Формирование коммуникативной компетентности как фактор успешной спортивной деятельности футболистов высокой квалификации
Б. В. Рыкова, С. С. Синяев (Астраханский государственный университет)
В статье показаны особенности формирования коммуникативной компетентности у футболистов высокой квалификации как фактор успешной спортивной деятельности; выделены основные сферы, виды профессиональной компетентности, оказывающие влияние на высокую квалификацию спортсмена.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетентность, профессиональные компетенции, техническое мастерство, тактическое мастерство, формирование, футбол.
Футбол принадлежит к видам спорта, давно получившим распространение в нашей стране. Впервые в России он появился в конце XIX в. Первый футбольный матч России был официально сыгран 13 сентября 1893 г. в Санкт-Петербурге. В советский период ис-
тории государство уделяло огромное внимание развитию фундаментальной и прикладной спортивной науки. Эффективно работали институты физкультуры, кафедры футбола, где готовили квалифицированных преподавателей, тренеров, специалистов. Во Всесоюзном науч-
но-исследовательском институте физической культуры (ВНИИФК) одним из центральных подразделений была лаборатория футбола. Основу лаборатории составляла комплексная научная группа, которая тесно сотрудничала с тренерами сборных и клубных команд. В последние десять лет нет лаборатории футбола, нет комплексных научных групп в составе структурных подразделений ВНИИФК, нет единой методики подготовки кадров для этих лабораторий; изыскания по научно-практическим проблемам футбола не ведутся. Число кафедр значительно уменьшилось — их теперь только шесть: в Хабаровске, Омске, Краснодаре, Волгограде, Санкт-Петербурге и Москве. Спортсмены обучаются и тренируются по старым программам, написанным много лет назад. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость поиска новых путей рационализации и повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, разработки высокопродуктивных спортивных технологий, принципиальных модификаций отдельных разделов подготовки футболистов.
Особенно актуальной и требующей специального изучения является в футболе проблема формирования коммуникативной компетентности. Игра в футбол в процессе тренировки и тем более соревновательной деятельности требует координированного взаимодействия игроков друг с другом, которое должно осуществляться в условиях благоприятного социально-психологического климата, на основе положительных взаимоотношений, взаимопонимания и эмоционально-деятельностной поддержки. Командный характер игры определяет повышенные требования к качеству взаимодействия игроков в процессе соревновательной деятельности, к эффективной коммуникации с партнерами по команде и противником, с тренерами и судьями, наконец, со зрителями. Уровень коммуникации в команде, помимо прямого влияния, оказывает и косвенное (но не менее выраженное) воздействие на спортивный результат. В связи с этим особую роль начинают играть психологические факторы игровой деятельности, в частности те, которые можно отнести к навыкам общения игроков, развивающимся на основе
коммуникативных способностей. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
В научной литературе одним из фундаментальных принципов организации и функционирования профессиональной команды считается принцип профессионализма и компетентности, который сказывается на результате выступления в соревнованиях. В нашем понимании под профессионализмом футболиста подразумевается приобретенное качество способностей личности, соответствующее профессиональным требованиям или превосходящее их, т. е. глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками, которые должны выражаться в количественных показателях — скорости игры, скорости мышления, скорости и способах взаимоотношения в команде и т. д.
Профессиональное развитие футболистов — процесс сложный и длительный по времени, включающий взаимосвязь технической подготовки и тактических действий, в результате чего происходит совершенствование мастерства. Если же техническое обеспечение не будет на должном уровне, то и тактические возможности команды будут ограничены. Прирост спортивных достижений происходит в основном за счет увеличения силы, выносливости, техники, а также скорости игры и знания способов коммуникации между футболистами и их наставником и т. д.
Футбол — одна из немногих игр, которая проводится на большой территории, и здесь необходима очень высокая организованность всех линий команды. Игроков необходимо научить лучше понимать ход игры, игроков своей команды и команды соперника, принимать верные тактические решения и правильно решать конкретные позиционные задачи.
Если рассматривать тактическую подготовку как педагогический процесс, то следует отметить, что это плановая многолетняя стратегическая работа, в ходе которой проходит обучение всем групповым и командным действиям. Это ежедневная организационная работа по обеспечению целевых установок. В совокупности тактическая подготовка — это целенаправленное развитие коммуникативной
компетентности как системы психологических знаний, свойств личности, умений и навыков, которое в результате приводит к улучшению межличностного взаимодействия в соревновательной и тренировочной деятельности футболистов (Ломакина, 2003: 120-121).
