Научная статья на тему 'Особенности компетенции судебного эксперта в профилактической деятельности'

Особенности компетенции судебного эксперта в профилактической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная экспертиза / эксперт / профессиональные компетенции / экспертные учреждения / профилактическая деятельность / forensic expertise / expert / professional competences / expert agencies / preventive activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Юрьевич Федорович

Введение. В связи с трансформациями в методике обучения и профессиональной подготовке специалистов в области судебной экспертизы возникает необходимость обратиться к такой профессиональной компетенции, как способность осуществлять профилактику правонарушений в соответствии со спецификой экспертной деятельности. К тому же обязанности в части осуществления профилактических задач закреплены в должностных инструкциях экспертов, осуществляющих свою деятельность в рамках уголовного и гражданского судопроизводства. Однако в нормативных документах усматривается неопределённость в представлении профилактических рекомендаций со стороны экспертно-криминалистического подразделения. В практической деятельности решение профилактических задач выносится за рамки производства судебной экспертизы, в связи с этим требуется детальная проработка организационно-методической стороны профессиональной подготовки, а также создание специального курса по экспертной профилактической деятельности. Методы. В процессе работы автором применялись методы анализа нормативных документов (в т. ч. регламентов), сравнительно-правовой, статистический, метод формальной логики. Результаты. По итогам проведенного исследования сделаны выводы о том, что в целях решения имеющихся проблем целесообразно выработать единые научно-методические и организационные подходы путём проведения научных исследований на межведомственном уровне, а также сформировать отдельный специальный курс по экспертной профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василий Юрьевич Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the competence of a forensic expert in preventive activities

Introduction. Due to transformations in the methodology of education and professional training of specialists in the field of forensic expertise, there is a need to pay attention to such a professional competence as the ability to prevent offences in according to the specifics of expert activity. Preventive tasks are fixed in the job instructions of experts carrying out their activities in the framework of criminal and civil proceedings. However, there is uncertainty in the normative documents concerning recommendations of preventive activities to be provided by a forensic expert unit. In practice, the implementation of preventive tasks is out of the sphere of forensic examination. This requires a detailed analysis of the organisational and methodological side of professional training, as well as the creation of a special course on expert preventive activities. Methods. In the process of research, the author used methods of analysing normative documents (including regulations), comparative legal, statistical, and formal logic methods. Results. Based on the results of the research, the author makes a conclusion that in order to solve the existing issues it is reasonable to develop unified scientific, methodological and organisational approaches by conducting scientific research at the interdepartmental level, as well as to form a separate special course on expert prevention activities.

Текст научной работы на тему «Особенности компетенции судебного эксперта в профилактической деятельности»

Научная статья

УДК 347.948.2

ао1: 10.35750/2071-8284-2023-4-181-185

Василий Юрьевич Федорович

кандидат юридических наук, доцент https://orcid.org/0000-0001-9070-9862, fevur@yandex.ru

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

Особенности компетенции судебного эксперта в профилактической деятельности

Аннотация: Введение. В связи с трансформациями в методике обучения и профессиональной подготовке специалистов в области судебной экспертизы возникает необходимость обратиться к такой профессиональной компетенции, как способность осуществлять профилактику правонарушений в соответствии со спецификой экспертной деятельности. К тому же обязанности в части осуществления профилактических задач закреплены в должностных инструкциях экспертов, осуществляющих свою деятельность в рамках уголовного и гражданского судопроизводства. Однако в нормативных документах усматривается неопределённость в представлении профилактических рекомендаций со стороны экспертно-криминалистического подразделения.

В практической деятельности решение профилактических задач выносится за рамки производства судебной экспертизы, в связи с этим требуется детальная проработка организационно-методической стороны профессиональной подготовки, а также создание специального курса по экспертной профилактической деятельности.

Методы. В процессе работы автором применялись методы анализа нормативных документов (в т. ч. регламентов), сравнительно-правовой, статистический, метод формальной логики.

Результаты. По итогам проведенного исследования сделаны выводы о том, что в целях решения имеющихся проблем целесообразно выработать единые научно-методические и организационные подходы путём проведения научных исследований на межведомственном уровне, а также сформировать отдельный специальный курс по экспертной профилактической деятельности.

