УДК 82-82
А. А. Ефанов
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО АЛЬМАНАХА ДЕКАБРИСТОВ
«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»
В статье рассматриваются композиционные особенности альманаха декабристов «Полярная звезда»: анализируются стихотворения, вышедшие в издании анонимно, исследуется приложение «Звездочка» с точки зрения соответствия декабристской эстетики. Оценивается вклад А. С. Пушкина в становление альманаха. Выявляются издания, продолжающие отечественные «журнально-альманашные» традиции.
Ключевые слова: декабризм, альманах, приложение, «Полярная звезда», «Звездочка», К. Рылеев, А. Бестужев, А. Пушкин.
Декабризм - это широкое идеологическое движение, охватывающее большую часть передовой русской интеллигенции, оставившее неизгладимый след в разных областях литературы, науки, искусства и культуры, а легендарный альманах XIX века «Полярная звезда» «стал своеобразным символом декабризма» [1, с. 11]. М.Ю. Барановская подчеркивает, что «Полярная звезда» должна была объединить все прогрессивное в русской литературе» [2, с. 51].
Следует отметить, что в ранее проведенном исследовании мы говорили об особенностях создания и функционирования литературно-художественных альманахов декабристов (на примере издания К. Рылеева и А. Бестужева «Полярная звезда») [3]. Предметом рассмотрения настоящей статьи являются особенности композиции и функционирования литературно-художественного альманаха декабристов «Полярная звезда». За основу анализа нами взяты три вышедших издания 1823, 1824 и 1825 гг. Исследование проводилось по сборнику «Полярная звезда», изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым» [4].
Следует отметить, что многие произведения в «Полярной звезде» выходили анонимно. К примеру, в альманахе на 1823 год вышла элегия «Овидию». Это была неокончательная редакция элегии «К Овидию» А. С. Пушкина, созданной в 1821 году на юге. Как писал сам автор, «предвижу препятствия в напечатании стихов к Овидию... не называйте меня» [5, с. 248]. Пушкин предполагал, что цензура заметит сопоставление судеб изгнанников - Овидия и его собственной, поэтому произведение было опубликовано без подписи. Добавим, что в альманахе вышло еще одно анонимное стихотворение «Мечта воина», авторство которого тоже принадлежит А. Пушкину. Барон Дельвиг (как именуется один из авторов) - это поэт А. А. Дельвиг, друг и однокашник Пушкина по Лицею, издатель «Литературной газеты» и альманаха «Северные цветы».
В «Полярной звезде» на 1824 год была опубликована «Элегия» («Простишь ли мне ревнивые мечты.»), автором которой является А. Пушкин. Стихотворение было обращено к жене итальянского купца Амалии Ризнич, которой автор был увлечен в 1823-1824 гг. в Одессе. В альманахе также встречается произведение «Лес» М. Дмитриева - племянника поэта И. И. Дмитриева. В данном издании можно ознакомиться с очерком «Об удовольствиях на море» Н. А. Бестужева, брата А. А. Бестужева. Как известно, Николай Александрович был всесторонне развитым человеком: писал повести, очерки, статьи по истории, физике, экономике, был хорошим художником, оставившим целую галерею портретов декабристов; автор воспоминаний о К. Ф. Рылееве.
© Ефанов А. А., 2011.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2011. № 3.
В следующей книге вышли стихотворения: «Родина» Н. М. Языкова, известного поэта начала XIX века; «Весна» Е. З-го - Е. П. Зайцевского, литературного деятеля, близкого к кругу Пушкина; «Постоянство» Т-го - В. Туманского, который оказывал активную поддержку издателям альманаха в привлечении сотрудников.
Следует подчеркнуть, что «Послание к Алексееву» А. С. Пушкина изначально намечалось в «Полярную звезду» на 1823 год, но не было пропущено цензорами. Примечательно, что в финале стихотворения двадцатидвухлетний Пушкин дает своеобразное напутствие своему тридцатидвухлетнему другу: «Люби, ласкай свои желанья, /Надежде, сердцу слепо верь. / Увы! пройдут любви мечтанья, /И будешь то, чем я теперь». Напомним, что читателю больше известен несколько иной финал стихотворения - тот, который появился в окончательной редакции: «Люби, ласкай свои желанья, / Надежде и еврейке верь - / Как тень пройдут любви мечтанья, / И станешь тем, что я теперь». Объектом страсти Н. Алексеева была Мария Эйх-фельт, которую «за сходство с Ревеккой - героиней романа Вальтера Скотта «Айвенго» - друзья называли «еврейкой» [6, 282].
