УДК 378.14 © 2017
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»
Сергеева Наталия Митрофановна, кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обосновывается необходимость изучения дисциплины «Управление качеством в здравоохранении», так как современному специалисту в области экономики и менеджмента здравоохранения для успешной профессиональной деятельности необходимы хорошие теоретические знания и практические навыки и умения в этой области. Умения формировать систему менеджмента качества и эффективно управлять и развивать эту систему в рамках функционирующего учреждения здравоохранения позволяют выпускникам прошедшим курс подготовки по данной дисциплине обеспечить повышение конкурентоспособности учреждения, в котором они будут реализовывать полученные знания и навыки. Целью исследования являлось сформировать цель и задачи изучения дисциплины «Управление качеством в здравоохранении» в рамках, а также представить профессионально-ориентированные ситуационные задания, которые будут способствовать освоению компетенций ПК-34 и ПК-35 и приобретению практических навыков по принятию правильных управленческих решений. Активное применение в здравоохранении стратегии TQM - всеобщего менеджмента качества, разработка и внедрение системы менеджмента качества позволит будущему специалисту принимать правильные, наиболее эффективные управленческие решения в здравоохранении, повысить качество предоставляемых медицинских услуг, повысить удовлетворенность потребителей, укрепить позиции медицинской (фармацевтической) организации на рынке. С целью приобретения практических навыков по принятию правильных управленческих решений, направленных на повышение качества оказываемых медицинских услуг, обучающимся, в рамках изучаемых тем, предлагаются профессионально-ориентированные ситуационные задания.
Ключевые слова: здравоохранение, медицинская организация, менеджмент, качество медицинской помощи, система менеджмента качества.
© 2017
THE SPECIFICITY OF STUDY OF THE DISCIPLINE «MANAGEMENT OF QUALITY IN HEALTH CARE»
Sergeeva Natalia Mitrofanovna, candidate of pharmaceutical sciences, senior lecturer of the department of «Economics and management»
Kursk State Medical University
(305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The need of subject «Management of quality in health care» is substantiated in the article, as a modern specialist in the field of Economics and management of health for a successful professional career requires good theoretical knowledge and practical skills in this teaching field. The ability to form the quality management system and effectively manage and develop the system in a functioning health institutions allow graduates trained in the discipline to ensure the competitiveness of the institution in which they will implement the acquired knowledge and skills. The aim of the research were to establish the purpose and objectives of the discipline «Management of quality in health care» in the framework, and also to provide professionally oriented situational tasks, which will contribute to the development of competences PC-34 and PC-35 and the acquisition of practical skills in making the right management decisions. Active applications in health care strategy TQM (total quality management), development and implementation of the quality management system will allow the future specialist to make the correct, most efficient managerial decisions in health care, improve the quality of medical services, improve customer satisfaction, strengthen the position of the medical (pharmaceutical) organization in the market. To acquire practical skills in making right management decisions aimed at improving the quality of medical services enrolled in the study, however, offers a professionally-oriented situational tasks.
Keywords: health care, medical organization, management, medical care quality, the quality management system.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основной целью деятельности медицинской организации является своевременное, полное и качественное оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению. Современный этап развития здравоохранения предъявляет принципиально иные требования к качеству медицинской помощи. Это связано с тем, что устойчивое положение любой организации, в т.ч. и медицинской, на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. Это будет способствовать, с одной стороны, максимальному удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах здравоохранения, с другой стороны, применению дифференцированной оценки и оплаты труда медицинских работников. Поэтому современному специалисту в области экономики и менеджмента здравоохранения для успешной профессиональной деятельности необходимы хорошие теоретические знания и практические навыки и умения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последние годы в здравоохранении все более актуальной стано-
вится проблемы качества медицинских услуг, что явно заметно во многих высокоразвитых странах Европы. В работу медицинских учреждений внедряются системы менеджмента качества, основанные на международных стандартах ISO 9001 и JCI [1-3]. Однако при внедрении в организации системы управления качеством медицинской помощи, соответствующей требованиям межгосударственных стандартов ISO 9001, возникают методологические проблемы, связанные с неполнотой, фрагментарностью отраслевых нормативных документов, которые подготовленный специалист может нивелировать [4].
Под системой менеджмента качества (СМК) совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. В целом ряде исследований показано, что СМК эффективно выполняет свое предназначение - постоянное улучшение деятельности и повышение общего уровня конкурентоспособности организации [5-14]. Требования к системам менеджмента качества установлены национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 90012015 «Системы менеджмента качества. Требования». Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое
может помочь улучшить результаты ее деятельности и повысить конкурентоспособность. Организация может разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества. В конечном счете, управлять качеством оказания медицинской помои становится все более важным инструментом обеспечения эффективности работы медицинских учреждений [1520], поэтому качественная подготовка специалистов в этой отрасли отвечает стратегическим задачам развития системы здравоохранения страны.
