Научная статья на тему 'Значение организации натурных постановок в профессиональной подготовке студентов отделений изобразительного искусства и дизайна'

Значение организации натурных постановок в профессиональной подготовке студентов отделений изобразительного искусства и дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация постановки / художественный вкус творческие способности учащихся / условия освещения / модель / цельность / живописная гармония / педагогические средства / композиционные способности / учебно-творческая задача / формирование способностей / staging organization / artistic taste creative abilities of students / lighting conditions / model / integrity / picturesque / pedagogical means / compositional abilities / educational and creative task / formation of abilities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Василенко, П Г. Василенко, В И. Паллотта

В статье описывается важный педагогический аспект организации натурных постановок для студентов отделений дизайна и изобразительного искусства. Обучающиеся в сфере изобразительного искусства, будущие художники и дизайнеры, должны учиться самостоятельности уметь организовывать постановку по живописи и рисунку: натюрморта, портрета, фигуры или многофигурной постановки. Задача подбора состоит в том, чтобы под соответствующий замысел находить и соответствующую натуру. При выборе предметов для постановки в решении ее общего тона надо учитывать возможности живописных материалов. Оговариваются задачи, поставленные студентам в выполнении постановочной работы, делается упор на их творческое, индивидуальное решение каждым студентом. Педагогический процесс в профессиональной подготовке будущих художников и дизайнеров и одна из его задач, такая как организация натурных постановок на занятиях академическими дисциплинами, характеризуются приобретением навыков творческой самостоятельности, умением работать в коллективе. Учебная деятельность становится более творческой и самостоятельной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF CONDUCTING FULL-SCALE PRODUCTIONS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF DEPARTMENTS OF FINE ARTS AND DESIGN

The article describes an important pedagogical aspect of the organization of full-scale productions for students of design and fine arts. Future artists and designers studying in the field of fine arts should learn the independence to be able to organize the production of painting and drawing: still life, portrait, figure or multi-figure production. The task of selection is to find the appropriate idea and the appropriate nature when choosing subjects for the production, in solving its general tone, it is necessary to take into account the possibilities of picturesque materials. The tasks assigned to students in the performance of staged work are discussed, emphasis is placed on their creative, individual solution by each student. The pedagogical process in the professional training of future artists and designers, and one of its tasks, such as the organization of full-scale productions in the classroom academic disciplines is characterized by the acquisition of skills of creative independence, the ability to work in a team. The learning process is more creative and independent

Текст научной работы на тему «Значение организации натурных постановок в профессиональной подготовке студентов отделений изобразительного искусства и дизайна»

УДК 378.147

Vasilenko E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Design and Applied Arts, K.G. Razymovsky Moscow State University of technology and management (the First Cossack University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Vasilenko P.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Design and Applied Arts, K.G. Razymovsky Moscow State University of technology and management (the First Cossack University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Pallotta V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanities, Moscow International University; Department of Advertising and Public Relations, NANO VO "Institute of World Civilizations" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE IMPORTANCE OF CONDUCTING FULL-SCALE PRODUCTIONS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF DEPARTMENTS OF FINE ARTS AND DESIGN. The article describes an important pedagogical aspect of the organization of full-scale productions for students of design and fine arts. Future artists and designers studying in the field of fine arts should learn the independence to be able to organize the production of painting and drawing: still life, portrait, figure or multi-figure production. The task of selection is to find the appropriate idea and the appropriate nature when choosing subjects for the production, in solving its general tone, it is necessary to take into account the possibilities of picturesque materials. The tasks assigned to students in the performance of staged work are discussed, emphasis is placed on their creative, individual solution by each student. The pedagogical process in the professional training of future artists and designers, and one of its tasks, such as the organization of full-scale productions in the classroom academic disciplines is characterized by the acquisition of skills of creative independence, the ability to work in a team. The learning process is more creative and independent.

Key words: staging organization, artistic taste creative abilities of students, lighting conditions, model, integrity, picturesque, pedagogical means, compositional abilities, educational and creative task, formation of abilities.

