УДК 343.815+94(47) ББК 67.409
ОСОБЕННОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В 1950-1955 ГГ.
ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА ЯКУШИНА,
преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.01 - теория и история государства и права;
история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности исправительно-трудовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей в 1950-1955 гг.
Ключевые слова: несовершеннолетний заключенный, исправительно-трудовая политика, воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, трудовые колонии, трудовые воспитательные колонии, трудовые колонии с особым режимом, расширение сети детских колоний.
Annotation. Considered the special features of corrective labor policy towards juvenile offenders in 1950-1955.
Keywords: juvenile inmate, corrective labor policy, correctional institutions for juvenile offenders, labor camp, correctional facilities, high-security labor camps, expansion ofjuvenile prisons network.
В конце 1940-х гг вследствие резкого роста численности заключенных в лагерях и колониях после принятия Указов Президиума Верховного Совета ССР от 4 июля 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», «Об усилении охраны личной собственности граждан» [1], а также обострения вражды между преступными группировками в местах лишения свободы произошло некоторое изменение карательной политики государства в отношении несовершеннолетних преступников [13, с. 197-204]. Первоочередной была представлена задача по освобождению исправительно-трудовых лагерей от несовершеннолетних заключенных. В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР посчитал возможным проявить акт гуманизма по отношению к несовершеннолетним заключенным и 26 сентября 1950 г издал Указ «Об освобождении от наказания осужденных несовершеннолетних». В целях реализации Указа Президиума Верховного Совета СССР МВД СССР издало приказ № 0710 от 25 октября 1950 г. «С объявлением инструкции о порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1950 г.» [3, лл. 15-18], в соответствии с которым предусматривалось в течение трех месяцев освободить от дальнейшего наказания несовершеннолетних заключенных.
О выполнении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1950 г. свидетельствуют
архивные документы. Так, в частности, в одном из них отмечалось, что на 20 февраля 1951 г. из лагерей и колоний освобожден 4351 несовершеннолетний заключенный, на рассмотрении судебных органов находились дела на 1069 человек [4, лл. 64-67].
Амнистия, объявленная Указом Президиума Верховного Совета ССР от 27 марта 1953 г. [2] по своим масштабам была беспрецедентной. Из лагерей и колоний было освобождено 1201738 человек [5, лл. 9-10], в том числе 24600 [7, лл. 85] несовершеннолетних, что составило 53,8% от общей численности заключенных на 1 апреля 1953 г. В этот период в деятельности системы мест лишения свободы произошли существенные изменения, обусловленные, прежде всего, сокращением их количества и последовательным сокращением численности заключенных, в том числе несовершеннолетних: было ликвидировано 104 лагеря и 1567 колоний и лагерных подразделений [6, лл. 471].
В апреле 1953 г. вследствие реорганизации системы МВД СССР детские колонии и приемники были переданы в ведение Министерства юстиции и в последующем включены в центре в состав ГУЛАГа Министерства юстиции СССР, а на местах - УИТЛК - ОИТК. Эта реорганизация повлекла за собой разделение функций, затруднившее деятельность детских колоний и не позволившее подчинить ее решению основных задач - обучению и воспитанию несовершеннолетних.
В период нахождения детских колоний в системе ГУЛАГа Министерства СССР руководство учебно-воспитательной работой, производственным обучением, организацией режима и комплектования детских колоний, а также работой приемников было возложено на специально созданное в ГУЛАГе Управление детскими колониями.
Все остальные вопросы руководства работой колоний (плановые, производственные, медико-санитарные, строительства и ремонта, финансовые, учета и отчетности, а также кадров) были сосредоточены по соответствующим отделам ГУЛАГа.
Период реорганизации аппаратов ОДК совпал с реорганизацией сети детских колоний, происходящей в связи с уменьшением контингента осужденных в результате освобождения несовершеннолетних по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии». Это повлекло за собой закрытие 31 колонии, 19 трудовых колоний были реорганизованы в воспитательные, в остальных сокращен лимит наполнения. Значительная часть кадров детских колоний была перемещена на другие участки работы или уволена. Однако, уже к концу 1953 г. выявилась недостаточность мест в детских трудовых колониях. В связи с этим в 1954 г. пришлось открыть 14 новых трудовых колоний на 4200 мест и 7 воспитательных колоний на 3450 мест реорганизовать в трудовые.
