12. Туманова, Е. Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей : дис. ... канд. психол. наук / Туманова Е.Н. - 19.00.05 : СПб., 2001 188 с. РГБ ОД, 61:02-19/298-X.
13. Yacobson, G. Programs and techniques of crises intervention / G. Yacobson // American handbook of psychiatry. - N.Y., 1974. - 825 p.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.56
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ -ОРИЕНТИРОВЩИКОВ (9-12 ЛЕТ) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВОГО
МЕТОДА
Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, старший преподаватель, заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Яна Вадимовна Сираковская, аспирант, мастер спорта по спортивному ориентированию,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка, Московская область
Аннотация
В статье рассматривается формирование стратегий восприятия и переработки информации и индивидуального профиля функциональной асимметрии в связи с особенностями исследуемого возрастного периода (9-12 лет) и использованием игрового метода в подготовке юных спортсменов - ориентировщиков.
Ключевые слова: когнитивные стили, игровой метод, индивидуальный профиль асимметрии, поленезависимость/полезависимость, импульсивность/рефлективность, спортивное ориентирование.
INDIVIDUAL PROFILE OF THE FUNCTIONAL ASYMMETRY AND FORMATION OF THE COGNITIVE STYLE AMONG THE YOUNG ORIENTEER RUNNERS (9-12 YEARS) WITH APPLICATION OF THE GAME METHOD Olga Vladimirovna Ilyichova, the candidate of biological sciences, senior teacher,
The mathematical and natural-science disciplines department chairman,
The Voronezh State Institute of Physical Training,
Jana Vadimovna Sirakovskaja, the post-graduate student,
Master of sports on sports orientation,
The Moscow State Academy of Physical Training, settlement Malakhovka, Moscow Region
Annotation
The article analyses the formation of perception strategies, information processing and individual profile of functional asymmetry in connection with the investigated age period (9-12 years) features and application of game method at preparation of young orienteer runners.
Keywords: cognitive style, game method, individual profile of functional asymmetry, field dependency/independency, impulsivity / reflectivity, game method, sport orienteering.
При разработке системы подготовки юных спортсменов - ориентировщиков необходимо делать упор на максимальное развитие таких качеств как свобода ума, высокая скорость обработки информации, понимание ситуации, развитие способности и навыки рефлексивного управления, верный расчет и принятие решения в короткие сроки. Кроме того, важно использовать методы, соответствующие возрастным особенностям и психофизическим возможностям детей. Одним из таких методов является игровой, как наиболее естественный для формирования физических и психических
качеств спортсменов на данном возрастном этапе. Игровая деятельность представляет собой особый вид психической деятельности, которая в наилучшей степени способствует развитию интеллектуальной и становлению эмоциональной сфер [2].
Спортивное ориентирование представляет собой тот вид спорта, в котором исследование формирования профиля функциональной асимметрии представляется весьма перспективным, информативным и интересным, как с научной, так и с педагогической стороны.
Целью настоящего исследования было выявление взаимозависимости когнитивного стиля, профиля функциональной асимметрии мозга, латерализации церебральных функций, в аспекте моторных и сенсорных предпочтений и игрового метода, как основного элемента спортивной подготовки юных ориентировщиков в нашем эксперименте. Основными задачами, стоящими перед нами на пути к достижению выше обозначенной цели являются:
1. Распределить детей в контрольной и экспериментальной группе по принадлежности к следующим когнитивным стилям: полезависимость/ поленезависимость и импульсивность/рефлективность. Выбор стилей обусловлен их проявлением во многих психических процессах и ввиду наибольшей значимостью для целей спортивного ориентирования и динамикой стилевых особенностей в зависимости от средовых факторов, а, следовательно, и методики обучения.
2. Выявить тенденции изменения основных показателей, характеризующих когнитивные стили на начальном и конечном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе.
3. Обозначить наиболее предпочтительный стиль восприятия и переработки информации для успешного обучения спортивному ориентированию.
4. Распределить юных спортсменов по моторной асимметрии верхних и нижних конечностей, а также сенсорной асимметрии зрительных анализаторов (индивидуальному профилю функциональной асимметрии).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось среди детей, занимающихся в секции по спортивному ориентированию, выборочная совокупность составила 16 человек - дети младшего школьного возраста (9-12 лет). Для проведения эксперимента выборка была произвольно разделена на экспериментальную и контрольную группы. Для определения принадлежности к тому или иному стилю, были подобранны специальные методики: для когнитивного стиля «поленезависимость/полезависимость» использовалась методика Г.Уиткина «Включенные фигуры», для стиля «импульсивность/рефлективность» - методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Когана. Для определения сенсомо-торной латерализации использовался теппинг-тест и функциональные пробы.