Е.В. Василенко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», г. Москва, E-mail: [email protected]

П.Г. Василенко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», г. Москва, E-mail: [email protected]

В.И. Паллотта, канд. пед. наук, доц., Московский международный университет, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва, E-mail: [email protected]

ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАТУРНЫХ ПОСТАНОВОК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

В статье описывается важный педагогический аспект организации натурных постановок для студентов отделений дизайна и изобразительного искусства. Обучающиеся в сфере изобразительного искусства, будущие художники и дизайнеры, должны учиться самостоятельности уметь организовывать постановку по живописи и рисунку: натюрморта, портрета, фигуры или многофигурной постановки. Задача подбора состоит в том, чтобы под соответствующий замысел находить и соответствующую натуру. При выборе предметов для постановки в решении ее общего тона надо учитывать возможности живописных материалов. Оговариваются задачи, поставленные студентам в выполнении постановочной работы, делается упор на их творческое, индивидуальное решение каждым студентом. Педагогический процесс в профессиональной подготовке будущих художников и дизайнеров и одна из его задач, такая как организация натурных постановок на занятиях академическими дисциплинами, характеризуются приобретением навыков творческой самостоятельности, умением работать в коллективе. Учебная деятельность становится более творческой и самостоятельной.

Ключевые слова: организация постановки, художественный вкус творческие способности учащихся, условия освещения, модель, цельность, живописная гармония, педагогические средства, композиционные способности, учебно-творческая задача, формирование способностей.

Качество образования будущих дизайнеров во многом зависит от правильной организации учебного процесса и выбора организационных форм обучения. Очевидно, что формы организации учебной и воспитательной работы определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью действий учащихся и тем, как ими руководит преподаватель. «Профессия дизайнера характеризуется особым типом образованности, который сочетает развитое художественное, рациональное и семиотическое мышление» [1, с. 332].

В теории педагогики говорится, что успех обучения во многом зависит от того, насколько правильно определены его цели и содержание, выбраны пути их достижения или методы обучения. Поскольку методы обучения применялись на протяжении веков, разработка теории методов обучения является достаточно сложной задачей для научных педагогов во всех областях образования [2].

Мы сегодня ищем методы, которые бы находили свою реализацию в формировании общекультурных и профессиональных компетенций выпускников высшей школы. «Общекультурные и профессиональные компетенции у выпускников как новые единицы измерения образованности бакалавров дизайна должны отражать вызовы современного профессионального сообщества» [3, с. 169]. Одним из важнейших компонентов профессионального образования в освоении изобразительного искусства и дизайна является развитие у студентов творческих способностей и творческой самостоятельности.

Выбирая формы организации учебной работы и способы руководства студентами со стороны педагога, мы остановились на самостоятельной организации натурной постановки под руководством преподавателя. Это один из способов решения задачи по улучшению развития творческой самостоятельности, которая представляет собою значительное психологическое и образовательное значение [4]. На их основе осуществляется практическое познание закономерностей реалистического изображения формы в пространстве, овладение профессиональной грамотой и мастерством, воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, развитие образного и композиционного мышления, творческих способностей учащихся, «...умения создать целостный образ композиции, выявление ее основной идеи и характера замысла» [5, с. 153].

Организация постановки (подбор модели или предметов) - поиск их сюжетной, живописно-пластической группировки, подбор колорита, выбор освещения, ракурса, тематического обобщения - является живым творческим делом. Оно требует от учащегося известного опыта, профессиональной культуры и творческого подхода.

Учащиеся, как будущие дизайнеры, должны учиться самостоятельности в организации натурных постановок по рисунку и живописи: натюрморта, портрета, фигуры или многофигурной постановки. Одним из главных требований, которое предъявляется к учебной постановке, - жизненная правда. Это требование должно определять подход к подбору модели, типажа, костюма, сюжетного замысла, подбор предметов по смыслу (теме). Предостерегая учащихся от неэстетичных, некрасивых предметов, преподаватель направляет на правильное восприятие красоты и вкуса. Организация натурной постановки должна быть ясной, содержательной, скоординированной. Цели и задачи учебного процесса четко выражены.

Нравственно-эстетический заряд, интересное композиционно-пластическое, колористическое, цветовое решение обязано вызывать у учащихся интерес и желание работать, активизировать их творческую деятельность [6, 7].

Что касается модели (портрета), то необходимо подбирать человека с характерными пластическими качествами внешности, с ярко и ясно выраженными чертами лица и фигуры. Для более конкретного выражения ситуации постановки следует подчеркнуть позой модели и мимикой. Большое значение имеют в организации работы определенный набор атрибутов, цвет и колорит фона, драпировок. Не рекомендуется ставить модель в статичную позу, ракурс с неестественными жестами. Окружающая среда способствует созданию определенной темы постановки, ее характера и состояния. Окружение и сама модель всегда соответствует замыслу [8]. Свободное, естественное состояние модели может сориентировать на определенное решение в организации учебно-творческой постановки. Серьезный подход к составлению всех деталей и модели требует немало времени и усилий. Преподаватель, руководя процессом постановки, дает педагогические советы и ориентирует учащихся. Необходимо пояснить замысел постановки учащимся и натурщику, для того чтобы у натурщика была возможность выбора удобной позы и положения в определенной ситуации, а для учащихся - воз-

можность сделать несколько зарисовок модели с различных ракурсов и в различных позах для определения наиболее удачного решения композиции постановки.

