Особенности китайского делового этикета в управлении
Пашинин Сергей Викторович
УО «Белорусская Государственная сельскохозяйственная академия»
Несмотря на желание адаптироваться и соответствовать общепринятым правилам и нормам европейского этикета, китайское бизнес-сообщество старается сохранить особенности азиатской культуры. Восточный бизнес-этикет содержит большое количество писаных и неписаных правил поведения в деловой сфере, который позволяет эффективно развиваться предпринимательству. Вместе с тем необходимо помнить, что китайский стиль менеджмента опирается на китайскую культуру и без нее становится невозможен.
Ключевые слова: Китай, этикет, деловой этикет, предпринимательство, бизнес.
За последние годы Китай сильно укрепил свои позиции в мировой экономике. Социально-экономические успехи данной страны заставляют все мировое бизнес-сообщество обратить взор в сторону азиатского рынка, и, следовательно, нельзя без внимания оставить особенности восточного делового этикета. Благодаря росту экономики Китая, жители этой страны стараются адаптироваться к общепринятым правилам предпринимательства, европейским нормам этикета. Тем не менее, у китайцев до сих пор сохраняются и широко используются свои особенности в этих вопросах, берущие начало в истоках азиатской культуры.
В целом китайцы народ общительный и дружелюбный. При встрече китайцы обмениваются рукопожатием, особенно с иностранцами, или приветствуют друг друга легким кивком, возможно, поклоном от плеч, а не от пояса, как японцы. Старший по возрасту должен поздороваться первым. При знакомстве практикуется обмен визитными карточками, чаще всего двухсторонними - на русском и китайском языках, но можно использовать и карточку на английском языке. Брать и подавать визитку нужно обязательно обеими руками. В Китае не следует показывать на человека указательным пальцем, для этого используют вытянутую руку ладонью вверх. Класть ноги на стол или стул, свистеть, а также щелкать пальцами считается неприличным. Скромность - главный критерий при выборе одежды в Китае. И, хотя, современная молодежь все чаще выбирает яркий европейский стиль, экстравагантностью в одежде по-прежнему вызывает у китайцев усмешку и иронию.
К китайцам обращаются по фамилии, также в знак уважения называют должность.
В случае близких взаимоотношений переходят на имена, но спешить в данном вопросе не стоит.
В Китае принято обмениваться сувенирами и подарками. Некоторые китайцы, особенно пожилого возраста, могут сначала отказаться от презента. В этом случае стоит настоять, может даже не один раз, до того как подарок будет принят.
Любые режущие предметы символизируют в Китае разрыв отношений, поэтому дарить их не стоит. Если вы дарите цветы, то их число должно быть четным. Цветы белого цвета исключаются при выборе подарка, так как белый цвет - цвет смерти. Подарок лучше всего завернуть в бумагу красного цвета (красный - цвет счастья в китайской культуре). При выборе подарка следует избегать любых ассоциаций с цифрой 4 - это число считается несчастливым.
Китайцы не любят принимать гостей у себя дома, особенно иностранцев, традиционно назначая встречи в общественных местах -офисе, отелях, бизнес-центрах. В Китае не едят вилками, поэтому стоит научиться поль -зоваться китайскими палочками.
Для любого китайца престиж компании, в которой он работает превыше его личного успеха. В Китае из-за неблаговидного поступка одного из членов группы - семьи, трудового коллектива или общественной организации - можно потерять репутацию всего сообщества, поэтому в любой ситуации китаец старается вести себя достойно.
В Китае не принято спорить со старшими по возрасту, званию, рангу и положению. Это будет воспринято не только как грубейшее несоблюдение этикета, а так же, как нарушение национальной традиции в целом. Если вы только собираетесь налаживать деловые
2019 № 4
отношения с китайской стороной, то лучше воспользоваться услугами посредников, которые смогут официально представить вашу компанию и выступить гарантами сделок и поручителями.
В Китае деловые отношения носят более формальный характер, исключающий более близкие контакты (рестораны, театры, кафе, клубы и т. д.). Это объясняется щепетильным отношением китайцев к разграничению бизнеса и личного общения. При ведении бизнеса с китайскими партнерами стоит запастись огромным терпением, так как бюрократический аппарат Китая огромен и согласование различных вопросов потребует много времени и сил. Не стоит пытаться завоевывать симпатию китайца во время деловых переговоров путем личностного общения, так как в иностранных партнерах китайцы видят не личность, а представителей компаний.
Бизнес-этикет содержит огромный свод писаных и неписаных правил поведения в деловой сфере. Запомнить все сразу бывает трудно. С опытом приходит навык. Потому одно из правил этикета гласит - в случае сомнений стоит следовать более строгим канонам, придав особое значение правилу первого впечатления и значению делового имиджа. Бизнес этикет - главная и составная часть имиджа делового человека. Именно по его манерам и строгому соблюдению правил этикета о нем складывается определенное реноме.
Однако возникает вопрос, можем ли мы перенять китайский опыт, ведь они не просто
Список использованных источников:
копируют запад, а создают свои концепции. И многие обозреватели отмечают, что китайские принципы ведения бизнеса в последнее время стали предметом пристального изучения на Западе и берутся на вооружение многими западными компаниями. Но едва ли подобное заимствование окажется эффективным. Ведь секрет эффективности китайских компаний кроется, прежде всего, в наличии совершенно определенной социальной среды или даже, точнее, разветвленной сети доверительных связей, которые существуют только в китайском обществе и для «своих людей». Иными словами, чтобы перенять китайский стиль менеджмента нужно перенять и китайскую культуру. А это означает потерю своей собственной, чего так опасается Запад в последние десятилетия.
Но все же есть и другой путь. Не нужно пе -ренимать чужие идеи и тут же применять их. У китайцев нужно научиться, в первую очередь, тому, что любое нововведение должно быть адаптировано не только к условиям компании, к ее положению на рынке, к особенностям ее корпоративной культуры и т.п., но и к особенностям менталитета жителей данной страны. Наилучшие стратегии менеджмента в большинстве случаев сочетаются с культурными традициями и национальными особенностями страны, поскольку философия менеджмента неотделима от них. У каждой нации есть собственные ценности и стандарты, связанные с национальными традициями, которые играет важную роль в менеджменте. А зачастую и важнейшую.
1. Мхитарян С. В. «Облачные» лаборатории как перспективный инструмент обучения экономистов // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения / Материалы 13-й Международной научно-практической конференции, 9 декабря 2011, М. 2011 0,2 п.л.
2.Некоторые особенности китайского менеджмента / Международная система [Электронный ресурс].
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА