Научная статья на тему 'Осмысляя роли пожилых'

Осмысляя роли пожилых Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ / ПОКОЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ / ELDERLY / GENERATION / RESOCIALISATION / SOCIAL SUBSTANCE OF OLD AGE / RESOCIALISATION THROUGH EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нечаев Алексей Владимирович

Предлагается переместить фокус научных исследований пожилых на социальное содержание возраста и поколенческих особенностей. Этот ракурс открывает возможности для научного и практического решения задачи ресоциализации пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding the Roles of the Elderly

It is proposed to change the focus of research to the social substance of the age and the generational characteristics. This perspective opens the possibilities for the scientific and practical solution of the resocialisation problem of the elderly.

Текст научной работы на тему «Осмысляя роли пожилых»

от редактора

Осмысляя роли пожилых

Этот номер журнала «социальные явления» посвящен роли пожилых в современном обществе. Необходимость обсуждения проблемы пожилых в россии назрела давно. Важность этой темы определяется не проведением в россии пенсионной реформы и острой реакцией общества на эти изменения. скорее, факт осуществления этого социального поворота свидетельствует о некотором опоздании, об отсутствии своевременной, адекватной и содержательной научной дискуссии о роли пожилых людей в обществе. Но размышлять никогда не поздно, поэтому редакция не отказывается от возможности в этом выпуске журнала поднять проблему пожилого человека до уровня социального явления.

Здесь необходимо уточнение. В отдельных странах пенсионное обеспечение той или иной группы населения начало появляться еще в XVII в. иными словами, тяжелое положение пожилых людей уже несколько веков представляет трудность для общества, то есть социальную проблему. именно в таком понимании социальный характер пожилых бытует в науке до настоящего времени. представление о социальности как о свойстве вообще любого явления оказывать влияние на общество обладает существенным недостатком. Оно позволяет оперировать понятием «пожилой человек», «пожилой возраст», при этом практически не осмысляя их содержания и игнорируя их социальную суть.

посвящая этот номер журнала «социальные явления» пожилым людям, мы предлагаем переместить фокус научного рассмотрения этого объекта на социальное содержание возраста и поколенческих особенностей. Если рассматривать пожилой возраст как социальное явление, а не как физиологическую предпосылку для особого социального статуса человека, то это сразу меняет и видение, и постановку научной проблемы. Это влечет за собой использование иных исследовательских инструментов и дает совершенно иные научные, а, следовательно, и практические решения.

Вместе с тем, у этого выпуска журнала есть важная особенность. Он появляется как результат взаимопроникновения научных и практических идей, сотрудничества теоретиков и практиков. именно таким образом появился в 2005 г. в самаре проект «Университет пожилых». 13 лет назад творческая группа Ассоциации выпускников самарского (куйбышевского) государственного университета разработала и запустила первую общеобразовательную программу, которая была специально разработана и нацелена на изменение социальных свойств пожилых участников, на их ресоциализацию. В течение этого времени

Социальные явления. 2018. №2(9)

Университет пожилых в Самаре работал и развивался как длительный педагогический эксперимент.

Образование нередко сравнивают с машиной времени, потому что оно непосредственно работает с будущим общества. Но образование -еще и чувствительный барометр динамики недавнего прошлого. Проходит десятилетие после тех или иных общественных изменений -и в школу, в университет начинают приходить люди из другого общества, почти иностранцы. Это касается и Университета пожилых: программа «Образ будущего», разработанная для пенсионеров XX века, уже не работает во втором десятилетии XXI в.

Поддержка Фонда президентских грантов (проект 17-2-005755 «Университет пожилых 2.0») позволила Ассоциации выпускников СамГУ (КуГУ) решить задачу обновления подходов к ресоциализации пенсионеров через образование. Была обновлена программа (новая программа называется «Образ деятельности»), проведена научная оценка ее эффективности и, что очень важно, все творческие достижения стали предметом обсуждения практиков и ученых, все свои разработки Ассоциация выпускников СамГУ (КуГУ) открыто передает всем, кто хочет их реализовывать.

Этот выпуск журнала стал результатом одного из обсуждений подходов к ресоциализации пожилых людей через образование в рамках проекта «Университет пожилых 2.0». В частности, опубликованы работы участников конференции «Подходы к социализации пожилых через образование» (16-17 ноября 2018 г., г. Самара).

Так, статьи С. А. Шваловой и А. А. Проскуриной выполнены непосредственно на материале педагогического эксперимента в рамках этого проекта. С. А. Швалова представляет описание и оценку эффективности ряда педагогических приемов по развитию некоторых конкретных социальных навыков у пожилых людей в рамках курса «Художественная литература». А. А. Проскурина исследовала образ деятельности пожилых людей, выделила формы деформации социальной деятельности неработающих пенсионеров и оценила изменения, произошедшие после освоения пожилыми специализированной программы в «Университете пожилых» в Самаре.

Выпуск традиционно начинается с рубрики «Онтология явления». Ее открывает статья «О пожилых и пенсиях» - автор обосновывает необходимость сохранения и поддержания специального общественного механизма, который позволяет пожилым людям ресоциализироваться и осуществлять свою специфическую поколенческую деятельность по воспроизводству культурных кодов социума.

Способы взаимодействия с пожилыми как с социальным явлением и управления этой сущностью нашли свое отражение в работе М. Ф. Машхади, который представил анализ оригинальных подходов к социализации пожилых людей в США и Японии. Проблема эффективности добровольческой деятельности в помощь пожилым поднимается в работе Н. П. Щукиной и И. А. Логиновой. Авторы провели эмпирическое исследование, которое продемонстрировало очевидную необхо-

От редактора

димость совершенствования подходов к организации этого вида работы с пожилыми.

В третьей части выпуска обсуждается отражение пожилого возраста в общественном сознании и в сознании самих пожилых людей. В частности, А. А. Гудзовская в работе «социально-психологические факторы геронтологического эйджизма» показывает, как комплекс социальных условий приводит к появлению негативных стереотипов в отношении пожилых людей. В статье А. с. Пастушковой представлены результаты эмпирического исследования отношения к жизни и смерти среди пожилых людей, проживающих со своей семьей или в специальных учреждениях.

В выпуске представлена достаточно разнообразная многодисциплинарная картина исследования пожилых, и каждая из работ сама по себе может быть прочитана с разных точек зрения. Тем не менее, мы надеемся, что именно попытка редакции предложить социально-деятельностную парадигму для дискуссии о пожилых людях получит свое продолжение в новых научных работах и в практических проектах наших уважаемых читателей.

А. В. Нечаев

Главный редактор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.