Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / агрессивность / агрессивное поведение / школьный возраст / обучающиеся / communicative competence / aggressiveness / aggressive behavior / school age / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аркадий Р. М., Япарова О. Г.

Статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности у детей с агрессивным поведением в среднем школьном возрасте. В работе анализируются подходы к понимаю «коммуникативной компетентности» и «агрессивности» в трудах зарубежных и отечественных психологов. Приводятся результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности у обучающихся с агрессивным поведением в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аркадий Р. М., Япарова О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF AGGRESSIVENESS

Article is devoted to the problem of communicative competence in children with aggressive behavior in middle school age. The paper analyzes approaches to understanding "communicative competence" and "aggressiveness" in the works of foreign and domestic psychologists. The results of an empirical study of communicative competence in students with aggressive behavior in adolescence are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ»

УДК 159 Аркадий Р.М., Япарова О.Г.

Аркадий Р.М.

магистрант ИНПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

Япарова О.Г.

доцент, канд. психол. наук, ИНПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ

Аннотация: статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности у детей с агрессивным поведением в среднем школьном возрасте. В работе анализируются подходы к понимаю «коммуникативной компетентности» и «агрессивности» в трудах зарубежных и отечественных психологов. Приводятся результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности у обучающихся с агрессивным поведением в подростковом возрасте.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, агрессивность, агрессивное поведение, школьный возраст, обучающиеся.

Исследование агрессивного поведения у подростков сегодня актуально не только из-за проблем в системе образования, но и всего общества в целом. Поведение подростков отражает текущие явления общества. Напряженность и чувство отчуждения в отношениях усиливаются из-за нестабильной социально-экономической ситуации, что приводит к увеличению различных отклонений в развитии личности и поведении молодого поколения [3].

В наше время умение эффективно общаться становится ключевым аспектом формирования личности в любом возрасте, включая подростковый период. Важно, чтобы подростки умели налаживать контакты друг с другом, так как через общение они учатся не только взаимодействовать и находить общие точки зрения при решении различных проблем, но и развивают навыки профессионального решения возникающих трудностей [1].

Особое внимание следует уделить развитию коммуникативных навыков у подростков с девиантным поведением. Им часто не хватает навыков культурного общения, что приводит к неконтролируемым эмоциональным всплескам в сложных ситуациях. Из-за такого поведения сверстники часто исключают их из своего окружения [2].

Поэтому проблема коммуникативной компетентности является очень злободневной и актуальной для комплексного исследования и для выявления факторов, способствующих возникновению этого феномена.

Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей коммуникативной компетентности у подростков с агрессивным поведением.

Мы установили, что чем ниже уровень коммуникативной компетентности, тем выше проявление агрессивности у обучающихся.

На первом этапе нашего исследования мы измерили показатели уровня коммуникативной компетентности и наличие агрессивности у подростков. Для этого использовали диагностику уровня оценки самоконтроля в общении М. Снайдера методика «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут. Испытуемыми в нашем исследовании были 52 ученика средней школы, возраст 12-13 лет.

Результаты по методике «Уровень оценки самоконтроля в общении, М. Снайдер представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели уровня оценки самоконтроля в общении (по методике «Уровень оценки самоконтроля в общении» М. Снайдер).

Уровень Кол-во %

Высокий 5 10

Средний 26 50

Низкий 21 40

Результаты по методике «Уровень оценки самоконтроля в общении, М. Снайдер показал, что у школьников наименее выражен высокий уровень оценки самоконтроля в общении по сравнению со средним и высоким уровнями (10 % против 50 % и 40 % соответственно).

На утверждение «В компании я редко оказываюсь в центре внимания ...» обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности ответили, что это верно, а с низким уровнем ответили - неверно.

На утверждение «Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден...» обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности ответили, что это верно, а с низким уровнем ответили -неверно.

Исходя из данной диагностики, можно отметить, что большинство испытуемых имеют преимущественно средний уровень развития коммуникативной компетентности. Однако значительная часть участников исследования не достигли достаточного уровня сформированности компетентности в общении.

Результаты по анкете «виды агрессивности» Л.Г. Почебут представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели уровня видов агрессивности (по анкете «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут).

Уровни Кол-во %

Низкий 16 10

Средний 26 50

Высокий 10 8

Результаты по анкете «виды агрессивности» Л.Г. Почебут констатировали тревожную тенденцию: половина школьников оказались со средним уровнем агрессивности (50 %). Наименее выражен у школьников высокий уровень (8%) и низкий уровень (10%).

Таким образом, ответы детей подтвердили, что в детской среде испытуемых не до конца сформирована коммуникативная компетентность.

Для установления особенностей коммуникативной компетентности агрессивного поведения подростков нами был произведен анализ с помощью метода математической статистики Манна-Уитни.

Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3. Непараметрический статистический критерий Манна-Уитни по методикам «Уровень оценки самоконтроля в общении» М. Снайдер и анкете «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут.

Уровень/уровень Высокий Средний Низкий

Высокий 0,142 0,017 0,116

Средний 0,159 0,186 0,101

Низкий 0,280* 0,173 0,197

Примечание: *- значимость результатов при р<0,01, **- значимость результатов при р<0,05

Как видно из таблицы 3, что эмпирическое значение Ю-критерия меньше критического. Это показывает наличие между коммуникативной компетентностью и агрессивностью у подростков.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: - при низком уровне коммуникативной компетентности выявлен высокий уровеньагрессивности;

В результате проведенного исследования, наша гипотеза о том, что, чем ниже уровень коммуникативной компетентности, тем выше показатели агрессивности в школе, нашла свое подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте практ. пособие / Т. П. Авдулова. - Москва: Юрайт, 2020.- 346 с. - Текст: непосредственный;

2. Рябцева Л.А. Актуальные вопросы права, образования и психологии. Сборник научных трудов. Выпуск 6 / учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь». - Могилев, 2018. - С. 159-165.- Текст: непосредственный;

3. Тарасенко М.Л., Мир науки. Педагогика и психология. —2022. — Т. 10. — № 4- Текст: непосредственный

Arkady R.M., Yaparova O.G.

Arkady R.M.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Yaparova O.G.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF AGGRESSIVENESS

Abstract: article is devoted to the problem of communicative competence in children with aggressive behavior in middle school age. The paper analyzes approaches to understanding "communicative competence" and "aggressiveness" in the works of foreign and domestic psychologists. The results of an empirical study of communicative competence in students with aggressive behavior in adolescence are presented.

Keywords: communicative competence, aggressiveness, aggressive behavior, school age,

students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.