Научная статья на тему 'Особенности коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста и пути её формирования'

Особенности коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста и пути её формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ФУТБОЛ / PROFESSIONAL / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTERACTIVE METHODS / FORMATION / FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыкова Белла Вячеславовна, Синяев Сергей Сергеевич

Цель работы состоит в научно-теоретическом описании характерных особенностей проявления коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста и пути её формирования в учебно-тренировочном процессе. Методы исследования используемые в статье: теоретические анализ профессионально-спортивной, психолого-педагогической научной литературы и диссертационных работ по исследуемой проблеме, которые легли в основу характеристики и упорядочения терминологического поля исследования; сравнительный анализ, обобщение, наблюдение, систематизация материалов по проблеме исследования. Результаты исследования. На основе проведенного анализа теоретической литературы, диссертационных исследований и собственного опыта в статье выявлены особенности коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности спортсмена-футболиста. Раскрыто содержание понятий «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность» спортсмена-футболиста. Описаны основные составляющие особенности формирования коммуникативной компетентности как одного из компонентов профессиональной готовности спортсмена-футболиста к командной высокоэффективной игре. Область применения результатов. Такой взгляд касающиеся процесса формирования коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста будет интересен специалистам в области физической культуры и спорта при Разработке комплексных программ, проектов, тренингов для подготовки профессионального спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTICS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A SPORTSMAN-FOOTBALLER AND THE WAYS OF ITS FORMATION

Work objective consists in the principled description of characteristics of the communicative competence display of a sportsman-footballer and the ways of its formation in the trainer process. Methods of the research used in the article: theoretical the analysis of professional and sporting, psychological and pedagogical scientific literature and thesis works on the problem under study which formed the basis of characteristic and adjustment of the terminological field of the research; the comparative analysis, generalization, observation, systematization of materials on the problem under study. Research results. In the article the characteristics of communicative competence are found out in the professional activity of a sportsman-footballer on the basis of the carried-out analysis of theoretical literature, dissertational researches and the own experience. In the article the content of the terms is found out such as: «professional competence», «communicative competence» of a sportsman-footballer. The main component features of communicative competence formation are described, as one of the components of professional readiness of a sportsman-footballer to a team highly effective game. Scope of the results. Such view concerning the process of communicative competence formation of a sportsman-footballer will be interesting for experts in the field of physical fitness and sports in the development of comprehensive programs, projects, trainings for preparation of a professional sportsman.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста и пути её формирования»

УДК 796.01 ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СПОРТСМЕНА-ФУТБОЛИСТА И ПУТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ Рыкова Б.В. , Синяев С.С.

Цель работы состоит в научно-теоретическом описании характерных особенностей проявления коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста и пути её формирования в учебно-тренировочном процессе.

Методы исследования используемые в статье: теоретические - анализ профессионально-спортивной, психолого-педагогической научной литературы и диссертационных работ по исследуемой проблеме, которые легли в основу характеристики и упорядочения терминологического поля исследования; сравнительный анализ, обобщение, наблюдение, систематизация материалов по проблеме исследования.

Результаты исследования. На основе проведенного анализа теоретической литературы, диссертационных исследований и собственного опыта в статье выявлены особенности коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности спортсмена-футболиста. Раскрыто содержание понятий «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность» спортсмена-футболиста. Описаны основные составляющие особенности формирования коммуникативной компетентности как одного из компонентов профессиональной готовности спортсмена-футболиста к командной высокоэффективной игре.

Область применения результатов. Такой взгляд касающиеся процесса формирования коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста будет интересен специалистам в области физической культуры и спорта при

разработке комплексных программ, проектов, тренингов для подготовки профессионального спортсмена.

Ключевые слова: профессиональная; коммуникативная компетентность; интерактивные методы; формирование; футбол.

THE CHARACTERISTICS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A SPORTSMAN-FOOTBALLER AND THE WAYS OF ITS FORMATION

Rykova B.V., Sinyaev S. S.

Work objective consists in the principled description of characteristics of the communicative competence display of a sportsman-footballer and the ways of its formation in the trainer process.

Methods of the research used in the article: theoretical - the analysis of professional and sporting, psychological and pedagogical scientific literature and thesis works on the problem under study which formed the basis of characteristic and adjustment of the terminological field of the research; the comparative analysis, generalization, observation, systematization of materials on the problem under study.

Research results. In the article the characteristics of communicative competence are found out in the professional activity of a sportsman-footballer on the basis of the carried-out analysis of theoretical literature, dissertational researches and the own experience. In the article the content of the terms is found out such as: «professional competence», «communicative competence» of a sportsman-footballer. The main component features of communicative competence formation are described, as one of the components of professional readiness of a sportsman-footballer to a team highly effective game.

Scope of the results. Such view concerning the process of communicative competence formation of a sportsman-footballer will be interesting for experts in the

field of physical fitness and sports in the development of comprehensive programs, projects, trainings for preparation of a professional sportsman.

Keywords: professional; communicative competence; interactive methods; formation; football.

