Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО СТИЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО СТИЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / COGNITIVE PSYCHOLOGY / COGNITIVE ACTIVITY STYLE / INDIVIDUAL TYPOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна, Ткаченко Павел Владимирович

Исследование когнитивных способностей человека с точки зрения психологии тесно взаимосвязаны с исследованием данных явлений в физиологии и в синтетической психофизиологии. Основное значение имеют психофизиологические особенности регуляции целенаправленной деятельности по восприятию и воспроизведению информации. В когнитивной психологии сформировалось понятие когнитивный стиль, которое включает в себя индивидуальные психофизиологические особенности восприятия объектов, варианты принятия решения для выполнения задач, особенности памяти, воспроизведения информации и т.д. Изучение когнитивного стиля у человека позволяет оценить познавательные стратегии поведения, а также основные способы принятия решения в сложных ситуациях. В статье приведены данные по изучению когнитивно-деятельностного стиля у обучающихся стоматологического факультета. Ведущий способ определения определялся по тесту аналитического обзора стиля обучения и мышления Ребекки Л. Оксфорд, позволяющему оценить стиль обучения конкретного человека в зависимости от его индивидуальных способов восприятия и запоминания. Полученные результаты подтверждают тот факт, что для эффективного процесса обучения необходимо определение ведущей репрезентативной системы обучающихся, что позволяет сформировать дифференцированный подход к процессу обучения. Это имеет большое значение для интеграции и модернизации образования, а также личностного самосовершенствования в плане обучения и профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соколова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна, Ткаченко Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COGNITIVE ACTIVITY STYLE IN STUDENTS OF THE STOMATOLOGICAL FACULTY

The study of human cognitive abilities from the point of view of psychology is closely related to the study of these phenomena in physiology and in synthetic psychophysiology. Psychophysiological features of regulation of purposeful activity on perception and reproduction of information are of primary importance. In cognitive psychology, the concept of cognitive style has been formed, which includes individual psychophysiological features of object perception, options for making decisions to perform tasks, features of memory, information reproduction, etc. The study of a person's cognitive style allows us to evaluate cognitive strategies of behavior, as well as the main ways of making decisions in difficult situations. The article presents data on the study of cognitive activity style in students of the dental faculty. The leading method of determination was determined by the test of the analytical review of learning and thinking style by Rebecca L. Oxford, which allows evaluating the learning style of a particular person depending on their individual ways of perception and memory. The results obtained confirm the fact that for an effective learning process, it is necessary to determine the leading representative system of students, which allows forming a differentiated approach to the learning process. This is of great importance for the integration and modernization of education, as well as personal self-improvement in terms of training and professional orientation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО СТИЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

педагогические науки

Соколова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна, Ткаченко Павел Владимирович ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО СТИЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ...

УДК 378.147:159.9

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0057

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО СТИЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

© 2020

AuthorlD: 917482 SPIN: 3306-1212

Соколова Надежда Игоревна, ассистент кафедры нормальной физиологии

AuthorlD: 918218 SPIN: 6064-8858

Петрова Елена Владимировна, ассистент кафедры нормальной физиологии

AuthorlD: 452040 SPIN: 3813-8010

Ткаченко Павел Владимирович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии, директор научно-исследовательского института физиологии Курский государственный медицинский университет (305004, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3 e-mail: sokolowa.nadia@yandex.ru) Аннотация. Исследование когнитивных способностей человека с точки зрения психологии тесно взаимосвязаны с исследованием данных явлений в физиологии и в синтетической психофизиологии. Основное значение имеют психофизиологические особенности регуляции целенаправленной деятельности по восприятию и воспроизведению информации. В когнитивной психологии сформировалось понятие когнитивный стиль, которое включает в себя индивидуальные психофизиологические особенности восприятия объектов, варианты принятия решения для выполнения задач, особенности памяти, воспроизведения информации и т.д. Изучение когнитивного стиля у человека позволяет оценить познавательные стратегии поведения, а также основные способы принятия решения в сложных ситуациях. В статье приведены данные по изучению когнитивно-деятельностного стиля у обучающихся стоматологического факультета. Ведущий способ определения определялся по тесту аналитического обзора стиля обучения и мышления Ребекки Л. Оксфорд, позволяющему оценить стиль обучения конкретного человека в зависимости от его индивидуальных способов восприятия и запоминания. Полученные результаты подтверждают тот факт, что для эффективного процесса обучения необходимо определение ведущей репрезентативной системы обучающихся, что позволяет сформировать дифференцированный подход к процессу обучения. Это имеет большое значение для интеграции и модернизации образования, а также личностного самосовершенствования в плане обучения и профессиональной направленности.