Ключевые слова: судебная экспертиза, эксперт, профессиональные компетенции, экспертные учреждения, профилактическая деятельность

Для цитирования: Федорович В. Ю. Особенности компетенции судебного эксперта в профилактической деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2023. - № 4 (100). - С. 181-185; ёо1: 10.35750/2071-8284-2023-4-181-185.

Vasily Yu. Fedorovich

Cand. Sci. (Jurid.), Docent https://orcid.org/0000-0001-9070-9862, fevur@yandex.ru

Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot 12, Volgina str., Moscow, 117437, Russian Federation

Peculiarities of the competence of a forensic expert in preventive activities

Abstract: Introduction. Due to transformations in the methodology of education and professional training of specialists in the field of forensic expertise, there is a need to pay attention to such a professional competence as the ability to prevent offences in according to the specifics of expert activity. Preventive tasks are fixed in the job instructions of experts carrying out their activities in the framework of criminal and civil proceedings. However, there is uncertainty in the normative documents concerning recommendations of preventive activities to be provided by a forensic expert unit.

In practice, the implementation of preventive tasks is out of the sphere of forensic examination. This requires a detailed analysis of the organisational and methodological side of professional training, as well as the creation of a special course on expert preventive activities.

© Федорович В. Ю., 2023

Methods. In the process of research, the author used methods of analysing normative documents (including regulations), comparative legal, statistical, and formal logic methods.

Results. Based on the results of the research, the author makes a conclusion that in order to solve the existing issues it is reasonable to develop unified scientific, methodological and organisational approaches by conducting scientific research at the interdepartmental level, as well as to form a separate special course on expert prevention activities.

Keywords: forensic expertise, expert, professional competences, expert agencies, preventive activities

For citation: Fedorovich V. Yu. Peculiarities of the competence of a forensic expert in preventive activities // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. -№ 4 (100). - P. 181-185; doi: 10.35750/2071-8284-2023-4-181-185.

Необходимость совершенствования подготовки специалистов в области судебной экспертизы устанавливается Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», где в ст. 11 государственным судебно-экспертным учреждениям одного и того же профиля предписывается осуществлять деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Кроме того, в ст. ст. 19, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» данная работа возложена на образовательные организации, осуществляющие свою деятельность в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями. Таким образом, основными субъектами, отвечающими за научно-методическое обеспечение формирования необходимых компетенций специалистов, являются образовательные и экспертные учреждения, а значит, эта деятельность должна иметь единую организационную и методологическую основу.

В современных условиях методика преподавания проходит путь модернизации. Изменились цели профессионального образования, разрабатываются новые программы подготовки, инновационные подходы в реализации специальных дисциплин через интегрированные образовательные области. Формируются современные концепции образования, основанные на компетентностном подходе [1, с. 8]. Соответствующая трансформация по рассматриваемому вопросу произошла в содержании ФГОС по специальностям 031003 «Судебная экспертиза» (2011), 40.05.03 «Судебная экспертиза» (2016, 2020). Изначально во ФГОС по специальности 031003 «Судебная экспертиза» (2011) наряду с экспертной, технико-криминалистической, информационной, организационно-управленческой, организационно-методической деятельностью изучается и область профилактической деятельности. В нее были включены выявленные на основе анализа и обобщения следственно-оперативной и экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение. В рамках освоения профессионального цикла специалист должен

приобретать умения по выявлению обстоятельств, способствующих росту преступности, планированию и осуществлению деятельности по профилактике преступлений и иных правонарушений [2, с. 343], в том числе совершаемых самими экспертами [3, с. 35].

Во ФГОС 2016 г. данная позиция сохраняется1 . Но уже во ФГОС 2020 г. указывается, что в дополнение к основным (правоприменительным, экспертным, технико-криминалистическим, консультационным) типам задач профессиональной деятельности выпускники также могут готовиться к решению задач, включая профилактический тип2. Таким образом, профилактическая деятельность становится в рамках изучаемого вопроса факультативной. Тем не менее в квалификационных требованиях к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении МВД России3, прошедших обучение по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза», в рамках реализации профилактических задач определяется профессиональная компетенция как способность осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений в соответствии со спецификой своей экспертной деятельности4.