Самый распространенный и популярный вид спорта - футбол. В настоящее время в профессиональном футболе существуют вопросы, которые остаются не до конца исследованными. В особенности актуальной и требующей специального изучения является в футболе проблема формирования коммуникативной компетентности.

Игра в футбол в условиях тренировки и тем более соревновательной деятельности требует от игроков обладания такими качествами как инициативность, смелость, храбрость, коммуникативность, компетентность, физическая подготовленность, убеждённость, владение методикой игры, лидерство, решительность, способность взять на себя ответственность, умение проявлять разумную инициативу. Командный характер игры имеет целый ряд специфических аспектов, что обусловливает повышенные требования именно к качеству взаимодействия игроков в процессе соревновательной деятельности, к эффективной коммуникации с партнерами по команде и противником, с тренерами и судьями, наконец, со зрителями, что в конечном итоге скажется на результативности игры.

Футбол представляет собой групповую взаимосвязанную профессиональную деятельность, в которой динамически развивается процесс взаимодействия игроков во время индивидуальных и групповых действий, включающих соревновательный и преимущественно двигательный характер деятельности, основанный на передачах, целенаправленном передвижении игроков с мячом как основном элементе взаимодействия игроков.

Следовательно, под профессиональной компетентностью спортсмена футболиста, оказывающей влияние на его игровое мастерство, мы

подразумеваем, прежде всего, его высокий уровень физической подготовленности, образовательный уровень, специальные профессиональные знания, умения и навыки, общие инструментальные навыки, а также способности к эффективной их реализации в своей соревновательной и тренировочной деятельности, но в то же время предполагаем, что все это подкреплено личностными и деловыми качествами спортсмена, его общей гуманитарной культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Профессиональная компетентность складывается из коммуникативной компетентности благодаря специальному обучению, так как низкий уровень профессиональной коммуникативной компетентности футболиста не позволит ему реализоваться как профессионалу, а, следовательно, это скажется на результате соревновательной деятельности.

На основе анализа научной литературы коммуникативная

компетентность понимается нами, во-первых, как совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание учебно-тренировочного обучения, ориентированность в различных ситуациях общения; во-вторых, система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения продуктивного и коммуникативного взаимодействия с партнерами по команде, соперником во время тренировочной и игровой деятельности.

Разумеется, сердцевиной коммуникативной компетентности в футбольной команде является систематическое управление процессом общения

[4, 5].

Как правило, выделяют две группы подготовки к профессиональному общению:

- вооружение знаниями о социально-психологических особенностях общения, обучение вербальным и невербальным техникам;

- развитие сенситивных способностей, предполагающих развитие эмпатии, идентификации, рефлексии [1].

Во всех сферах человеческой деятельности мощным средством, обеспечивающим ее успешность, является общение. Неслучайно психологи отмечают, что 15% делового успеха зависит от профессиональных знаний, а 85% - от искусства человеческого общения [2]. Спорт не является исключением, так для продуктивного общения спортсмену-футболисту просто необходимо владение всеми речевыми средствами [4].

Коммуникативная компетентность футболиста - это, прежде всего, опыт общения с партнерами по команде и соперником, поэтому ее формирование у футболиста актуализируется как во время игры на поле, так и после в ходе специальной подготовки спортсмена-футболиста, а, следовательно, должна совершенствоваться в динамике обучающей и развивающей среды. Мы рассматриваем ее как один из компонентов профессиональной готовности спортсмена-футболиста к командной высокоэффективной игре.

Мы считаем, что формирование коммуникативной компетентности у футболистов в учебно-тренировочном процессе возможно при использовании интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. В данном процессе «тренер- спортсмен», «спортсмен-спортсмен» становится полноправным участником восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Интерактивное обучение - комплекс взаимосвязанных методик, обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов индивидуальной, коллективной, групповой и микрогрупповой деятельностью.

Процесс целенаправленного понимания игры, видения поля, умение ориентироваться в игровых ситуациях, определять личностные особенности и

эмоциональные состояния своих партнеров и соперника очень сложен. Его реализация требует поиска специальных упражнений. Одна из задач тренера заключается в том, чтобы ученик получил удовлетворение от поиска решений игровых задач. Нельзя подготовить сильного, выносливого, хорошего футболиста, не сформировав у него умение применять полученные интерактивные знания в профессиональной деятельности. Например, в ходе тактической подготовки футболистам быстро показывают слайды с изображением конкретных игровых ситуаций, и предлагается, глядя на изображения, высказать свое мнение о том, как бы они поступили, играя в нападении или защите. Тренер не даёт готовых ответов, а побуждает каждого члена команды к самостоятельному поиску выхода из данной ситуации. Дает возможность высказать свое мнение, как бы они поступили, играя в нападении или защите. Такая организация процесса обучения обеспечивает интенсивное развитие каждого игрока, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, а также совершенствует взаимодействие участников, расширяет их коммуникативную компетентность.