Ключевые слова: когнитивная психология, когнитивно-деятельностный стиль, индивидуально-типологические особенности

FEATURES OF COGNITIVE ACTIVITY STYLE IN STUDENTS OF THE STOMATOLOGICAL FACULTY

© 2020

Sokolova Nadezhda Igorevna, assistant of the department

of normal physiology Petrova Elena Vladimirovna, assistant of the department of normal physiology Tkachenko Pavel Vladimirovich, doctor of Medical Sciences, associate Professor, head of the department of normal physiology, director scientific-research Institute of physiology Kursk State Medical University (305004, Russia, Kursk, Karl Marx Str., 3 e-mail: sokolowa.nadia@yandex.ru)

Abstract. The study of human cognitive abilities from the point of view of psychology is closely related to the study of these phenomena in physiology and in synthetic psychophysiology. Psychophysiological features of regulation of purposeful activity on perception and reproduction of information are of primary importance. In cognitive psychology, the concept of cognitive style has been formed, which includes individual psychophysiological features of object perception, options for making decisions to perform tasks, features of memory, information reproduction, etc. The study of a person's cognitive style allows us to evaluate cognitive strategies of behavior, as well as the main ways of making decisions in difficult situations. The article presents data on the study of cognitive activity style in students of the dental faculty. The leading method of determination was determined by the test of the analytical review of learning and thinking style by Rebecca L. Oxford, which allows evaluating the learning style of a particular person depending on their individual ways of perception and memory. The results obtained confirm the fact that for an effective learning process, it is necessary to determine the leading representative system of students, which allows forming a differentiated approach to the learning process. This is of great importance for the integration and modernization of education, as well as personal self-improvement in terms of training and professional orientation.

Keywords: cognitive psychology, cognitive activity style, individual typological features

АКТУАЛЬНОСТЬ

Зарождение когнитивной психологии, основанной на экспериментальном подходе и математическом моделировании, началось в середине 20 века в связи с бурным развитием технологий. Возникла необходимость обоснования механизмов адаптации человека к условиям технологических преобразований с точки зрения психологии [1].

Одной из основных областей изучения стали позна-Азимут научных исследований: педагогика и психология.

вательные способности человека, а именно внимание, мышление, восприятие и память. Исследование когнитивных способностей человека тесно взаимосвязаны с исследованием данных явлений в физиологии и в синтетической психофизиологии. Выраженное значение имеют психофизиологические особенности регуляции целенаправленной деятельности по восприятию и воспроизведению информации [2].

Таким образом, взаимодействие двух наук психоло-2020. Т. 9. № 2(31) 249

Sokolova Nadezhda Igorevna, Petrova Elena Vladimirovna, Tkachenko Pavel Vladimirovich FEATURES OF COGNITIVE ACTIVITY STYLE IN STUDENTS ...

pedagogical sciences

гии и физиологии позволяют объяснить основные познавательные процессы человека. В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейрофизиология развиваются параллельно друг с другом, изучая схожие области человеческого мозга [3].

В когнитивной психологии сформировалось понятие когнитивный стиль, которое включает в себя индивидуальные психофизиологические особенности восприятия объектов, варианты принятия решения для выполнения задач, особенности памяти, воспроизведения информации и т.д. Изучение когнитивного стиля у человека позволяет оценить познавательные стратегии поведения, а также основные способы принятия решения в сложных ситуациях [4,5].

Исследование особенностей личностно-когнитивной сферы обучающихся представляет большой интерес. Процесс обучения на современном этапе требует лич-ностно-ориентированного процесса обучения, который предполагает методические решения с учетом индивидуального подхода обучающегося.

