Научная статья на тему 'Особенности историко-художественного развития современного художественного процесса (конкуренция целей)'

Особенности историко-художественного развития современного художественного процесса (конкуренция целей) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / МЕНЕДЖЕРАЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ ЦЕЛЕЙ / INFORMATION SOCIETY / CONTEMPORARY ART PROCESS / MANAGERIAL ART CRITICISM / COMPETITION OF GOALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондаренко Людмила Константиновна

Рыночная действительность внесла в творческую зону многосоставные, полифункциональные, символические и реальные неспецифические для искусства противоречия и конкурентные конфликты.В этих условиях возросла роль ситуационных стратегий современного искусствоведения, органично совмещающих в своей программе несколько функций, которые привнесли в художественную среду стратегическое и тактическое разнообразие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Historical and Creative Development of Modern Art Process (Competition of Goals)

The market has introduced multidimensional, polyfunctional, symbolic and real contradictions and competitive conflicts, which were not specific for art, into the realm of art. The role of situational strategies in modern art criticism has increased, and these strategies smoothly combine several functions that introduced strategic and tactical variety into the art environment

Текст научной работы на тему «Особенности историко-художественного развития современного художественного процесса (конкуренция целей)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2010. № 6

Л.К. Бондаренко

(кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры УПП СКФ Академии

Правосудия, г. Краснодар)*

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПРОЦЕССА (КОНКУРЕНЦИЯ ЦЕЛЕЙ)

Рыночная действительность внесла в творческую зону многосоставные, полифункциональные, символические и реальные неспецифические для искусства противоречия и конкурентные конфликты.В этих условиях возросла роль ситуационных стратегий современного искусствоведения, органично совмещающих в своей программе несколько функций, которые привнесли в художественную среду стратегическое и тактическое разнообразие.

Ключевые слова: информационное общество, современный художественный процесс, менеджеральное искусствоведение, конкуренция целей.

The market has introduced multidimensional, polyfunctional, symbolic and real contradictions and competitive conflicts, which were not specific for art, into the realm of art. The role of situational strategies in modern art criticism has increased, and these strategies smoothly combine several functions that introduced strategic and tactical variety into the art environment.

Key words: information society, contemporary art process, managerial art criticism, competition of goals.

* * *

Рыночная действительность внесла в творческую зону многосоставные, полифункциональные, символические и реальные неспецифические для искусства противоречия и конкурентные конфликты. Не обошло это явление и искусствоведение. В контексте менеджерального искусствоведения оно имеет ярко выраженное позитивное начало. Ведь чем больше конфликтующих искусствоведческих позиций, тем шире диапазон самого современного искусствоведения; чем больше частных искусствоведческих концепций, отличающихся от единообразного общего, тем эффективнее срабатывает процесс интеграции искусствоведения в динамичную внешнюю систему. Чем разнообразнее эти частные системообразующие факторы и стратегии в современном искусствоведении, тем точнее срабатывает закон внешнего дополнения1.

* Бондаренко Людмила Константиновна, тел.: 8-918-385-86-32; e-mail: sichaykin@ mail.ru

1 Закон внешнего дополнения — теоретическая необходимость неформальной компенсации. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4. С. 9—24.

Принципиально новые по сравнению с предыдущим периодом обстоятельства наложили свой неизгладимый след на всю современную российскую художественную культуру, усилив профессиональную и личностную конкуренцию в художественной сфере. Это всеобщее усиление конкуренции в 90-х гг., проявившееся в интенсивности проведения художественных выставок, фестивалей, ярмарок, региональных акций, в выпуске специальных художественно-исторических проектов, монографий и пр., направлено на поиск культурной/художественной/маркетинговой идентичности в рыночных условиях.

Участники культурно-художественного процесса, в том числе и искусствоведы различного уровня и профиля, в конкурентной борьбе стараются формировать гибкую систему критериев, профессионально-личностные компромиссные стратегии, направленные на создание адекватных коммуникативных связей во имя успешной реализации в рыночной действительности.

