel G. Vasilenko3

1Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia

23K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management

(the First Cossack University), Moscow, Russia

1anatolyfursoff@gmail.com

2elenalopasova@mail.ru

3pachavasilenko@mail.ru

Abstract. The relevance of the research is determined by the professional artistic and aesthetic significance for activating the creative potential of students of higher educational institutions in the field of visual arts and design. The article deals with the issues of professional drawing in the plane of human figure, conditions and features of compositional thinking development as the foundation of professional drawing for the students of design and art specialties. The scientific novelty is characterized by a modern methodological approach to composition based on teaching drawing of a human figure. The students gradually develop the ability to organize the depicted form in the plane of the format in a coherent manner. Compositional thinking is quickly developed through various forms of regularly performed drawings and sketches, including those made from life. It is important that the compositional vision encompasses all aspects of educational and creative work. The ability to remember visual impressions plays a significant role in creating an artistic image in a composition. The highest level in the compositional solution when working on a drawing is not just arranging the form itself in the plane, but rather ordering the accents created in nature with the help of light contrasts and their relations in the image itself.

© Фурсов А.И., Василенко Е.В., Василенко П.Г., 2023

- 105 -

Keywords: compositional thinking, composition, creative process, form, professional competencies, art education, integrity, designers

For citation: Fursov, A.I., Vasilenko, E.V. & Vasilenko, P.G. (2023) Features of Compositional Thinking in the Teaching Method of Human Figure Drawing for Artists and Designers. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 105-111. Available from: doi:10.24158/spp.2023.1.15 (In Russian).

Введение. Система художественного образования в российских вузах предполагает, согласно стандартам и учебным планам Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, целенаправленное, глубокое изучение базовых дисциплин: рисунка, живописи и композиции. Развитие личности будущего художника, способного профессионально думать, создавать, формируется посредством приобретения им знаний, умений, навыков, отвечающих уровню заложенных стандартом профессиональных компетенций.

Рисунок - это мышление, это пластика, это наблюдение, это знание. На теоретических и практических занятиях профильных дисциплин у обучающегося на основе природных данных и целенаправленной познавательной и практической работы над собой активно формируются творческие способности, которые объединяют в себе разные качества: фантазию, интуицию, любознательность и т. д.

Актуальность исследования обусловлена профессиональным художественно-эстетическим значением для активизации творческого потенциала студентов высших учебных заведений в области изобразительного искусства и дизайна.

Таким образом, процесс академического рисования характеризуется единством решения учебных и творческих задач. Творческий процесс в академическом рисовании является его составной частью и параллельно результатом. «Только благодаря осознанному отношению обучающихся к образовательному процессу возможно успешное формирование необходимых компетенций» (Фурсов и др., 2021: 141).

Научная новизна исследования характеризуется современным методическим подходом к композиции на основе преподавания рисунка фигуры человека.

Обсуждение. Рисунок, его ремесленный и творческий уровни развития у обучающихся зависят от приобретенного качества творческих способностей и освоения ими изобразительных материалов, их выразительных возможностей. Рисунок в завершенном виде должен быть композиционен. Это его свойство определяется степенью разработанности и акцентирования с помощью контраста более значимых структур рисунка и их связей, единством и равновесием изображаемого в плоскости. Все эти качества необходимо развивать у обучающегося в ходе обучения. В процессе практической работы эти и многие другие проблемы решаются прежде всего с момента показа педагогом аналогового материала поставленных целей и задачи.

Композиционное решение рисунка в плоскости заданного формата и есть первоначальная ступень в организации самой «картинной плоскости» через объект изображения. Знакомство с моделью, как правило, начинается посредством сделанных с нее различных набросков и определения учебно-творческого замысла в организации рисунка.

Без такого замысла, пусть и небольшого, несложного, работы учащихся не будут иметь дальнейшего художественного развития и движения к творчеству (Беда, 1977).

Замыслу принадлежит исключительная роль, эта способность постепенно воспитывается у молодых художников через мастерство, постоянную работу над собой в процессе выполнения и самостоятельных работ в том числе.