Тренировочные занятия в контрольной группе проводилось по общепринятой программе ДЮСШ для отделений спортивного ориентирования, а экспериментальная группа - по предложенной нами методике. На занятиях использовались игровые задания и упражнения. Эксперимент проходил с ноября 2008 по май 2010 г. Анализу подвергались результаты тестирования уровня развития мышления детей и формирования индивидуального профиля асимметрии экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.
В наших исследованиях все испытуемые были разделены на 3 группы по результатам выполнения теппинг-теста и функциональных проб (определение сенсомо-торной латерализации):
- с правосторонней моторной асимметрией (правши, правый профиль асимметрии ППА) - 62,5%;
- с левосторонней моторной асимметрией (левши, левый профиль асимметрии ЛПА) - 12,5%;
- с отсутствием преобладания какой-либо асимметрии (амбидекстры, неопре-
делённый профиль асимметрии НПА) - 25%.
Распределение детей по группам было следующее: эксперимент - ППА 70,7%; НПА 21%; ЛПА 8,3%; контроль - ППА 54%; НПА 29,4%; ЛПА 16,6%.
Соотношение профилей сенсомоторной латерализации и типов мышления (абстрактное, неопределённое, образное) сопоставимо. Поэтому их можно рассматривать как тождественные величины в контексте данной работы.
После проведения тестирования на принадлежность к тому или иному когнитивному стилю восприятия информации и обработки результатов были получены следующие данные. Все занимающиеся были определены к одному из четырех типов когнитивных стилей: импульсивные-полезависимые (ИП), импульсивные-
поленезависимые (ИПН), рефлективные-поленезависимые (РПН), рефлективные-полезависимые (РП); для каждой группы выявлены характеристики, значимые для занятий спортивным ориентированием. Из всех испытуемых - поленезависимые-импульсивные 12,5% (из них 7% НПА; 6,5% ЛПА), полезависимые-импульсивные 50% (из них 30% ППА, 12,5% НПА, 3,5% ЛПА) полезависимые-рефлективные 25% (16% ППА; 4,2% НПА), поленезависимые-рефлективные 12,5% (2,5% ЛПА; 16,5 ППА). Нам удалось скомплектовать группы так, что детей с рассмотренными когнитивными стилями и латеральными профилями, в экспериментальной и контрольной группе оказалось поровну.
Основным нейробиологическим обеспечением психической деятельности, познавательной в частности, является специализация полушарий головного мозга. Указывается, что поленезависимость предполагает большую выраженность церебральной латерализации, прежде всего, левополушарной, а, следовательно, преимущественное предпочтение правоориентированной моторики в выполнение различных действий. Однако достаточного количества данных, однозначно указывающих на связь полене-зависимости и левополушарной специализации, нет. Более того, косвенные данные [1], связанные с исследованием особенностей восприятия пространства детьми с разными доминирующими полушариями, иллюстрируют меньшую зависимость от поля именно у правополушарных детей (левшей). Следует учитывать зависимость когнитивного стиля от максимального количества психических показателей, обусловленных как генетическими и морфофункциональными факторами, так и средовыми условиями. В литературе приводятся также данные, правда, весьма немногочисленные, о зависимости стиля импульсивность/рефликтивность от межполушарной асимметрии мозга [4]. В этой связи отмечается, что рефликтивность указывает на доминирование левого логического полушария, а импульсивность - правого, отвечающего за образность мышления.
На этапе заключительного тестирования (через 2 года после начала эксперимента) получены следующие результаты соотношения профилей латерализации у юных спортсменов: эксперимент - правши 62,2%; амбидекстры 33,6%; левши 4,2%; контроль - правши 79,2%; амбидекстры 8,4%; левши 12,4%.
По окончанию педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование когнитивных стилей, которое показало тенденцию к переходу от полезависи-мости к поленезависимости у детей из экспериментальной группы. Характеристика стилей рассматривалась по Холодной М. А [3]: базовые различия между поленезависимыми и полезависимыми спортсменами заключаются в особенностях их информационно-поисковых стратегий: полезависимые используют другого спортсмена как средство разрешения проблемных ситуаций, тогда как поленезависимые спортсмены опираются на свой собственный опыт. Для целей спортивного ориентирования наиболее оптимальной стратегией переработки информации, по нашему мнению, является поленезависимость - рефликтивность, так как недостатки медленной переработки информации будут компенсироваться правильностью конечных решений и совместно с хорошей технико-тактической подготовленностью в физическом плане давать более высокий результат.