Одной из особенностей историко-художественного развития 90-х гг. и рубежа веков художественной среды является конкуренция самих конфликтов. Открытые и латентные конфликты разных уровней и направлений вовлекли в свой круговорот разномасштабные и разнонаправленные категории из разных сфер. В конкурентную среду втянулись казалось бы далеко стоящие друг от друга вещи и позиции. В маркетинге это явление получило название конкуренции целей2, которая в конечном итоге влияет на распределение материальных и нематериальных ресурсов общества в сфере искусства. Проблема конкуренции однородных предметных позиций уступила место кардинальной конкуренции неоднородных качеств и возможностей. Общо говоря, в информационных условиях совмещение уступило место замещению. Этот социально-культурный феномен современности — тенденция к «замещению» — определяет степень конкурентной борьбы в различных областях.

Так, в условиях рынка в сознании реципиента произошли необратимые изменения, перегруппировавшие традиционные представления о месте искусства в обществе, о его назначении, о носителях идеи искусства, о материальных и нематериальных формах компенсации за творческое служение обществу и т.д. В результате интенсивного развития потребительских стратегий в общественном сознании уравнялись казалось бы неблизкие по духу области, такие, как искусство и рекламный сегмент; коммерческая стратегия и творческий процесс; информационные качества и художественные качества; творческий успех и социальный общественный успех;

2 См.: Боровских Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития // Маркетинг. 2005. № 2 (81). С. 37—49.

общественное признание и культурная значимость того или иного художественного феномена; уровень и формы общественного признания и уровень материального состояния; уровень социализации творческой личности и качественный уровень его творчества.

Извечная коллизия, связанная с решением проблемы «денег и славы», «цены и стоимости», носит принципиальный характер, отражая конкуренцию целей. Если брать эту картину в контексте ме-неджеральной концепции, то можно говорить о конкуренции между социальным временем и биологическим временем. Например, перед современными художниками стоит проблема выбора не только между традиционными и нетрадиционными формами искусства, а выявляется проблема выбора творческой рефлексии в локальном пространстве или в реальном, не имеющем на это особого ресурса в общественном досуговом пространстве. В данном случае реализация проекта в комфортной для художника внутренней художественной среде еще не обеспечивает известности в перенасыщенном информационном пространстве. У него также возникает дилемма воплощения своих идей на реальном или виртуальном уровне, так как информационная среда обладает большей мобильностью и емкостью, отстраненностью (бесконтрольностью, бездоказательностью), чем близкая реальность, которая может джастифицировать ситуацию, т.е. в условиях информационного общества художник (не художник) может успешно блефовать на тему успешности творчества, манипулируя качественно неопределенной информационной массой.

Также принципиально важна для внутренней художественной среды конкуренция между техническими материальными средствами изобразительного искусства и дизайнерскими техническими достижениями. (В данном случае техническая сторона, как мы могли заключить, наблюдая за развитием художественной среды на протяжении последних 20 лет, содержит качественную художественную характеристику.)

В видеоарте эта противоречивая ситуация выразилась в 90-х гг. в проблеме выбора между родом творческого самовыражения (техническим искусством) и проблемой определения информационного качества самого творческого продукта. Неизбежная в этом случае конкуренция технических средств — выразительных способов, — с одной стороны привела к развитию уникальных жанров современного искусства, с другой — уничтожила фактор уникальности технического артефакта, преобразовав его в массовый формат.

В этом направлении характерны противоречия между «фикшн» видеоартом, видеоперформансом и массовым ТВшным реалити-шоу.

Так, массовый flash mob, являющийся неформальным способом общения интернет-сообщества, является серьезным конкурентом коллективного перформанса, а видеоперформанс, являясь жанром современного искусства, конкурирует в культурном сознании с собственно форматными массовыми реалити-шоу.

