Научная статья на тему 'Особенности когнитивных стилей студентов с разными типами функциональной асимметрии'

Особенности когнитивных стилей студентов с разными типами функциональной асимметрии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TYPE OF FUNCTIONAL ASYMMETRY / COGNITIVE STYLE / MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойко Е.А., Любимова Е.Д., Козырева Е.С.

В статье представлены результаты исследования особенностей когнитивных стилей студентов с разными типами функциональной асимметрии. Было установлено, что когнитивный стиль «рефлективность» чаще встречается в группе амбидекстров, а когнитивный стиль «синтетичность» в группе левшей. Также были проанализированы особенности выполнения заданий теста структуры интеллекта Амтхауэра студентами с разными типами функциональной асимметрии.The results of issue of particularities of cognitive style of students with different types of functional asymmetry are shown in the article. It was shown, that cognitive style «reflexivity» is more common for ambidexterity-students, and cognitive style «synthetics» is more common for left-handed students. Also particularities of implementation of task of IST (R. Amthauer) by students with different types of functional asymmetry were analyzed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бойко Е.А., Любимова Е.Д., Козырева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности когнитивных стилей студентов с разными типами функциональной асимметрии»

УДК 159.91 : 612.82 - 057.875

Е. А. Бойко, Е. Д. Любимова, Е. С. Козырева

Особенности когнитивных стилей студентов с разными типами функциональной асимметрии

В статье представлены результаты исследования особенностей когнитивных стилей студентов с разными типами функциональной асимметрии. Было установлено, что когнитивный стиль «рефлективность» чаще встречается в группе амби-декстров, а когнитивный стиль «синтетичность» - в группе левшей. Также были проанализированы особенности выполнения заданий теста структуры интеллекта Амтхауэра студентами с разными типами функциональной асимметрии.

The results of issue of particularities of cognitive style of students with different types of functional asymmetry are shown in the article. It was shown, that cognitive style «re-flexivity» is more common for ambidexterity-students, and cognitive style «synthetics» is more common for left-handed students.

Also particularities of implementation of task of 1ST (R. Amthauer) by students with different types of functional asymmetry were analyzed in the article.

Ключевые слова: тип функциональной асимметрии; когнитивный стиль; интеллектуальное развитие.

Key words: type of functional asymmetry, cognitive style, mental development.

Проблема межполушарной асимметрии является актуальной уже на протяжении многих лет [3; 8; 11]. Сохранение исследовательского интереса к данной теме объясняется новыми открытиями в области функционирования мозга и, следовательно, постоянным пересмотром уже имеющихся концепций. В частности, изначально было принято считать, что левое полушарие отвечает и за речь, и за все высшие психических функции, таким образом, левому полушарию отводилась доминирующая роль в жизнедеятельности человека. Правое же полушарие считалось второстепенным, его функцией было подчинение и выполнение тех задач, которые ему перенаправит «доминирующее» полушарие [6; 7; 8].

В настоящее же время тема межполушарной асимметрии по отношению к функциям изучается как функциональная специфичность полушарий, т. е. как проблема специфичного вклада каждого полушария в любую психическую функцию [7; 10; 12].

© Бойко Е. А., Любимова Е. Д., Козырева Е. С., 2019

20

Понятие когнитивного стиля был введено Альфредом Адлером для обозначения характеристики личности, представляющей собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, оказывающих влияние на решение использования определенных исследовательских стратегий [17]. Позже Гордон Олпорт использовал это понятие в качестве обозначения средств и способов достижения целей. В общем и целом под когнитивным стилем понимается совокупность устойчивых характеристик того, как различные люди воспринимают, думают и запоминают информацию, а также предпочтительность для каждого человека определенного способа решения проблем [15; 17; 18]. Данная формулировка коррелирует с определением интеллектуальных способностей, предполагающих обработку, анализ и воспроизведение информации, имеющих непосредственное отношение к процессу принятия решения.

Интерес ученых к когнитивным стилям может быть объяснен тем, что они влияют на поведение человека в различных сферах (общение, обучение, работа). Таким образом, зная особенности когнитивного стиля и интеллектуального развития человека, можно прогнозировать своеобразие его деятельности.

Опираясь на систему человекознания Б.Г. Ананьева [10], можно предположить, что тип функциональной асимметрии способен оказывать некоторое влияние на формирование когнитивного стиля. Так, например, тип функциональной асимметрии может формировать предпочитаемый способ обработки и анализа поступающей информации, а значит и когнитивный стиль.

