Научная статья на тему 'Особенности коллективного творчества пожилых на занятиях по литературе'

Особенности коллективного творчества пожилых на занятиях по литературе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
276
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ / АКТУАЛИЗАЦИИ НАВЫКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕНСИОНЕРОВ / УНИВЕРСИТЕТ ПОЖИЛЫХ / EDUCATION FOR THE ELDERLY / DEVELOPMENT OF SPEAKING AND WRITING SKILLS OF ELDERLY PEOPLE / COLLECTIVE CREATIVE TASKS / SOCIALIZATION OF ELDERLY / UNIVERSITY OF THIRD AGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Швалова Светлана Алексеевна

В статье исследуются подходы к актуализации навыков устной и письменной речи у пожилых. Показано, что творческие задания в формате коллективной деятельности являются эффективными инструментами комплексного решения задач развития восприятия, коммуникативных навыков, расширения социального опыта. Предложены приемы внедрения диалога в центр учебного процесса, когда диалог начинает действовать на разных уровнях в качестве Другого выступает собеседник, произведение искусства, работа участника проекта «Университет пожилых».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collective Creativity of Elderly People in Literature class

The paper studies approaches to the development of speaking and writing skills of elderly students in Literature class. Creative tasks performed as collective action are shown to be an efficient complex development instrument for perception and cognitive skills, as well as for broadening the social experience of the elderly. Ways of introducing dialogue into educational process are proposed, whereby the dialogue operates at different levels: the Other is represented by the interlocutor, by the work of art and in the essay of a classmate.

Текст научной работы на тему «Особенности коллективного творчества пожилых на занятиях по литературе»

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОЖИЛЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

С. А. Швалова

В статье исследуются подходы к актуализации навыков устной и письменной речи у пожилых. Показано, что творческие задания в формате коллективной деятельности являются эффективными инструментами комплексного решения задач развития восприятия, коммуникативных навыков, расширения социального опыта. Предложены приемы внедрения диалога в центр учебного процесса, когда диалог начинает действовать на разных уровнях - в качестве Другого выступает собеседник, произведение искусства, работа участника проекта «Университет пожилых».

Ключевые слова: образование в пожилом возрасте, актуализации навыков устной и письменной речи у пожилых людей, совместное творчество, социализация пенсионеров, университет пожилых

Работа подготовлена на материале проекта «Университет пожилых 2.0», реализованного СРОО «Ассоциация выпускников СамГУ (КуГУ)» в 2018 г. при поддержке Фонда президентских грантов, проект 17-2-005755.

Перед автором стояла задача найти способы решения целого комплекса развивающих задач в рамках одного учебного курса для пожилых людей. Курс по Художественной литературе [Коган, 2018] создавался для уникальной общеобразовательной программы в «Университете пожилых» в Самаре.

Развлечь, вдохновить, просветить пожилых -этим цели курса Художественной литературы не исчерпывались. Пробуждение интереса участников является только первой ступенькой к последующему пути к их ресоциализации. Личностное развитие необходимо было направить так, чтобы к окончанию программы участники получили новые навыки и опыт позитивной социальной деятельности для других и совместно с другими людьми [Проскурина, 2018]. Художественная литература стала одним из центральных предметных элементов в этой, как мне кажется, передовой программе.

Дополнительная трудность для педагогов состояла в том, что общеразвивающие задачи необходимо решать при работе со сложившимися личностями, имеющими свое представление

Об авторе: Швалова

Светлана Алексеевна

русской и зарубежной литературы Самарской государственной областной академии (Наяновой).

Адрес для переписки: 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196.

E-mail: [email protected]

ББК 74.3 УДК 376

о мире, устойчивые образцы взаимодействия с другими людьми. Никакие догматические, авторитарные методы в этой ситуации не работают, все открытия пожилые участники должны сделать сами - но показать им другую реальность должен все-таки педагог.

В поиске приемов работы с пожилыми людьми мы опирались на имеющиеся разработки по обучению одаренных детей. В частности, приемы организации диалога на уроках литературы, игровые методики открытия себя через Другого, технологию обучения через художественное творчество. [Коган, 2014; Коган, 2015; Швалова, 2015]

Планирование занятий по литературе с пожилыми людьми потребовало поиска ответов на вопросы: «Нужен ли к этой возрастной категории особый подход при составлении заданий, что повлияет на эффективность занятий?», «Какова степень готовности участников проекта «Университет пожилых» к совместному творчеству?», «Каковы их ожидания от предстоящих встреч?», «Какой речи уделить большее внимание - устной или письменной?» и т.д.