Как видим, налицо конфликт неоднородных конкуренций между информационной составляющей современного искусства и родовыми целями искусства, направленными на создание уникального продукта духовной деятельности.

Как известно, в транзитивный период помимо изменения и трансформации внешних объективных условий изменился темп жизни, темп информационного обновления. Информация, приобретя самостоятельность, стала хаотично накапливаться в информационных накопителях и вариативно распределяться, в том числе и по случайным маршрутам. Это в свою очередь способствовало ее стремительной структуризации и, согласно рыночному социально востребованному времени, ускорило ее оборачиваемость, т.е. в одну и ту же временную единицу происходит большое количество равных действий и реальных событий, что обеспечивает постоянное обновление информационной сферы различных областей.

Таким образом, условия рыночной экономики требуют постоянной смены культурных общественных приоритетов, оставляя участникам художественного процесса мало времени для принятия стратегических и тактических решений. В этом случае их витальная энергия устремляется на конструирование адекватных форм с помощью экспансии в другие сферы — рекламу, менеджмент, социальную психологию, экономику и др., что предопределяет состояние прогрессирующего конфликта на групповом уровне.

Искусствоведение, являясь частью художественной среды, своеобразно отреагировало на неравновесные и асимметричные условия. Это выразилось, в том числе и на методологическом уровне, в развитии искусствоведческих ситуационных стратегий, имеющих менеджеральный характер3. При взаимодействии с внешней рыночной средой представители современного искусства чаще всего используют «патиентную» нишевую (корпоративную) маркетинговую стратегию4. Корпоративность нишевой стратегии обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества путем создания внутригрупповых экзистенциальных условий, своего языка, своего

3 Менеджеральная концепция — рабочее определение настоящего исследования, возникшее по аналогии с менеджеральной концепцией М. Вебера. Одно из направлений современного искусствоведения, основанного на освоении маркетинговых конкурентных стратегий в пространстве современной художественной среды (см.: Бондаренко Л.К. Ситуативное искусствоведение — главная стратегия современного искусствознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. История. 2009. № 5; и др.).

4 Там же.

9 ВМУ, история, № 6

129

медийного пространства, административного ресурса, позволяющего участникам довольно успешно существовать и развиваться в турбулентных условиях.

Среди популярных и актуальных стратегий в современной художественной среде (понятие, включающее в себя внутреннюю художественную среду и внешнюю рыночную среду) мы выделяем также традиционную (априорную) стратегию, опирающуюся на проецирование классических концепций художественной реальности на внешнюю медийную рыночную среду. Эта стратегия имеет более широкий характер, чем нишевая стратегия, и направлена главным образом на поддержание традиционного сектора искусства в глобальном рыночном пространстве.

В ряду распространенных искусствоведческих стратегий мы отмечаем также действенный характер апостериорной стратегии, которая сочетает в себе особенности нишевой и априорной стратегий. Основываясь на конъюнктурных техниках и традиционных видовых ценностях, она обладает широкими адаптационными качествами. Основной целью этой стратегии является определение наиболее важных стратегических переменных, которые составляют основу современной художественной среды.

Помимо выше обозначенных стратегий в современной художественной среде также применяются гипотетические стратегии, нацеленные на вариативное разрешение различных неявных, пока еще не актуальных ситуаций в динамичной художественной среде.

Существующие в художественной среде другие прагматического плана стратегии имеют более локальный характер. Они направлены на формирование многообразных общественных связей в современной художественной культуре.

Так, ситуационные стратегии, являющиеся частью менедже-ральной концепции современного искусствоведения, имеют целью адаптацию художественной среды в условиях информационного общества.

Взаимодействие и конкуренция стратегий обогатили художественную среду, придав современному искусствоведению личностные черты. А неформальное личное погружение в реалии общественного и научно-технического прогресса способствовало преодолению в современном российском искусствоведении в первом десятилетии ХХ! в. «трендового искусствоведения»5.