В связи с этим личность обучающегося рассматривается как субъект педагогической деятельности, которая, «формируясь, определяет характер этой деятельности и общение» [6].

Таким образом, педагогически целесообразно учитывать когнитивные особенности студентов в процессе обучения. На необходимость учета когнитивных стилей обратили внимание отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Отмечено, что внимательное отношение к познавательным стилям это самый простой, но и не менее эффективный способ, т.к. позволяет найти более совершенные методы обучения для студентов [7-12].

Существует множество способов для выявления когнитивного стиля человека, однако наиболее информативным для изучения когнитивно-деятельностного стиля, является тест Ребекка, оценивающий аналитический обзор стиля обучения. На основе анализа своего поведения в пяти деятельностных разновидностях представляется возможность оценки предпочитаемого когнитивно-деятельностного стиля [13].

В связи с вышесказанным в нашей работе мы попытались проанализировать особенности познавательных процессов на примере студентов стоматологического факультета Курского государственного медицинского университета.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

На основе добровольного информированного согласия у 154 студентов (98 женщин и 56 мужчин) стоматологического факультета Курского государственного медицинского университета в возрасте от 18 до 20 лет был проведен тест для оценки когнитивно-деятельност-ного стиля и особенностей интеллекта, среди которых - склонность к приобретению новых знаний или детализация уже имеющихся, жесткость или гибкость мышления при решении задач, предпочтительное запоминание определенной информации и др. Для этого использовался тест Л. Ребекка, включающий в себя 5 блоков вопросов, направленных на выявление соответствующего стиля [14].

Общее время работы с текстами методики не превышало 30 мин. Была дана соответствующая инструкция: «Не раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.

В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для вас способ: 0 - никогда; 1 - иногда; 2 -очень часто; 3 - всегда».

Проводилась статистическая обработка результатов полученных данных с расчетом средних арифметических величин (М) рассматриваемых характеристик в абсолютном и относительном отношении [15].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На рисунке 1 приведено распределение мужчин (в %), использующих в процессе обучения следующие основные сенсорные модальности:

Рисунок 1 - Распределение преобладания у мужчин (в %) основных сенсорных модальностей в процессе обучения

Таким образом, у мужчин отмечено преобладание зрения как наиболее значимого сенсорного обеспечения в процессе обучения. Однако при ранжировании данных на втором месте у мужчин располагается сочетание нескольких сенсорных модальностей: зрения, слуха и ки-нестетики.

Рассмотрим преобладание сенсорного обеспечения у женщин. На рисунке 2 приведена соответствующая диаграмма.

Рисунок 2 - Распределение сенсорных модальностей в процессе обучения у студентов стоматологического факультета женского пола (в %)

У большинства опрошенных женщин отмечено преобладание (более 60 % опрошенных) зрения, также у 20% отмечено сочетание зрения и слуха в процессе обучения.

Далее сравнили показатели стиля общения, индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе, индивидуального подхода к работе и индивидуального стиля мышления. Для удобства сравнения данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение индивидуальных показателей у обучающихся в зависимости от пола (в %)

Название показателя Мужчины Женщины

Абс. Отн. (в %) Абс. I Отн. (в %)

Стиль общения

Экстраверт 34 60,7 58 5 9,2

Интраверт 12 21,4 24 24,5

Сочетание 10 17,9 16 163

Индивидуальные возможности в гроцессе обучения

Интуитивные 20 3« 32 32,7

Логические 18 32 30 30,6

Сочетание 18 32 36 36,7

Подход к работе

Жестко регламентированный 22 39 34 34,7

Нерегламентированный 22 39 36 36,7

Сочетание 12 21 28 28,6

Индивидуальный стиль мышления

Синтез 22 39 20 20,4

Анализ 8 14,7 30 30,6

сочетание 13 46.3 48 49

Исходя из данных, представленных в таблице 1, установлено, что обучающиеся мужского и женского пола в основном относятся к экстравертам, что обусловлено спецификой обучения и работы. Оценивая индивидуальные возможности в процессе обучения установлено,

250

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Соколова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна, Ткаченко Павел Владимирович ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО СТИЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ...