Цельность живописной и графической постановки является основой композиционного решения. Живописная гармония этюда зависит от организации постановки. Необходимо внимательно относиться ко всем составляющим и компонентам. Все предметы обязаны помогать выявлению характера, подчеркивать натурную среду, определять замысел композиции постановки, устанавливать тонально-цветовой ритм [9].

Ошибочно считать живописностью постановки яркость и красочность драпировок и костюмов. Подобная «живописность» с пестрой, яркой одеждой и таким же фоном приводит к дробности, сложности, дисгармонии и безвкусице. Это, в свою очередь, ведет к усложнению задач в реализации учебного задания. Живописность заключается в сложном, красивом и гармоничном цветовом сочетании и свето-тоновых отношениях всех составляющих натурной постановки.

Изучая педагогический процесс изобразительного искусства прошлого, мы видим, что многие опытные педагоги-художники к постановке для своих учеников подходили с величайшей продуманностью и тактом. Таким примером является И.Е. Репин в отношении ученика В.М. Серова. Великий педагог-художник сознательно составлял натюрморт из предметов, сближенных по цветовым оттенкам, чтобы воспитать способность находить и передавать тончайшие живописные отношения в этих сближенных тонах. Такими примерами в подходе к педагогическому процессу в изобразительном искусстве были и А.К. Саврасов, К.П. Брюллов, П.П. Чистяков, А.И. Куинджи, В.А. Серов, К.А. Коровин, Б.В. Иогансон, которые умели учить гармонии цветовых отношений, пониманию музыкальной стороны живописи. Изобразительные искусства обращаются к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека. Об этом свидетельствуют исследования следующих педагогов и искусствоведов: В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана.

Российская и советская школы реалистического искусства базируются на методиках, организации учебного процесса, формирования художественного мышления, воображения, творческой активности, эстетического вкуса и многих других аспектах художественного образования [19]. Методические подходы к организации натуры в той или иной степени отражались всеми учеными-педагогами и художниками практиками. Мы можем выделить Н.Н. Анисимова, ПВ. Беда, Н.Н. Волкова, Д.Н. Кардовского, П.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохо-ва, М.Ф. Харитонова, А.А. Унковского, В.Н. Яковлева, А.П. Яшухина, В.С. Кузина, А.С. Пучкова, А.В. Триселева, М.Ф. Харитонова, А.Е. Хитрова, Н.А. Алимасову, Э.М. Белютина, Л.А. Панова и др.

Теория педагогики относит практическое занятие - урок к основной форме организации учебного процесса, которая предполагает не только формирование учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие учащихся, развитие их потребностей в знаниях, мировоззрении, деятельности, независимости, трудолюбии, дисциплине. Н.А. Ракова отмечает, что «... урок всегда многомерен, так как взаимодействует со всеми составляющими процесса обучения: педагогическими целями, дидактическими задачами, содержанием, методами, приемами, инструментами» [10, с. 128].

Такой урок в вузе - это «пара», в которой преподаватель художественных дисциплин ставит и решает педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, приемы, инструменты рисования натюрмортов, человеческих фигур, животных, пейзажа и интерьера. С этих позиций натурные постановки Ю.И. Пилясов предлагает «.рассматривать как систему упражнений, каждое из которых содержит определенную учебную и воспитательную задачу, решение которой позволяет ученику приобрести определенные знания, навыки и умения ...» [11, с. 76].

В организации постановки большое значение имеет умелое использование освещения. Освещение позволяет организовать композицию, с достаточной ясностью и четкостью выявить конструктивные особенности, пластические качества, характер формы, тонально-цветовые отношения натуры, придать ей определенную эмоциональную выразительность, цельность. Большое внимание необходимо уделить падающим теням от одних предметов на другие. Тени не должны скрывать главного, нарушать композицию постановки. Правильное использование тени и света может сыграть ключевую роль во всей композиции натурной постановки. В тех местах, где происходит чрезмерное насыщение деталями формы, есть возможность объединить все большой тенью или светом [12].