1 Об утверждении ФГОС ВО по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста) : приказ Минобрнауки России от 28 октября 2016 г. № 1342 [Электронный ресурс] // доступ из «Гарант.ру» ИПП : сайт. - URL: https://base.garant.ru/71557546/ (дата обращения: 08.08.2023).

2 Об утверждении ФГОС ВО - специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза : приказ Минобрнауки России от 31 августа 2020 г. № [Электронный ресурс] // доступ из «Гарант.ру» ИПП : сайт. - URL: https://base.garant. ru/74636600/ (дата обращения: 08.08.2023).

3 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 [Электронный ресурс] // доступ из «ГАРАНТ.РУ» ИПП : сайт. - URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_ qlYqx_aPg1fyY8tC-7LnXAuug8tKk5KPL86_ wk7XDoNGi31Pzu_CQ4o7igv2P4JnhjP0n8ae0zrPLv0u-w3-52fKP8bfnu-G45IHjwQ== (дата обращения: 08.08.2023).

4 Квалификационные требования к специальной

профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находя-

щихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, прошедших обучение по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» (специализация: криминалистические экспертизы), утвержденные министром внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2021 г.

Анализируя должностные регламенты экспертов экспертно-криминалистического центра МВД республиканского уровня, отметим, что они содержат такую составляющую, как обязанность применять криминалистические средства и методы по заданиям следственных органов и оперативных служб, подразделений дознания органов внутренних дел для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования вещественных доказательств, обеспечивая их активное использование в выявлении, предупреждении (здесь и далее курсив наш - В. Ф.), способствующих раскрытию и расследованию преступлений. Аналогичные обязанности в части осуществления профилактических задач закреплены в должностных инструкциях экспертов других ведомств, осуществляющих свою деятельность в рамках уголовного и гражданского судопроизводства.

В соответствии с основной образовательной программой по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» данная компетенция формируется в ходе преподавания таких учебных дисциплин и практик, как «Теория судебной экспертизы», «Гражданское право, гражданский процесс», «Административная деятельность полиции», «Основы управления в органах внутренних дел», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел», «Криминология», а также на производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. В данном перечне отсутствуют дисциплины по экспертным специальностям, и на это есть свои причины.

Изучение типовых экспертных методик исследования вещественных доказательств5, разработанных ЭКЦ МВД России, показало, что в них отсутствует какое-либо указание на решение профилактических задач в рамках производства экспертиз и исследований. В п. 44 приказа МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» отмечается, что в случае выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу6. В контексте данного приказа видна некоторая неопределённость в представлении профилактических рекоменда-

5 Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств / под ред. канд. техн. наук Ю. М. Дильдина; общ. ред. канд. техн. наук В. В. Мартынова. - Москва: ЭКЦ МВД России, 2010. - Ч. I. - 568 с.

6 Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 // доступ из СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_55315/ (дата обращения: 08.08.2023).

ций со стороны экспертно-криминалистического подразделения в лице её руководителя. При этом роль эксперта, непосредственно проводящего экспертизу и лично несущего ответственность за её результаты, остаётся за рамками этого регулирования. Можно только допустить, что такие предложения со стороны эксперта могут возникнуть в рамках проявленной им инициативы, предусмотренной ст. ст. 57, 204 УПК РФ7. Однако её реализация предусмотрена в форме заключения в пределах компетенции эксперта, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования. Такие возможности рассматривались в 60-е годы прошлого столетия и не потеряли своей актуальности сегодня [5, с. 15]. Некоторая самостоятельность вырабатываемой профилактической рекомендации имеет практический смысл, связанный с ограничениями, накладываемыми на эксперта по неразглашению данных предварительного расследования8, которые в случае с инициативным изложением вопросов могут не входить в план расследования и далее осложнить деятельность следователя по установлению фактических данных.