Анализ данных, полученных в ходе тестирований на определение когнитивного стиля и индивидуального профиля асимметрии, показывает весьма неоднозначные результаты. Которые мы попробуем объяснить с различных аспектов. Исследуемая возрастная группа характеризуется рядом особенностей, связанных с формированием, как межполушарной асимметрии, так и когнитивного стиля. Этот период наиболее динамичен в отношении становления познавательных процессов и специализации полушарий. Возраст 9-12 лет можно назвать одним из переломных моментов в становлении морфологии и функции головного мозга, что с одной стороны, затрудняет исследования, с другой, делает их особо значимыми для педагогической практики. Большее разделение функций между полушариями способствует более быстрому созреванию мозга, поэтому чаще трудности в обучении испытывают дети с невыраженным индивидуальным профилем асимметрии - амбидекстры. С другой стороны амбидекстрия -крайне неоднозначное явление и может быть связана скорее с двумя причинами - задержкой в темпах развития мозга или гармоничным развитием обоих полушарий, которому могут способствовать занятия музыкой, спортом, разнообразная интеллектуальная деятельность. Этим, вероятно, объясняется стабильность числа успешных учащихся среди амбидекстров по сравнению с правшами. В наших исследованиях мы придерживаемся той позиции, что возросшая доля детей с неопределённой латерале-зацией в экспериментальной группе, наряду со снижением полезависимости, связана именно с разносторонним действием игры на развитие познавательных функций детей, а также с генетически запрограммированным становлением образного мышления на данном этапе онтогенеза с одной стороны и формированием абстрактнологического мышления под воздействием школьного обучения с другой.
В контрольной группе до и после эксперимента динамика изменения численности в группах отражает специфику учебного процесса в школе, а не особенности тренировочного процесса в спортивном ориентировании, так как тенденция в динамике соотношения типов мышления до и после эксперимента здесь иная, чем в эксперименте: значительно увеличилось количество спортсменов с абстрактным типом мышления и уменьшилось с образным и неопределённым, причём в последнем случае число испытуемых, выполнивших тесты на абстрактное и образное мышление одинаково неуспешно, существенно не изменилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когнитивные стили поленезависимость/полезависимость и импульсив-ность/рефликтивность у детей 9-12 лет взаимосвязаны с профилем функциональной асимметрии, но обнаруживают принципиально иную корреляцию, нежели у взрослых или у детей другой возрастной группы. Игровой метод при подготовке юных ориенти-ровщиков обеспечивает формирование поленезависимости - рефлективности в совокупности с увеличением числа детей с неопределённым профилем функциональной асимметрии, который обусловливается, по данным, демонстрирующим успешность прохождения повторного тестирования большим числом детей в экспериментальной группе, гармоничным развитием различных сторон мышления (абстрактной и образной - поленезависимой).
ЛИТЕРАТУРА
1. Власова, Л.П. Межполушарная асимметрия и особенности психики детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.П. Власова, И.Л Гольдфельд., Л.К. Минакова // Современные наукоёмкие технологии. - 2006. - № 3. - С. 35-37.
2. Портных, Ю. И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности / Ю.И. Портных, С.Л. Фетисова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 85-88.
3. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с. : ил. - (Серия «Мастера психо-
логии»).
4. Чилингарян, Л. И. Индивидуальные различия в поведении детей младшего школьного возраста в классах с разным профилем обучения / Л.И. Чилингарян, В.Г. Степанов Е.М. Климова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2007. - № 4. - С. 56-65.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:338.28; 796.078
КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Алексей Алексеевич Кирпиченков, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, компоненты здоровьесберегающей среды, дошкольное образовательное учреждение.
COMPONENT CONTENT OF THE HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Alexei Alexeevich Kirpichenkov, the post-graduate student,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The article considers the questions connected with the organization of health-saving environment by means of physical exercises in preschool educational institution.
Keywords: physical exercises, children of the senior preschool age, components of the health-saving environment, preschool educational institution.
Эффективность процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлено, в основном, двумя группами факторов:
1) детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям;
2) в дошкольном возрастном периоде происходит:
• становление двигательных способностей;
• формирование базовых двигательных умений и навыков;
• создание фундамента двигательного опыта, необходимого в жизненной практике;
• формирование здорового образа жизни.
Если учитывать то обстоятельство, что двигательная деятельность ребенка является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер личности, то становится очевидной необходимость научной разработки вопросов совершенствования здоровьесберегающих технологий, в основе которых лежит физическое воспитание детей дошкольного возраста. Поэтому, полноценный воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) невозможен без создания здоровьесберегающей среды.
Создание в ДОУ здоровьесберегающей среды является одним из приоритетных направлений научных исследований, опирающихся на глубокие теоретические положения дошкольного физического воспитания и накопленный передовой педагогический опыт.