Разнообразны условия освещения, выбор места организации постановок, всестороннее использование принципов контрастного сопоставления. Одним из полезных условий для организации постановки - постановка на активном свету (окне) с дневным или вечерним освещением, возле источника света или наоборот, в глубине комнаты, в затененном месте, при боковом, прямом, верхнем рассеянном свете, на различном удалении от учащегося. Для более понятного, силуэтного изображения, необходимо учесть при расположении предметов, что светлые хорошо «читаются» на темном, а темные - на светлом. Выгодно располагать яркие и насыщенные по цвету предметы на монохромном фоне. Та-

кое сопоставление позволяет понять, как при различных условиях освещения, окружения и пространственного удаления натуры изменяется ее общее тонально-цветовое состояние, выразительность, что, в свою очередь, требует каждый раз иного творческого подхода к решению композиционных, живописно-пластических задач [13]. При организации натурной постановки необходимо учесть количество учащихся, хорошую обзорность с различных точек зрения, освещение и т.д. Значимую роль в постановке играет фон. Изменение фона (его цвета, тона) влияет на цвет, тон предметов или модели. Изменяется восприятие контрастов, деталей, пространственное положение. Возможно иллюзорное изменение величины предметов.

На начальном этапе в учебных постановках чаще всего используется «нейтральный» фон. Тон фона подбирается светлее или темнее «собственной тени» натуры для хорошего, понятного, цельного видения «большой формы» натуры. Фон должен быть не очень активным по цвету, деталям и контрастам в нем. Предпочтение в этом должно быть отдано первому плану. Это поможет в создании цельности, гармоничности, пространственности этюда.

Одним из важнейших моментов в создании живописного или графического произведения является композиция. Необходимо постоянно искать новые композиционные решения [14]. Важно учиться также успешно решать поставленные задачи не только с кажущихся выгодных мест, при которых натура вроде уже «скомпонована», имеет композиционную завершенность, но и путем поиска композиционной, живописно-пластической выразительности этюда, максимального использования ракурса, движения модели, точки отхода и горизонта, формата, цветовых характеристик натуры, света и т.д. Учащемуся необходимо варьировать различные методы, постоянно стремясь к творческому поиску. Ведь одно практическое задание - графический рисунок или живописный этюд - может сказать больше сотни услышанных слов [15].

Еще один важный момент: выбирая предметы и драпировки, следует учесть возможности живописных материалов, которыми будет выполняться учебное задание. Так как тональные возможности красок неодинаковы, это может быть решающим фактором при подборе.

Учащиеся, работая над написанием этюда, стараются наиболее точно передать тонально-цветовые отношения, все характерные черты предметов и натурщика. Но часто они допускают ошибки в тоне, цвете. Эти ошибки приводят к тому, что работа становится грязной, глухой, а живопись малопривлекательной.

Одной из главных составляющих педагогического процесса в организации натурных постановок на занятиях по академическим дисциплинам является коллективность. Постановки ставятся нескольким учащимися под руководством педагога. Все это позволяет учащимся самим приобрести опыт в этой деятельности, что способствует развитию творческого и композиционного мышления, постановке и решению определенных задач по освоению академических дисциплин в сфере изобразительного искусства. Применение в процессе обучения дизайнеров, художников таких методов дает возможность для развития креативности. Как пишут Демкина Е.В. и Лопасова Е.В., создание «...определенных психолого-педагогических условий формирует композиционное творческое мышление.» [16, с. 60].

Каждое учебное задание предполагает определенные, выделенные на это часы. Длительность зависит от поставленных задач и сложности постановки. Длительная, сложная постановка (натюрморт или модель) предполагает выполнение на начальном этапе краткосрочного этюда, композиционных набросков с разных ракурсов. В результате этой предварительной работы выявляются недостатки в постановке, которые корректируются, вносятся изменения и дополнения. Достигнув желаемого результата, постановка утверждается, и учащиеся приступают к длительной работе над созданием художественного образа. «Художественным образом принято считать и художественное произведение в целом, и отдельные его единицы» [17, с. 16].

Оговариваются задачи, поставленные студентам в выполнении этой работы, делается упор на их творческий подход, индивидуальное решение каждым студентом. Индивидуальный творческий подход в изобразительном искусстве является основополагающим в решении задач по выполнению художественных работ [18]. Василенко П.Г. говорит: «В системе художественного образования развитие творческой личности является основной целью теории и практики» [19, с. 150].

