АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КИТАЙСКОГО ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА
Шкляр Татьяна Львовна
канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры Маркетинга и коммерции Московский государственный университет экономики, статистики и
информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва
E-mail: [email protected] Чэнь Линь
студент 2 курса факультета Маркетинга, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва
E-mail: chenlin610835734@qq. com
ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF THE CHINESE BUSINESS
ETIQUETTE
Shklyar Tatyana
candidate of economic sciences, senior lecturer of Marketing and Commerce, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Russia
Moscow Chen Lin
student of the 2nd course of the faculty of Marketing, Moscow state University of
Economics, statistics and Informatics (MESI), the Russian Federation,, Moscow
АННОТАЦИЯ
Семимильными шагами глобализация охватывает мировое сообщество. На сегодняшний день, сложно представить экономику любой страны без внешних взаимодействий. Китай — один из самых сильных экономических игроков, и, следовательно, рассмотрение национальных особенностей данный страны представляет собой актуальную задачу.
ABSTRACT
Great strides globalization covers the world community. Today, it is difficult to imagine any country's economy without external interactions. China is one of the most powerful economic players, and, therefore, the consideration of national peculiarities of this country is an urgent task.
Ключевые слова: Деловой этикет; деловые коммуникации; Китай; национальные особенности Китая; переговоры; международное сотрудничество.
Keywords: Business etiquette; business communications; China; national features of China; negotiations; international cooperation.
За последние годы Китай сильно укрепил свои позиции в мировой экономике. Социально-экономические успехи данной страны заставляют всё мировое бизнес-сообщество обратить взор в сторону азиатского рынка, и, следовательно, нельзя без внимания оставить особенности восточного делового этикета. Благодаря росту экономики Китая, только за 2013 год — 8 %, жители этой страны стараются адаптироваться к общепринятым правилам предпринимательства, европейским нормам этикета. Тем не менее, у китайцев до сих пор сохраняются и широко используются свои особенности в этих вопросах, берущие начало в истоках азиатской культуры.
В целом китайцы народ общительный и дружелюбный. При встрече китайцы обмениваются рукопожатием, особенно с иностранцами, или приветствуют друг друга легким кивком, возможно, поклоном от плеч, а не от пояса, как японцы. Старший по возрасту должен поздороваться первым. При знакомстве практикуется обмен визитными карточками, чаще всего двухсторонними — на русском и китайском языках, но можно использовать и карточку на английском языке. Брать и подавать визитку нужно обязательно обеими руками. В Китае не следует показывать на человека указательным пальцем, для этого используют вытянутую руку ладонью вверх. Класть ноги на стол или стул, свистеть, а также щелкать пальцами считается неприличным. Скромность — главный критерий при выборе одежды в Китае. И, хотя, современная молодёжь все чаще выбирает яркий европейский стиль, экстравагантностью в одежде по-прежнему вызывает у китайцев усмешку и иронию.
В отличие от России, к Китайцам обращаются по фамилии, также в знак уважения называют должность. В случае близких взаимоотношений переходят на имена, но спешить в данном вопросе не стоит.
В Китае принято обмениваться сувенирами и подарками. Некоторые китайцы, особенно пожилого возраста, могут сначала отказаться от презента. В этом случае стоит настоять, может даже не один раз, до того как подарок будет принят.
Любые режущие предметы символизируют в Китае разрыв отношений, поэтому дарить их не стоит. Если вы дарите цветы, то их число должно быть четным. Цветы белого цвета исключаются при выборе подарка, так как белый цвет — цвет смерти. Подарок лучше всего завернуть в бумагу красного цвета (красный — цвет счастья в китайской культуре). При выборе подарка старайтесь избегать любых ассоциаций с цифрой 4 — это число считается несчастливым.
Китайцы не любят принимать гостей у себя дома, особенно иностранцев, традиционно назначая встречи в общественных местах — офисе, отелях, бизнес-центрах. В Китае не едят вилками, поэтому стоит научиться пользоваться китайскими палочками.
Для любого китайца престиж компании, в которой он работает превыше его личного успеха. В Китае из-за неблаговидного поступка одного из членов группы — семьи, трудового коллектива или общественной организации — можно потерять репутацию всего сообщества, поэтому в любой ситуации китаец старается вести себя достойно.
В Китае не принято спорить со старшими по возрасту, званию, рангу и положению. Это будет воспринято не только как грубейшее несоблюдение этикета, а так же, как нарушение национальной традиции в целом. Если вы только собираетесь налаживать деловые отношения с китайской стороной, то лучше воспользоваться услугами посредников, которые смогут официально представить вашу компанию и выступить гарантами сделок и поручителями.
В отличие от России, в Китае деловые отношения носят более формальный характер, исключающий более близкие контакты (рестораны, театры, кафе, клубы и т. д.). Это объясняется щепетильным отношением китайцев к разграничению бизнеса и личного общения. При ведении бизнеса с китайскими
партнерами стоит запастись огромным терпением, так как бюрократический аппарат Китая огромен и согласование различных вопросов потребует много времени и сил. Не стоит пытаться завоевывать симпатию китайца во время деловых переговоров путем личностного общения, так как в иностранных партнерах китайцы видят не личность, а представителей компаний.
Бизнес-этикет содержит огромный свод писаных и неписаных правил поведения в деловой сфере. Запомнить все сразу бывает трудно. С опытом приходит навык. Потому одно из правил этикета гласит — в случае сомнений стоит следовать более строгим канонам, придав особое значение правилу первого впечатления и значению делового имиджа. Бизнес-этикет — главная и составная часть имиджа делового человека. Именно по его манерам и строгому соблюдению правил этикета о нем складывается определенное реноме.
Список литературы:
1. Мхитарян С.В. «Облачные» лаборатории как перспективный инструмент обучения экономистов // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (DEQ-2011)/ Материалы 13-й Международной научно-практической конференции, 9 декабря 2011, М. 2011 0,2 п.л.
2. Понявина М.Б. Маркетинговые аспекты формирования высокого уровня брутто-кэш-флоу на рынке новых услуг за счет премиального ценового позиционирования. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 34. — С. 87—92.
3. Тультаев Т. А. Реклама в туризме /в соавторстве Романов А. А./ -еклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, 13 февраля 2014 г. СПб.: СПбГУП, 2014. 0,2 п.л.
4. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://china-dao.ru/blog/8-kitajskij-delovoj-etiket.html. (дата обращения 15.04.2014).
5. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.transsunline.ru/informacziya/kitaj skij -delovoj-etiket. (дата
обращения 15.04.2014).