Профессионально овладевая рисунком, у обучающихся постепенно вырабатывается композиционное мышление, которое является базисом в их художественно-творческом становлении в сфере изобразительного искусства и дизайна.

Композиционное мышление - это приобретенная особенность художника в умении цельно организовать изображаемую форму в плоскости формата. Такое мышление быстро формируется у обучающихся через различные формы регулярно выполняемых работ, например:

- длительного рисунка с натуры;

- краткосрочного рисунка с натуры;

- наброска;

- рисунка по памяти и по представлению.

Благодаря использованию различных форм в рисовании с натуры и ставящихся при этом перед обучающимися различных целей и задач у них развиваются необходимые умения и навыки для успешного решения стоящих в академическом рисунке композиционных проблем:

- сознательная активность через наблюдение натуры;

- умение делать соответствующий отбор и соподчинения форм, строгий расчет количественных отношений и взаимообусловленные характеристики массивов и деталей;

- видение рисунка в плоскости, умение управлять им;

- умение понимать соотношение светлого, серого, черного;

- развитие фактур и объемов;

- использование композиционного состояния сгущения и разряжения;

- выходы относительно плоскости массивов и тональность углов;

- умение чувствовать и определять количество, значимость и силу контрастов и ритмических структур.

Методы. Выделим педагогические методы и условия, необходимые для успешного протекания процесса изучения академического рисунка будущих художников и дизайнеров: копировальный метод, метод рисования с натуры, метод наблюдения, метод научного понимания искусства, обобщения формы, образец как метод обучения, применяемый с ранних этапов развития рисунка, натуральный метод (свободное развитие учащихся, без руководящей роли), геометрический метод.

Здесь педагог постепенно озвучивает ряд задач, в том числе им ставится проблема по организации пространства выбранного формата плоскости, изображаемой формы в окружающей ее (или нет) предметной среде. Разумеется, что более углубленно композиционное мышление формируется на занятиях по композиции с использованием ее законов, правил, приемов и средств1.

Результаты. Композиция является формой, создающей диалог с наблюдателем на основе задуманных обучающимся идей. Если рассмотреть композицию с точки зрения единства при рисовании постановки из одной или двух фигур, меры сделанности частей структуры (по горизонтали и по вертикали), то возникает проблема организации формы в заданной плоскости (рис. 1).

Рисунок 1 - Учебная работа. Бумага, графит. карандаш, 80 х 60 см (выполнил П.Г. Василенко, магистр кафедры художественного стекла МГХПА им. С.Г. Строганова, преподаватель - И.В. Лукшт)

Исходя из задачи, правила хорошей композиции позволяют нам акцентировать структуры в рисунке так, чтобы выразить свою идею и достичь единства и равновесия, изображаемого в плоскости (Демкина, Лопасова, 2016). Однако если брать во внимание композицию академического рисунка, то, кроме правильно взятых пропорций и положения формы, без знания и освоения законов, правил, приемов и средств композиции нам не обойтись.

Обучающийся должен понимать, что учеба и творчество в композиции - это совершенно разные понятия. Профессор искусствоведения В. Стасевич полагает, что учеба является накоплением конкретных знаний, умений и навыков в любой отрасли. В процессе плодотворной практической работы обучающиеся вырабатывают у себя необходимые стереотипы профессионального характера, а в творческой работе, как правило, все усложняется, и отношение к ним меняется (Стасевич, 2014: 60).

1 Чиварди Д. Рисунок. От академического подхода до свободы творчества. Полное руководство по обучению рисованию. М., 2022. 192 с.

Художник-педагог А.А. Дейнека в своей педагогической деятельности отмечал первосте-пенность значения композиционных моментов. Основа всего - это композиция, которая начинается с элементарных правил размещения изображаемого на листе бумаги. Без знания правил и закономерностей композиции нельзя создать ясный по смыслу и форме рисунок. Любое из произведений изобразительного искусства основывается на этих знаниях (Дейнека, 1961: 5).

Поэтому композиция в рисунке есть существенный элемент творческого процесса и имеет целью такую организацию изображаемого рисунка, которая была бы наиболее целесообразной.

Н.Э. Радлов в своем исследовании «Рисование с натуры» отметил: «Под композицией мы будем понимать некую закономерность размещения нарисованного на плоскости, организацию на бумаге предметов графического изображения, точнее, закономерность отношения между плоскостью бумаги и нанесенными на нее графическими обозначениями предметов» (Радлов, 1987: 45). По нашему мнению, точнее и правильнее было бы, в отличие от композиции в указанном выше понимании, называть это задание компоновкой рисунка. Мы, однако, умышленно не настаиваем на таком уточнении, которое вносит нежелательное в педагогическом плане принципиальное разграничение между «творчеством» и «рисованием с натуры» (Белютин, Молева, 1953: 234).

Как мы заявляли ранее, «методика и теоретические объяснения на таком сложном этапе освоения академического рисунка особенно важны, поскольку включают в себя, наряду с конструктивными задачами, задачи творческого и психологического характера» (Василенко и др., 2019).

Композиционные особенности в работе над рисунком с натуры складываются из нескольких основных этапов в процессе практической последовательности образования формы:

- расположения формы в заданном пространстве;

- конструктивно-анатомического развития всех структурных элементов формы;

- определения гармонического равновесия и приведения всех структур формы к единству.

Выстраивая композицию академического рисунка, обучающийся должен продумать, как она

будет строиться на плоскости, ориентируясь на края ее и в глубину. Развитие плоскости в глубину должно быть рассчитано и организовано так же, как и на плоскости, ориентируясь на края ее1. Организация и изображение перспективных ракурсов и сокращений в плоскости рисунка требуют от обучающихся определенной меры развития композиционного мышления. Необходимы им и практические навыки в умении организовать их, а в последующем и обращаться с ними. Пространственность и равновесие в таких композициях достигается гармоничным распределением акцентов для глаза, находящихся на объектах изображения в самой картинной плоскости2.

Начинается весь строй композиции в глубину с определения необходимого количества, размера и места этих акцентов, которые создаются с помощью контраста и степени разработки данного места (Лопасова, 2016). Чаще всего главными акцентами для глаз могут быть наиболее объемные или наиболее конкретные узлы в рисунке, но не с точки зрения планов (рис. 2).

Рисунок 2 - Учебная работа. Бумага, графит. карандаш, 80 х 60 см (выполнила Е.В. Василенко, магистр кафедры художественного стекла МГХПА им. С.Г. Строганова, преподаватель - И.В. Лукшт)

1 Ростовцев Н.Н. Академический рисунок : учебник. М., 1984. С. 57.

2 Лушников Б.В., Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства : учебное пособие для вузов. М., 2006. 240 с.

Установить, где, сколько, и определить меру активности акцентов с помощью светового контраста - основная задача обучающегося, которая опирается на уже наработанные умения и навыки, полученные в ходе практической работы в мастерской и при самостоятельной практической деятельности.

Равновесие плоскости и движение глаз в пределах рисунка зависят от выбранного количества и значимости акцентов в плоскости, места, размера и степени разработанности каждого (Василенко, Василенко, Фурсов, 2019).

От «сделанности», организованности их в рисунке должно раскрываться смысловое содержание, заложенное в сюжете композиции рисунка. Развитие пространства рисунка в глубину выстраивается относительно созданных акцентов, где обучающимися определяется, какие из структурных частей рисунка приближаются по контрасту к дальнему плану плоскости, создавая, таким образом, нейтральные зоны.

Благодаря правильно выстроенному развитию пространства в глубину глаз зрителя проникает внутрь рисунка, все время находит акценты, создавая ощущения равновесия, единства плоскости и замысла в изображении1. В свою очередь, и движение всех частей композиции рисунка воспринимается благодаря последовательному восприятию созданных зрительных акцентов (рис. 3).