Несмотря на возможные перспективы изучения взаимосвязи типа функциональной асимметрии и когнитивного стиля человека, в научной литературе практически не встречаются эмпирические исследования, касающиеся этой проблемы. Вероятно, это связано в том числе и со сложностью диагностической оценки как когнитивных стилей, так и типа функциональной асимметрии. Все вышеизложенное определяет актуальность проведенного исследования.

В исследовании приняли участие 102 человека, студенты I и II курса факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина. Были применены следующие методики [3; 14; 16; 17]:

А) для оценки когнитивных стилей студентов: тест «фигуры Готт-шальдта», методика «Свободная сортировка объектов» (Гарднер), методика «Сравнение похожих рисунков Дж. Кагана», методика свободных ассоциаций Гарднера;

Б) для выявления типа функциональной асимметрии: теппинг-тест (Е.П. Ильина) и пробы для выявления типа функциональной асимметрии (А.Р. Лурия);

В) для оценки интеллектуальных характеристик: тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Статистический анализ полученных данных проводился с применением критерия Стьюдента, критерия и-Манна-Уитни. Также был выполнен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции г-Пирсона.

По результатам выполнения теппинг-теста и проб А. Р. Лурии все студенты был разделены на три группы: 1) правши (47%); 2) амби-декстры (40%); 3) левши (13%).

Анализ частоты встречаемости когнитивных стилей в каждой из выделенных групп студентов, показал, что амбидекстры отличаются большей рефлективностью (в сравнении с правшами и левшами), у которых наряду с рефлективностью достаточно высоко выражена и импульсивность (рис. 1). Следовательно, студенты-амбидекстры, отличаются от сверстников большим обдумыванием ситуации, направленностью внимания на детали.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Импульсивность Рефлективность

амбидекстры

правши

Рис. 1. Частота встречаемости когнитивного стиля «импульсивность / рефлективность» в группах студентов с разными типами функциональной асимметрии

В группах амбидекстров и правшей, такие когнитивные стили как «аналитичность / синтетичность» встречаются с одинаковой частотой. А в группе левшей преобладает синтетический когнитивный стиль -77%. Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев у левшей преобладающим полушарием является правое, обрабатывающее информацию целостно, не разделяя ее на фрагменты (рис. 2).

40%

20%

70%

60%

30%

50%

80%

10%

0%

Аналитичность Синтетичность

Рис. 2. Частота встречаемости когнитивного стиля «аналитичность / синтетичность» в группах студентов с разными типами функциональной асимметрии

Необходимо отметить, что при анализе распределения таких когнитивных стилей, как «ригидность/гибкость познавательного контроля» и «полезависимость и поленезависимость», во всех трех группах студентов преобладает гибкость познавательного контроля и полезависимость. Можно предположить, что для формирования этих когнитивных стилей большее значение имеют какие-то иные факторы, а не тип функциональной асимметрии.

Однако проведенный статистический анализ данных не выявил достоверных отличий в уровне сформированности когнитивных стилей в группах правшей, левшей и амбидекстров, а также достоверного преобладания какого-либо когнитивного стиля в сравниваемых группах.

Но необходимо учитывать, что когнитивный стиль характеризует особенности решения интеллектуальных задач. Поэтому помимо собственно когнитивных стилей целесообразно проанализировать особенности интеллектуального развития студентов с разными типами функциональной асимметрии.

Анализ результатов выполнения теста структуры интеллекта Амт-хауэра, позволил установить статистически достоверные отличия в выполнении заданий субтеста «Обобщение». Наиболее успешно с заданиями этого субтеста справились амбидекстры и правши. Данный субтест выявляет способность как к обобщению и абстрагированию, так и к образованию понятий. Таким образом, левши по сравнению с амби-декстрами и правшами испытывают больше трудностей при решении задач, направленных на обобщение и образования понятий. Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев у левшей доминирует правое полушарие, тогда как центр речи чаще всего располагается в левом полушарии.

При сравнении правшей и амбидекстров различий в выполнении субтестов, связанных с особенностью переработки информации разного типа (образная или вербальная), нет, что может говорить о том, что правши и амбидекстры одинаково уступают левшам в успешности переработки образной информации. Согласно полученным данным, в субтестах «Дополнение предложений», «Исключение слова», «Арифметические задачи», «Числовые ряды» и «Пространственное воображение» правши оказываются успешнее амбидекстров, что говорит о том, что у них более развито конкретно-практическое, теоретическое, аналитико-синтетическое мышление, способность к классифицированию, созданию оригинального алгоритма при решении задач, оперированию пространственными образами, более развиты вычислительные способности. Обработка такой информации преимущественно осуществляется левым полушарием.