Следовательно, необходимо специально организованное обучение, включающее плановую учебно-тренировочную работу, направленную на вооружение профессиональными знаниями, обучение вербальным и невербальным техникам, что в совокупности обеспечит игроку возможность самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия на футбольном поле.
Важнейшим показателям, определяющим уровень игрока, является его компетенция — способность применять знания, умения, навыки технической подготовки, тактических действий и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. Другими словами, компетенции — это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем раскрываются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях (Петровская, 2007).
В нашем исследовании под профессиональной компетенцией мы будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, способов деятельности и ценностных ориентаций, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в конкретной области (взаимоотношения «спортсмен — спортсмен» и «тренер — спортсмен»).
В результате анализа, обобщения и систематизации научно-психологической литературы по вопросам профессионализма и компетентности спортсменов-футболистов нами были выделены следующие основные сферы и соответствующие им (проявляющиеся в них) виды профессиональной компетентности, оказывающие влияние на высокую квалификацию спортсмена:
— профессиональная деятельность:
специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
— профессиональное общение:
социальная компетентность — владение совместной (групповой, корпоративной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной (игровой) деятельности;
коммуникативная компетентность — владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения (решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивают эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов), социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
— профессиональное становление личности спортсмена-футболиста:
личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния деформациям личности; развитие индивидуальности в рамках профессии;
индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и умение организовывать свой труд без перегрузок сил и времени, что приводит к постепенному повышению скоростно-силовых показателей; осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом; способность к индивидуальному самосохранению; неподверженность профессиональному старению (Гневашева и др., 2007: 60-63).
Под профессиональной компетентностью спортсмена-футболиста, оказывающей влияние на его игровое мастерство, мы подразумеваем прежде всего уровень его физической подготовленности, образовательный уровень, специальные профессиональные знания, умения и навыки, общие инструментальные навыки, а также способности к эффективной
их реализации в своей соревновательной и тренировочной деятельности, но в то же время предполагаем, что все это подкреплено личностными и деловыми качествами спортсмена, его общей гуманитарной культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.
Профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры и спорта во многом определяется знаниями и умениями коммуникативного характера, связанными с организацией и осуществлением делового и межличностного общения, поэтому проблема формирования у футболистов коммуникативной компетентности имеет большую значимость. Порой спортсмены, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие необходимой физической подготовкой, но при этом не владеющие правилами взаимодействия с другими игроками, с тренером, оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе. Как пишет в своей работе Е. А. Шумилова, любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации (Шумилова, 2011: 25-26).
Итак, мы определяем профессиональную коммуникативную компетентность спортсмена-футболиста как основывающуюся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленную социально-профессиональную характеристику, позволяющую ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в определенной игровой ситуации, что влияет на формирование игрового мастерства. При равновесии этих необходимых компонентов профессионально-коммуникативной компетентности команда добьется успеха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гневашева, В. А., Сукталиева, Э. В., Терпугова, Н. Ф. (2007) Становление профессиональной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 60-63.
Ломакина, О. Е. (2003) Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза. Волгоград : Перемена.
Петровская, Л. А. (2007) Общение — компетентность — тренинг. М. : Смысл.
Шумилова, Е. А. (2011) Формирование социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск.
THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A FACTOR FOR THE SUCCESSFUL SPORTS ACTIVITY OF HIGHLY QUALIFIED FOOTBALL PLAYERS B. V. Rykova, S. S. Siniaev (Astrakhan State University)
The article shows the features of the formation of the communicative competence of highly qualified football players as a factor for a successful sports activity. The authors distinguish the main spheres and kinds of professional competence that have influence on the high proficiency of a sportsperson.
Keywords: professional and communicative competence, professional competences, technical skill, tactical skill, formation, football.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Gnevasheva, V. A., Suktalieva, E. V., Terpugo-va, N. F. (2007) Stanovlenie professional’noi po-zitsii lichnosti // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 60-63.
Lomakina, O. E. (2003) Proektivnost’ v metodike formirovaniia kommunikativnoi kompetentsii stu-dentov iazykovogo vuza. Volgograd : Peremena.
Petrovskaia, L. A. (2007) Obshchenie — kompe-tentnost’ — trening. M. : Smysl.
Shumilova, E. A. (2011) Formirovanie sotsial’no-kommunikativnoi kompetentnosti budushchikh pe-dagogov professional’nogo obucheniia v sisteme vysshego obrazovaniia : dis. ... d-ra ped. nauk. Cheliabinsk.