Актуальность освоения дисциплины «Управление качеством в здравоохранении» развивает базовые принципы менеджмента, которые могут применяться выпускниками медицинского университета в процессе построения системы управления качеством медицинской организации. Столбова Д.В., Захарова Д.В., Варцаба Ф.Н. [21] отмечают, что внедрение такой системы создает предпосылки роста качествам оказания медицинской помощи и обеспечивает рост экономической эффективности медицинских организаций за счет рационализации процессов внутри этих структур. Зюкин Д.А. и Беляев С.А. [22] отмечают, что умение использовать знания процесса управления качеством позволяют четко распределять ответственность и полномочия между всеми категориями сотрудников, задействованных при оказании медицинской помощи и обслуживающих процессах. Такая модель взаимодействия сотрудников приводит к сокращению внеплановых потерь времени, а значит, снижает длительность выполнения работ в учреждения, позволяя экономить ресурсы. В конечном итоге умения формировать систему менеджмента качества и эффективно управлять и развивать эту систему в рамках функционирующего учреждения здравоохранения позволяют выпускникам прошедшим курс подготовки по данной дисциплине обеспечить повышение конкурентоспособности учреждения, в котором они будут реализовывать полученные знания и навыки.
Формирование целей статьи (постановка задания). Сформировать цель и задачи изучения дисциплины «Управление качеством в здравоохранении» в рамках, а также представить профессионально-ориентированные ситуационные задания, которые будут способствовать освоению компетенций ПК-34 и ПК-35 и приобретению практических навыков по принятию правильных управленческих решений.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нами разработано методическое обеспечение учебной дисциплины «Управление качеством в здравоохранении», включающее два взаимосвязанных этапа: организационно-экономические основы управления качеством и механизмы управления качеством в здравоохранении. Полученные знания обучающиеся успешно применяют при выполнении выпускных квалификационных работ на базах медицинских организаций.
Цель учебной дисциплины «Управление качеством в здравоохранении» - формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по методологии управления качеством и конкурентоспособностью продукции (товаров и услуг), а также функций координации и контроля в процессе функционирования системы качества, знаний основных положений международных стандартов ИСО 9000 в обеспечении качества и его сертификации. Для достижения поставленной цели, следует выделить основные задачи дисциплины:
- выявить взаимосвязь межу категориями «качество» и «конкурентоспособность», отследив эволюцию изменения подходов к их исследованию;
- анализ основных положений и идей ведущих научных школ в области управления качества, ознакомиться с теорией основоположников всеобщего управления качеством и современными тенденциями развития научной мысли в этой проблематике;
- изучить принципы системного подхода, которые
могут эффективно применяться в управлении качеством в здравоохранении;
- приобрести практически навыки применения методов статистики, используемых для контроля качества и управление системой контроля качества в медицинских учреждениях;
- изучить методическую базу в области управления качеством в системе здравоохранения, в том числе согласно международных стандартов ISO серии 9000;
- овладеть инструментами управления качеством в учреждениях здравоохранения;
- оценить роль государственного регулирования в сфере контроля качества процесса за оказанием медицинских услуг и производства товаров медицинского назначения;
- формирование навыков применения имеющихся практических подходов для совершенствования системы менеджмента качества в учреждениях здравоохранения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность и готовность принимать управленческие решения на основе результатов анализа эффективности использования финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов медицинской организации (ПК-34); способность и готовность разрабатывать предложения по совершенствованию процессов управления качеством медицинских услуг как основы системы контроля и безопасности деятельности организации (ПК-35).
Как всякий процесс управления, управление качеством в здравоохранении осуществляется путем реализации управленческих функций. Поэтому принцип управления качеством в здравоохранении может быть сформулирован как непрерывный процесс воздействия на предоставление медицинской помощи путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. Управление качеством продукции, согласно стандарту ИСО 8402 - это действия, осуществляемые при создании, эксплуатации, потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества. Таким образом, необходимый уровень качества должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться на всех стадиях управления качеством продукции: стадия исследования и проектирования, стадия изготовления, стадия обращения и реализации, стадия эксплуатации и потребления. С целью приобретения практических навыков по принятию правильных управленческих решений, направленных на повышение качества оказываемых медицинских услуг, обучающимся, в рамках изучаемой темы «Концепция качества и конкурентоспособности продукции», предлагаются профессиональноориентированные ситуационные задания.
