Чжу Жуйшуан
УДк 81.23
особенности китАискои картины мира
В данной статье рассматриваются особенности китайского менталитета, традиционной культуры и философии Китая, анализируются особенности китайской картины мира глазами китайцев.
Ключевые слова: китайцы, менталитет, традиционная культура, традиционная философия.
Zhu Ruishuang
In perspective of Chinese mode of thinking, traditional philosophy and traditional culture, this essay tries to investigate the world view in Chinese eyes, and analyze its production-formation reason and features.
Keywords: Chinese; mode of thinking; traditional culture; traditional philosophy.
Картина мира - это результат познания человеком мира. По мнению китайского ученого Пэн Вэньтао, картина мира выступает в качестве процесса восприятия и познания мира человеком, состоящего из субъекта, объекта и результата деятельности познания. Картина мира (включая языковую картину мира) возникает на основе познания мира человеком.
В языковом сознании носителя отдельно взятого языка зафиксирован свой способ видения мира, совпадающий или не совпадающий со способом видения мира носителя другого языка. Близость картин мира определяется сходством традиций, обусловленным общностью культур и цивилизаций, исторического опыта народов. Это позволяет говорить о существовании внутренней семантической типологии, характеризующей способы концептуализации мира [Тань 2004: 11].
Китай - страна с четкой системой ценностей. Она пронизывает все сферы жизни общества, отражается в словах и поступках современных китайцев. «Лу-ньюй» Конфуция, «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы, написанные более двух тысяч лет назад, и ряд других древних книг до сих пор оказывают влияние на мышление и поведение китайцев.
Диалектическое мышление, отраженное в конфуцианстве, буддизме и даосизме, основных течениях традиционной культуры, сформировало традиционный китайский менталитет. Основными особенностями такого менталитета являются противоречивость, целостность и практичность. Всеобщность противоречий находится в центре внимания традиционного китайского образа мышления. Традиционная китайская философия признает существование всеобщего базового противоречия в качестве основы бытия, стремится в условиях взаимодействия противоречий познать и охватить единство и закономерность вселенной, познать единство и закономерность добродетельной жизни, неба и человечества.
Что такое образ мышления (менталитет)? По мнению Лю Чанлинь, «в процессе развития нации присутствуют длительные, стабильные, общие привычки в
peculiarities of the chínese worldview
образе мышления, а также отношение к вещам и общепринятые взгляды, которые отражают образ мышления нации» [X'Jl990: 1] Менталитет (образ мышления) является важной частью человеческой культуры, способом познания вещей народом, является первоосновой народной культуры, заложен глубоко в нормах поведения, является связующим звеном между культурой и языком. С одной стороны, менталитет (образ мышления) тесно связан с культурой, является воплощением характерных особенностей культуры, необходимым элементом культуры, обусловливающим поведение ее носителя. С другой стороны, менталитет (образ мышления) тесно связан с языком, является глубинным механизмом производства и развития языка, в то же время язык способствует формированию и развитию менталитета (образа мышления).
Традиционный китайский менталитет (образ мышления) имеет следующие базовые характеристики:
1. Сосредоточенность на упорядоченности. В отношениях между человеком и природой китайский традиционный образ мышления сосредоточивает внимание на «единстве Неба и Человека», «взаимодействии Неба и Человека», «гармонии между Небом и Человеком», при этом не только рассматривает весь внешний естественный мир как одно целое, но и воспринимает все человеческое общество как взаимодействие с внешним естественным миром.
2. Тенденция к реалистическому образу мышления. Даосизм уделяет внимание способу самозащиты, закону успеха и искусству управления людьми, а конфуцианство - это, прежде всего, учение о стратегии управления господствующего класса.
3. Эклектический образ мышления. В рамках традиционного мышления китайцы стремятся гармонизировать различные противоречивые философскими представления.