Совместная работа педагога и студентов позволяет не только обеспечить эффективность процесса и успешный результат, но и развитие самостоятельной деятельности. В процессе обучения стимулируется потребность в познании и поиске профориентационных навыков, освоение знаний облегчается благодаря психическому, эмоционально-волевому и действенно-практическому развитию. «Исследование процесса творческой деятельности в сфере изобразительного искусства показало, что природа творческих способностей личности заключается в тесном взаимодействии общих и специальных способностей» [20, с. 17]. Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что организация натурных постановок является одним из важнейших учебных заданий, выполняющих важные функции обучения: образовательную, развивающую, воспитательную и профориентаци-онную.

Библиографический список

1. Кольцова Е.А., Паллотта В.И. Проблемы дизайн-образования в вузе. Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные подходы в научных исследованиях: сборник научных трудов. Краснодар, 2013: 329 - 335.

2. Буслаева Е.М., Зубкова А.С. Теория обучения: учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2019.

3. Паллотта В.И. Современные подходы к дизайн-образованию по программам прикладного и академического бакалавриата. Успехи современной науки и образования. 2016; Т. 1. № 12: 168 - 171.

4. Alekseeva I.V., Barsukova N.I., Pallotta V.I., Skovorodnikova N.A. The innovation blaze-method of development professional thinking designers in the modern higher education. European Journal of Contemporary Education. 2017; № 6 (4): 615 - 626. Available at: www.ejournal1. гот. DOI: 10.13187/ejced.2017.4.615

5. Лопасова Е.В. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования). Теория и практика общественного развития. 2012. № 8: 152 - 155.

6. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.

7. Тузова Н.Л., Смирнова М.А. Модернизация образования, проблемы и перспективы экологического будущего. Зеленая инфраструктура городской среды: современное состояние и перспективы развития. Воронеж, 2018: 164 - 166.

8. Кузин В.С. Психология живописи: учебное пособие для вузов. Москва: ООО ОНИКС 21 век, 2005.

9. Кравченко К.А. Организация учебно-изобразительного процесса младших школьников. Инновации в науке: научный журнал. 2017; № 2 (63): 33 - 35.

10. Ракова Н.А. Педагогика современной школы: учебно-методическое пособие. Витебск: Издательство УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2009.

11. Пилясов Ю.И. Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

12. Савельева Е.В. Проблемы и перспективы образовательной области «технология». Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Тула, ТГПУ имени Л.Н. Толстого, 2017: 157 - 160.

13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва, 1998.

14. Паллотта В.И., Кольцова Е.А. К вопросу о современных подходах к инновационным процессам в сфере высшего дизайна - образования. Модернизация гуманитарного художественного образования: инновационный стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Под редакцией

B.П. Гриценко, И.В. Алексеевой, С.С. Зенгина, А.А. Еникеева. Краснодар, 2014: 115 - 122.

15. Севостьянова О.Н., Смирнова М.А. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства. Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. УрГАХУ 2017: 410 - 413.

16. Демкина Е.В., Лопасова Е.В. Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: состояние, проблемы и перспективы. Майкоп, 2016: 55 - 67.

17. Василенко Е.В., Василенко П.Г, Фурсов А.И. Академический рисунок - основа образования в сфере дизайна и изобразительного искусства. Modern Science. 2019; № 9-2: 14 - 16.

18. Фурсов А.И. Основные закономерности восприятия формы предметов в рисовании натюрморта с натуры. Модернизация гуманитарного художественного образования: инновационный стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Под редакцией В.П. Гриценко, И.В. Алексеевой,

C.С. Зенгина, А.А. Еникеева. Краснодар, 2014: 285 - 294.

19. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности. Теория и практика общественного развития. 2012; № 8: 148 - 151.

20. Бегидова С.Н., Василенко П.Г. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016; № 3 (183): 15 - 21.

References

1. Kol'cova E.A., Pallotta V.I. Problemy dizajn-obrazovaniya v vuze. Mnogourovnevaya sistema hudozhestvennogo obrazovaniya i vospitaniya: sovremennye podhody v nauchnyh issledovaniyah: sbornik nauchnyh trudov. Krasnodar, 2013: 329 - 335.

2. Buslaeva E.M., Zubkova A.S. Teoriya obucheniya: uchebnoe posobie. Saratov: Nauchnaya kniga, 2019.

3. Pallotta V.I. Sovremennye podhody k dizajn-obrazovaniyu po programmam prikladnogo i akademicheskogo bakalavriata. Uspehi sovremennojnaukiiobrazovaniya. 2016; T. 1. № 12: 168 - 171.

