УДК 008 Тан Итин
магистр, кафедра струнно-смычкового искусства,
Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке
Tang Yiting
string department
Moscow State Institute of Music named after A.G. Schnittke
Особенности китайской скрипичной школы Features of the Chinese violin school
Аннотация. Современные профессиональные скрипачи сталкиваются с постоянным воздействием мультикультурных композиций. Для достижения наилучших результатов необходимо уметь понимать, улавливать и выражать тонкости различных стилей. Скрипка и ее репертуар распространились в Китае через европейских миссионеров в конце семнадцатого века и продолжали развиваться китайскими учеными и музыкантами, обучавшимися за границей. В течение двадцатого и двадцать первого веков китайские композиторы написали множество произведений для скрипки, вдохновленных уникальным звучанием китайских инструментов. Кроме того, китайские музыковеды написали множество эссе, в которых обсуждался новый китайский стиль. Техника китайских скрипичных композиций уникальна и основана на традиционных инструментах, включая струнные, духовые и ударные. Кроме того, на стиль таких композиций влияют элементы китайской культуры, такие как язык, элитарное общество и его поэтическая традиция, исторические легенды и события. В данной статье приводятся примеры китайского скрипичного репертуара.
Ключевые слова: скрипка, китайская культура, скрипичные произведения, струнные и смычковые инструменты.
Annotation. Today's professional violinists face constant exposure to multicultural compositions. To achieve the best results, it is necessary to be able to understand, capture and express the subtleties of various styles. The violin and its repertoire spread to China through European missionaries in the late seventeenth century and continued to be developed by Chinese scholars and musicians trained abroad. During the twentieth and twenty-first centuries, Chinese composers have written many violin works inspired by the unique sound of Chinese instruments. In addition, many essays have been written by Chinese musicologists discussing the new Chinese style. The technique of Chinese violin compositions is unique and based on traditional instruments, including strings, winds and percussion. In addition, the style of such compositions is influenced by elements of Chinese culture, such as language, elite
society and its poetic tradition, historical legends and events. This article provides examples of the Chinese violin repertoire.
Key words: violin, Chinese culture, violin works, string and bowed instruments.
Первостепенное значение имеет тот факт, что музыка и философия Китая всегда были неразрывно взаимосвязаны[4; 5]. За исключением особых случаев, большая часть китайской музыки имеет двойной ритмический рисунок, что отражает конфуцианскую «доктрину среднего», подчеркивающую умеренность и баланс [1].
Современные профессиональные скрипачи сталкиваются с постоянным воздействием мультикультурных композиций. Скрипка и ее репертуар распространились в Китае через европейских миссионеров в конце семнадцатого века и продолжали развиваться китайскими учеными и музыкантами, обучавшимися за границей. В течение двадцатого и двадцать первого веков китайские композиторы написали множество произведений для скрипки, вдохновленных уникальным звучанием китайских инструментов. Кроме того, китайские музыковеды написали множество эссе, в которых обсуждался новый китайский стиль. Техника китайских скрипичных композиций уникальна и основана на традиционных инструментах, включая струнные, духовые и ударные. На стиль таких композиций влияют элементы китайской культуры, такие как язык, элитарное общество и его поэтическая традиция, исторические легенды и события.
Китайцы традиционно проявляли любовь к природе, а музыкальных произведений, изображающих природу, больше, чем произведений, выражающих человеческие чувства. Классическая китайская музыка тесно связана с китайской живописью и поэзией. Например, в традиционной живописи для пейзажей обычно нет явных программных описаний, но каждая часть как бы имеет свою направленность таким образом, что многообразие местного характера гармонирует со всей картиной, даже с «пустыми частями». То же самое и с музыкой, в которой тонкие впечатления передаются с помощью гармоний и красочных инструментов. Китайская вокальная музыка возникла из песенных стихов и стихов на музыку. Зачастую, многие классические произведения имеют очень поэтические, а иногда, и философские названия.
Мелодия и тембр являются выдающимися выразительными чертами китайской музыки, и большое внимание уделяется правильной артикуляции и оформлению каждого музыкального тона. Это похоже на китайский язык, где одно и то же произношение с разными тонами имеет разное значение, в зависимости от того, является ли это плоским тоном, или переходом от более низкого к более высокому тону, или от более высокого к более низкому, или их комбинации.
Таким образом, одна фраза в китайской классической музыке — это не просто последовательность нот, каждая нота имеет свою собственную жизнь и значение, в зависимости от того, как музыкант играет ее в контексте [2].
Большая часть китайской музыки основана на пентатонике. Вся традиционная китайская музыка мелодична, а не гармонична. Акцент делается на мелодическом пассаже произведения. Многие инструментальные формы китайской музыки монотематичны. Даже сюита — это просто набор музыкальных частей, слабо связанных между собой. Эти движения могут быть независимыми выборками, не имеющими очевидной мелодической или ритмической связи, или они могут быть связаны программными причинами.
