*
s
к
<
m о
со
£ Î-P О
нн
hjp
о о
и ^
о
рц
с
и
нн hjp к к о
s ^
<
m о к к s
УДК 376 ГРНТИ 14.29.01
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП
Ацдатпа
Бастауыш мектеп жасында Yйрен-шжи моральдьщ-этикальщ нормаларга сэйкес келетiн ^¥рдастарымен жэне ересектермен ^арым-^атынас орнату сипатталады. Осы ^атынастардыц ая-сында бала тэжiрибе жинайды, норма-ларды, ережелер мен функцияларды игеред^ элеуметтж релдердщ эртYр-лiлiгi мен мазм^нымен танысады. Ком-муникативтi функция адамныц пси-хикальщ дамуындагы мацызды кезец болып табылады. Жетекшi отандьщ жэне шетелдж галымдардыц зерттеу-лерiнде коммуникативтi белсендтк онтогенездiц алгаш^ы кезецдерiнде баланыц психикасы мен жеке басы-ныц дамуы Yшiн ете мацызды екендiгi дэлелдендц тек ересектермен байланы-ста балалардыц адамзаттыц элеумет-тiк-тарихи тэжiрибесiн игеруi мYмкiн.
Аннотация Для младшего школьного возраста характерно установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В рамках этих взаимоотношений ребенок набирается опыта, усваивает нормы, правила и функции, знакомится с разнообразием и содержанием социальных ролей. Коммуникативная функция служит важным этапом в психическом развитии человека. В исследованиях
Сакаева А.Н.,
к.п.н., старший преподаватель кафедры методологии и педагогической инновации,
филиал АО «НЦПК «Эрлеу» ИПКПР по Карагандинской области»
Боброва В.В.,
к.п.н., доцент кафедры специального и инклюзивного образования,
НАО «Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова»,
Абдрахманова А.К.,
магистрант 2 курса специальности «дефектология»,
НАО «Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова», г. Караганда
Нег1зг1 свздер: балалар церебраль-ды сал ауруы, коммуникативтг цызметг, цозгалыс бузылыстары, диагностикалъщ эдгстер, психикалыц жэне физикалыц даму.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, коммуникативная деятельность, двигательные нарушения, диагностические методики, психическое и физическое развитие.
Keywords: infantile cerebral palsy, communication activity, movement disorders, diagnostic techniques, mental and physical development.
^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^
ведущих отечественных и зарубежных ученых доказано, что коммуникативная деятельность имеет решающее значение для развития психики и личности ребенка уже на ранних этапах онтогенеза, и только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Annotation
A primary school age is characterized by establishing relationships with peers and adults that correspond to the acquired moral and ethical standards. As part of these relationships, the child gains experience, learns norms, rules, and functions, and gets know with the diversity and content of social roles. The communicative function is an important stage in a person's mental development. In the researches of leading Russian and foreign scientists, it is proved that communication is crucial for the development of the child's psyche already at the early stages of ontogenesis; and only in contact with adults it is possible for children to assimilate the socio-historical experience of humanity.
Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений воздействует не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения развиваются и совершенствуются в процессе общения.
При изучении природы коммуникативных умений необходимо иметь представление о таких ключевых понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.
Некоторые авторы отождествляют определения «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».
Однако большинство авторов и ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».
С.Л. Рубинштейн [1] определяет коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, понимание и восприятие другого человека.
М.С. Каган [2] описывает коммуникацию как информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соот- цн ветствии с этим поступать. В общении § информация циркулирует между партне- и рами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогаща- & ется; при этом в процессе и в результа- д те общения происходит превращение о состояния одного партнера в состояние ^ другого. [Ь
По определению Никласа Лумана [3] Н под «коммуникацией» понимается «не- Е
нч
кое исторически-конкретное протекаю- ^ щее, зависимое от контекста событие», ^
как совокупность действий, характер- §
к
ных только для социальных систем, при д осуществлении которых происходит пе-
рераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой.
В современных условиях отмечается увеличение случаев рождения детей с врожденными нарушениями ЦНС, обусловливающими тяжелые отклонения в психическом и физическом развитии. В структуре детской инвалидности лидирующее положение (от 30% до 70%) занимает детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, приводящее к ранней инвалидизации [4-5].
Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза. Главным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинети-ческих рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суста-^ вах, связках, хрящах. К К основному симптому ДЦП - дви-§ гательным расстройствам - в большой <5 части случаев присоединяются наруше-§ ния психики, речи, зрения, слуха и др. 3 У некоторых детей наблюдается судо-^ рожный синдром.
о Первое медицинское описание ДЦП С было сделано В. Литтлем [6] в 1853 г. В § течение почти 100 лет ДЦП назывался д болезнью Литтля.