Различные информационные техники современного искусствоведения выявили оригинальные черты новой культурно-художест-

5 «Трендовое искусствоведение» — рабочее определение настоящего исследования, характеризуется отсутствием значительного разнообразия искусствоведческих концепций, небольшим диапазоном исследовательских тем, превалированием аксиоматических и описательных методик исследования.

венной системы, стремящейся к сбалансированности в отношении общества и изобразительного искусства, общества и художника, общества и искусствоведа, художника и художника, художника и искусствоведа.

Избегая социально-культурного редукционизма, можно сказать, что конфликты на протяжении ХХ в. в художественной среде инициировались информационными буферами — посредниками, которые, выражаясь языком синергетики, служили точками бифуркаций. В котле конкурентной борьбы рождались открытые и закрытые индивидуальные художественные стратегии и проекты, по-новому высвечивая в потребительском обществе вообще проблему посредничества.

По большому счету, проблема посредничества между искусством и реальностью обрела значительную роль именно в последние 10—15 лет в силу нарастания конкурирующих целей в информационном обществе. Так, посредничество в сфере искусства содержит в себе и конкретное и стратегическое содержание. Оно, функционально соотносясь с целью, влияет на организующую форму того или иного явления, диктуя ритм информационного обновления художественного явления.

Сама проблема посредничества становится тем необходимым условием динамичной реальности, исполняющим в потребительском разнообразии прежде всего коммуникативную роль. К примеру, в одном потребительском рыночном сегменте может быть в среднем от 40 до 100 дублирующих позиций. В изобразительном искусстве при однородности и замкнутости процесса создания художественного продукта эта сетка может быть еще более насыщенной, кратной количеству претендующих на занятие «художеством». И в этом случае проблематично наличие прямой универсальной коммуникации для всех сторон, самостоятельно осуществляющей полноценное сотрудничество.

Таким образом, посредники, к коим можно отнести представителей ситуационного искусствоведения, в художественной среде играют роль навигаторов, представляющих в общих чертах пути развития творчества художника в конкурентных конфликтующих условиях.

Особую позитивную роль посредничество играет также в решении главного противоречия, выражающегося в проблеме видового самосохранения изобразительного искусства и вместе с ним искусствоведения. Например, в результате дубляжа функций и целей с тотальным дизайном изобразительное искусство сузило свою материальную и нематериальную сферу, оставив дизайну благодатную почву для полноценного развития.

И здесь можно говорить об одном из главных противоречий, связанных с отраслевым самосохранением. Рецепционные процессы, усилив потребительские тенденции в современной художественной культуре, породили очевидное стремление к противоположной тенденции — к самосохранению. Именно в целях сохранения внутренней и внешней конституционности искусствоведение, опасаясь за профиль предмета исследования, периодически погружается в гипотетическое и проблемное поле смежных информационно емких областей, постепенно набирая за счет усиления атрибутивных качеств должный информационный объем.

В случае возросших противоречий, конкуренции целей, конкуренции конфликтов, коими характеризуется постнеклассическая художественная среда, следует подчеркнуть особую роль ситуационных стратегий современного искусствоведения, органично совмещающих в своей программе несколько функций, в том числе и посредническую функцию.

Так, интенсивный противоречивый процесс формирования новых личностных и культурно-эстетических стандартов образовал в пространстве современной художественной культуры конкурентное поле, где стратегическое и тактическое разнообразие современного искусствоведения благотворно влияет на развитие и целостность российской художественной культуры.

Список литературы

1. Бондаренко Л.К. Ситуативное искусствоведение — главная стратегия современного искусствознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. История. 2009. № 5.

2. Боровских Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития // Маркетинг. 2005. № 2 (81).

3. Закон внешнего дополнения — теоретическая необходимость неформальной компенсации. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4.

Поступила в редакцию 15 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.