Как отмечает Н. Я. Эйдельман, «в конце 1825 года издатели собирались выпустить маленькое приложение к альманаху - «Звездочку» [7, 14]; занятость делами Северного общества не позволила собрать книгу в полном объеме, чем и объясняется идея создать подобное приложение. К. Рылеев писал А. Пушкину: «Как благодарить тебя, милый Поэт, за твои бесценные подарки нашей «Звезде»?.. Теперь для «Звездочки» стыдимся и просить у тебя что-нибудь» [8, 17]. До 14 декабря в типографии Главного штаба было отпечатано 80 страниц альманаха. Сразу после восстания готовые листы были сожжены, и лишь два экземпляра «Звездочки» дошли до нашего времени: один оказался в руках А. Н. Креницына, друга А. Бестужева, второй - у известного библиофила П. А. Ефремова. В издании нет анонимных произведений; автором отрывка из поэмы «Бал» является поэт Е. Баратынский (Е.Б.); поэма «Две картины» Н. М. Языкова так и осталась неосуществленной, сохранившись в отрывке.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что альманах «Полярная звезда» является концептуальным изданием, которое отличается своей композиционной оригинальностью и уникальностью. Многие стихотворения в «Полярной звезде» публиковались анонимно, что объяснялось опальным состоянием их авторов в то время. Приложение «Звездочка», нереализованная задумка К. Рылеева и А. Бестужева, дошла до нас в неполном варианте, сохранившись у библиофилов и близкого к декабристам окружения.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время существует большое количество «толстых» журналов и альманахов, которые продолжают отечественные литературные традиции: массовое периодическое издание современной художественной литературы «Роман-газета», российский литературно-художественный журнал «Октябрь», литературно-художественный журнал альманашного типа «Окно», ежемесячный литературно-художественный журнал «Новый мир», ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Молодая Гвардия», российское еженедельное литературное и общественно-политическое издание «Литературная газета», российский журнал по истории и теории литературы «Вопросы литературы»; а также изданий, основанных в 1990-2000-е гг., отражающих эстетику постмодернизма и реалии современной действительности: российский журнал литературной фантастики «Полдень. XXI век», петербургский литературно-художественный альманах «Медный всадник», российский журнал поэзии «Арион», интернет-журнал «Эрфольг», поэтический альманах «45-я параллель». На региональном уровне данную нишу занимают полюбившиеся местному читателю альманахи «Башня» и «Гостиный Двор», которые можно заслуженно назвать неотъемлемой частью оренбургской культуры.
Библиографический список
1. Декабристы: эстетика и критика: [сборник] / сост., вступ. статьи и коммент. Р. Г. Назарьяна, Л. Г. Фризмана. - М.: Искусство, 1991. - 491 с.
2. Барановская, М. Ю. Декабрист Николай Бестужев / М. Ю. Барановская. - М.: Гос. изд-во
культ.-просвет. лит., 1954. - 294 с.
3. Жаплова, Т. М. Особенности создания и функционирования литературно-художественных альманахов декабристов (на примере издания «Полярная звезда») / Т. М. Жаплова, А. А. Ефанов. // Средства массовой информации и книгоиздание в Оренбуржье: сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010. - С. 53-57.
4. «Полярная звезда», изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. - 319 с.
5. История русской журналистики XVIII-XIX вв.: Учебник / Под ред. А. В. Западова. - М.: Высшая школа, 1973. - 458 с.
6. Лукьянов, А. В. Александр Пушкин в любви / А. В. Лукьянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -
480 с.
7. Эйдельман, Н. Я. Тайные корреспонденты «Полярной звезды» / Н. Я. Эйдельман. - М.: Мысль, 1966. - 309 с.
8. Полярная звезда: Альманах, изданный А. Бестужевым и К. Рылеевым (1823-1825): Избранные страницы. - М.: Советская Россия, 1982. - 224 с.
ЕФАНОВ Александр Александрович - студент факультета журналистики Оренбургского государственного университета.