Особенности колонного ордера фасадов зданий
Санкт-Петербурга (на примере фасадов зданий
А.И. Штакеншнейдера, М.Е. Месмахера и М.М. Перетятковича)
Колесова Мария Александровна
ассистент кафедры архитектурного и градостроительного наследия, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, [email protected]
Колонный ордер на фасадах зданий Санкт-Петербурга претерпевал изменения на протяжении всей истории архитектуры города. В статье рассматриваются особенности колонного ордера фасадов зданий Санкт-Петербурга, спроектированных ключевыми представителями трех стилевых направлений второй половины XIX - начала XX века А.И. Штакеншнейдером, М.Е. Месмахером и М.М. Перетятковичем. На протяжении рассматриваемого периода, с отходом от классицистических традиций в проектировании зданий, происходят изменения и в применении колонного ордера на фасадах зданий. Меняются не только пропорции и отдельные элементы ордера, но и их составные части - архитектурные обломы, применяемые в различных стилевых направлениях в период ранней эклектики, поздней эклектики и неоклассицизма начала XX века. Архитекторы обращаются к наследию предыдущих исторических периодов, цитируют в точности или по-своему интерпретируют ордер на фасадах собственных построек. Трактовка ордера отражает стилевые, творческие, философские представления архитектора. Знание особенностей применения ордера необходимо при изучении, сохранении и реставрации исторических зданий.
Ключевые слова: архитектурные формы, колонный ордер, Санкт-Петербург, эклектика, необарокко, неоренессанс, неоклассицизм
Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы, проводимой в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» в 2023 году.
Колонный ордер - формообразующий элемент большинства фасадов исторических зданий Санкт-Петербурга, составляющий основу их композиционного решения. Особенности применения ордера на фасадах зданий Санкт-Петербурга изучались только для построек XVIII века [2]. Здания, построенные в более поздние периоды - эпоху эклектики и неоклассицизма, начали исследоваться и признаваться памятниками (объектами культурного наследия) только в 80-е годы XX века. На данный момент этому периоду посвящено достаточно много научных трудов, однако, они рассматривают в основном градостроительные, объемно-планировочные особенности зданий, в то время как композиция фасадов в целом, их отдельные элементы и особенности ордерного построения остаются недостаточно изученными. Выбор фасадов зданий А.И. Штакеншнейдера, М.Е. Месмахера и М.М. Перетятковича для изучения обусловлен значимостью каждого из архитекторов в своем стилевом периоде. Анализ применения колонного ордера в их творчестве позволяет проследить изменения, происходившие с пропорциями и деталировкой ордера, применявшимися историческими аналогами и их трансформацией на протяжении трех важнейших для архитектуры Петербурга стилевых периодов - ранней эклектики, поздней эклектики и неоклассицизма начала XX века.
В период ранней эклектики (1830-е - 1860е гг.) происходит постепенный переход от строгости, «однообразия» [5] классицизма к большему стилевому разнообразию. Это разнообразие коснулось и применения колонного ордера на фасадах зданий Санкт-Петербурга. Одним из основных представителей этого стиля является А.И. Штакеншнейдер (1802-1865гг.). Его ключевыми постройками в Санкт-Петербурге являются Дворец герцога Лейхтенберг-ского, Мариинский дворец, Дворец Белосельских-Белозерских, Дворец Собственной дачи Е.И.В., Дворец Бельведер, Ново-Михайловский дворец, Николаевский дворец. Штакеншнейдер проектировал сразу в нескольких неостилях - необарокко, неоренессансе и неогреке, и ордер на их фасадах приме-
О *
О X
о
3 *
8)
с т ■и о
5
т о а г
о т
09 8)
(О
сч о сч
со