4. Диалектический образ мышления. Китайцы стремятся к гармонии в каждом человеке, к мировой гармонии. В древних китайских книгах это описывается следующим образом: «Несчастье (Хо Си) возникает из счастья; счастье (Фу Си) возникает из несчастья», «то, что кажется плохим, не всегда таковым является». Основа образа мышления китайцев признает возможность преобразования противоборствующих сторон друг в друга. В качестве цели выступает гармония, на уровне познания рассматриваются проблемы в целом, на уровне поведения предпочтительным является компромиссный способ их решения.
Культурный антрополог Маргарет Мид [Mead 1953], анализируя отношения между культурой и национальным характером, отмечает, что национальные исторические традиции и культурные модели в процессе социализации определяют национальный характер. Китайская и Западная культуры являются разными по своему происхождению и форме выражения (являются самобытными), эти различия определяют национальный характер китайцев, включая уникальные характеристики мышления и особенность поведения.
Во-первых, китайская культурная традиция оказывает влияние на способ мышления китайцев (и приводит к контрасту с западной моделью). Такие ученые, как Пен и Нибсет [Peng, Nisbett 1999], отмечают, что китайцы привыкли воспринимать противоречия диалектически, считают, что все содержит в себе противоречия,
4 Вопросы психолингвистики
и в решении вопросов в большинстве случаев решают прибегнуть к переговорам. Во-вторых, понятие его у китайцев отличается от западного. Маркус и Китаяма [Магки, Кйауата 1991] в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что понятие эго представителей восточной культурной традиции включает взаимосвязи, оно включает родителей и других близких. Понятие эго у китайцев зачастую формируется через отношение с другими людьми, тогда как понятие эго представителей западной культуры обладает независимыми характеристиками, подчеркивается целостность и исключительность личности. В-третьих, китайский взгляд на отношения между людьми отличается от западного. Фэй Саотун [ 1985], предложив концепцию иерархического устройства, показал, что китайцы считают себя центром, таким же как рябь, образующаяся на поверхности воды от брошенного камня. В самом центре - понятие себя, а затем расходятся круги, и чем дальше, тем менее заметны. Китайцам характерна социальная направленность, подчеркнутое отношение к интеграции и гармонии, ориентация на семью, отношения, авторитет, на четырехступенчатую иерархию от самой сильной до самой слабой вторичной ориентации.
По мнению Ян Чжунфана, «китайцы придают значение не только движущей силе личного поведения, но и инструменту достижения идеального общества» [^1995]. Ян Чжунфан считает, что понятие «сам» китайской системы ценностей отличается от такого же понятия в западной культуре. Понятие «сам» Запада подразумевает под собой отдельную личность, тогда как «сам» китайцев подразумевает «совокупность своего и общественного преодоления пути». Таким образом, понятие «сам» у китайцев может быть расширено до уровня семьи, родственников, друзей и даже рода. С этой точки зрения, китайцы обладают социально направленной ориентацией отношений или ситуационной ориентацией. Ян Гошу сравнивает человеческое общество с циклом жизни и считает, что люди в нем имеют два различных способа деятельности. Первый - ориентированный на себя, основанный на самостоятельности, подчёркивающий, как индивидуум контролирует, изменяет и использует природу и социальное окружение в целях удовлетворения потребностей, интересов и эмоций. Второй - социально ориентированный, основанный на гармонии. Акцент делается на том, как люди через послушание, сотрудничество и интеграцию с природной и социальной средой устанавливают и поддерживают гармоничные отношения с окружающей средой. Ян Гошу считает, что китайцам характерна классическая социальная ориентация. Эта направленность проявляется в ориентации на семью, отношения, авторитет и др[^1993]. Хэ Юхуэй и ряд других ученых полагают, что традиционные китайцы уделяют внимание социальным отношениям между людьми с целью обозначить свой статус, например, «Я некий сын», «Я некий ученик», «Я некий друг». Хэ Юхуэй обозначает такое проявление своего статуса, основанного на отношениях с другими людьми, как «реляционный статус», а данную китайскую особенность - «социальной направленностью»[^1992].