Пример ситуационной задачи. Перечислите факторы, способствующие, на Ваш взгляд, повышению и/или снижению качества на всех стадиях управления качеством для медицинской/фармацевтической организации на примере медицинскихуслуг/фармацевтических товаров. Свой ответ обоснуйте и сделайте соответствующие выводы. Какими потребительными свойствами обладают рассмотренные услуги/товары. Номенклатура медицинских услуг для выполнения задания: ультразвуковое исследование мягких тканей, магнитно-резонансная томография мышечной системы, электроэнцефалография, лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника, воздействие лечебной грязью при заболеваниях нижних дыхательных путей и легочной ткани, ванны ароматические лечебные и т.д. Номенклатура фармацевтических товаров для выполнения задания: лечебная косметика, очковая оптика, детское и диетическое питание, лекарственное растительное сырье.
В ходе ознакомления с теоретическими аспектами управления качеством в здравоохранении необходимо показать их взаимосвязь с общим менеджментом. Для Karelian Scientific Journal. 2017. Т 6. № 4(21)
этого рассматривается эволюция методов управления качеством, состоящая из пяти этапов, которые можно представить в виде пяти звезд качества. Современные организации с целью эффективного управления качеством применяют стратегию TQM - всеобщего менеджмента качества. Концепция TQM — основа международных стандартов менеджмента качества ИСО серии 9000. Данная стратегия ориентирует топ-менеджеров организации, прежде всего, на постоянное улучшение качества и минимизацию затрат на качество. Перечислим принципы TQM: ориентация на потребителя; лидерство; взаимодействие людей; процессный подход; улучшение; принятие решений, основанных на свидетельствах; менеджмент взаимоотношений. Обучающиеся на практических занятиях в рамках тем «Становление и развитие систем управления качеством» и «Эволюция и современные модели управления качеством в общей системе менеджмента» приобретают практические навыки применения принципов TQM на всех стадиях управления качеством продукции в здравоохранении, а также по использованию статистических методов контроля в процессе управления качеством продукции (услуг). Закрепление практических навыков и умений осуществляется посредством выполнения ситуационных задач, показавших свою эффективность в педагогической практике. К этому перечню мы можем отнести 6 типов заданий, представленных ниже.
Задание 1. Рассмотрите применение восьми принципов TQM на всех стадиях управления качеством на примере медицинских и фармацевтических товаров и услуг.
Задание 2. Обеспечение качества продукции предполагает знание и использование 14 принципов (постулатов) Деминга. Предложите мероприятия по их реализации в здравоохранении на примере медицинской услуги или фармацевтического товара.
Задание 3. В настоящее время существует несколько японских моделей управления качеством: кружки качества (Quality Circle), программа «Пяти нулей», система JIT (Just-In-Time), система КАНБАН. Возможно ли, применить эти модели в управлении качеством в здравоохранении. Свой ответ обоснуйте. Для выполнения задания рекомендуется применять номенклатуру медицинских товаров и услуг.
Задание 4. Определите возможные виды контроля качества продукции, используемые при производстве: лекарственных средств; медицинской услуги - ЭКГ с компьютерной обработкой (по стадиям производственного процесса, по периоду проверки, по структуре организации, по объему проверки, по средствам контроля, по особенностям проверки, производственный контроль, по контролируемому параметру).
Задание 5. Построить диаграмму Исикавы (причинно-следственную) «Качество медицинской помощи ЛПУ» с целью определения основных факторов влияющих на качество медицинской помощи.
Задание 6. По результатам медико-экономической экспертизы качества медицинской помощи ЛПУ, проведенной экспертами территориального фонда ОМС, установлено, что не соответствуют стандарту следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Количество нарушений, выявленных в процессе анализа качества медицинской помощи в учреждении здравоохранения
Наименование нарушения Количество
Длительность лечения 8
Полнота назначений процедур 12
Полнота медикаментозных назначений 14
Проведение необходимых процедур 29
Проведение необходимых манипуляций 23
Диагностические исследования 11
Результаты лечения 6
На основании полученных данных постройте диаграмму Парето, проанализируйте текущее состояние качества медицинской помощи в медицинском учреждении и предложите мероприятия для проведения корректировки или улучшения показателей качества.
