ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 342.8 ББК 67.400.6
ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВЫБОРАМ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 1905-1907 гг. ДЕПУТАТОВ ОТ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ
Г. К. Максимов
Правовая база формирования и деятельности представительных и законодательных органов государственной власти России прошла в своем развитии длительный путь. Первым опытом относительно широкого вовлечения полиэтничного и многослойного населения России стала правовая база, установившая избирательные права и избирательные процедуры в начале XX в.
Появление в России формы парламентской демократии связано в начале XX в. с изменениями в государственном устройстве и политической жизни страны. Впервые в ее истории был создан выборный общегосударственный представительный и законодательный орган в составе двух палат
— Государственной думы и Государственного совета. В «Манифесте об учреждении Государственной думы» (6 августа 1905 г.), подписанном Николаем II, указывалось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям Их [предшественников Николая II.
— Г. М.], призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» [ПСЗ РИ 1908: ст. 26656].
В тот же день (6 августа) царь подписал еще один закон — «Положение о выборах в Государственную думу», фактически установившее нормы избирательного права, определившее избирательную систему, избирательный процесс. Однако в примечании статьи 1 указывалось, что «выборы в Государственную думу от губерний Царства Польского, областей Уральской и Тур-гайской и губерний и областей Сибирских,
генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил» [ПСЗ РИ 1908: ст. 26662].
Манифестом от 6 августа 1905 г. предполагалось сформировать Государственную думу «не позднее половины января 1906 года». Однако революционные события 1905 г. заставили царскую администрацию принять 17 октября 1905 г. манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» и внести коррективы в ранее принятые законодательные акты, составившие обновленную правовую базу формирования и деятельности Государственной думы. Теперь предстояло образовать ее в соответствии с указом «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений» (11 декабря 1905 г.), манифестами от 20 февраля 1906 г. «Об изменении Учреждения Государственного совета и пересмотре “Учреждения Государственной думы”» и «Учреждение Государственной думы».
Государственную думу, наделенную законодательными полномочиями, предстояло формировать «из членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет ...», но «до истечения пятилетнего срока полномочий.» Дума могла быть распущена императором. Существенной новацией являлось то, что к участию к выборам в Думу намечалось «привлечь, в мере возможности, те классы населения, кои избирательными правами не пользовались» [ПСЗ РИ 1908: ст. 27029. С. 877]. Однако и в новом законодательстве имелось множество оговорок и ограничений, касающихся избирательных прав населения. Выборы депутатов Думы предусматривалось проводить не напрямую, а через выборщиков, из-
бранных в зависимости от имущественного ценза, отдельно по трем куриям — землевладельческой, городской и крестьянской, а также рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные. Таким образом, в основе избирательной системы продолжал оставаться принцип сословности. Интересно, что к избранию выборщиков в землевладельческой курии допускались настоятели церковных учреждений, «владеющие в уезде землею», всех вероисповеданий. Избирательные права не предоставлялись женщинам, лицам моложе 25 лет, учащимся учебных заведений, воинским чинам армии и флота, состоящим на действительной военной службе, бродячим инородцам и иностранным подданным. Кроме того, избирательные права не предоставлялись лицам, подвергавшимся суду, состоящим под следствием и под судом по ряду преступлений, а также некоторым иным категориям населения [ПСЗ РИ 1908: Ст. 2662].
Верхняя палата законодательного органа Российской империи — Государственный совет по именному высочайшему указу от 20 февраля 1906 г. формировался «из членов по высочайшему назначению [98 чел. — Г. М.] и членов [98 чел. — Г. М.] путем выборов: а) от духовенства Православной Российской церкви; б) от губернских земских собраний; в) от дворянских обществ; г) от императорской Академии наук и императорских российских университетов; д) от Совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, Бирже -вых комитетов и Купеческих управ» [ПСЗ РИ 1909: Ст. 27425. С. 154].