Таким образом, в результатах непосредственной деятельности эксперта, а именно, в заключении эксперта, отражающем объективное проведение исследования на строго научной и практической основе в пределах соответствующей специальности9, всесторонне и в полном объёме, решение профилактических задач выносится за рамки производства экспертизы, что, на наш взгляд, требует отдельной проработки как с правовой, так и с организационно-методической стороны.

В настоящее время в Российской Федерации система профилактики правонарушений, в том числе формы и методы, полномочия субъектов профилактики продолжают уточняться ведомственными правовыми актами. Одним из таких документов стал приказ МВД России от 24 августа 2023 г. № 619 «О некоторых организационных вопросах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений», установивший профилактику преступлений и административных правонарушений одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Важно отметить, что приказом определены для использования основные направления обеспечитель-

7 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч. 1). -Ст. 4921.

8 Ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.

9 Статья 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // доступ из «Гарант.ру» ИПП : сайт. - URL: https://base.garant.ru/12 123142/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/ (дата обращения: 08.08.2023).

ных мер в соответствии с компетенцией субъекта ведомственной системы профилактики. К ним относятся меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, административного, уголовного, уголовно-процессуального характера; оперативно-розыскного характера, в частности, формирование, ведение и использование банков данных криминалистической, экспертно-кри-миналистической и иной информации о лицах, предметах [6, с. 100] и фактах10. Необходимость формирования знаний, умений и навыков использования современных информационно-поисковых систем, инновационных технологий у обучающихся указывается не только в учебно-методической документации основных образовательных программ по специальности

10 Пункт 33 части 1 статьи 13 и статья 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // доступ из СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_110165/cdde38fe25c37368ccc0 14de994e36cf128d5318/ (дата обращения: 08.08.2023).

«Судебная экспертиза», но и является предметом изучения многих известных ученых-криминалистов [7-10].

Современное развитие экспертно-крими-налистической деятельности определяет возможность расширения реализации профилактической функции и подтверждает необходимость повышения значимости научных исследований и усиления практической эффективности при формировании профессиональных компетенций в решении профилактических задач.

В целях решения имеющихся проблем целесообразно выработать единые научно-методические и организационные подходы путём проведения научных исследований на межведомственном уровне, а также сформировать отдельный специальный курс по экспертной профилактической деятельности.

В курс войдут вопросы теории и истории, изучения правовой регламентации профилактической деятельности, формирования компетенции эксперта (специалиста) в этой области, а также особенности взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений.

Список литературы

1. Илиджев А. А. Дидактическая система компетентностно-ориентированного обучения в образовательных организациях МВД России : монография. - Казань : КЮИ МВД России, 2018. - 404 с.

2. Зуйкова Н. А., Головко С. А. О пределах компетенции эксперта / Криминалистика и судебная экспертиза: наука, практика, опыт : сб. науч. трудов. - Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2021. - С. 343-344.

3. Перепечина И. О. Экспертные ошибки в контексте профессиональной деятельности экспертов // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 3. - С. 34-35.

4. Кондратьева А. И. Исследование вещественных доказательств на стадии судебного следствия // Молодой ученый. - 2022. - № 36 (431). - С. 110-112.

5. Никифоров В. М. О пределах компетенции эксперта / Вопросы советской криминалистики : сборник. - Москва: Гос. изд-во юрид. лит., 1951. - С. 14-25.

6. Гаврилин Ю. В. О понятии и содержании государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (криминалистической политики) // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 2. - С. 96-102.

7. Майлис Н. П. Совершенствование судебно-экспертной и дидактической деятельности с использованием инновационных технологий // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2015. - Вып. 2. - С. 12-15.

8. Ручкин В. А., Скрынников А. Е. Цифровизация справочно-информационных фондов: современное состояние и вызовы // Судебная экспертиза. - 2021. - № 3 (67). - С. 8-15.

9. Перепечина И. О. Некоторые новые возможности ДНК (РНК)-диагностики // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 2. - С. 214-219.

10. Россинская Е. Р. Эффективность судебно-экспертной деятельности сквозь призму судебной экспертологии // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 2. - С. 85-90.

