Научная статья на тему 'Особенности исследований межкультурной коммуникации'

Особенности исследований межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE / ЭТНОКОНТАКТ / ИНОЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ETHNIC CONTACT / ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафаев Нуриддин Салихович

В данной статье описано, что за последние полвека наблюдается рост научного интереса к проблемам межкультурного взаимодействия. Представлен теоретический анализ исследований мирового уровня, демонстрирующий наличие межкультурных различий стереотипов и их влияние на взаимодействие, адаптацию и социальное поведение личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Research of Intercultural Communication

This article describes that over the past half century there has been an increase in the scientific interest in the problems of intercultural interaction. The theoretical analysis of world-level research is presented, demonstrating the presence of intercultural differences of stereotypes and their influence on the interaction, adaptation and social behavior of the person.

Текст научной работы на тему «Особенности исследований межкультурной коммуникации»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 2. С. 25-28.

УДК 159.9.072.432

DOI 10.25513/2410-6364.2018.2.25-28

Н. С. Сафаев

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В данной статье описано, что за последние полвека наблюдается рост научного интереса к проблемам межкультурного взаимодействия. Представлен теоретический анализ исследований мирового уровня, демонстрирующий наличие межкультурных различий стереотипов и их влияние на взаимодействие, адаптацию и социальное поведение личности.

Ключевые слова: коммуникация; стереотип; этноконтакт; иноэтнические группы; конфликт.

N. S. Safayev

FEATURES OF RESEARCH OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

This article describes that over the past half century there has been an increase in the scientific interest in the problems of intercultural interaction. The theoretical analysis of world-level research is presented, demonstrating the presence of intercultural differences of stereotypes and their influence on the interaction, adaptation and social behavior of the person.

Keywords: communication; stereotype; ethnic contact; ethnic groups; conflict.

В демократическом государстве, в котором законодательно закреплены свободы, права личности и обязанности его членов, идеология выполняет функцию движущей силы социальных интересов, способствуя реализации общественных и личных целей. Одним из основных общечеловеческих принципов, на которых основана идеология современного демократического правового государства, является уважение к представителям различных национальностей, их культуре и национальном ценностям.

Как это не прискорбно, но и в новом тысячелетии мы являемся свидетелями многочисленных этнических конфликтов, экстремистских действий, подъема националистических настроений. Несомненно, эти проблемы требуют научного осмысления, а также изучения ценностно-нормативных систем культуры каждого народа, координирующих межкультурные взаимодействия как отдельных индивидов, так и народов в целом.

За последние полвека наблюдается исключительный рост научного интереса к проблемам межкультурного взаимодействия. Этот интерес привел к появлению новой от-

© Сафаев Н. С., 2018

расли науки - межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация возникла в США благодаря практическим интересам политиков и бизнесменов. Как известно, после Второй мировой войны активно начала расширяться сфера влияния американской политики, экономики и культуры. У многих государственных деятелей, бизнесменов очень часто начали возникать проблемы при установлении практических контактов с представителями других культур [1]. В истории известно немало случаев, когда это приводило к конфликтам, взаимной неприязни. Не спасало даже совершенное знание языков. В связи с этим постепенно складывалось осознание необходимости изучения не только языков, но и культур других народов, их обычаев, традиций, норм поведения.

В Европе развитие исследований межкультурной коммуникации происходило несколько позднее, чем в США. Однако формирование европейского сообщества открыло межгосударственные границы для свободного перемещения людей, капиталов и товаров. Это привело к тому, что крупные города Европы стали менять свой облик благодаря

представителям разных культур. Таким образом, сама жизнь актуализировала проблему взаимного общения носителей разных культур. На этом фоне постепенно формировался интерес ученых к проблеме межкультурного общения.

Основная часть зарубежных исследований по проблеме межкультурной коммуникации посвящена изучению этнических предубеждений и предрассудков. В современных американских исследованиях (R. H. Tenenbaum, M. D. Ruck , 2007) среди педагогов выявляется больше положительных ожиданий от учеников европейского происхождения, чем от выходцев из Латинской Америки или афро-американцев [2]. Между тем французские ученые из университета Нотр-Дам (D. J. Myers, A. J. Buoye, J. McDermott, D. E. Strickler, R. G. Ryman, 2000) на основе формирующего эксперимента доказали, что увеличение знаний об элементах культуры других этнических групп положительно отражается на развитии навыков межкультурной коммуникации [3]. Немалое количество современных исследований направлено на выявление психологических последствий опыта межкультурного контакта. Так, например, у японских детей в возрасте от 6 до 18 лет, вернувшихся из-за границы, был обнаружен более негативный образ Японии и ее народа, чем у их соучеников, не имевших опыта пребывания за рубежом [4].