нен также по-разному. Важно отметить, что значительное влияние на то, как архитектор трактовал ордер в своих постройках, оказало его обучение в Академии художеств, а также поездки в Западную Европу в 1830-1831гг. и в 1837г. [3]. При значительном стилевом разнообразии, ордера, применявшиеся архитектором, в основном повторяют ордера Винь-олы по своим пропорциям и деталировке [1]. Исключение составляют лишь здания в стиле неогрек -Дворец герцога Лейхтенбергского, Дворец Бельведер, на которых применены греческие ордера; а также наиболее поздняя из построек Штакен-шнейдера в Петербурге - Николаевский дворец, на фасаде которого можно встретить наиболее свободную трактовку ордера. При этом для всех своих построек архитектор отдавал предпочтение применению «изящных» ордеров - ионического, коринфского и композитного. Так, на фасаде одной из наиболее ранних построек Штакеншнейдера - Ма-риинского дворца - применен полный римский коринфский ордер по Виньоле, с тем лишь исключением, что пьедестал составляет приблизительно 1/7 от высоты колонны, в то время как у Виньолы пьедестал составляет 1/3 [1]. Все остальные элементы ордера соответствуют канону: антаблемент по высоте составляет 1/4 высоты колонны, архитрав состоит из трех фасций, карниз имеет зубчики и горизонтальные кронштейны в поддерживающей части. Для фасадов зданий, построенных в стиле необарокко характерно применение раскреповки - приема, распространенного в архитектуре Санкт-Петербурга в период барокко XVIII столетия. При этом обломы на этих фасадах применяются классические римские, без барочных подсечек, создававших глубокие тени на фасадах в XVIII веке. Еще одной характерной особенностью, отличающей необарокко от барокко XVIII века стало применение зубчиков вместо упрощенной полочки, а также модульо-нов и кронштейнов, которые не встречались в барокко за счет сложности создания таких вставных элементов [2]. Колонный ордер на фасадах необарочных зданий, спроектированных Штакеншнейде-ром, соответствуют классической теории архитектурных форм. Отсутствует та свобода трактовки классических архитектурных форм, которую можно встретить, например, в творчестве Растрелли. Так, на фасадах собственной дачи Е.И.В. и Дворца Бе-лосельских-Белозерских представлен канонический композитный ордер по Виньоле с архитравом, состоящим из двух фасций, и дентикулами в поддерживающей части карниза.
В творчестве Максимилиана Егоровича Месма-хера (1842-1906гг.), проектировавшего в период поздней эклектики (1860-е - 1890-е гг.) и являвшегося одним из ключевых ее представителей, прослеживается приверженность архитектуре итальянского Ренессанса с его композиционными приемами и отдельными архитектурными формами [6]. Колонный ордер как элемент ордерного построения фасада присутствует всего на двух зданиях Месмахера - дворце великого князя Михаила Михайловича (1885-1891 гг.) и музее Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (1885-
1896гг.). Период поздней эклектики в архитектуре Петербурга - время более свободной трактовки и большей декоративности ордера в сравнении с классицизмом и даже предшествующим периодом ранней эклектики. На втором этаже фасада дворца великого князя Михаила Михайловича Месмахером используется ионический ордер с шейкой, однако в поддерживающей части карниза присутствуют нехарактерные для этого ордера упрощенные горизонтальные кронштейны, в то время как зубцы отсутствуют. Такие элементы встречаются в ионическом ордере у Палладио [4]. Верхний этаж декорирован пилястрами коринфского ордера подобного ордерам раннего Возрождения, однако антаблемент очень массивный (2/3 высоты пилястры), декорирован вертикальными и горизонтальными кронштейнами, прерывающими четвертной вал, украшенный иониками, в поддерживающей части карниза. Похожий ордер с массивным антаблементом встречается и на фасаде музея Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, здесь на фоновых плоскостях фасада используются пилястры коринфского ордера, повторяющего ордер палаццо Торлония в Риме (рис.1) [7], авторство которого приписывают Донато Браманте. Антаблемент музея имеет нестандартные пропорции: фриз превышает высоту архитрава в 1,5 раза и практически равен по высоте карнизу, имеющему упрощенные кронштейны в поддерживающей части.