что и у мужчин, и у женщин нет четкого преобладания стиля, что свидетельствует о способности обучающихся как разрабатывать планы на будущее и изучать новые направления (интуитивный подход), так и способности к высокой организации труда, к разработке и контролю поставленных задач (логический подход). При изучении стиля подхода к работе у мужчин также нет четкого разделения на жестко регламентированный и нерегла-ментированный подходы. Однако большинство опрошенных женщин предпочитаю нерегламентированный подход к обучению, что свидетельствует об избегании жесткого подхода к рабочей проблеме, сам процесс обработки информации является важным, нет стремления к структурированию рабочей темы, при этом важно отсутствие лимита времени или руководящих указаний. При оценке индивидуального стиля мышления отмечены различия и у мужчин, и у женщин. Так в группах студентов выявлено преобладание сочетания синтеза и анализа, что свидетельствует о возможности обучающихся стоматологического факультета легко оперировать общими категориями и логическим анализом частностей. Установлено, что у мужчин на 2 месте по преобладанию индивидуального стиля находится синтез, что характеризуется способностью мыслить общими категориями и легко усваивать главную идею, связь в теме. А у женщин наоборот, на втором месте находится способность к анализу, т.е. способность сосредотачиваться на частностях и логическом анализе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании был проанализирован когни-тивно-деятельностный стиль у обучающихся стоматологического факультета. Полученные результаты подтверждают тот факт, что для эффективного процесса обучения необходимо определение ведущей репрезентативной системы обучающихся. Соответственно, образовательный процесс должен строиться многосенсорно, используя все модальности, что позволит в свою очередь сформировать дифференцированный подход к процессу обучения, а также улучшить работоспособность обучающихся. Учитывая индивидуально-типологические особенности восприятия информации обучающимися, преподаватель значительно расширяет возможности своей педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; пер. с англ. А.В. Говорунова, В.И. Кузина, Л.Л. Царук // под ред. А.Д. Наследова .- СПб.: Евразия, 2002. - 532 с.

2. Бердников, Д.В. Психофизиологические особенности регуляции целенаправленной деятельности по восприятию и воспроизведению информации. автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - Курск, 2016. - 47 с.

3. Сметанова, Ю.В. Теоретический анализ современных подходов к изучению когнитивной сферы личности /Сметанова Ю.В., Подойницина М.А. // Вестник Томского государственного университета. 2015. - № 398. - С. 219-223.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология / Е. П. Ильин. -Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 464 с.

5. Горяинова Г.Н. Влияние инновационных технологий организации учебного процесса на повышение качества знаний иностранных студентов/Горяинова Г.Н., Литвинова Е.С.//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. - Т. 8. № 3 (28). - С. 37-39.

6. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. — 384 с.

7. Мамедова Н.И. Роль современного учебного оборудования и электронных ресурсов в когнитивном развитии учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 261-263.

8. Горяинова Г.Н., Литвинова Е.С. Результаты опроса иностранных учащихся по удовлетворенности качеством образовательного процесса на кафедре патологической анатомии // Региональный вестник. - 2019. - № 16. - С. 39-41.

9. Макаров С.И., Севастьянова С.А., УфимцеваЛ.И. Когнитивная коррекция в вузе на основе использования электронных образовательных ресурсов // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 234-238.

10. Горлачева Е.Н. Когнитивные факторы производства: проблема определения базовых понятий //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 126-128.

11. Аббасова К.Я. Проблемы личностного саморазвития в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 71-74.

12. Кречетова О.В. Когнитивно-матричный анализ в исследовании обряда // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С.

30-32.

13. Прохорова, М. В. Диагностика адапторско-инноваторско-го когнитивного стиля/ М.В. Прохорова, А. Д. Терегулова // Вестн. ННГУ. - 2014. - № 2-1. - С. 400-406.

14. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - Москва: Сфера, 2003. -288 с.

15. Плохинский, Н.А. Биометрия / Н.А. Плохинский. - М., 1972. -230 с.

Статья поступила в редакцию 15.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.