Рисунок 3 - Учебная работа. Бумага, уголь, 80 х 60 см (выполнила Е.В. Василенко, магистр кафедры художественного стекла МГХПА им. С.Г. Строганова, преподаватель - И.В. Лукшт)

Кроме контрастов в решении картинной плоскости и организации в ее пределах форм рисунка, используются категории веса, движения, которые неразрывно связаны друг с другом; вес всегда имеет движение, а движение всегда имеет вес2. Вес обладает движением физическим, а в искусстве - психологическим и эмоциональным. Взгляд человека имеет вес, особенно если этот взгляд наполнен внутренним содержанием и движением фигуры человека.

Вес взгляда человека является одним из компонентов композиции, поэтому необходимо иметь расчет на пространственное распределение всех весовых частей композиции. При этом нужно стремиться к равновесию этих весовых частей, чтобы композиция была устойчивой (рис. 4).

Свет - одно из средств композиции - играет в организации плоскости важную роль, его распределение связано с восприятием пространства, с лепкой формы, и с передачей ее материальности, фактуры, и, самое главное, он способен заострить внимание зрителя на том, что задумал и акцентировал в своей работе обучающийся (Рощин, 2010).

Высшая ступень композиционного расчета заключается уже не столько в упорядочении самой формы в плоскости, а в упорядочении созданных в натуре акцентов с помощью световых контрастов и их соотношений в самом изображении.

1 Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству : учебное пособие. М., 2013. 648 с.

2 Могилевцев В.А. Основы композиции : учебное пособие. СПб., 2019. 88 с.

Рисунок 4 - Учебная работа. Бумага, графит. карандаш, 80 х 60 см (выполнила Е.В. Василенко, магистр кафедры художественного стекла МГХПА им. Строганова, преподаватель - И.В. Лукшт)

С появлением опыта грамотного распределения движений и контрдвижений обучающимся достигается создание устойчивого равновесия в картинной плоскости1. Соединяя в единое целое все компоненты композиции, мы в результате практического длительного рисования формы фигуры человека получаем гармонизованное изображение целого с внутренней динамикой и убедительностью.

О.А. Авсиян отмечает: «Тесные связи рисунка с композиционной практикой характеризуют два этапа: первый - фиксация мысли (эскиз), и второй - рисунок как реализация мысли. Важно, чтобы композиционное видение пронизывало все аспекты учебной работы. Умение, как уже говорилось, закреплять в памяти зрительные впечатления играет значительную роль в создании художественного образа»2.

Необходимо постоянно через различные формы рисунка развивать композиционное мышление, в практической работе глубже овладевать пониманием цельности и большой формы. В процессе профессиональной работы над рисунком следует акцентировать внимание обучающихся на понимание трехмерности и пространства, чувство пластики и красоты формы рисунка, образность (Pallotta et al., 2021).

Все эти элементы существуют в рисунке нераздельно и выявляются в едином процессе рисования. Рисунок становится результатом мыслительной деятельности, это определенный набор знаний, способность наблюдать и передавать пластику.

Список источников:

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1977. 188 с.

Белютин Э.М., Молева Н.М. П.П. Чистяков - теоретик и педагог. М., 1953. 229 c.

Василенко Е.В., Василенко П.Г., Фурсов А.И. Теория и практика в образовательном процессе художников и дизайнеров по дисциплине академический рисунок [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 1-9. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN619.pdf (дата обращения: 21.01.2023).

Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., 1961. 223 c.

Дёмкина Е.В., Лопасова Е.В. Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: состояние, проблемы и перспективы. Майкоп, 2016. 116 c.

Лопасова Е.В. Методы и этапы развития композиционного мышления у студентов художественных вузов // Профессиональная компетентность современного педагога. Краснодар, 2016. С. 134-136.

Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Л., 1987. 91 с.

1 Паранюшкин Р., Трофимова Е. Рисунок фигуры человека : учебное пособие. СПб., 2015. 104 с.

2 Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению : учебное пособие. М., 1985. С. 23.

Рощин С.П. Формирование личности художника и педагога в процессе профессиональной подготовки // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. М., 2010. С. 8-15.