уО г%
Рис. 1. а) Пилястры второго этажа фасада музея Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, арх. М.Е. Месмахер, 1885-1895гг. Авт. М.А. Колесова б) Пилястры коринфского ордера, палаццо Торлония в Риме, 14961507гг. [7]
Мариан Марианович Перетяткович (1872-1916гг.) - один из ключевых представителей стиля неоклассицизм начала XX века. В творчестве Перетятко-вича встречается наиболее свободная трактовка ордера, причем это отражается как в соотношении частей ордера друг к другу, так и в особенностях сопряжения ордера со стеной и в отдельных его элементах. Ордерное построение фасада встречается на фасадах трех его построек - здании торгово-промышленного банка, Доме городских учреждений и здании Министерства торговли и промышленности. Так, на фасаде здания Русского торгово-промышленного банка архитектор применил полный римский дорический ордер с модульонами, достаточно близкий к ордеру Виньолы, однако модульоны в
данном случае упрощены, база используется аттическая, а пьедестал не только уменьшен, но и имеет очень упрощённую форму карниза, а цоколь пьедестала и вовсе отсутствует. На фасаде Дома городских учреждений наблюдается более вольная интерпретация ордера, полуколонны неполного тосканского ордера здесь собираются в пучки по три, что противоречит классической традиции (такие приемы встречались в период барокко). Архитрав и фриз и вовсе объединены и декорированы ленточным рустом над раскрепованными полуколоннами. На фасадах здания Министерства торговли и промышленности на первом и втором этажах применен колоссальный полный ионический ордер с шейкой, имеющий выпуклый фриз как у Палладио, однако другие элементы, характерные для ионического ордера Палладио, отсутствуют. На третьем и четвертом этажах используется колоссальный полный композитный ордер с зубчиками в поддерживающей части карниза. Оба ордера на фасаде имеют упрощенные уменьшенные пьедесталы, причем соотношение колонны и антаблемента остается приближенным к канону (1/4). Помимо изменения самого ордера, меняется также и его примыкание к стене. На акцентных плоскостях применяются слишком сильно выступающие относительно плоскости стены пилястры (обычно пилястры выступают на 1/5-1/6 своей ширины, в данном случае пилястра в сечении представляет собой практически квадрат).
Рис. 2. а) Римский дорический ордер, Джакомо Бароцци да Ви-ньола [1] б) Римский дорический ордер на фасаде Русского торгово-промышленного банка, арх. М.М. Перетяткович, 1912-1914гг. Авт. М.А. Колесова в) Ионический ордер на фасаде Министерства торговли и промышленности, арх. М.М. Перетяткович, авт. М.А. Колесова г) Ионический ордер, Ан-дреа Палладио [4]
Выводы
Трактовка ордера меняется в зависимости от периода. В творчестве Штакеншнейдера в период ранней эклектики встречаются постройки в различных
неостилях, однако их объединяет достаточно точное применение классических архитектурных форм. И даже в тех стилях, для которых изначально применение канонических ордерных элементов было не характерно. Так, значительными отличиями необарокко Штакеншнейдера от барокко XVIII века было: применение римских обломов вместо барочных с подсечками; обломы зачастую «профилировались», то есть украшались рельефом; на фасадах использовались сложные вставные элементы -зубцы, модульоны, кронштейны. Колонный ордер, применявшийся Штакеншнейдером, в основном соответствовал каноническим ордерам Виньолы в своих пропорциях и деталировке. Предпочтение отдавалось «изящным» ордерам - ионическому, коринфскому и композитному. Штакеншнейдер хорошо знал классическую теорию архитектурных форм, владел архитектурным языком предшествовавших стилевых периодов, умело применял элементы разных стилей, а также комбинировал их.
М.Е. Месмахер трактовал ордер подобно архитекторам итальянского Ренессанса с преувеличенным антаблементом над колоннами/пилястрами верхнего этажа, а также с использованием отдельных элементов, характерных для построек раннего возрождения - периода, когда классическая теория архитектурных форм только начинала свое становление. В связи с этим ордер Месмахера далек от канонического.
