Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
664
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко С.Е.

В статье рассматриваются мотивационная сфера. Описаны методы диагностики мотивационной сферы личности, а также особенности этого процесса. В статье также рассказывается о составляющих мотивации и раскрывается само понятие мотивации и мотивационных составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL SPHERE OF YOUNG TEACHERS

The article describes the motivational sphere. The methods of diagnostics of the motivational sphere of the personality are described, as well as the features of this process. The article also talks about the components of motivation and reveals the concept itself.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ»

УДК 740

Мирошниченко С.Е.

студент

Научный руководитель: Маркова О.В., д.м.н Дальневосточный федеральный университет

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются мотивационная сфера. Описаны методы диагностики мотивационной сферы личности, а также особенности этого процесса. В статье также рассказывается о составляющих мотивации и раскрывается само понятие мотивации и мотивационных составляющих.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотивация.

Miroshnichenko S.E.

student

Scientific adviser: Markova O. V.

Far Eastern Federal University

MOTIVATIONAL SPHERE OF YOUNG TEACHERS

Abstract: The article describes the motivational sphere. The methods of diagnostics of the motivational sphere of the personality are described, as well as the features of this process. The article also talks about the components of motivation and reveals the concept itself.

Keywords: motivation sphere, motivation

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационно-потребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности:

личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств [1, с. 49].

В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества.

В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут по-разному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.

К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, "присвоения", "принятия") потребности и мотива, по его интенсивности.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов[2, с. 20].

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:

Специалист способен в беседе и с помощью специальных методик определить и выявить структуру и иерархию мотивационной сферы, т.е. направленность личности, а значит, человек получает возможность осознавать истинные причины своих поступков, чувств и эмоций.

Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств.

Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Уровень мотивации одобрения — в отличие от мотивации достижения уровень мотивации одобрения — стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет она на нечто другое, также весьма важное — на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни, в частности.

Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни [3, с. 72].

Определить те эмоции и состояния, которые действительно способны доставить нам удовольствие можно с помощью ранжирования эмоциональных предпочтений (методика предложена Б. И. Додоновым), т.е. путем своеобразной расстановки того, что нравится.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение

Тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является негативной изначальной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги» [4, с. 97].

Диагностика мотивационной сферы личности - в основе лежит тестирование, как процесс количественного измерения индивидуально -психологических различий и включающий репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи методик данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут

выступать представления о непатологическом развитии или социально -психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

Для эффективного управления мотивацией персонала ее необходимо исследовать и оценивать. В то же время измерение мотивации — сложная методическая проблема. Параметрами являются как оценки работников, так и конкретные измеряемые результаты, связанные с трудовым поведением и эффективностью труда.

Каждый из подходов предполагает, что для управления мотивацией ее необходимо исследовать и оценивать. Несмотря на теоретические изыскания, измерение мотивации — это сложная методическая проблема. Практики вынуждены признать, что измеряют «неизмеримое». В структуре личности теоретики выделили устойчивые «обобщенные мотивы», именно эти переменные — как тенденции диагностируются и учитываются при разработке мотивационных мероприятий. В действительности же никаких мотивов не существует. Во-первых, мотивы не наблюдаемы непосредственно и в этом смысле они не могут быть представлены как факты действительности. Во-вторых, они не являются фактами в смысле реальных предметов, доступных нашему прямому наблюдению. Они суть условные, облегчающие понимание, вспомогательные конструкты нашего мышления, или, говоря языком эмпиризма, гипотетические конструкты.

Изучение мотивационной сферы личности является одним из самых спорных и трудоёмких процессов. Сам объект изучения до сих пор является тем аспектом, который требует ответов на многие вопросы. Вместе с этим инструмент, с помощью которого можно диагностировать мотивы человека, нуждается в доработке. Изобилие методик не всегда могут обойти аспект социально-желательных ответов, а также сам человек не всегда осознает разницу между первичными и вторичными мотивами. Данная тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.

Знание мотивационных компонентов позволяет менеджеру составить «мотивационную карту» сотрудника. Информацию о выявленных движущих мотивах и потребностях сотрудника используют при разработке комплекса мероприятий по мотивации сотрудников.

Однако, зачастую, мотивационные программы в организациях приводят лишь к кратковременным изменениям и почти не отражаются на производственных и финансовых показателях. Причина в том, что диагностике подлежат «обобщенные мотивы» — динамические образования, активизирующиеся под воздействием ситуативных детерминант, а «ситуативными детерминантами» потенциально может выступать огромное количество переменных в реальной ситуации, поэтому учесть и измерить их все невозможно».

Для получения адекватной картины необходимо учитывать трудовое поведение, в котором она отражается. Заметим, что в отечественной и

зарубежной литературе имеются многочисленные научные данные, констатирующие факт существенного влияния мотивации на успешность и эффективность выполнения конкретной деятельности, следовательно, актуально учитывать и результаты для компании, ради чего, собственно говоря, и затеяны стимулирующие мероприятия.

Использованные источники:

1. Санникова Л. Н., Фазылова Г. В. Мотивация педагогов дошкольной образовательной организации к научно -методической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 426-430. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970100.htm.

2. Новикова О. И., Ременников В. Б. Особенности мотивации деятельности педагогических работников // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 228229. — URL https://moluch.ru/archive/255/58505/ (дата обращения: 12.11.2019).

3. Савельева О. А. Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения (на примере МАОУ СОШ № 40 г. Тюмени) // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 98-101. — URL https://moluch.ru/archive/169/45526/ (дата обращения: 12.11.2019).

4. Коротаева В. О. Внедрение новой системы повышения мотивации педагогических работников в общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/archive/205/50180/ (дата обращения: 12.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.