Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА'

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / коммуникативная направленность / осужденные / переживание одиночества / осужденные с разным уровнем переживания одиночества / communication / communicative orientation / convicts / loneliness experience / convicts with different levels of loneliness experience

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чертовикова Анастасия Сергеевна

Статья посвящена коммуникативной направленности личности как одному из элементов коммуникативной сферы. Обозначена роль коммуникативной сферы в развитии личности. В статье рассматриваются особенности коммуникативной направленности осужденных с разным уровнем переживания одиночества. Дано определение понятию коммуникативной направленности. Обозначена цель эмпирического исследования. В статье представлены психодиагностические методики эмпирического исследования, дано описание выборки исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной направленности у осужденных с низким, средним и высоким уровнем переживания одиночества. Описаны доминирующие виды направленности личности в общении и их проявления у осужденных с разным уровнем переживания одиночества. С учетом полученных результатов даны рекомендации по организации психокоррекционной работы с указанной категорией осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the communicative orientation of the personality as one of the elements of the communicative sphere. The role of the communicative sphere in the development of personality is indicated. The article examines the peculiarities of the communicative orientation of convicts with different levels of loneliness. The definition of the concept of communicative orientation is given. The purpose of empirical research is indicated. The article presents psycho-diagnostic methods of empirical research, a description of the study sample is given. The article presents the results of an empirical study of the communicative orientation of convicts with low, medium and high levels of loneliness. The dominant types of personality orientation in communication and their manifestations in convicts with different levels of loneliness experience are described. Taking into account the results obtained, recommendations are given on the organization of psycho-corrective work with this category of convicts.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА»

8. Царева, E.B. Исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях / Е.В. Царева, Ю.Д. Микулец, A.A. Слюняева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. -Ч. 2. - С. 370-373

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Чертовикова Анастасия Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ

ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена коммуникативной направленности личности как одному из элементов коммуникативной сферы. Обозначена роль коммуникативной сферы в развитии личности. В статье рассматриваются особенности коммуникативной направленности осужденных с разным уровнем переживания одиночества. Дано определение понятию коммуникативной направленности. Обозначена цель эмпирического исследования. В статье представлены психодиагностические методики эмпирического исследования, дано описание выборки исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной направленности у осужденных с низким, средним и высоким уровнем переживания одиночества. Описаны доминирующие виды направленности личности в общении и их проявления у осужденных с разным уровнем переживания одиночества. С учетом полученных результатов даны рекомендации по организации психокоррекционной работы с указанной категорией осужденных.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная направленность, осужденные, переживание одиночества, осужденные с разным уровнем переживания одиночества.

Annotation, the article is devoted to the communicative orientation of the personality as one of the elements of the communicative sphere. The role of the communicative sphere in the development of personality is indicated. The article examines the peculiarities of the communicative orientation of convicts with different levels of loneliness. The definition of the concept of communicative orientation is given. The purpose of empirical research is indicated. The article presents psychodiagnostic methods of empirical research, a description of the study sample is given. The article presents the results of an empirical study of the communicative orientation of convicts with low, medium and high levels of loneliness. The dominant types ofpersonality orientation in communication and their manifestations in convicts with different levels of loneliness experience are described. Taking into account the results obtained, recommendations are given on the organization of psychocorrective work with this category of convicts.

Key words: communication, communicative orientation, convicts, loneliness experience, convicts with different levels of loneliness experience.

Введение. Одним из характерных свойств человека, как социального существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение - одно из ведущих условий социализации личности, поскольку в онтогенезе именно в процессе общения происходит усвоение человеком общественного опыта, норм нравственности и формирование законопослушного поведения. Исторический опыт и повседневная практика с наглядной убедительностью свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми неизбежно приводят к утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств, деформации коммуникативной сферы человека.

Коммуникативная сфера, наряду с эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационной сферами, участвует в становлении и развитии личности, регулирует ее отношение к себе и к окружающим. Являясь основополагающим фактором, управляющим системой межличностных отношений, коммуникативная сфера влияет на систему установок, ориентации, стереотипов и других диспозиций, через которые личность воспринимает и оценивает других людей.

Одним из важнейших условий для развития коммуникативной сферы личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе взаимодействия с другими. Применительно к осужденным, содержащимся в условиях изоляции, проблема деформации коммуникативной сферы особенно актуальна. Тюремная изоляция предполагает особые условия человеческого существования: недоброжелательность окружения, скудная бытовая обстановка, криминальная субкультура, давление со стороны персонала, утрата постоянных контактов и, как результат, повышенные трудности адаптации. Анализ практики показывает, что у ряда лиц, содержащихся в исправительных колониях в период отбывания наказания, наблюдается замкнутость, отчуждение, ощущение одиночества, отдаление от других осужденных.