11. Хрусталев В. Н. К вопросу о содержании профилактической деятельности судебного эксперта // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 2. - С. 237-241.

12. Россинская Е. Р. Проблемы использования специальных знаний в судебном исследовании компьютерных преступлений в условиях цифровизации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. -2019. - № 5 (57). - С. 31-44.

13. Киселевич И. В. Экспертно-профилактическая деятельность на современном этапе // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 2. - С. 161-164.

14. Несмиянова И. О. Информация как основной фактор профилактической деятельности эксперта-трасолога // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 2. - С. 193-195.

15. Соколова О. А. Некоторые проблемы профилактики в судебной экспертизе // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 2. - С. 213-217.

References

1. Ilidzhev A. A. Didakticheskaya sistema kompetentnostno-oriyentirovannogo obucheniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii : monografiya. - Kazan' : KYUI MVD Rossii, 2018. - 404 s.

2. Zuykova N. A., Golovko S. A. O predelakh kompetentsii eksperta / Kriminalistika i sudebnaya ekspertiza: nauka, praktika, opyt : sb. nauch. trudov. - Moskva: Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2021. - S. 343-344.

3. Perepechina I. O. Ekspertnyye oshibki v kontekste professional'noy deyatel'nosti ekspertov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2015. - № 3. - S. 34-35.

4. Kondrat'yeva A. I. Issledovaniye veshchestvennykh dokazatel'stv na stadii sudebnogo sledstviya // Molodoy uchenyy. - 2022. - № 36 (431). - S. 110-112.

5. Nikiforov V. M. O predelakh kompetentsii eksperta / Voprosy sovetskoy kriminalistiki : sbornik. -Moskva: Gos. izd-vo yurid. lit., 1951. - S. 14-25.

6. Gavrilin Yu. V. O ponyatii i soderzhanii gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politiki v oblasti kriminalisticheskogo obespecheniya pravookhranitel'noy deyatel'nosti (kriminalisticheskoy politiki) // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2022. - № 2. - S. 96-102.

7. Maylis N. P. Sovershenstvovaniye sudebno-ekspertnoy i didakticheskoy deyatel'nosti s ispol'zovaniyem innovatsionnykh tekhnologiy // Vestnik Akademii ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii. - 2015. -Vyp. 2. - S. 12-15.

8. Ruchkin V. A., Skrynnikov A. Ye. Tsifrovizatsiya spravochno-informatsionnykh fondov: sovremennoye sostoyaniye i vyzovy // Sudebnaya ekspertiza. - 2021. - № 3 (67). - S. 8-15.

9. Perepechina I. O. Nekotoryye novyye vozmozhnosti DNK (RNK)-diagnostiki // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2019. - № 2. - S. 214-219.

10. Rossinskaya Ye. R. Effektivnost' sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti skvoz' prizmu sudebnoy ekspertologii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2017. - № 2. - S. 85-90.

11. Khrustalev V. N. K voprosu o soderzhanii profilakticheskoy deyatel'nosti sudebnogo eksperta // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2020. - № 2. - S. 237-241.

12. Rossinskaya Ye. R. Problemy ispol'zovaniya spetsial'nykh znaniy v sudebnom issledovanii komp'yuternykh prestupleniy v usloviyakh tsifrovizatsii // Vestnik Universiteta imeni O. Ye. Kutafina. - 2019. -№ 5 (57). - S. 31-44.

13. Kiselevich I. V. Ekspertno-profilakticheskaya deyatel'nost' na sovremennom etape // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2020. - № 2. - S. 161-164.

14. Nesmiyanova I. O. Informatsiya kak osnovnoy faktor profilakticheskoy deyatel'nosti eksperta-trasologa // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2020. - № 2. - S. 193-195.

15. Sokolova O. A. Nekotoryye problemy profilaktiki v sudebnoy ekspertize // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2020. - № 2. - S. 213-217.

Статья поступила в редакцию 18.09.2023; одобрена после рецензирования 16.09.2023; принята к публикации 07.10.2023.

The article was submitted September 18, 2023; approved after reviewing September 16, 2023; accepted for publication October 7, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.