§ Однако термин «детский церебраль-
Д
<! ный паралич» принадлежит З.Фрейду. о В своей монографии Фрейд пишет, что
нч
§ термин «детские церебральные параличи» объединяет «те патологические со-
стояния, которые уже давно известны, и в которых над параличом преобладает мышечная ригидность или спонтанные мышечные подергивания». В 1893 г. он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей.
В 1958 г. на заседании ВОЗ в Оксфорде в классификации болезней этот термин утвердили и дали определение: «Детский церебральный паралич - не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела».
Обозначая данное заболевание как «детский церебральный паралич», следует иметь в виду нарушения осанки и двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга.
В 60-80-х гг. XX в. появились работы, посвященные исследованию познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом. В настоящее время ДЦП рассматривают как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную со-четанную структуру неврологических и психических расстройств. Отмечается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций. Значительным звеном в патогенезе психических на-
рушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномальное развитие наиболее молодых мозговых структур, развивающихся уже в постнатальном периоде. У детей с ДЦП в той пли иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная. Выраженная двигательная патология зачастую в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта.
У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми при ДЦП оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений негативно отражается на процессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние (К. Стока, 2001).
В отличие от здоровых детей дети с ДЦП младшего школьного возраста ведут себя пассивно и не выражают особого стремления к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты. При обращении к ним взрослого дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут помощи и внимания взрослого. Экспрессивно-мимической речью в отличие от здоровых детей пользуются крайне редко, чаще применяют жесты.
Детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого для того, чтобы принять участие в процессе общения. Их действия с игрушками и предмета-
ми носят единоличный характер, редко возникает желание действовать вместе со взрослым или подражать его действиям. Дети не обращают внимание на взрослого, игра или какое-либо новое занятие интересуют их больше, чем вступление в контакт со взрослым. Не наблюдается активного желания разделить игру с партнером или обратиться к нему [7].
Характерными особенностями развития коммуникативной деятельности у детей с ДЦП младшего школьного возраста являются:
1.Нарушения артикуляции и координации движений. Выраженные моторные расстройства и нарушения речи при ДЦП усложняют общение детей с ровесниками и взрослыми, отрицательно воздействуют на всё их развитие, способствуют развитию негативных черт характера и поведенческих нарушений.
2.Установление контакта со взрослым происходит по инициативе последнего, так как детям необходимо побуждение взрослого для того, чтобы принять участие в процессе общения. Их действия с предметами носят единоличный характер, редко возникает желание действовать вместе со взрослым или подражать его действиям. Дети не обращают внимание на взрослого, игра или какое-либо новое занятие занимают их больше, чем вступление в контакт со взрослым. Не наблюдается активного стремления с их стороны разделить игру с партнером или обратиться к нему.
3.Пассивность, безынициативность. Любая ситуация выбора ставит ребенка с ДЦП в тупик. Их действиям характерна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.
* X
<с т о
го РЧ
О
О О
м
я о
о. С
ш
X X
о к я <с т О X
X X
к х
<с т о
го
£ РЧ
О
л
о о м
'
о
о. С
ш л
X X
о к
'
<с т О X
X X
4.Использование жестов с мимикой и гримасами. В отличие от здоровых детей дети с ДЦП редко пользуются экспрессивно-мимической речью, чаще используют жесты. Экспрессивно-мимические средства общения, оживленный взгляд, двигательные спонтанные реакции возникают немного позже и характеризуются кратковременностью, монотонностью и маловыразительнос-тью.
5.Пассивность в проявлении желания к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками. Детям с ДЦП трудно устанавливать контакты, так как их слова и движения могут оказаться непонятными собеседнику. Поэтому после пережитых неудач они крайне редко проявляют инициативу к общению.
6.Сложности в использовании вербальных средств общения. Двигательные нарушения влияют также и на невербальное общение. Если ребенок не может выполнять понятные жесты, то передача сообщений усложняется.
Специфика оказания комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, речи, психики), качественного изменения образовательной и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим его миром.
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, логопедической, педагогической и со-
циальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.
Очень важно формирование положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Результативность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность и слаженность усилий специалистов различного профиля: невропатолога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Комплексные и систематические занятия с детьми с ДЦП позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем занятия начинаются раньше, тем они более эффективны. Следует отметить, что к процессу педагогического сопровождения детей должны быть подключены не только врачи, педагоги, массажисты, но и в первую очередь, семья ребенка. Ведь только родители могут терпеливо и упорно вести сложную ежедневную работу, вырабатывая у своего ребенка ту или иную задержанную функцию.