Переживая ощущение одиночества, на которое оказывает влияние множество факторов мест лишения свободы, у осужденного снижается мотивированность к общению, изменяются мотивы поведения, что отражается на направленности в общении, изменяется потребность в обмене информацией, познании чего-то нового через общение, что значительно влияет на коммуникативную сферу личности [1, С. 46]. При таком положении дел затрудняется процесс исправления и ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Изложение основного материала статьи. Коммуникация - это двустороннее взаимодействие между субъектами, цель которого заключается в обмене какой-либо информацией. Сам процесс коммуникации, включая его главный компонент -обмен информацией между субъектами, осуществляется в коммуникативной сфере. В процессе обмена информацией происходит важный процесс - социализация субъекта, адаптация личности к определенным условиям жизни в обществе. При этом коммуникацию можно отнести к важнейшим факторам, которые влияют на развитие личности в процессе социализации [4, С. 34].

Среди структурных элементов коммуникативной сферы часто выделяют коммуникативную направленность личности в целом [2, С. 16]. Коммуникативная направленность представляет собой совокупность более или менее осмысленных личностных установок, ценностно-ориентированных взглядов и ценностей в области межличностного общения, а также представлений о том, что такое общение, каковы его цели, средства и допустимые способы поведения. Коммуникативная направленность подразумевает определенное отношение к партнеру и себе, определенный способ включения собственной личности во взаимодействие с другими [3, С. 24]. Она проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны.

Важным для осуществления эффективного исправительного процесса и профилактики правонарушений среди осужденных является изучение особенностей их коммуникативной сферы, поскольку неадекватные способы общения и поведения у лиц, отбывающих наказание, обычно способствуют формированию криминальной направленности личности.

В период нахождения в местах лишения свободы осужденные переживают состояние одиночества, вызванное факторами пенитенциарной среды (изоляция, отрыв от привычного образа жизни, родных, друзей и др.), определяющее особенности их взаимодействия друг с другом.

Целью эмпирического исследования стало изучение коммуникативной направленности осужденных с разным уровнем переживания одиночества. В качестве психодиагностических методов исследования были использованы такие методики, как методика изучения субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон) и опросник «Направленность личности в общении» (C.JI. Братченко). Для выявления статистически значимых различий между экспериментальными группами использовался критерий Фишера (ф*- критерий).

Совместно с A.A. Пахомовой было проведено эмпирическое исследование на базе ИК-6 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Отбор в экспериментальные группы осуществлялся на основе методики Д. Рассела и М. Фергюсона, позволившей выявить у осужденных высокий, средний и низкий уровень одиночества.

В экспериментальную группу 1 (далее - ЭГ 1) было отобрано 15 осужденных с низким уровнем переживания одиночества, в экспериментальную группу 2 (далее - ЭГ 2)-15 осужденных со средним уровнем переживания одиночества, в экспериментальную группу 3 (далее - ЭГ 3) было отобрано 15 осужденных с высоким уровнем переживания одиночества. Все испытуемые были уравновешены по полу, возрасту и уровню образования.

С помощью методики С.Л. Братченко был выявлен доминирующий вид направленности в общении у осужденных с разным уровнем переживания одиночества. Рассмотрим полученные результаты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатели направленности личности в общении у осужденных

№ п/п Название шкалы ЭГ 1 (%) ЭГ 2 (%) ЭГ 3 (%)

1. Диалогическая 13,2 26,4 19,8

2. Авторитарная 19,8 6,6 0

3. Манипулятивная 33 26,4 6,6

4. Альтероцентристская 6,6 13,2 39,6

5. Конформная 19,8 6,6 13,2

6. Индифферентная 6,6 19,8 19,8

Как видно из таблицы, у 33% осужденных из экспериментальной группы 1 преобладает манипулятивная направленность личности в общении. Вероятно, осужденные стремятся понять партнера с целью использования и управления его поведением, получения необходимой информации, выгоды в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью. Меньше всего у осужденных ЭГ 1 выражена индифферентная (6,6%) и альтероцентристская направленность (6,6%), что говорит об отсутствии выраженной ориентации в сфере общения, безразличии к проблемам другого и установкой на сугубо деловые отношения с партнером.