На первом занятии учащимся была предложена анкета, один из вопросов которой предлагал задуматься о взаимоотношениях со словом (устным и письменным). Многие отвечали коротко: «нормальные», «обыкновенные», «удовлетворительные», кто-то не смог охарактеризовать, написав «не знаю». Некоторые дали оценку устной и письменной речи отдельно: «Взаимоотношения с устным словом гораздо лучше, потому что очень мало пишем» (Елена С.), «С устным словом раньше было легко и просто, был большой словарный запас. Сейчас подводит память...Нет уже яркости в рассказе, отсюда зажим. С письменной речью - хорошо» (Майя К.). Развернутых ответов в целом оказалось не очень много: «Стараюсь правильно говорить и писать по-русски» (Татьяна О.), «Желаю овладеть грамотной речью» (Вера В.), «Обидно, когда с экрана телевизора звучит не очень грамотная речь» (Любовь Б.), «Со словом - на Вы... считаю, что в Слове заложена огромная сила» (Ирина А.), «Люблю свой язык, ошибки воспринимаю как боль внутри себя» (Валентина С.).

представления пожилых об их языковых возможностях оказались самыми разными. применить знания, вспомнить забытое, вернуть «форму», узнать новое - такие пожелания прозвучали на первой встрече. Важной задачей курса является актуализация ресурсов, навыков устной и письменной речи. Творческие задания в формате совместной деятельности видятся эффективным способом решения данного вопроса.

Для первоначального знакомства очень важным шагом оказалась игра в буриме - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов на заданные рифмы.

Учащимся было дано задание объединиться в группы по 4-5 человек и сочинить стихотворение, используя такую рифму: караван - кафтан -карман - султан. Конечно, в каждой группе оказались очень активные люди, которые взяли на себя ответственность за это «нелегкое дело». В процессе подбора слов одни удивлялись, другие смеялись... как говорится, лед тронулся - учащиеся общались, знакомились. Стихи получились веселые, шуточные:

В Фергану идет караван. У погонщика - новый кафтан, Полный золота тянет карман. Ждет его не дождется султан. Шел в пустыне караван. На погонщике - кафтан. Оттопырился карман -Обворован был султан.

Затем нужно было сочинить вариации «на тему» - было предложено продолжить стихотворение или заменить последние слова в любых двух строчках в рамках одной рифмы. Совместные усилия в простой подстановке слов нашли продолжение в творческом подходе к заданию. В стихотворениях зазвучали более точные слова, стали появляться яркие образы. Получились разные по настроению стихи: По пустыне идет не спеша караван. На погонщике - белый красивый тюрбан. Скоро будет привал - и вода, и лагман -Ждет их в гости к себе сам великий султан!

(Татьяна С.)

Некоторых авторов законы буриме подтолкнули к созданию своего монорима:

Идет в пустыне караван. Иван несет в руке кафтан, Там мышь положена в карман. Ее получит в дар султан. Пойдет он с нею в ресторан, Закажет там вина стакан, Ведь он - известный хулиган!

После коллективной деятельности началась индивидуальная работа - нужно было объединиться в пары и каждому создать основу для будущего стихотворения, придумав четыре рифмующихся слова, а потом, обменявшись рифмами, сочинить его. Вот на этом этапе выяснилось, что в предыдущем участвовали не все. Некоторым было сложно придумать строки, они добавляли к рифме соседа буквально по одному слову. Смысл не всегда был очевиден. Но даже в таком минималистском формате иногда получались интересные варианты: Веселые веснушки У девчонки - хохотушки. Веселят, как погремушки, Разноцветные вертушки.

Зимняя олимпиада: Фигуристам - награда. Гэациозны... Красота! Не повторишь - высота!

(Любовь Д. и Людмила П.)

К концу занятия все были вооружены рифмами, но не всем удалось сочинить стихотворение, поэтому завершение поэтического текста превратилось в домашнее задание, с которым многие успешно справились:

Новый год уже настал, Елка светит ярко.

Волк у зайца ключ украл, То-то будет жарко! (Наталья Н. и Татьяна Б.) Вдалеке стоит гора У подножия - нора. Рядом плещет сине море -Люди там не знают горе.

(Татьяна В.)

Совместная творческая деятельность привнесла в занятия радость, уважение к немалым способностям Другого, понимание значения внимательного отношения к заданному ряду слов, к Слову как таковому. На втором занятии участвовали в сочинении и обсуждении удачных или не очень получившихся стихов почти все. На данном этапе был сделан важнейший шаг - совместная творческая деятельность позволила познакомиться друг с другом и создала доброжелательную атмосферу.

Сила игрового начала продемонстрировала свою власть и в инсценировке. Для спонтанной, без репетиций, постановки были выбраны два текста: рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и фрагмент комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (сцена встречи городничего и Хлестакова -действие II, явление VIII). Учащиеся выбрали роли по желанию. Достаточно быстро удалось договориться о едином действе, о слаженном характере общего выступления. На воображаемой сцене каждый играл по-своему, каждый очень старался. Кто-то очень выразительно читал, передавая характер и внутреннее состояние своего героя только с помощью голоса, некоторые подключали и жесты, и мимику, и движения по аудитории.