Основа древней культуры Китая заложена в традиционной китайской философии. По мнению Фэн Юланя, задача традиционной китайской философии заключается не в увеличении фактического знания, а в улучшении интеллектуальных способностей[^1998]. Китайская традиционная философия не отрицает оппозицию, но подчёркивает единство. «Объединение» отражает единую концепцию
вопросы психолингвистики 2,
в политической сфере, необходимость ставить общественные интересы выше собственных в вопросах нравственности, даже ценой личных интересов или интересов отдельных групп личностей.
Китайцам свойственен коллективный дух. Поскольку образ мышления китайцев стремится к единству, при наличии разных вариантов трудно сделать выбор, в результате возникает ментальность «срединного пути». Идея zhong уо^ zhi dao «срединного пути», т. е. того, что принято называть учением о «золотой середине», определяет китайскую национальную специфику в области психологии культуры [Тань 2004: 106]. Следовательно, китайцы возражают против крайностей в поведении, «дорожат миром», чтобы урегулировать противоречия и избежать прямого конфликта.
Образное мышление китайцев развито очень сильно, и в китайской литературе существует множество способов создания образности. Например, в китайской литературе любят использовать природные явления, животных, растения, «видимые глазу» предметы в качестве метафоры. Статистические данные показывают, что подобные средства используются в 88,5% китайских произведений, а в западных - в 65%. Кроме того, метафора в Китае в большей степени ориентирована на стремление к физической аналогии, например, в метафоре любви часто используется «хвост ласточки», сказочная птица с одним крылом и одним глазом, способная лететь только в паре с другой такой же птицей, два цветка лотоса на одном стебле, рыба и вода, цветок и бабочка и другие взаимосвязанные предметы.
Произведения искусства часто оставляют определенное пространство для воображения зрителя. Согласно преданию, жил художник, который рисовал древний храм в горах. Он нарисовал горы и воду, но не нарисовал храма: вместо этого художник нарисовал монаха, несущего воду из ручья, тем самым напоминая нам о существовании храма. Логическое же мышление китайцев является относительно слабым.
В традиционной китайской культуре конфуцианское подчеркивает необходимость для определенного человека послушания, самоотречения, соблюдения ритуала, чтобы найти свое место в жизни. Хотя для достижения этой цели необходимо, чтобы люди сами неуклонно стремились вперёд и имели твёрдую несгибаемую волю, но личность была сильно ослаблена, даже утрачена, поэтому наблюдается отсутствие сильной индивидуальности и сильных качеств личности. Даосизм подразумевает обретение спокойствия за счет гармонии с природой. Согласно буддийским учениям, окончательное освобождение людей заключено в пепле, полностью лишенном человеческой жизни нирване в обмен на духовное утешение.
По мнению китайских мыслителей, менталитет (образ мышления) Китая обладает женским началом и качеством художника, стремящегося найти хорошее. Китайские политические моральные принципы основаны на этике и нравственности, физической и психической подготовке, гармонии в государстве. В политике стремление к умиротворению государства приводит к возникновению мышления «большого единства», стремлению к однородности. Сосредоточенность на политической этике неизбежно приводит к потере интереса к изучению природы, поэтому существует аналогия между природой и человеческой деятельностью, которая
Вопросы психолингвистики
приводит к осознанию всеобщего единства, а вместе с ним и к решению проблем в политической, социальной и этической сферах жизни.
Особенности национального менталитета, основанные на различных культурных традициях, оказывают влияние на познавательную деятельность людей, и лишь углубленное изучение этих особенностей сможет помочь нам понять причины этих различий.
Литература
Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. - М.: Языки славянской культуры. - 2004. - С.11, 106.
Mead. Natoinal Character. In A. Koreber( Ed.).Anthropology Today: An Encyclopedic Inventory. Chicago,Univ of Chicago.M:- 1953. - С.1642—667.
Peng K.P., Nisbett R.E. & Ji L.J. Culture, dialectics and reasoning about contradiction. American Psychologist - 1999. - С.54: 741-754.
Markus H.R. & Kitayama. Culture and the self: Implications for Cognition, Emotion, and Motivation. Psychological Review - 1991. - С.224—253.
1990.
^i + S - 1985.
ФЯАйШ^Ит^- C. - 1995.
1993. - 1992.
Вопросы психолингвистики