В экспериментальной группе 2 преобладает диалогическая (26,4%) и манипулятивная направленность (26,4%). Можно сделать предположение, что результаты связаны со страхом оказаться в роли жертвы. Главной задачей для осужденных в исправительном учреждении является выживание любыми доступными способами: кто-то вступает в группу к более авторитетным осужденным, кто-то выживает в одиночку, имея определенные навыки, полезные для исправительных учреждений или сотрудничая с администрацией. Но, если осужденный не сможет найти свое место в пенитенциарной среде или проявит слабость на глазах у других, он может оказаться в роли жертвы, что впоследствии приведет к изменению «тюремного статуса». Чтобы такого не произошло осужденные могут намеренно использовать манипулятивную направленность в общении, которая позволит в разных целях получать выгоду для своего комфортного существования. При этом любые качества партнера приобретают для осужденного значимость, поскольку они пригодны «для дела» и могут быть использованы для достижения цели. Меньше всего у ЭГ 2 проявляется авторитарная (6,6%) и конформная направленность (6,6%), что говорит об отсутствии стремления доминировать над собеседником и соглашаться с его позицией.

Для экспериментальной группы 3 характерна альтероцентристская направленность (39,6%), т.е. осужденные с высоким уровнем переживания одиночества добровольно центрируются на другом и бескорыстно отказываются от себя, они ориентированы на цели и потребности партнера, стремятся глубже понять запросы другого с целью наиболее полного их удовлетворения, с безразличным отношением к тому, как понимает и воспринимает их партнер. Меньше всего у ЭГ 3 выражена авторитарная (0%) и манипулятивная направленность (6,6%).

Обратимся к таблице 2, в которой представлены результаты сравнения показателей направленности личности в общении у осужденных с разным уровнем переживания одиночества по методике «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко, полученные с помощью критерия Фишера.

Таблица 2

Результаты сравнения показателей направленности личности в общении у осужденных экспериментальных

групп

№ п/п Название шкалы Сравниваемые группы / уровень значимости различий

ЭГ1и ЭГ 2 ЭГ1и ЭГ 3 ЭГ2и ЭГ 3

1. Диалогическая - - -

2. Авторитарная 0,05 - -

3. Манипулятивная - 0,01 0,05

4. Альтероцентристская - 0,01 0,01

5. Конформная 0,05 - -

6. Индифферентная 0,05 - -

Как видно из таблицы 2, в экспериментальных группах 1 и 2 существуют значимые различия (при р<0,05) по шкале «Авторитарная направленность». Данные говорят о том, что у осужденных с низким уровнем переживания одиночества в большей степени выражена авторитарная направленность личности в общении, чем у осужденных со средним уровнем переживания одиночества. Вероятно, данные могут быть связаны с тем, что осужденные с низким уровнем переживания одиночества испытывают общую неуверенность в себе. Отсюда их самооценка может быть чересчур завышена, она выступает в роли защитного механизма. Желание быть понятым и требование согласиться с собственной позицией является внутренней защитой личности, которая проявляется в жесткости и уверенности своего мнения.

В экспериментальных группах 1 и 2 также существуют значимые различия (при р<0,05) по шкале «Конформная направленность». Данные говорят о том, что у осужденных с низким уровнем переживания одиночества в большей степени выражена конформная направленность личности в общении, чем у осужденных со средним уровнем переживания одиночества.

Далее обратим внимание на шкалу «Индифферентная направленность». В экспериментальных группах 1 и 2 существуют значимые различия (при р<0,05) по шкале «Индифферентная направленность». Данные говорят о том, что у осужденных со средним уровнем переживания одиночества в большей степени выражена индифферентная направленность личности в общении, чем у осужденных с низким уровнем переживания одиночества. Индифферентная направленность личности характеризуется отсутствием выраженной ориентации в сфере общения, безразличием к проблемам другого и к своему общению, установка на сугубо деловые отношения с партнером. Можно сделать предположение, что различия в группах связаны с разным восприятием периода изоляции. Если предположить, что группа с низким уровнем переживания одиночества намеренно ищет контакты, чтобы безболезненно отбывать наказание в отрыве от привычной среды, то группа со средним показателем переживания одиночества справляется с изоляцией с помощью проявления безразличия к другим. Также можно предположить, что осужденные со средним уровнем переживания одиночества имеют индифферентную направленности в общении, поскольку не хотят вступать в контакты с людьми, придерживающимися криминальной субкультуры, поэтому они общаются с осужденными только по деловым вопросам.

Между экспериментальной группой 1 и 3 существуют значимые различия (при р<0,01) по шкале «Манипулятивная направленность». Данные говорят о том, что у осужденных с низким уровнем переживания одиночества в большей степени выражена манипулятивная направленность личности в общении, чем у осужденных с высоким уровнем переживания одиночества. Вероятно, данные связаны с стремлением к независимости и самостоятельности, с одной стороны, и желанием найти опору в своем окружении - с другой, чтобы отбывание наказания прошло безболезненно. Возможно, осужденные с низким уровнем переживания одиночества манипулируют намеренно, чтобы извлекать для себя выгоду для выживания в условиях ИУ.