По состоянию на 1 января 1955 г. сеть детских колоний характеризовалась следующими данными. Всего имелось 109 детских колоний, из них 47 трудовых на 20620 мест и 62 воспитательных на 17850 мест [10, с. 16]. 4 трудовые колонии на 2800 мест предназначались для содержания осужденных за особо опасные преступлении; 3 колонии с особым режимом на 620 мест - для содержания осужденных, совершивших преступления в местах заключения, а также злостных нарушителей режима; 3 колонии - для содержания девочек.
Кроме того, для содержания еще 600 человек, содержавшихся в тюрьмах, пришлось дополнительно выделять Усманскую и Георгиевскую колонии [8, лл. 58].
МВД СССР 28 января 1956 г. информировало ЦК КПСС о резком увеличении поступлений в тюрьмы арестованных и привлекаемых к уголовной ответственности несовершеннолетних. Так, если в 1 квартале 1955 г. в тюрьмы МВД поступило 6897 несовершеннолетних, то в четвертом квартале 1955 г. поступление возросло до 13328 человек [9, лл. 12]. В силу этого большинство детских трудовых колоний оказались переполненными. Из общего числа несовершеннолетних, находившихся в тюрьмах, у 6000 человек приговоры вступили в законную силу, содержание их там вызвало законные претензии к МВД со стороны органов прокуратуры, местных партийных органов.
Несмотря на неоднократные указания отделу детских колоний МВД СССР и Министерствам Внутренних Дел союзных республик о необходимости расширения сети детских трудовых и воспитательных
колоний, количество детских колоний продолжало оставаться недостаточным. В результате этого детские колонии зачастую переполнялись сверх установленных лимитов, что влекло за собой нарушение правил размещения воспитанников, условий их производственного и школьного обучения и затрудняло проведение воспитательной работы. Кроме того, отдельные детские колонии имели очень большой лимит наполнения (500, 800, 1000 и даже более 1000 человек), что было недопустимым и серьезно затрудняло не только воспитательную работу в таком большом детском коллективе, но и индивидуальное изучение воспитанников и т.д.
Для решения сложившейся ситуации министр внутренних дел СССР издал Приказ № 318 С [11, лл. 403-405], в котором предлагалось изменить дислокацию и установленные лимиты наполнения существующих детских колоний. Лимиты наполнения по каждой детской колонии предлагалось рассмотреть в сторону уменьшения, при этом предполагалось, что установленные нормативы должны отвечать интересам воспитательной работы в детских колониях и поддержания в них должного внутреннего распорядка; по каждой отдельной союзной республике необходимо было подготовить предложения об организации новых трудовых и воспитательных колоний с полным обеспечением нормальных условий размещения воспитанников.
Руководство МВД СССР ориентировало начальников управлений МВД союзных и автономных республик, краев и областей на то, чтобы для размещения несовершеннолетних правонарушителей выделялись лучшие помещения. Для организаций новых детских колоний предлагалось использовать все имеющиеся возможности как по линии Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний, тюремного ведомства, так и по линии войск и других подразделений Министерства.
Но несмотря на принимаемые меры, МВД СССР отмечало, что существовавшая сеть детских колоний не обеспечивала размещения поступающих из тюрем осужденных несовершеннолетних, а также детей и подростков, подлежавших направлению в воспитательные колонии. Перенаполнение многих детских колоний не позволяло создавать необходимые материально-бытовые условия для содержания воспитанников, затрудняло организацию воспитательной работы, школьного и профессионального обучения.
Выход из сложившейся ситуации виделся в организации новых трудовых и воспитательных колоний на базе лагерных подразделений, и 10 ноября 1955 г. МВД СССР издало соответствующий Приказ № 0535 «О расширении сети детских колоний и установлении лимитной емкости существующих детских колоний МВД СССР» [12, лл. 400-406].