Таким образом, необходимый уровень качества должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться на всех стадиях управления качеством продукции: стадия исследования и проектирования, стадия изготовления, стадия обращения и реализации, стадия эксплуатации и потребления.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Активное применение в здравоохранении стратегии TQM - всеобщего менеджмента качества, разработка и внедрение системы менеджмента качества позволит будущему специалисту принимать правильные, наиболее эффективные управленческие решения в здравоохранении, повысить качество предоставляемых медицинских услуг, повысить удовлетворенность потребителей, укрепить позиции медицинской (фармацевтической) организации на рынке. С целью приобретения практических навыков по принятию правильных управленческих решений, направленных на повышение качества оказываемых медицинских услуг, обучающимся, в рамках изучаемых тем, предлагаются профессионально-ориентированные ситуационные задания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Латуха О.А. Совершенствование системы внутреннего контроля качества работы медицинской организации на основе проектного управления // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 225-240.
2. Латуха О.А. Проблема эффективности управления качеством в медицинской организации: международный аспект // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 1. С. 230-245.
3. Латуха О.А., Бедорева И.Ю., Шалыгина Л.С. От системы менеджмента качества к менеджменту устойчивого развития медицинской организации // Journal of Siberian Medical Sciences. 2015. № 3. С. 109.
4. Данилов А.В., Исаенкова Е.А. Методические подходы к измерению удовлетворенности качеством медицинских услуг пациентами для целей формирования управленческих решений на региональном уровне // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017. № 3 (18). С. 1.
5. Агеева Н.А. Система менеджмента качества как эффективная форма работы по сокращению количества дефектов оказания медицинской помощи в ЛПУ // Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие. 2015. Т. 10. № 1. С. 38-41.
6. Хамидуллина Г.Р. Актуальные проблемы менеджмента качества в здравоохранении // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 113-119.
7. Золотарев П.Н. Организация системы менеджмента качества в медицинских организациях с помощью лабораторных информационных систем // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. 2017. Т. 25. № 1. С. 105-109.
8. ИСО 9001 новой версии в сфере здравоохранения. Идеология и практика / Е.К. Аванесов, О.В. Чередничук, В.Л. Эмануэль, Р. Бошкович и др. // Медицинский алфавит. 2015. Т. 4. № 18. С. 18-26.
9. Сергеева Н.М. Процедура внедрения системы менеджмента качества в деятельность медицинской организации // Карельский научный журнал. 2017. №3. С. 134-136.
10. Мартынов В.В., Веденяпин И.Э., Давлетова З.А. Оценка качества в рамках типового ЛПУ как элемент информационной системы менеджмента качества // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 6 (73). С. 13-18.
11. Хамидуллина Г.Р., Сабитов Р.К. Совершенствование статистического учета как элемент развития менеджмента качества в здравоохранении // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 95-100.
12. Внедрение системы менеджмента качества в амбулаторно-поликлиническом объединении (пилотный проект в условиях новой организационной формы) / Т.Р. Мухтасарова, А.В. Погонин, А.А. Тяжельников, Л.Л. Колосов // Вестник Росздравнадзора. 2013. № 4. С. 43-46.
13. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций: монография / Н.Ф. Князюк, И.С. Кицул. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2013. 312 с.
14. Системы менеджмента качества в сфере здравоохранения: мифы и реальность / А.В. Эмануэль, Г.А. Иванов, Д.Ф. Таут, Е.В. Аверьянова и др. // Вестник Росздравнадзора. 2017. № 1. С. 61-65.
15. Сергеева Н.М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-1. С. 72-76.
16. Репринцева Е.В. Направления повышения эффективности деятельности медицинской организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 254-257.
17. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона / Д.А. Зюкин, Е.В. Репринцева, Н.М. Сергеева, Е.Ю. Перькова, Н.Г. Галкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1-2. С. 218-221.
18. Селезнева А.А., Савостьянова Я.В. Исследование результатов деятельности здравоохранения в Курской области // Региональный вестник. 2016. №2. С. 16-17.
19. Вертакова Ю.В., Власова О.В. Методический подход к оценке стратегического потенциала системы здравоохранения региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 6 (84). С. 24-28.
20. Пивень Д.В., Дудин П.Е. Эффективность менеджмента ресурсов и конкурсная система размещения государственных и муниципальных заказов в здравоохранении // Менеджер здравоохранения. 2015. №6. С. 14-20.
21. Столбова Д.В., Захарова Д.В., Варцаба Ф.Н. Система менеджмента качества как основа эффективного управления медицинским учреждением // Медицина и здравоохранение: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 95-99. URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12101/ (Дата обращения: 2017-11-27).
22. Зюкин Д.А., Беляев С.А. Оптимизации системы управления медицинскими кадрами региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1145-1148.
Статья поступила в редакцию 01.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017