Разговор об особенностях встречи героев, их поведения и характеров, о построении их диалога, об авторском видении был украшен свежими воспоминаниями о только что завершившихся «спектаклях» -о том, как было не так уж и просто произносить реплики городничего «в сторону», о том, как непривычно и весело пришлось суживаться и съеживаться играющим чеховских персонажей. В беседе принимали активное участие и «зрители» - те, кто не осмелился выйти «на сцену» или не успел этого сделать.

Совместная творческая деятельность освобождает от зажимов, дарит приятные эмоции. Можно было наблюдать пробуждение настоящего интереса к разговору о текстах у тех, кто изначально не совсем был расположен к анализу всем известных произведений. Конечно, чтение и игра роли литературного героя - это еще не самостоятельное устное высказывание, но смелость, желание придать жизнь книжному образу, радость в процессе выступления - это следующий шаг к себе как к хорошо говорящему человеку.

Очень продуктивным видом сотворчества оказались размышления, в основе которых был диалог двух произведений искусства - книги и анимационного фильма. После чтения или перечитывания (для тех, кто ранее уже читал) повести Э. Хемингуэя «Старик и море» и после короткой беседы о смыслах, которые обнаружили читатели серебряного возраста, им было предложено вообразить себя сценаристами небольшого мультипликационного фильма. К выбору ключевых эпизодов

из книги они подошли очень серьезно, аргументировали его, спорили, дополняли и развивали идеи друг друга; учащиеся попытались сопоставить особенности образа героя и предполагаемый ракурс, отражающий их. затем немного пофантазировали на тему цветового решения, подумали о том, какие краски будут преобладать в картине и почему.

Просмотр мультипликационного фильма Александра Петрова «Старик и море», удостоенного премии Американской киноакадемии «Оскар» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, получившего за нее Пулитцеровскую и Нобелевскую премии, не оставил никого равнодушным. В ходе обсуждения после просмотра мультфильма выяснилось, что многие очень порадовались удивительному совпадению своих представлений о том, как им хотелось бы воплотить мысли и образы, созданные писателем, с увиденным ошеломительно ярким миром А. Петрова. Разговор зашел даже о характерной особенности творчества российского художника-мультипликатора - технике «ожившей живописи». На короткое время создалось ощущение причастности к великому, словно акт совместного творчества в таком «закадровом», вербальном формате освоения произведений искусства дал возможность прикоснуться к ним. Сочинять, активно предполагать, творить вместе, аргументировать свою точку зрения многим учащимся понравилось, их устные высказывания были развернутыми!

Следующее задание состояло из двух частей. Сначала нужно было написать воспоминание, которым можно было бы поделиться с другими. Оно могло быть на любую тему, из любого периода жизни. Чтобы выполнить вторую часть задания, необходимо было обменяться написанными текстами и подготовить свой ответ на предложенное другим человеком воспоминание. Без особого акцента было внесено уточнение, что было бы очень хорошо, если бы каждый не только прокомментировал и увидел что-то интересное в работе другого человека, но и нашел бы повод поблагодарить автора воспоминания.

С первой частью задания справились все участники проекта «Университет пожилых». Воспоминания были самые разные: забавные, трогательные, грустные и очень светлые; лаконичные и очень подробные; написанные сдержанно, даже суховато и очень эмоционально, поэтично. С выполнением второй части задания возникли затруднения. Несколько раз уточнялся жанр ответа на воспоминания, учащиеся переспрашивали: «Ответ должен быть рецензией или отзывом?» Ценность и простоту свободного размышления без ограничений, шаблонов и образцов увидели не все.

Ответы учащихся можно условно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести работы, авторы которых назвали их рецензиями, и те, что так не назывались, но по своей сути ими являлись. Например, звучали замечания о том, что все части воспоминания взаимосвязаны и следуют друг за другом, что тема раскрыта полностью и т. д.

Во вторую группу попадают работы тех, кто в ответе больше пишет про себя, чем про воспоминание другого человека. Причин у такого положения дел может быть много, их анализ не является целью данной работы. Один ответ особенно запомнился высказанной болью:

«Воспоминания Татьяны прекрасны. Я сама очень люблю природу, лес...

Хорошо описана история с собакой, оказался очень верный пес. Но у меня не могут жить животные, так как я редко бываю дома, и мой холодильник часто бывает пустым. Мне очень жаль, что я не могу иметь такого отличного пса».