Все здания, сооружения, оборудование и другие материально-имущественные ценности ликвидируемых подразделений, в которых содержались взрослые преступники, следовало передать безвозмездно,
с баланса на баланс. Для каждой вновь организуемой колонии предлагалось разработать конкретные мероприятия по ремонту, переоборудованию и приспособлению помещений (под общежития, школы, учебные мастерские и др.), обеспечению их необходимым оборудованием, инвентарем, инструментом и материалами.
Особенно следовало обратить внимание на укомплектование штата детских колоний опытными и квалифицированными работниками, в частности, на качественный подбор руководящего состава, воспитателей, учителей и мастеров производственного обучения. Наиболее подготовленных и положительно проявивших себя сотрудников ликвидируемых подразделений предлагалось направить на укомплектование штатов детских колоний.
Для содержания несовершеннолетних, осужденных за особо опасные преступления, дополнительно предлагалось выделить Калининградскую, Кременчугскую и Харьковские детские трудовые колонии. Воспитательные колонии - Львовскую № 5, Марыйскую и Суздальскую (для девочек) - реорганизовать в трудовые колонии для осужденных несовершеннолетних [14, с. 25-30].
Министрам внутренних дел союзных республик в месячный срок необходимо было представить МВД СССР предложения об организации в 1956 г. дополнительно детских трудовых и воспитательных колоний:
по РСФСР...........................на 1500-1800 мест;
по Карело-Финской ССР........на 300-400 мест;
по Узбекской ССР.................на 200-400 мест;
по Белорусской ССР..............на 200-400 мест;
по Казахской ССР..................на 200 - 400 мест.
Список подразделений МВД, подлежащих передаче под вновь организуемые детские колонии
№ п/п Наименование подразделений, подлежащих передаче под вновь организуемые колонии Наименование детских колоний Количество мест Срок организации колонии
1. Лагпункт № 2 УИТЛК МВД Башкирской АССР Стерлитамакская трудовая колония 300 15 ноября 1955 г.
2. Тюрьма № 8 МВД Татарской АССР Елабужская трудовая колония 150 15 мая 1956 г.
3. Лагпункт № 4 УИТЛК УМВД Хабаровского края Хабаровская трудовая колония для осужденных за особо опасные преступления 200 1 января 1956 г.
4. Лаготделение № 2 ОИТК УМВД Брянской области Брянская трудовая колония 300 15 ноября 1955 г.
5. Лаготделение № 6 УИТЛК УМВД Вологодской области, станция Суда Судская трудовая колония 250 1 января 1956 г.
6. Помещение воинской части ГУВКО МВД, г. Иркутск Иркутская трудовая колония 300 Через 2 месяца после освобождения помещения
7. Школа инструкторов служебного собаководства МВД СССР, г. Сланцы Ленинградской области Сланцевская воспитательная колония для детей 11-13 лет 250 1 февраля 1956 г.
8. Лаготделение № 1 УИТЛК УМВД Новосибирской области Новосибирская трудовая колония 350 1 января 1956 г.
9. Лаготделение № 1 Управления лагеря № 476 УМВД Свердловской области Нижнеисетская трудовая колония 300 1 декабря 1955 г.
10. ИТК № 3 УМВД Ульяновской области Мелекесская трудовая колония 200 1 января 1956 г.
11. Тюрьма УМВД Киевской области, г. Белая Церковь Белоцерковская воспитательная колония с усиленным режимом 150 15 января 1956 г.
12. Лаготделение УИТЛК УМВД Киевской области Беличская трудовая колония 250 1 января 1956 г.
13. Помещение воинской части ГУВКО МВД, г. Винница Винницкая рудовая колония № 2 300 1 мая 1956 г.
14. Помещение воинской части ГУВКО МВД, г. Копычины Копычинская воспитательная колония 300 1 января 1956 г.
15. Помещение воинской части ГУВКО МВД, г. Любомль Любомльская воспитательная колония 350 1 апреля 1956 г.