Рассмотрим различия по шкале «Альтероцентристская направленность». В экспериментальных группах 1 и 3 существуют значимые различия (при р<0,01) по данной шкале, свидетельствующие о том, что у осужденных с высоким уровнем переживания одиночества в большей степени выражена альтероцентристская направленность личности в общении, чем у осужденных с низким уровнем переживания одиночества. Возможно, результат связан с тем, что осужденные с высоким уровнем переживания одиночества бескорыстно жертвуют своими собственными интересами, чтобы заместить нехватку эмоциональной близости либо контактов с людьми. Ситуация уединения у них связана с неприятными либо болезненными ощущениями, а проявление бескорыстной помощи замещает часть недостающих эмоциональных контактов.

В экспериментальных группах 2 и 3 существуют значимые различия (при р<0,05) по шкале «Манипулятивная направленность». Данные говорят о том, что у осужденных со средним уровнем переживания одиночества в большей степени выражена манипулятивная направленность личности в общении, чем у осужденных с высоким уровнем переживания одиночества, что вероятно связано со стремлением к получению определенного статуса в пенитенциарной среде. Манипулятивная направленность в общении позволяет в разных целях получать выгоду для своего комфортного существования.

Далее обратим внимание на шкалу «Альтероцентристская направленность» у осужденных из 2 и 3 экспериментальной группы, по которой получены значимые различия (при р<0,01). Данные говорят о том, что у осужденных с высоким уровнем переживания одиночества в большей степени проявляется ориентация на цели собеседника и бескорыстное жертвование своими интересами, чем у осужденных со средним уровнем переживания одиночества, что предположительно связано с низкой самооценкой, от которой появляется бескорыстное жертвование своими собственными интересами и игнорирование своих целей.

Выводы. В настоящее время важным для осуществления эффективного исправительного процесса в местах лишения свободы является изучение особенностей коммуникативной сферы осужденных, являющихся индикатором социально-психологической характеристики их личности.

Результаты эмпирического исследования показали, что особенности коммуникативной направленности осужденных связаны с переживаемым ими чувством одиночества. Осужденные с низким уровнем переживания одиночества имеют склонность к манипулятивному поведению, для осужденных со средним уровнем переживания одиночества характерна диалогическая направленность в общении, осужденные с высоким уровнем переживания одиночества склонны к альтероцентристской направленности в общении.

Полученные результаты можно учитывать при организации психологического сопровождения указанных категорий лиц. Для осужденных с низким уровнем переживания одиночества коррекционные занятия могут быть направлены на снижение уровня эгоцентризма, развитие навыков общения с разными группами людей без применения силы и манипуляций, что позволит сформировать у осужденных позитивные навыки реализации своего «Я». Для осужденных со средним уровнем переживания одиночества необходимо проводить мероприятия, направленные на поднятие уровня самооценки, чувства собственной значимости в общении. В рамках проведения коррекционной работы с осужденными с высоким уровнем переживания одиночества необходимо подбирать занятия, направленные на развитие адаптационного потенциала, гибкости в общении, умения приспосабливаться к другим.

Литература:

1. Демидочкина, М.Ю. Общение как важное условие исправительного воздействия на осужденных / М.Ю. Демидочкина, В.А. Анфиногенов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 2.-С. 45-49

2. Защиринская, О.В. Концептуальные представления о структуре общения / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - № 4. - С. 16-23

3. Ищенко, Е.Г. Структура коммуникативных свойств личности / Е.Г. Ищенко // Наука и социум: материалы X Межд. науч.-практ. конф. «Безопасность человека в экстремальных климато-экологических и социальных условиях» (Турция, Кемер, 28 апреля - 7 мая 2019 г.) / под ред. М.Г. Чухрова. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2019. -С. 23-26

4. Хабибуллина, З.Н. Роль коммуникации в социализации личности / З.Н. Хабибулина // Бюллетень науки и практики. -2018,- № 11,-С. 34-39

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой общей и педагогической психологии Шабышева Юлия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск);

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей

и педагогической психологии Антилогова Лариса Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск);

магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», магистерская

программа «Психологическое консультирование в образовании» Колосова Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКОВЫМ БУЛЛИНГОМ