Таким образом, согласно проведенному сравнительному анализу, наиболее успешными в выполнении интеллектуальных заданий оказываются правши, наименее успешными - левши.

Поскольку принадлежность к мужскому или женскому полу может определять особенности психического развития, то на следующем этапе работы был проведен сравнительный анализ в группах юношей и девушек. Сравнение показателей выполнения тестов юношами-левшами и девушками-левшами не проводилось, поскольку объем сравниваемых групп оказался недостаточным.

В группах амбидекстров и правшей выявлены различия в когнитивном стиле рефлективность/импульсивность: большей рефлективностью обладают юноши-амбидекстры и девушки-правши. Таким образом, именно эти группы (девушки-правши и юноши-амбидекстры) оказываются более эмоционально устойчивыми и рассудительными.

Сравнение девушек амбидекстров и левшей показало, что де-вушки-амбидекстры более рефлексивны, чем девушки-левши. Также же девушкам-левшам требуется больше времени на переработку информации при принятии решения (по результатам анализа особенностей выполнения теста структуры интеллекта Амтхауэра), то есть, несмотря на то, что они более импульсивны, чем амбидекстры, они тратят больше времени на принятие окончательного решения. На первый взгляд, выявленные особенности кажутся противоречивыми, однако их можно объяснить тем, что девушки-левши, принимая решение, руководствуются не конкретно-практическим мышлением (как девушки-амби-декстры), а образным, т. е. оценивают возможные альтернативы не исходя из логики и умозаключений, а с точки зрения эмоций и ощущений.

Между девушками-правшами и девушками-левши также были выявлены достоверные отличия в успешности решения интеллектуальных задач. Девушки-правши успешнее справляются с сопоставлением ана-

логий, созданием обобщений, решением арифметических задач и продолжением числового ряда. Это подтверждает тот факт, что правшам в большей мере присущ конкретно-логический способ мышления, чем левшам, в силу этого они и оказываются «успешнее» при решении подобных задач.

Среди девушек-амбидекстров и девушек-правшей были обнаружены статистически достоверные отличия только по субтесту «Дополнение предложений», с заданиями этого субтеста успешнее справились девушки-правши.

В сравнительный анализ результатов обследования юношей были включены данные только юношей-амбидекстров и юношей-правшей. Юноши-левши были исключены из дальнейшего анализа, поскольку их количество оказалось недостаточным.

Необходимо отметить, что особенности решения интеллектуальных задач, выявленные в группе юношей, несколько отмечаются от особенностей, выявленных в группе девушек. Юноши-амбидекстры быстрее решают задания, чем юноши-правши, однако же они уступают последним в эффективности решения (количестве правильных ответов).

При сравнительном анализе юношей и девушек с разным типом функциональной асимметрии подтвердилось, что правши обладают большей успешностью в решении интеллектуальных задач, а юноши-амбидекстры нацелены на быстрый поиск решения, что иногда приводит к низкому общему результату.

На следующем этапе исследования был выполнен корреляционный анализ между показателями сформированности когнитивных стилей и особенностями интеллектуального развития (корреляционный анализ проводился отдельно в группах правшей, левшей и амби-декстров). Были получены следующие результаты.

Чем выше сформирован когнитивный стиль «поленезависимость (ПНЗ)» у студентов-амбидекстров, тем хуже результаты выполнения субтеста «Исключение слова». Эти результаты может объяснять тот факт, что люди с выраженным поленезависимым когнитивным стилем отличаются аналитичностью и объективностью, а также хорошо развитой способностью оперировать понятиями. Другими словами, они могут видеть иные связи между понятиями, чем это принято у большинства людей, связывать слова в категории, которые являются нестандартными и необычными. Также, чем выше полезависимость (ПЗ), тем выше скорость выполнения субтеста «Обобщение». Полезависимость характеризуется некоторой импульсивностью и субъективностью, по этой причине полезависимые студенты могут быстро выполнять субтест «Обобщение», потому что это задание кажется им легким, и они уверены в правильности своих ответов.