С целью выявления сформированно-сти коммуникативной деятельности у
детей с ДЦП младшего школьного возраста нами было проведено исследование в КГУ «Специальная школа-интернат № 2» управления образования Карагандинской области. Всего в исследовании приняло участие 20 детей. Исследование проводилось с опорой на метод теоретического анализа, метод беседы (выявление интересующей информации об испытуемом происходило в живом двустороннем общении с родителями и детьми) и непосредственно наблюдение.
В ходе исследования нами были определены следующие критерии: уровень сформированности речи, уровень сфор-мированности произношения, уровень сформированности общей моторики, коммуникативные способности.
В ходе исследования мы применяли следующие диагностические методики:
1.Методики исследования речи: Т.А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников»; «Определение активного словарного запаса» (модификация методики Р.С. Немова); «Назови слова» (модификация методики Е.В. Доценко).
2.Методики исследования произношения: Т.А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников».
3.Методики исследования общей, мелкой, артикуляционной моторики: проба Н.И. Озерского на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», графическая проба «Заборчик», методика «Дорожки». Общая моторика - проба Н.И. Озерского, артикуляционная моторика - пробы Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцовой.
4.Методики исследования коммуникативных способностей: умение слушать собеседника. Тест «Умение слушать собеседника» (Н.И. Козлов).
Умение обосновывать и высказывать собственное мнение. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992). Умение группового взаимодействия. Методика «Ковёр».
С целью обеспечения достоверности эксперимента при комплектовании экспериментальных групп детей были учтены следующие факторы:
• репрезентативность, т.е. уровень коммуникативного развития должен быть приблизительно одинаковым у детей с ДЦП;
• проверка результатов э к с п е -римента должна проводиться на основе соблюдения установленных критериев.
Уровень сформированности речи у детей с ДЦП младшего школьного возраста по итогам констатирующего эксперимента составил: высокий уровень - 12,5%; средний уровень - 46,3%; низкий уровень - 41,2%.
Уровень сформированности произношения у детей с ДЦП младшего школьного возраста по итогам констатирующего эксперимента показал: высокий уровень - 38,4%; средний уровень - 30,8%; низкий уровень - 30,8%. ^
Уровень сформированности общей к моторики у детей с ДЦП младшего я школьного возраста составил: высокий < уровень - 10,5%; средний уровень - § 38%; низкий уровень - 51,5%. 3
Данные о коммуникативных способ- ^ ностях у детей с ДЦП младшего школь- ^ ного возраста составили: высокий уро- с вень - 16,8%; средний уровень - 29,1%; §
низкий уровень - 53,1%. щ
тэ о
В ходе констатирующего экспери- к
мента были использованы такие мето- <с
т
дические приёмы, как практические о
нч
упражнения, объяснение, вопросы, показ, беседа.
DU
Таким образом, проведенный нами констатирующий срез эксперимента в контрольной и экспериментальной группах определил низкий уровень по развитию коммуникативной деятельности у детей с ДЦП младшего школьного возраста по всем вышеперечисленным критериям: высокий уровень
- контрольная группа - 20,9%, экспериментальная группа - 26,4%; средний уровень - контрольная группа - 36,2%, экспериментальная группа - 36,1%, низкий уровень - контрольная группа - 49,5%, экспериментальная группа
- 54,13%, что подтвердило необходимость внедрения в педагогический процесс разработанного программного обеспечения с целью развития коммуникативной деятельности у детей с ДЦП младшего школьного возраста.
Подводя итог нашего практического исследования, стоит отметить, что независимо от выбранных методов и способов развития коммуникативной деятельности детей с ДЦП младшего школьного возраста комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет влияния двигательных, речевых К и психических нарушений в динами-<< ке развития ребенка. Вследствие этого Я крайне важна совместная работа над развитием всех сторон психики, речи 2 и моторики, а также предупреждение и
Л
' '
коррекция их нарушений.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: «Питер», 2000. - 712 с.
2.Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений/ М.С.Ка-ган - М.: Литер, 2007. - 222 с.
3.Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии / А.В. Назарчук. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 113-114 с.
4.Еалым А.Г., Достаева Б.С., Берды-кенова А.Ж., Усембаева Р.Б., Бисенова Л.Т. Анализ заболеваемости и профилактика детского церебрального паралича //Вестник КазНМУ. - 2012. - № 2.
- С. 21-23.
5.Билялова З.А., Игисинов Н.С. Анализ детской инвалидности в Казахстане //Молодой ученый.-2009.-№ 5.- С. 241243. - [Электрон.ресурс]. URL: https:// moluch.ru/archive/5/373/ (дата обращения: 01.12.2020).
6.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001.
- 220 с.
7.Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М., 2004. - 368 с.