В отличие от вариаций западной музыки, включающих гармонические, ритмические и мелодические изменения и украшения, в китайских инструментальных вариациях используются идентификационные мотивы, которые появляются в начале и в конце каждой части произведения, что считается вариационной техникой. Благодаря западному и российскому влиянию, китайская скрипичная школа превратилась в современную инструментальную народную музыку.
Важно помнить, что Китай является многонациональной страной. Различные культуры, истории, физическая среда и языковые ритмы делают музыку китайских этнических меньшинств разнообразной и красочной. Народные песни меньшинств часто адаптируются китайскими музыкантами для формирования репертуара китайской музыки. Самая известная сольная пьеса для скрипки «Берегите память о родном городе» — 2-я часть из «Сюиты «Внутренняя Монголия»» Ма Сиконга. Композитор использует монгольскую народную песню в качестве основной темы и включает западные композиционные приемы и китайский традиционный музыкальный язык. Это новаторское исследование «запад встречает восток» хорошо принимается публикой, и с момента премьеры оно становится одним из самых популярных концертных номеров. Безутешное начало выражает чувство тоски по дому и семье, за которой следует средняя часть ми-мажор, иллюстрирующая сладкий сон, в котором человек возвращается в родной город. Музыка заканчивается аккордом «DiminishedSeven», как бы, не желая возвращаться к реальности. Народная мелодия Монголии также используется в качестве основной темы в «Мадригале» Ша Ханьцюня. Свободный ритм и гармонии в нижних струнах создают тихую, туманную атмосферу, изображая такую красивую картину: клочки мягких облаков, плывущих по лугам; пастух поет, чтобы выразить свою любовь к природе и родине.
Одна из самых популярных китайских сольных пьес для скрипки — «Весна в Синьцзяне» Ма Яочжуна и Ли Чжунханя; провинция Синьцзян находится в дальне-западной части Китая, граничащей с Россией, и ее музыка тесно связана с традиционным среднеазиатским стилем. В этой музыке композиторы создают атмосферу праздника в этом регионе с помощью узнаваемого мелодического материала, синкопированного ритма Дапа, и дутары. Дап и дутар — популярные музыкальные инструменты в районе Синьцзяна [3].
На китайскую скрипичную музыку неизбежно повлияла китайская традиционная музыка. Подражание звукам китайских инструментов часто используется для характеристики китайских мотивов. В китайских скрипичных
произведениях часто сочетаются богатые скрипичные приемы с некоторыми традиционными инструментальными приемами.
Когда скрипка прибыла в Китай, музыканты использовали ее как для модернизации существующей музыки, так и для вестернизации оригинальных китайских композиций. Нельзя сказать, может ли модернизация или вестернизация стать более влиятельной в будущем, но несомненно, что скрипка несет новые идеи в китайскую культуру. Музыкальная гибкость и звучность скрипки позволяют ей быть подходящей для многих стилей в руках способных музыкантов повсюду. По утверждению Питера Кука, «ни один другой музыкальный инструмент до недавнего времени не использовался так широко среди всех классов во всем мире, как скрипка» [6].
Литература:
1. Претворение традиций китайского театра сицюй в Скрипичном концерте Хэ Чжаньхао и Чэнь Гана «Лян Чжу» // Театр и театральное образование в культурном наследии России. Материалы научно-методического семинара. - Самара: Самарский гос. ин-т культуры, 2020. - С. 96-100.
2. Му Цюаньчжи. Становление скрипичного образования в Китае в первой половине ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2021. № 8(82) C. 125-127.
3. Ван Я. Исследование стремлений к национальному характеру в скрипичном творчестве Ма Сыцуна // Дом театра. - 2020, № 2-1 (219). - С. 5455.
4. Бондаренко А.В. Интуиция и творчество // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - Т. 6, № 6-2. - С. 50-54.
5. Бондаренко Н.Г. Свобода в контексте идентичности человека и общества // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 7 (158). - С. 508-509.
6. Кан Юэ. Исследование ранних произведений для скрипки МаСыцуна // Музыкальное творчество. - 2019, № 5. - С. 107-109.
Literature
1. The implementation of the traditions of the Chinese Xiqu theater in the Violin Concerto by He Zhanhao and Chen Gang "Liang Zhu" // Theater and theater education in the cultural heritage of Russia. Materials of the scientific-methodical seminar. -Samara: Samara State. Institute of Culture, 2020. - P. 96-100.
2. Mu Quanzhi. Formation of violin education in China in the first half of the 20th century // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice Tambov: Diploma, 2021. No. 8(82) P. 125-127.
3. Wang Ya. Study of aspirations for a national character in the violin art of Ma Sytsun // House of Theater. - 2020, No. 2-1 (219). - P. 54-55.
4. Bondarenko A.V. Intuition and creativity // Historical and socio-educational thought. - 2014. - Vol. 6, No. 6-2. - pp. 50-54.
5. Bondarenko N.G. Freedom in the context of human identity and society // Eurasian Law Journal. - 2021. - № 7 (158). - Pp. 508-509.
6. Kang Yue. Study of early works for violin by Ma Sytsun // Musical creativity. -2019, No. 5. - P. 107-109.