В творчестве наиболее позднего из трех архитекторов - М.М. Перетятковича встречается наиболее свободная трактовка ордера, причем это отражается как в соотношении частей ордера друг к другу, так и в особенностях сопряжения ордера со стеной и в отдельных его элементах. Ордер становится более упрощенным, некоторые элементы утрачиваются вовсе. В ордере Перетятковича прослеживаются те изменения, которые заложат основу значительной трансформации ордера в XX веке.
Литература
1. Виньола Джакомо Бароцци. Правило пяти ордеров архитектуры / Джакомо Бароцци Да Виньола; под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Изд. Всес. Ак. архитектуры, 1938.
2. Возняк, Е. Р. Архитектурные детали фасадов Санкт-Петербурга. XVIII век. / Е.Р. Возняк - СПб.: Крига, 2023.
3. Исаченко, В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / В. Г. Исаченко - СПб.: Лениздат, 1998.
4. Палладио, А. Четыре книги об архитектуре Ан-дреа Палладио. / в пер. акад. архитектуры И. В. Жолтовского. - М. : Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1936.
5. Пилявский, В. И. История русской архитектуры / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. - Л : Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1984.
6. Пунин, А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века: в 3-х т. / А. Л. Пунин - СПб.: Крига, 2019.
7. Buhlmann, Josef. Die Architektur des klassischen Altertums und der Renaissance / Buhlmann, J. - Stuttgart, 1913.
О *
О X
о 3
s *
и
с т ■и о s
т
ф
а т
о т
m
8)
Order features of Saint-Petersburg building facades (on the example of building facades by A.I. Shtakenshneider, M.E. Messmacher and M.M. Peretyatkovich) Kolesova M.A.
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering The order of the St. Petersburg building facades has undergone changes throughout the history of the city's architecture. The article discusses the features of the order of the St. Petersburg building facades, designed by the key representatives of the three styles of the second half of the 19th -beginning of the 20th century A.I. Stackenschneider, M.E. Mesmaher and M.M. Peretyatkovich. During the period under review, with a shift from the classicist traditions in building design, there are changes in the use of the column order on the facades of buildings. Not only the proportions and individual elements of the order change, but also their constituent parts -architectural moldings used in various styles during the period of early eclecticism, late eclecticism and neoclassicism of the early 20th century. Architects refer to the legacy of previous historical periods, quote exactly or interpret the order on the building facades in their own way. The interpretation of the order reflects the stylistic, creative, philosophical ideas of the architect. Knowledge of order features is necessary when studying, preserving and restoring historical buildings. Keywords: architecture forms, order, Saint-Petersburg, eclecticism, neo-baroque, neo-renaissance, neoclassicism
References
1. Vignola Giacomo Barozzi. Rule of Five Orders of Architecture / Giacomo
Barozzi Da Vignola; ed. A. G. Gabrichevsky. — M.: Ed. Vses. Ak. architecture, 1938.
2. Wozniak, E. R. Architectural details of the facades of St. Petersburg. XVIII
century. / E.R. Wozniak - St. Petersburg: Kriga, 2023.
3. Isachenko, V. G. Architects of St. Petersburg. XIX - early XX century / V. G.
Isachenko - St. Petersburg: Lenizdat, 1998.
4. Palladio, A. Four books on architecture by Andrea Palladio. / in lane acad.
architecture of I. V. Zholtovsky. - M .: Publishing House Vses. acad. architecture, 1936.
5. Pilyavsky, V. I. History of Russian architecture / V. I. Pilyavsky, A. A. Tits, Yu.
S. Ushakov. - L: Stroyizdat, Leningrad. department, 1984.
6. Punin, A. L. Architecture of St. Petersburg in the middle and second half of
the 19th century: in 3 volumes / A. L. Punin - St. Petersburg: Kriga, 2019.
7. Buhlmann, Joseph. Die Architektur des klassischen Altertums und der
Renaissance / Buhlmann, J. - Stuttgart, 1913.
(0 C4 O C4
00