16. Тюрьма УМВД Дрогобычской области, г. Самбор Самборская трудовая колония 200 1 июля 1956 г.
17. Помещение воинской части ГУВКО МВД, г. Станислав Станиславская воспитательная колония 350 1 февраля 1956 г.
18. Белорусская ССР Вновь строящееся лаготделение № 6 УИТЛК МВД, г. Орша Оршанская трудовая колония 200 1 сентября 1956 г.
19. Грузинская ССР Лаготделение № 5 УИТЛК МВД, г. Тбилиси Тбилисская трудовая колония 300 1 января 1956 г.
20. Казахская ССР Лаготделение № 16 УИТЛК МВД, г. Усть-Каменогрск Устькаменогорская трудовая колония 350 1 января 1956 г.
21. Узбекская ССР ИТК № 7 УИТЛК МВД, г. Ташкент Ташкентская специальная трудовая колония № 2 300 1 января 1956 г.
22. Литовская ССР ИТК № 1 ОИТК МВД, г. Вильнюс Вильнюсская трудовая колония 250 15 декабря 1955 г.
23. Молдавская ССР Помещение пограничного отряда МВД, пос. Липканы Липканская трудовая колония 200 Через 2 месяца после освобождения
24. Туркменская ССР Помещение комендатуры погранотряда МВД Ашхабадская воспитательная колония 150 1 февраля 1956 г.
Изменение социально-политической обстановки в стране в середине 1950-х гг., восстановление социалистической законности и принципов советской исправительно-трудовой политики, акцентирование внимания на выполнении задачи исправления и перевоспитания осужденных подростков повлекло за собою расширение сети детских воспитательных учреждений МВД СССР с таким расчетом, чтобы условия жизни и быта несовершеннолетних правонарушителей обеспечивали активное педагогическое воздействие на них, приобщение к труду, поддержание в колониях твердого режима, дисциплины, эффективной организации школьного и производственного обучения.
Литература
1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 19.
2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1953. № 4.
3. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1 а. Д. 112. Лл. 15-18.
4. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1 а. Д. 359. Лл. 64-67.
5. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 405. Лл. 9-10.
6. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 450. Лл. 471.
7. ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 703. Лл. 85.
8. ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 703. Лл. 58.
9. ГАРФ. Ф. Р-9412. Оп. 1. Д. 703. Лл. 12.
10. Ермаков Е.Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, 1941-1950 гг.: Историко-правовой аспект: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук по специальности 12.00.01. М., 2002. С. 16.
11. Приказание МВД СССР № 318 С от 5 октября 1955 г. «Об организации новых трудовых и воспитательных детских колоний МВД» // ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1 а. Д. 562. Лл. 403-405.
12. Приказ МВД СССР № 0535 от 10 ноября 1955 г. «О расширении сети детских колоний и установлении лимитной емкости существующих детских колоний МВД СССР» // ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1 а. Д. 552. Лл. 400-406.
13. Якушина Е.С. К вопросу о режиме содержания несовершеннолетних правонарушителей во второй половине 40-х годов XX в. // Вестник молодых ученых Московского государственного университета приборостроения и информатики. М.: Изд. МГОУ № 9. 2011. С. 197-204.
14. Якушина Е.С. Пенитенциарная политика Советского государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей в 1950-1960 годах: Материалы международной заочной научно-практической конференции «Государство и право в современных условиях». Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. С. 25-30.
References
1. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. 1947. № 19.
2. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. 1953. № 4.
3. GARF. F. R-9401. Op. 1 a. D. 112. Ll. 15-18.
4. GARF. F. R-9401. Op. 1 a. D. 359. Ll. 64-67.
5. GARF. F. R-9401. Op. 1. D. 405. Ll. 9-10.
6. GARF. F. R-9401. Op. 2. D. 450. Ll. 471.
7. GARF. F. R-9412. Op. 1. D. 703. Ll. 85.
8. GARF. F. R-9412. Op. 1. D. 703. Ll. 58.