В соответствии с примечанием «Положения о выборах в Государственную думу», МВД приступило к подготовке проекта правил «О производстве выборов в Государственную думу в местностях, занимаемых кочевыми инородцами Астраханской и Ставропольской губерний и Терской области». Подготовленный проект этого документа, в соответствии с общими концептуальными принципами правил выборов, в особом делопроизводстве МВД по выборам в Государственную думу поступил 6 ноября
1905 г. в канцелярию астраханского губернатора с предписанием обсудить с участием представителей Управления калмыцким народом и улусных попечителей и представить предложения [НА РК. Ф. И-9. Оп. 10.
Д. 2. Л. 7]. В проекте, учитывая территориальную разобщенность калмыцких улусов, предлагались варианты: 1) совместное участие калмыков Астраханской и Ставропольской губерний, Терской области в выборах депутатов в Государственную думу и выдвижение единого кандидата; 2) раздельное участие — Большедербетовский улус (12 тыс. человек) на правах уезда в составе Ставропольской губернии; 8 улусов (139 тыс. чел.) в составе Астраханкой губернии, терские калмыки — на «своей» территории. В последнем случае калмыки могли и не получить депутатский мандат в Государственную думу.
Следующий вопрос, связанный с особым административным устройством калмыцкого населения, заключался в альтернативном выборе двухстепенного (улусный сход и общее собрание выборщиков) или трехстепенного (аймачный и улусные сходы, общее собрание выборщиков) избрания выборщиков депутата в Государственную думу. В улусах Астраханской губернии, по данным МВД, насчитывалось 86 аймаков, в Большедербетовском улусе — 13 аймаков. В улусном сходе по существующим правилам принимали участие попечитель, назначаемый из чиновников, и его помощники, зайсанги, по одному из каждого семейства, все аймачные старшины и хотон-ные старосты, а также делегированные по одному человеку от 20 кибиток. В аймачном сходе участвовали зайсанги, по одному из каждого семейства, аймачный старшина, избранный населением, хотонные старосты, а также выборные от хотонов по одному человеку от 5 кибиток.
Управляющий МВД предлагал обратить внимание еще на одну особенность, связанную с имеющимися стационарными поселениями со смешанным населением. В Калмыцкой степи такими поселками являлись: Яшкуль, в котором проживали 17 русских и 60 калмыцких семей; Калмыцкий Базар с населением свыше 1200 человек (698 калмыков, 273 туркмена («трухмена»), 158 татар и 83 русских); Бислюрта (369 русских крестьян, 548 крещеных калмыков); Чил-гир, Кегульта, Капкинка и Лагань. Возможны были варианты: 1) каждый поселок на правах аймака присоединить к близлежащему улусу или волости; 2) объединить их и на правах улуса выдвинуть одного выборщика в общее собрание.
Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН
№ 4 2013
МВД предложило не создавать в Калмыцкой степи отдельную избирательную комиссию, а подготовку и проведение выборов возложить на комиссию по выборам в Государственную думу близлежащего уезда Ставропольской или Астраханской губернии, включив в нее одного из улусных попечителей по рекомендации астраханского губернатора и Главного пристава калмыцкого народа [НА РК. Ф. И-9. Оп. 10. Д. 2. Л. 8-15].