Эффективное решение разнонаправленных проблем осуществляется за счет погружения игроков в особую атмосферу и «втягивания» их в решение не учебной, а реальной задачи во всей ее сложности после соревновательной игры на поле, когда устраивается аналитический просмотр матча с обязательным комментированием.

Тренировочные занятия в учебном центре можно разделить на три основных этапа: «оттаивание», «изменение» и «замораживание» [3].

На первом этапе создается ситуация общения, которая уменьшает силу, стабильность и ценность прежних установок. Люди начинают понимать неэффективность старых подходов и критически их оценивать. Это определяет переход ко второму этапу, где происходит совершенствование стиля поведения в условиях управляемого изменения ценностных ориентаций и установок. На третьем этапе стабилизируются те формы поведения, которые оказываются

полезными. Для этого проводятся групповые дискуссии, обсуждение отдельных коммуникативных ситуаций, а также чувств и эмоций, с ними связанных, и завершает этот этап практическое проигрывание ситуаций на игровом поле. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму». В этих словах отражена суть используемых методов обучения. Таким, образом, данные методы обучения активизирует внутренний потенциал игрока, заставляют его обратить внимание на самого себя и присущие ему стереотипы поведения, общения, взаимодействия с окружающими во время игры.

Групповые дискуссии стимулируют и активизируют игрока, заставляют высказать то, что они не могут сформулировать и высказать в обычной тренировочной и соревновательной деятельности. Ситуация дискуссии, например, предполагает значительное ослабление субординационного контроля между тренером и спортсменом, который при всей демократичности обстановки, как правило, присутствует на тренировочных занятиях.

Целенаправленное моделирование коммуникативных нестандартных ситуаций, групповых дискуссий, проигрывание ситуаций, просмотр и обсуждение видеосюжетов используемых в учебно-тренировочном процессе позволяют сформировать коммуникативную компетентность личности.

Тренеру следует помнить, что излишняя техническая или тактическая перегрузка в процессе тренировочной деятельности приводит к перенапряжению, усталости, потере настроения, то есть формирует негативный эмоциональный фон. В этой связи очень важен баланс тактической и технической деятельности, который помогает преодолеть негативные эмоциональные состояния, психологические зажимы, способствует эмоциональному заражению и, как следствие, интенсификации общения в команде, что повышает коммуникативную компетентность.

Так же следует учитывать и структурную перестановку игроков (смена партнеров по взаимодействию). Она производится с целью расширения круга

общения, увеличения количества формальных и межличностных связей, которые переносятся на футбольное поле, где резко активизируется «моторное взаимодействие» (кто кому отдает передачу), что является стержнем командной высокоэффективной игры.

В заключении следует сказать, что правильно организованный учебнотренировочный процесс обучения обеспечит игроку возможность самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия на футбольном поле взаимодействуя с партнерами по игре, высокую мотивацию, коммуникабельность, взаимоуважение, командный дух, что повлияет на результат игры в целом.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1996. 373 с.

2. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: 1996. 240 с.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: 1985. 204 с.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг. М.: Издательство МГУ, 1989. С.2-12.

5. Шумилова Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. С. 2526.

References

1. Andreeva G.M. Social’naya psihologiya [Social psychology]. Moscow: Aspect press, 1996. 373 p.

2. Davydov V.V. Problema razvivayuschego obucheniya [The problem of developing training]. Moscow, 1996. 240 p.

3. Emelyanov Yu. N. Aktivnoe social’no-psihologicheskoe obuchenie [The active social and psychological training]. 1985. 204 p.

4. Petrovskaya L.A. Kompetentnost’ v obschenii. Social’no-psihologicheskiy trening [Competence in communication. Social and psychological training]. Moscow, The publishing house MGU, 1989. pp. 2-12.

5. Shumilova E.A. Formirovanie social’no-communikativnoy competentnosti buduschih pedagogov professional’nogo obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya [The formation of social and communicative competence of future teachers of professional training in the system of higher education]: Author's abstract, Doctor of Education. Chelyabinsk, 2011. pp. 25-26.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Рыкова Белла Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и педагогического менеджмента

ул. Татищева, д.21 «А», г. Астрахань, Астраханская область, 414056, Россия Астраханский государственный университет

Синяев Сергей Сергеевич, спортсмен-профессионал по футболу клуба БМУ ФК «Астрахань», аспирант кафедры профессионального образования и педагогического менеджмента Астраханский государственный университет

ул. Татищева, д.21 «А», г. Астрахань, Астраханская область, 414056, Россия e-mail: sise21@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Rykova Bella Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the chair of vocational training and pedagogical management

Astrakhan State University

21 «A», Tatischeva Street, Astrakhan, Astrakhan region, 414056, Russia Sinyaev Sergey Sergeevich, professional sportsman footballer of the club BMU Football team «Astrakhan», post-graduate student of subdepartment of professional education and pedagogical management

Astrakhan State University

21 «A», Tatischeva Street, Astrakhan, Astrakhan region, 414056, Russia e-mail: sise21@yandex. ru

Рецензент:

Сукталиева Э. В., научный сотрудник, доцент, к. пед. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.