В целом ряде исследований были выявлены межкультурные различия в особенностях коммуникативной активности. Например, отмечается, что в дискуссиях американцы предпочитают высказываться ясно и четко и стремятся в первую очередь выдвинуть основной аргумент, чтобы вызвать у оппонентов желание услышать остальную информацию [5]. Между тем, высокая зависимость коммуникации от контекста, присущая многим восточным культурам, проявляется в расплывчатости и неконкретности речи, изобилии некатегоричных форм высказывания, слов типа «может быть», «вероятно» и т. п. Так, японцам соблюдать вежливость и сохранять гармонию межличностных отношений помогает сам строй родного языка, в котором глагол стоит в конце фразы: говорящий, увидевший реакцию на свои первые слова, имеет возможность смягчить фразу или даже полностью изменить ее первоначальный смысл [6].

Отдельное внимание исследователей направлено на изучение межкультурных раз-

личий в невербальной, особенно проксемиче-ской (связанной с физическим расстоянием между общающимися людьми) стороне коммуникации. Так, нормы приближения к человеку во многих культурах сильно отличаются от американских. Высокая потребность в тесном контакте при общении характерна для представителей культур Латинской Америки, арабских стран и Южной Европы, а низкая, хотя и в разной степени, отличает культуры Дальнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии и Северной Европы. В исследовании студентов из разных стран самая большая дистанция была выявлена у жителей Северной Европы, самая короткая - у арабов, высококонтактными оказались также южно-европейцы и латиноамериканцы [5].

В рамках задач этнической психологии, среди которых на современном этапе выделяют такие задачи, как исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия, изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне, создание и апробирование программ и методов социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия [7]. Особую значимость приобретает исследование роли этнических стереотипов в процессе формирования позитивной этнической идентичности, а также изучение влияния стереотипных представлений на успешность адаптации мигрантов к новому культурному окружению [8].

Круг проблем, стоящих перед этническим психологом, и выбор методов их разрешения поистине необозрим. Но главным принципом, по-видимому, должно являться глубокое и беспристрастное изучение особенностей этнических групп и социально-психологических механизмов межэтнического взаимодействия с целью поиска путей для наиболее адекватного восприятия других народов и общения с ними в духе терпимости и взаимоуважения.

Совершенно очевидно, что каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности на определенной территории в конкретных социально-экономических и исторических условиях вырабатывает свой уникальный стереотип поведения, который «поставляет» членам этноса общепринятые модели поведения в тех или иных стандартных ситуациях. В данном контексте «стереотип» означает не столько

Особенности исследований межкультурной коммуникации

представление о другом этносе, сколько устойчивые, регулярно повторяемые элементы образа жизни, которые хотя и обладают известной социальной значимостью, однако не носят «событийного характера и не осознаются носителями поведения как «поступки» [9]. Как утверждают С. А. Арутюнов и Н. Н. Чебоксаров, этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как они едят, в их излюбленных позах стояния или сидения [7]. В разных этнических культурах одним и тем же действиям может придаваться различное содержание, или одно и то же содержание может находить различное выражение в поступках. Стереотипные представления как раз и формируются при попытке интерпретировать поведение представителя другого этноса, которое обычно осуществляется с точки зрения особенностей своей собственной культуры.

Особенность этнического стереотипа как социально-психологического феномена определяет и набор выполняемых им функций. Г. Таджфел выделяет две функции стереотипа на индивидуальном и две - на групповом уровне. К индивидуальному уровню относятся когнитивная (схематизация, упрощение) и ценностно-защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа») функции. К социальному уровню относятся идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) и идентифицирующая (создание и сохранение положительного группового «Мы-образа») [8]. Как уже отмечалось, стереотипы служат для упрощения межэтнической дифференциации и «экономии» восприятия в этноконтактных ситуациях.