4. Alekseeva I.V., Barsukova N.I., Pallotta V.I., Skovorodnikova N.A. The innovation blaze-method of development professional thinking designers in the modern higher education. European Journal of Contemporary Education. 2017; № 6 (4): 615 - 626. Available at: www.ejournal1. som. DOI: 10.13187/ejced.2017.4.615

5. Lopasova E.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kompozicionnogo myshleniya uchaschihsya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya (aktual'nost' problemy issledovaniya). Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2012. № 8: 152 - 155.

6. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.

7. Tuzova N.L., Smirnova M.A. Modernizaciya obrazovaniya, problemy i perspektivy 'ekologicheskogo buduschego. Zelenaya infrastruktura gorodskoj sredy: sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya. Voronezh, 2018: 164 - 166.

8. Kuzin V.S. Psihologiya zhivopisr uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: OOO ONIKS 21 vek, 2005.

9. Kravchenko K.A. Organizaciya uchebno-izobrazitel'nogo processa mladshih shkol'nikov. Innovacii v nauke: nauchnyj zhurnal. 2017; № 2 (63): 33 - 35.

10. Rakova N.A. Pedagogika sovremennoj shkoly: uchebno-metodicheskoe posobie. Vitebsk: Izdatel'stvo UO «VGU imeni P.M. Masherova», 2009.

11. Pilyasov Yu.I. Didakticheskie i metodicheskie aspekty deyatel'nosti prepodavatelya po sozdaniyu i ispol'zovaniyu uchebnyh naturnyh postanovok po risunku na HGF. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

12. Savel'eva E.V. Problemy i perspektivy obrazovatel'noj oblasti «tehnologiya». Tehnologo-'ekonomicheskoe obrazovanie: dostizheniya, innovacii, perspektivy. Tula, TGPU imeni L.N. Tolstogo, 2017: 157 - 160.

13. Rostovcev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. Moskva, 1998.

14. Pallotta V.I., Kol'cova E.A. K voprosu o sovremennyh podhodah k innovacionnym processam v sfere vysshego dizajna - obrazovaniya. Modernizaciya gumanitarnogo hudozhestvennogo obrazovaniya: innovacionnyj strategii razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Pod redakciej V.P. Gricenko, I.V. Alekseevoj, S.S. Zengina, A.A. Enikeeva. Krasnodar, 2014: 115 - 122.

15. Sevost'yanova O.N., Smirnova M.A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v risunke arhitekturnogo prostranstva. Prostranstva gorodskoj civilizacii: idei, problemy koncepcii. UrGAHU, 2017: 410 - 413.

16. Demkina E.V., Lopasova E.V. Formirovanie kompozicionnogo myshleniya u obuchayuschihsya izobrazitel'nomu iskusstvu v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy. Majkop, 2016: 55 - 67.

17. Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Fursov A.I. Akademicheskij risunok - osnova obrazovaniya v sfere dizajna i izobrazitel'nogo iskusstva. Modern Science. 2019; № 9-2: 14 - 16.

18. Fursov A.I. Osnovnye zakonomernosti vospriyatiya formy predmetov v risovanii natyurmorta s natury. Modernizaciya gumanitarnogo hudozhestvennogo obrazovaniya: innovacionnyj strategii razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Pod redakciej V.P. Gricenko, I.V. Alekseevoj, S.S. Zengina, A.A. Enikeeva. Krasnodar, 2014: 285 - 294.

19. Vasilenko P.G. Pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya k izobrazitel'noj deyatel'nosti. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2012; № 8: 148 - 151.

20. Begidova S.N., Vasilenko P.G. Stilizovannoe risovanie kak osobyj vid hudozhestvennogo tvorchestva. VestnikAdygejskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2016; № 3 (183): 15 - 21.

Статья поступила в редакцию 12.05.20

УДК 378

Kurshev A.Kh, Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studie, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]

FORMING OF LEGAL CULTURE IN STUDENTS. The article studies the process of formation of legal culture among students. It is concluded that legal education at the university is a process of transferring legal knowledge in the framework of educational and extracurricular activities, designed to increase the level of legal awareness, legal culture and literacy of students, to form their attitude towards respect for the law and law-abiding behavior. The traditional forms of legal education include: lectures and discussions; excursions; film screenings on legal issues; theme nights and disputes; discussion of books and articles on legal topics; visual

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.