У левшей обнаруживается взаимосвязь когнитивного стиля «поле-зависимость / поленезависимость»: 1) с эффективностью выполнения задания субтеста «Обобщение», то есть чем выше ПНЗ у студентов-левшей, тем успешнее выполнение заданий субтеста. Это можно связать с основной характеристикой ПНЗ стиля - его объективностью и связью с когнитивными способностями; 2) с продуктивностью субтеста «Арифметические задачи»: чем выше ПЗ, тем хуже результаты решения арифметических задач, что можно связать с тем, что полезависи-мые люди ориентируются на межличностное общение, а ПНЗ - на содержание деятельности; 3) со скоростью выполнения заданий субтеста «Память», т. е., чем выше показатели по поленезависимости, тем быстрее выполнение теста на долговременное запоминание и сохранение информации в условиях помех. Таким образом, можно утверждать, что ПНЗ студенты-левши обладают способность концентрировать свое внимание на задаче, не отвлекаясь на внешние раздражители.

У амбидекстров и правшей обнаружена прямая корреляционная связь рефлективности с такими показателями, как точность, продуктивность, эффективность и обратная - со скоростью решения интеллектуальных задач. Таким образом, это доказывает, что рефлективные испытуемые тратят на выполнение задания больше времени, однако выполняют его успешнее.

Также выявлена взаимосвязь ригидности/гибкости познавательного контроля в группе правшей со скоростью выполнения заданий: по всем субтестам обнаруживается положительная корреляционная связь ригидности и быстроты прохождения заданий, при этом иногда это отрицательно влияет на эффективность их выполнения. Это может быть связано с тем, что ригидные испытуемые менее склонны ориентироваться на предварительный сбор информации, то есть они характеризуются отсутствием рассмотрения всех альтернатив за счет единственно верного имеющегося решения.

Было установлено, что студенты-амбидекстры с выраженной аналитичностью выполняют задания успешно (числовые ряды, арифметические задачи, пространственное обобщение), а студенты-левши, с выраженной аналитичностью имеют затруднения при выполнении теста «Дополнение предложений».

Таким образом, были обнаружены взаимосвязи между успешностью выполнения интеллектуальных тестов и такими когнитивными стилями, как рефлективность / импульсивность, ригидность/гибкость познавательного контроля, аналитичность / синтетичность и ПЗ/ПНЗ.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что тип функциональной асимметрии может оказывать влияние на формирование предпочитаемого когнитивного стиля (по крайней мере, в том, что касается «рефлективности/импульсивности» и «синтетично-

сти/аналитичности»). Также сочетание типа функциональной асимметрии и предпочитаемого когнитивного стиля может иметь значение при решении интеллектуальных задач.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П., Пыжьянова Н.Н. Функциональная межполушарная асимметрия, обучение и здоровье // Вестник БГПУ. - 2002. - № 1. - С. 23-34.

2. Бойко Е. А. Функциональные асимметрии и успешность школьного обучения: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. - 26 с.

3. Брагина Н.Н., Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 2011.

4. Гурижева М.И., Связи двигательных и визуальных проб, отражающих функциональную асимметрию полушарий головного мозга // Наука и инновации. -Т. 7. -№6. - 2017.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

6. Ефимова И. В. Амбидекстры: нейропсихология индивидуальных различий. -М.: КАРО, 2007.

7. Игнатова Ю.П., Макарова И. И., Зенина О.Ю., Аксенова А. В. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы) // Экология человека. - 2016. - №9. - ЫКЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-izucheniya-funktsionalnoy-те2Ьр01и8Ьагп0у-а81тте1г11-т02да-0Ь20г-111ега1игу (дата обращения: 25.11.2018).

8. Леутин В. П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. - СПб.: Речь, 2005. - 368 с.

9. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015. - 592 с.

10.Москвина Н.В., Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные различия человека. - М.: Смысл, 2011. - 368 с.

11. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -3-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

12.Поляков В.В., Коллесникова Л.И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2005. - №5 (51). - С. 322-331.

13. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. Л. А. Головей. - 2-е изд., испр. - М.: Юрайт, 2017. - 413 с.

14.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. - Самара: БАХРА-М, 2011. - 672 с.

15.Скотникова И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека. Психологический анализ / под ред. А. В. Либина. - М.: Смысл, 1998. - С. 64-79.

16. Соломин И. П., Тест сравнение похожих рисунков Дж. Кагана // Школьные технологии. - №6. - 2008.

17.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2004.

18.Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2012. - 288 с.

Статья поступила: 14.10.2019. Принята к печати: 12.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.