Их роль также заключается в объяснении-оправдании (с позиции интересов собственной группы) отношений между этническими группами, конкретной этноконтактной ситуации или собственного поведения по отношению к членам иноэтнических групп. Вместе с тем этнический стереотип отражает стремление людей к сохранению и укреплению позитивной этнокультурной идентичности, играя важную роль как фактор консолидации и фиксации этнической группы. Как отмечает Г. У. Солдатова, «этнические стереотипы - это когнитивные инструменты поддержания оптимальной проницаемости этнических границ. Оптимальность состоит в том, что плотность этнических границ, с од-

ной стороны, должна быть не меньше, чем это требуется для сохранения группы как самостоятельного и целостного этнокультурного образования. С другой - не больше, чем это необходимо для непрекращающегося взаимодействия между разными народами» [1]. Важно отметить, что в условиях роста межэтнической напряженности функции этнических стереотипов по защите позитивной этнической идентичности гипертрофируются. Они трансформируются и делают этнические границы более плотными.

Рассмотренные нами аспекты изучения межкультурной коммуникации, этнических стереотипов далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Изучение литературы указывает на интерес представителей различных наук (социологии, политологии, культурологии и др.) к вопросу роли этнических стереотипов в контексте межкультурного взаимодействия [10; 11]. В современности всё более актуальными представляются исследования роли этнических стереотипов в молодежной среде [12], этнокультурных особенностей современной молодежи в процессе обучения в многонациональном вузе [13; 14].

Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу, лишний раз демонстрирует актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений на современном этапе, нарастание процессов дезинтеграции при одновременном стремлении человечества к объединению, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряжённости. - М. : Смысл, 1998. - 389 с.

2. Tenenbaum H. R., Ruck M. D. Are teachers' expectations different for racial minority than for European American students? A metaanalysis // Journal of Educational Psychology. -2007. - Vol. 99 (2). - P. 253-273.

3. Signals, symbols, and vibes: an exercise in cross-cultural interaction / D. J. Myers, A. J. Buoye, J. McDermott, D. E. Strickler, R. G. Ryman. // Teaching Sociology. - 2000. -Vol. 29. - P. 95-101.

ISSN 2410-6364

4. Berry J. W., Sam D. L. Acculturation and adaptation // Handbook of cross-cultural psychology. Social behavior and applications. -1997. - Vol. 3. - P. 291-326.

5. Triandis H. C. Cross-cultural psychology // Asian Journal of Social Psychology. - 1999. -Vol. 2. - P. 127-143.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

7. Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. Современные этнические расовые проблемы. - М., 1972. -Вып. 2. - С. 8-30.

8. Байбурин А. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Советская этнография. -1985. - № 2. - С. 36-46.

9. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. - М. : Ин-т психологии РАН, Акад. проект, 1999. - 448 с.

10. Межкультурное взаимодействие в полиэт-ничной молодежной среде: социологиче-

Информация о статье Дата поступления 12 марта 2018 Дата принятия в печать 4 мая 2018

Сведения об авторе

Сафаев Нуриддин Салихович - д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой общей психологии Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами (Ташкент, Узбекистан). E-mail: safomahsim@mail.ru.

Для цитирования

Сафаев Н. С. Особенности исследований межкультурной коммуникации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 2. С. 25-28. DOI 10.25513/2410-6364.2018. 2.25-28.

ский подход: коллективная монография / под ред. Н. П. Нарбута, Д. Г. Подвойского. -М., 2012. - С. 146-163.

11. Кряклина Т. Ф. Этнические стереотипы как предмет этнополитологического анализа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 1716-1720. -URL: http://e-koncept.ru/2014/54607.htm (дата обращения: 26.02.2018).

12. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи / О. Е. Хухлаев [и др.] // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 4. - C. 97-106.

13. Мурзаканова А. З. Особенности толерантности и индивидуально-личностных факторов у русских и кабардинских студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2015. - № 4. - С. 57-64.

14. Новикова И. А., Оганнисян А. А., Шляхта Д. А. Соотношение индивидуально-личностных факторов с этническими стеретипами и установками у русских и армянских студентов // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2017. - № 37 (1). -С. 53-64.

Article info

Received March 12, 2018 Accepted May 4, 2018

About author

Safayev Nuriddin Salikhovich - Doctor of Psychology, Professor, head of the department of general psychology, Tashkent State Pedagogical University named after Nizamiy (Tashkent, Uzbekistan). E-mail: safomahsim@mail.ru.

For citations

Safayev N. S. Features of Research of Intercultural Communication. Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2018, no. 2, pp. 25-28. DOI 10.25513/2410-6364.2018.2.25-28. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.