К третьей группе можно отнести ответы, в которых прозвучали слова благодарности. Например, «Я благодарна Альбине М. за чудесное описание восторженного состояния души, вызванного слиянием живописной природы и прекрасной музыки». (Ольга К.) Некоторые ответы прямо излучают свет и душевное тепло:

«Воспоминания Татьяны С. «Луг моего детства» меня тоже вернули в мое детство. Написано очень грамотно, красочно. Перед глазами появилась и снежная зима, и зеленая весна, и теплое долгожданное лето. Пока я читала, я даже слышала, как поют птицы, чувствовала запах зелени и свежесть каждого утра, звонкий смех детворы.Спасибо Татьяне за такой замечательный рассказ, который дал возможность еще раз пережить свое детство, вспомнить луга своего детства!» (Сания Б.)

Две работы хочется воспроизвести целиком. Воспоминание выглядит так:

«Сказки в детстве - они были у всех! Но прочитанные самой, да еще кому-то, это очень запоминается. Первый класс. Урок. Елена Георгиевна просит прочитать сказку. Читаю «Рикки-Тикки-Тави» Киплинга. И вижу интерес в глазах учителя и . тишина в классе! Мне тогда показалось, что я первая открыла для них эту сказку. И восторженное удивление до сих пор в моей памяти». (Наталья Н.)

Ответ на такое лаконичное и одновременно живое глубокое воспоминание оказался более объемным и развернутым:

«Рассказ небольшой, но интересный, очень эмоциональный. Читая его, мы переносимся на много лет назад. Урок в первом классе, маленькая девочка читает всему классу отрывок из сказки Киплинга. Ее волнение переходит в восторг от того, как внимательно слушает весь класс, как с интересом смотрит на нее учитель! Все это порождает в ребенке чувство радости и триумфа. Автору удалось сохранить в памяти эти минуты восторженности. Это яркое воспоминание нельзя читать без доброй улыбки и легкой грусти об ушедших школьных годах. Мне хочется спасибо сказать всем, кто со мной вместе учился в одном классе...» (Татьяна Б.)

В этой работе нет слов благодарности автору, но «частота» волны воспоминаний одного человека не только дает возможность другому вспомнить что-то из своей жизни, но словно выносит этого другого на иной уровень его признательности - благодарения. Наверное, это тот самый случай уникального акта сотворчества!

Эта работа была рассчитана на усилия в поле письменной речи. Учащиеся очень старались, сочиняли и ждали ответы на свои воспоминания, волновались, если этот самый ответ задерживался. Задание потребовало максимальной внимательности к переживаниям другого человека, способу его воплощения на письме, дало возможность оказаться в диалоге, искать и находить точные слова. В полном объеме оно оказалось выполненным не у всех, потому что во многих работах акцент на себе взял верх, про повод поблагодарить другого человека не все вспомнили (или даже не все услышали).

Актуализация ресурсов, навыков устной и письменной речи через совместную творческую деятельность состоялась в целом на достаточно хорошем уровне.

На заключительном занятии с участниками проекта «Университет пожилых» было прочитано письмо итальянского писателя и философа Умберто Эко к своему внуку, а затем состоялась увлекательная беседа

0 смыслах, о композиции, о фактах итальянской и мировой истории, культуры. У каждого из нас найдется много открытий, находок, мыслей, которыми мы могли бы поделиться со своими внуками, с новым поколением. Идея о том, что каждый может сочинить нечто подобное, вызвала сомнения у учащихся. Это задание может быть выполнено в диалоге с текстом У. Эко (в совместном с его письмом творческом акте) и после участия в проекте «Университет пожилых» в письменной или устной форме, ведь предела совершенству нет.

Список литературы

1 Коган И.И. Игра как способ открытия себя через открытие другого // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества / Отв. ред. М. В. Наянова. Самара: Офорт-пресс, 2014. С. 237-246.

2 Коган И.И. Художественное творчество как генератор «энергии» одаренности // Педагогические и управленческие технологии в организации образования одаренных людей / Отв. ред. М.В. Наянова. Самара: ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)», 2015. С. 47-50.

3 Коган И.И. Авторские курсы «Чтение» и «Художественная литература: мировоззренческие концепты в художественных текстах» в рамках дополнительной общеобразовательной об-щеразвивающей программы «Образ деятельности» Университета пожилых // Ресоциали-зация пожилых / отв. ред. А. В. Нечаев. - Самара: Офорт, 2018. С. 82-91.

4 Проскурина А. А. Практические аспекты ресоциализации пожилых через образование // Ресоциализация пожилых / отв. ред. А. В. Нечаев. - Самара: Офорт, 2018. С. 37-57.

5 Швалова С.А. Радости и муки творчества: мост между идеей и её воплощением // Педагогические и управленческие технологии в организации образования одаренных людей/ Отв. ред. М.В. Наянова. Самара: ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)», 2015. С. 60-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.