Совещание, состоявшееся в Астрахани 26 ноября 1905 г. в составе астраханского губернатора генерал-майора Б. Л. Гронб-чевского (председатель), председателя
окружного суда И. Е. Стельмаховича, вицегубернатора И. А. Тарасенко-Стрешкова, непременного члена губернского правления И. К. Петрова, непременного члена губернского по городским делам присутствия М. П. Ченцова, заведующего калмыцким народом князя Н. Л. Оболенского, советника Временного совета по управлению Внутренней киргизской ордой Б. А. Куль-манова и попечителя Калмыцкого Базара П. И. Богданова, рассмотрело проект документа, представленный МВД. Совещание высказало мнение о целесообразности совместного участия в выборах калмыков Астраханской и Ставропольской губерний, исключив терских калмыков, и выдвижения единого кандидата. Что касается избрания выборщиков, то совещание, признавая значительное количество аймаков (244), все же посчитало необходимым наделить аймачные сходы правом выдвижения выборщиков. По вопросу об избирательной комиссии совещание согласилось с предложением МВД и предложило возложить всю работу в Калмыцкой степи по подготовке и проведению выборов в Государственную думу на Енотаевскую уездную комиссию. Совещание предложило в стационарных поселках со смешанным населением провести сходы и присоединить их к близлежащим волостям и улусам [НА РК. Ф. И-9. Оп. 10. Д. 2. Л. 25, 25 об., 26, 26 об.].
Правительствующий сенат, рассмотрев предложения астраханского совещания, представил к высочайшему утверждению «Правила о производстве выборов в Государственную Думу в местностях, занимаемых кочевыми инородцами Астраханской и Ставропольской губерний» в новой редакции. Николай II 25 марта 1906 г. на Правилах собственноручно начертал «Быть
по сему» [НА РК. Ф. И-9. Оп. 10. Д. 2. Л. 115-119]. Согласно Правилам, от калмыков Астраханской и Ставропольской губерний в Государственную думу выборщикам предстояло избрать одного депутата. Устанавливался двухстепенный порядок проведения выборов: 1-й — улусный сход кочевых семейств для избрания одного выборщика и избирательный съезд домохозяев и кибитковладельцев оседлых поселений для избрания одного выборщика; 2-й — общее собрание выборщиков, на котором должен быть выдвинут один кандидат в депутаты.
Выборная кампания в Калмыцкой степи прошла в апреле 1906 г. под руководством Астраханской губернской комиссии (с участием управляющего калмыцким народом) и Енотаевской уездной комиссии, в состав которой входил попечитель Яндыко-Мо-чажного улуса, назначенный астраханским губернатором. В первой половине апреля
1906 г. в Калмыцкой степи Астраханской губернии и Большедербетовском улусе Ставропольской губернии были проведены 244 аймачных схода, в которых приняли участие 5216 человек от 22 800 владельцев кибиток, имеющих скот. А 5 184 калмыцкие семьи, как не обладающие имущественным цензом (не имели скота), были лишены избирательных прав. На аймачных сходах были избраны 1376 представителей от аймаков для участия в улусных сходах. На улусном сходе председательствовал один из аймачных старшин, назначаемый астраханским губернатором, поскольку попечитель улуса и его помощники не имели права в нем участвовать. На состоявшихся 18 апреля 1906 г. улусных сходах и избирательных съездах были избраны выборщиками: от Малодербетовского улуса — нойон Д. Тун-дутов, Александровско-Багацохуровско-
го — зайсанг Ц. Онкоров, Эркетеневского
— крупный скотовод Б. Булданов, Хараху-совского — зайсанг О.-Г. Оргечкиев, Ики-цохуровского — зайсанг, потомственный почетный гражданин Ц. Бадмаев, Хошеу-товского — зайсанг Б.-А. Шонхоров, Янды-ко-Мочажного — зайсанг О. У. Джамбаев, поселков Калмыцкого Базара и Капкинки
— татарский мулла Рамазан Али-Агаев, поселков Бислюрта, Яшкуль и Чилгир — крупный скотовод, крестьянин п. Бислюрта
— И. Я. Носков, Большедербетовского улуса — нойон М. М. Гахаев.
На завершающем этапе выборной кампании — общем собрании, состоявшемся
25 апреля 1906 г. в Астрахани, под председательством Д. Тундутова, назначенного Высочайшим указом, указанные выборщики из своего состава на альтернативной основе, тайным голосованием избрали депутатом Государственной думы первого созыва нойона Д. Тундутова [НА РК. Ф. И-9. Оп. 10. Д. 2. Л. 27-33, 35, 85-89, 105-109, 255]. Однако I Госдума в составе 524 депутатов проработала всего 72 дня — с 27 апреля по 8 июля 1906 г.