Стасевич В.Н. Учеба. Творчество. Искусство. Слагаемые понятия культуры. Ростов н/Д., 2014. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фурсов А.И., Василенко П.Г., Василенко Е.В. Значение изучения классических канонов фигуры человека в академическом рисунке в высшей школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2 (82). С. 138-141. https://doi.org/10.24158/spp.2021.2.26.

Pallotta V.I., Vasilenko E.V., Vasilenko P.G. Socio-Cultural Aspect of Design and Construction of Modern Orthodox Churches // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2021. Vol. 1079, iss. 4. Р. 042090. https://doi.org/10.1088/1757-899x/-1079/4/042090.

References:

Beda, G. V. (1977) Osnovy izobrazitel'noTgramoty [Fundamentals of Visual Literacy]. Moscow. 188 р. (In Russian).

Belyutin, E. M. & Moleva, N. M. (1953) P.P. Chistyakov - teoretik i pedagog [Chistyakov as a Theoretician and Educator]. Moscow. 229 р. (In Russian).

Deineka, A. A. (1961) Uchites' risovat' [Learn to Draw]. Moscow. 223 р. (In Russian).

Demkina, E. V. & Lopasova, E. V. (2016) Formirovanie kompozitsionnogo myshleniya u obuchayushchikhsya izobrazitel'nomu iskusstvu v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy [Formation of Compositional Thinking in Art Students in Supplementary Education: State, Challenges and Prospects]. Maikop. 116 р. (In Russian).

Fursov, A. I., Vasilenko, P. G. & Vasilenko, E. V. (2021) The Value of Studying the Classical Canons of the Human Figure in Academic Drawing. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 138-141. doi:10.24158/spp.2021.2.26. (In Russian).

Lopasova, E. V. (2016) Metody i etapy razvitiya kompozitsionnogo myshleniya u studentov khudozhestvennykh vuzov [Methods and Stages in the Development of Compositional Thinking in Art Students]. In: Professional'naya kompetentnost' sovremen-nogo pedagoga. Krasnodar, рp. 134-136. (In Russian).

Pallotta, V. I., Vasilenko, E. V. & Vasilenko, P. G. (2021) Socio-Cultural Aspect of Design and Construction of Modern Orthodox Churches. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 1079 (4), 042090. Available from: doi:10.1088/1757-899x/1079/4/042090.

Radlov, N. E. (1987) Risovanie s natury [Drawing from Life]. Leningrad. 91 р. (In Russian).

Roshchin, S. P. (2010) Formirovanie lichnosti khudozhnika i pedagoga v protsesse professional'noi podgotovki [Shaping the Personality of the Artist and Educator in Professional Training]. In: Puti i sredstva povysheniya kachestva khudozhestvennogo obrazovaniya i esteticheskogo vospitaniya. Moscow, рр. 8-15. (In Russian).

Stasevich, V. N. (2014) Ucheba. Tvorchestvo. Iskusstvo. Slagaemye ponyatiya kul'tury [Learning. Creativity. Art. Constituents of the Concept of Culture]. Rostov-on-Don. 160 с. (In Russian).

Vasilenko, E. V., Vasilenko, P. G. & Fursov, A. I. (2019) Theory and Practice in the Educational Process of Artists and Designers in the Discipline of Academic Drawing. World of Science. Pedagogy and Psychology. 7 (6), 1-9. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN619.pdf (viewed 21 January 2023). (In Russian).

Информация об авторах А.И. Фурсов - доцент, профессор кафедры академического рисунка и живописи Краснодарского государственного института культуры, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=946030

Е.В. Василенко - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и прикладного искусства Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=874504

П.Г. Василенко - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и прикладного искусства Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=874510

Information about the authors A.I. Fursov - Associate Professor, Professor, Department of Academic Drawing and Painting, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=946030

E.V. Vasilenko - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Design and Applied Arts, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University), Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=874504

P.G. Vasilenko - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Design and Applied Arts, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University), Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=874510

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 24.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.