Аннотация. В статье поднимаются вопросы, связанные с темой буллинга, как социально-психологического явления, обосновывается ее актуальность и значимость. Особое внимание уделяется рассмотрению данной проблемы в подростковом возрасте. Авторами кратко анализируются данные научных работ по изучению буллинга в современных психолого-педагогических исследованиях. В обзоре акцентируется внимание на важности аспектов, связанных с количественными и качественными характеристиками буллинга, особенностями его проявления именно в подростковой среде. В работе указывается на то, что рост насилия и агрессии среди подростков делает работу по изучению профилактики и коррекции буллинга востребованной и своевременной, при этом, одним из способов выступает социально-психологический тренинг, позволяющий за относительно непродолжительное время проработать данный социальный феномен среди старшеклассников. В эмпирическом исследовании использованы методики, направленные на определение буллинга и буллинг-структуры, диагностику показателей и форм агрессии, выявление коммуникативных и организаторских склонностей, тревожности и уровня самооценки подростков. С помощью количественного и качественного анализа были отмечены положительные изменения среди несовершеннолетних, принявших участие в социально-психологическом тренинге, направленном на коррекцию буллинга среди подростков.

Ключевые слова: буллинг; старшеклассники; подростковый буллинг; социально-психологический тренинг.

Annotation. The article raises questions related to the topic of bullying as a socio-psychological phenomenon, and substantiates its relevance and significance. Particular attention is paid to considering this problem in adolescence. The authors briefly analyze the data of scientific works on the study of bullying in modern psychological and pedagogical research. The review focuses on the importance of aspects related to the quantitative and qualitative characteristics of bullying, the features of its manifestation specifically in the teenage environment. The work points out that the increase in violence and aggression among adolescents makes the work on studying the prevention and correction of bullying relevant and timely, while one of the ways is socio-psychological training, which makes it possible to work on this social phenomenon among high school students in a relatively short time. The empirical study used methods aimed at determining bullying and the bullying structure, diagnosing indicators and forms of aggression, identifying communicative and organizational tendencies, anxiety and the level of self-esteem of adolescents. Using quantitative and qualitative analysis, positive changes were noted among minors who took part in socio-psychological training aimed at correcting bullying among adolescents.

Key words: bullying; high school students; teenage bullying; socio-psychological training.

Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Арт-терапевтические средства профилактики девиантного поведения подростков» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» №073-03-2023-018/5)

Введение. Рост насилия и агрессии среди подростков в школьной среде делает работу по изучению профилактики и коррекции буллинга востребованной и своевременной. В исследованиях, проведенных Европейским региональным бюро ВОЗ еще в 2013-14 гг. отмечается, что в России 23% девочек и 27% мальчиков в возрасте 11 лет подвергались буллингу; в возрасте 13 лет - 15% и 21%; в 15 лет - 12% и 15% соответственно. В итоге, Россия занимает 3-5-е места по количеству жертв буллинга среди 42 изучаемых стран [1, С. 145]. Спустя десять лет ситуация не меняется в лучшую сторону. В работах B.C. Собкина и М. М. Смысловой отмечается, что 60% школьников испытывали на себе буллинг в школе [7, С. 72]. Также важно понимать, что травля отрицательно сказывается не только на жертве, но и на других участниках буллинга - страдает сам буллер, а также наблюдатели и защитники. В этой ситуации нет победивших, проигрывают все. Подобные результаты исследований заставляют задуматься о необходимости разработки и внедрения эффективных способов профилактики и коррекции данного социального явления, которых, как показывает практика, на данный момент не хватает для кардинального искоренения буллинга в отечественной системе образования. Одним из таких способов выступает социально-психологический тренинг, позволяющий за относительно непродолжительное время проработать данный социальный феномен среди подростков.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование проводилось на базе БУ г. Омска «Омский молодежный многофункциональный центр» (подразделение «Центр психологической поддержки и профилактической работы»), В качестве испытуемых выступили младшие подростки в возрасте 12-14 лет (учащиеся 6-х-8-х классов). На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику подростков по двум направлениям. Первое направление диагностики было нацелено на определение роли испытуемых в ситуации буллинга, а также на оценку уровня агрессии у каждого подростка. Для этой цели были проведены три методики: «Выявление буллинг-структуры» (Норкина Е.Г.) [4]; «Опросник буллинга» (Олвеус Д.) [2] и «Диагностики показателей и форм агрессии» (Басс А., Дарки А.) Г81.

По результатам методики Е.Г. Норкиной было выявлено, что из 63 испытуемых у 7 (11,11%) подростков преобладает роль «исполнителя» (буллер); роль «помощника» присуща 8 (12,5%) несовершеннолетним; «защитниками» выступают 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.