Выборная кампания во II Государственную думу проходила в Калмыцкой степи и в Большедербетовском улусе с января по май 1907 г. в соответствии с разработанным в 1905 и 1906 гг. избирательным законодательством. В феврале - марте 1907 г. состоялись аймачные сходы, а 10 апреля — улусные, избравшие выборщиков. Так, в сходе Яндыко-Мочажного улуса, состоявшемся
10 апреля 1907 г., приняли участие 43 из 45 аймачных старшин, 147 из 169 хотонных старост, 146 из 273 человек, выбранных на аймачных сходах. На альтернативной основе, тайным голосованием улусный сход избрал большинством голосов (245) выборщиком зайсанга О. У. Джамбаева, его соперник Б. Дензенов получил 115 голосов [НА РК. Ф. И-9. Оп. 10. Д. 2. Л. 251].
5 мая 1907 г. в 12 часов в Астрахани открылось собрание выборщиков от населения Калмыцкой степи и Ставропольской губернии под председательством нойона Се-реб-Джаба Батыковича Тюменя, назначенного председателем Высочайшим указом от 24 апреля 1907 г. Выборщиками были избраны: от Александровского улуса — нойон Сереб-Джаб Батыкович Тюмень, Алек-сандровско-Багацохуровского — зайсанг Церен Онкоров, Харахусовского — зайсанг Очир-Гаря Оргечкиев, Малодербетовского (сев. часть) — зайсанг Леджин Бадмаевич Арлуев, Икицохуровского — зайсанг Церен Бадмаев, Эркетеневского — Буча Бульда-ков, Яндыко-Мочажного — Очир Убуши-евич Джамбаев, Малодербетовского (юж. часть) — гелюнг Ики-Чоносовского хурула Цеден Кармыков, Большедербетовского — зайсанг Терменке Овшиевич Опогинов, поселков Бислюрта, Чилгир и Яшкуль — ме-
щанин Николай Петрович Смирнов, поселка Калмыцкий Базар — мулла мечети Рамазан Али-Агаев. Председательствующий ознакомил присутствующих с порядком выборов, огласил список выборщиков и участвующих в баллотировке. Путем подачи записок были выдвинуты две кандидатуры на один мандат депутата. В семи записках была названа кандидатура С.-Д. Б. Тюменя и в четырех — Л. Б. Арлуева. В результате тайного голосования С.-Д. Тюмень, получив «за»
— 6 голосов, «против» — 4, был избран депутатом Государственной думы второго созыва. За кандидатуру Л. Арлуева проголосовали соответственно 1 и 9 [НА РК. Ф. И-9. Оп. 10. Д. 2. Л. 264, 272-274]. Полномочия
II Государственной думы продлились всего 102 дня, она была распущена манифестом императора от 3 июня 1907 г.
Избирательное законодательство 19051906 гг., несмотря на введение сложной и многоступенчатой системы выборов, ограничительных цензов, дифференциацию избирателей по куриям, народностям, ведущим кочевой образ жизни, являлось более прогрессивным в российской дореволюционной истории, чем новые законодательные акты 1907 г., существенно ограничившие избирательные права населения Российской империи. С введением «Положения о выборах в Государственную думу» от 3 июня
1907 г. избирательным правом могли воспользоваться лишь 15 % населения России, а многие кочевые народы, в том числе и калмыки, вовсе лишились своего представительства в законодательном органе страны. При формировании III и IV Государственных дум калмыки участия не принимали, поскольку были лишены как пассивного, так и активного избирательного права.
Источники
[ПСЗ РИ 1908] Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXV. 1905. Отд. I. СПб., 1908.
[ПСЗ РИ 1909] Полное собрание законов Российской империи. Т. XXVI. 1906. Отд. I. СПб., 1909.
Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК).