Научная статья на тему 'Особенности использования технических средств контроля за движением транспорта в административно-юрисдикционной и надзорной деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения в Германии'

Особенности использования технических средств контроля за движением транспорта в административно-юрисдикционной и надзорной деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения в Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
941
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ / ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / TRAFFIC SAFETY / SUPERVISING ACTIVITY OF GERMAN POLICE / TRAFFIC POLICE / TECHNICAL MEANS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекетов Олег Иванович, Майле Алексей Давидович

В статье рассматривается деятельность полиции Германии по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе с использованием технических средств контроля за движением транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бекетов Олег Иванович, Майле Алексей Давидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF USING TECHNICAL MEANS OF TRAFFIC CONTROL IN ADMINISTRATIVE JURISDICTIONAL AND SUPERVISING ACTIVITY OF THE POLICE FOR TRAFFIC SAFETY IN GERMANY

The article considers the activities of German policy for traffic control ensuring, including the usage of technical means of traffic control.

Текст научной работы на тему «Особенности использования технических средств контроля за движением транспорта в административно-юрисдикционной и надзорной деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения в Германии»

72

№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 351.811 О. И. Бекетов, А.Д. Майле

О. Beketov, A. Majle

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТА В АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ

В статье рассматривается деятельность полиции Германии по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе с использованием технических средств контроля за движением транспорта.

Ключевые слова: безопасность дорож ного движения, надзорная деятельность полиции Германии, дорожная полиция, технические средства контроля.

PECULIARITIES OF USING TECHNICAL MEANS OF TRAFFIC CONTROL IN ADMINISTRATIVE JURISDICTIONAL AND SUPERVISING ACTIVITY OF THE POLICE FOR TRAFFIC SAFETY IN GERMANY

The article considers the activities of German policy for traffic control ensuring, including the usage of technical means of traffic control.

Keywords: traffic safety, supervising activity of German police, traffic police, technical means of control.

Среди специалистов в области административного права широкой известностью пользуются научные труды профессора В.И. Майорова, посвященные проблемам совершенствования административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения 11: 2: 3: 5: 6; 8: 9|. Самые первые публикации В.И. Майорова посвящены технике, организационным и правовым аспектам ее использования, в том числе в целях повышения эффективности административноюрисдикционной и надзорной деятельности полиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения |4; 7|. Между тем изучение опубликованных работ профессора В.И. Майорова приводит к парадоксальной на первый взгляд мысли о том, что многие его идеи созвучны положениям действующего законодательства Германии. Если же вдуматься, то ничего парадоксального здесь нет, поскольку можно представить, что речь идет об «идеальном законодательстве идеального государства». Рассмотрим наиболее характерные особенности той области указанного законодательства, которая нормирует отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Для системы государственного управления безопасностью дорожного движения в ФРГ характерно четкое разделение функций в данной области между соответствующими органами исполнительной власти, ответственными за обеспечение

безопасности дорожного движения, общественными объединениями, представляющими союзы производителей транспортных средств, страховыми фирмами и т. д.

На дорожную полицию (нем. Vcrkchrspolizci) в данной системе возложено осуществление контрольно-надзорных функций в области безопасности дорожного движения. При этом задачами дорожной полиции являются:

1) регулирование дорожного движения;

2) технический контроль за уличным (поточным) движением и стоящим на стоянке транспортом, включая контроль водителей транспортных средств (контроль за временем непрерывного нахождения водителей за рулем и временем отдыха) и перевозимого груза:

3) преследование нарушений правил дорожного движения, престу плений и административный правонарушений в сфере транспорта:

4) протоколирование ДТП;

5) розыск скрывшихся с места аварии;

6) контроль за перевозкой опасных грузов и их сопровождение;

7) сопровождения и эскорты;

8) пропаганда правил дорожного движения;

9) работа с общественностью.

Нарушения общественного порядка в ФРГ,

которая буквально наводнена различными запретами, указаниями, правилами и т. д., просто неизбежны. Совершенные, как правило, непреднамеренно,

73

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015

они почти всегда нс остаются нс замеченными со стороны органов государственной и муниципальной власти. При этом законодательство об административных правонарушениях рассматривается в Германии как уголовное право в широком смысле (нем. das Strafrccht im weiteren Sinne). Наиболее наглядно это видно на примере законодательного формулирования задач полиции при преследовании административных правонарушений. Так, органы полиции обязаны, исходя из принципов должностного усмотрения, исследовать все обстоятельства административного правонарушения и принять при этом все неотложные меры по установлению истины. При исследовании обстоятельств административного правонарушения, если закон нс определяет другое, они имеют те же права и обязанности, что и при преследовании преступлений.

При малозначительных правонарушениях полиция, как и любой другой административный орган, может (но нс обязана) отказаться от наложения денежного штрафа и предупредить правонарушителя при помощи так называемого предупредительного денежного штрафа (нем. Vcrwamungsgcld) в сумме от 5 до 55 евро; при ничтожных правонарушениях выносится простое предупреждение без взимания предупредительного штрафа.

Наиболее широко административно-деликтное законодательство ФРГ представлено именно в области дорожно-транспортного движения. Данное обстоятельство обусловлено тем, что безопасность в сфере дорожного движения регулируется значительным объемом правовых предписаний. Особенно это хорошо знают водители. Основное поле деятельности полиции и служащих отделов охраны общественного порядка в муниципальных органах составляют как раз нарушения установленных правил дорожного движения и преследование их денежными штрафами.

За последние годы штрафы в ФРГ за нарушения правил дорожного движения значительно выросли, что, впрочем, характерно и для всей Европы в целом. Последний раз Германия увеличила штрафы 1 мая 2014 года, одновременно изменив и балльную систему.

Административное правонарушение в сфере дорожного движения является специальным нарушением общественного порядка. При привлечении лица к административной ответственности, в том числе, когда правонарушение в сфере транспорта выявлено при помощи видсо-и фотосъёмки, действуют соответствующие нормы Уголовно-процессуального кодекса ФРГ

и Закона о борьбе с нарушениями общественного порядка.

Большое количество нарушений правил дорожного движения в ФРГ выявляется при помощи технических средств, в том числе автоматических камер слежения (фиксации). Согласно предл. 1 абз. I ст. 10011 УПК ФРГ без ведома лиц за пределами жилища может производиться съёмка, то есть фото-, видео- и киносъёмка, а также съёмка со спутника и использоваться иные специальные технические средства, предназначенные для наблюдения, если установление обстоятельств дела или местонахождения обвиняемого иным способом имело бы меньше шансов на успех или было бы усложнено.

Здесь имеются в виду технические средства наблюдения, применение которых нс регулируется другими положениями УПК ФРГ. Таковыми являются пеленгаторы, передатчики GPS, сигнализация, реагирующая на движение, использование сервиса подтверждения получения электронного сообщения для установления местонахождения получателя, приборы ночного видения и некоторые другие. Правда, в последнем случае применение специальных технических средств допустимо только при расследовании значительного преступного деяния. Необходимо отмстить, что правовые предписания предл. I абз. I ст. I()()h УПК ФРГ применимы в соответствии с абз. I ст. 46 Закона о борьбе с нарушениями общественного порядка для выявления и преследования административного правонарушения.

Допустимость применения норм УПК. атакже законность выявления административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, были предметом рассмотрения высшей судебной инстанции германского государства - Федерального Конститу ционного суда ФРГ.

Техника контроля скоростного движения автомототранспорта стала использоваться в Германии с 1959 г. Сегодня существуют различные технические устройства (измерительная техника) и различные методы такого контроля. В Германии исключительно водитель отвечает за нарушение правил дорожного движения и скоростного режима во время движения, поэтому нужна нс только четкая идентификация транспортного средства (его

регистрационного номера), но и лица, управлявшего транспортным средством (фото лица, управляющего транспортным средством). Соответственно, используется техника, обладающая

74

№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

такими свойствами. Оценка фотографии (лица, запечатленного на фото), осуществляется органом, уполномоченным налагать штраф или судьей. В спорных случаях судом может быть назначена антропометрическая экспертиза. В Германии в сфере дорожного движения в основном используются такие системы видео- и фотоконтроля, как Closed Circuit Television (CCTV), Video Surveillance (VS) odcr Video Observation (VO).

При помощи данных устройств можно производить как видео-, так и фотосъемку при проводной или беспроводной системе передачи данных. Посредством определенного программного обеспечения данные системы могут обладать такими дополнительными возможностями, как узнавание лица и хранение данных, распознавание номерных знаков автомобилей, функцией распознавания начала движения и т. д. Основное предназначение - регулирование дорожного движения, чтобы нс было пробок на скоростных дорогах (автобанах) и в населенных пунктах: при помощи данной системы можно выявить превышение скорости, нарушения в соблюдении дистанции между участниками дорожного движения (минимальная дистанция на скорости 100 километров в час должна составлять нс менее трех секунд до впереди идущего автомобиля, а с у величением скорости пропорционально увеличивается и количество секу нд. Чтобы определить дистанцию, необходимо засечь время проезда впереди иду щего автомобиля мимо какого-либо неподвижного предмета и считать секунды, которые понадобятся водителю следующего автомобиля, чтобы достичь этой же точки); проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.

Разновидностью данной системы является система контроля за движением транспорта «VKS». Данная система используется для контроля уплаты дорожной пошлины в соответствии с Федеральным законом об оплате дорожной пошлины за пользование дорогами федерального значения. В Германии этой пошлиной облагаются только гру зовые автомобили. Система различает легковые и грузовые автомобили и в считанные секунды может определить, была ли уплачена пошлина или нет. Проверка идет выборочно, примерно контролиру ется около 10% всех машин. Издание инструкций по использованию тех или иных приборов находится в ведении федеральных земель, но сами приборы при этом могут вводиться в эксплуатацию различными ведомствами. Свидетельство о допуске таких приборов выдастся Федеральным управлением по физико-техническим измерениям (нем. Physikalisch-Tcchnische Bundesanstalt),

которое имеет стату с федерального органа госу дарственного управления в составе Федерального министерства экономики и энергии. В настоящее время этим правом наделены и соответству ющие учреждения федеральных земель. В соответствии с действующим законодательством, земельные учреждения обязаны в течение шести недель сообщать федеральному министерству о новом приборе, принятом в эксплу атацию в земле, с указанием данных о его изготовителе и характеристиках. Измерительные приборы, допущенные в качестве средств измерения, то сеть имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку и калибровку , должны быть в у становлением порядке опечатаны (иметь клеймо). Очередная поверка проводится, как правило, каждые два года. Несмотря на то, что в Германии в сфере безопасности дорожного движения задействуются только современные измерительные приборы, тем нс менее процент обжалования решений административных органов, выносящих свои решения на основании данных (показаний) этих измерительных приборов, растет из года в год. Кроме того, до сих пор однозначно не решен вопрос о том, является ли фиксация указанными выше измерительными приборами поводом для возбу ждения дела об административном правонарушении либо доказательством совершения административного правонару шения.

Несмотря на то, что дела об административных правонару шениях в сфере дорожного движения, выявленные с помощью специальных технических средств, становились предметом рассмотрения Федерального Конституционного суда ФРГ, до сих пор единой су дебной практики нс выработано. Так, Федеральный Конституционный су д 11 августа 2009 г. рассмотрел дело, по которому водитель был привлечен к административной ответственности за превышение скорости на основании видеозаписи, сделанной системой контроля за движением транспорта «VKS». По мнению подателя жалобы, видеозапись, во-первых, нару шает его конститу ционные права, а именно - право личности на информационное самоопределение (нем. Rccht dcs Einzclncn auf informationcllc Selbstbcstimmung), во-вторых, нс имелось законных оснований для ее изготовления (отсутствовал законодательный акт). Рассматривая дело, высший суд государства пришел к выводу, что указанное конститу ционное право может быть ограничено только на основании закона. Видеоматериал, послуживший основанием для привлечения лица к административной ответственности, был полу чен с помощью камер наблюдения, которые, в свою очередь, были

75

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015

установлены на основании постановления Министерства экономики федеральной земли, то есть ведомственного нормативного акта. Данный нормативный правовой акт, по мнению суда, не образует достаточного правового основания для вторжения в конституционное право личности на информационное самоопределение.

Долгое время суды в Германии считали, что правовые предписания, закрепленные в абз. I ст. 1 ООН УПК ФРГ, и нормы абз. 1 ст. 46 Закона о борьбе с нарушениями общественного порядка нс могут применяться для выявления и привлечения нарушителей правил скоростного режима, так как для применения указанных норм необходимо наличие начального подозрения в совершении правонарушения, что отсутствует при использовании автоматизированных систем контроля безопасности дорожного движения. Данная проблема также стала предметом рассмотрения высшей судебной инстанции страны. 12 августа 2010 г. Федеральный Конституционный суд ФРГ подтвердил правомерность применения норм ст. 1 ()()1л УПК ФРГ и ст. 46 Закона о борьбе с нарушениями общественного порядка для привлечения правонарушителя к административной ответственности. Данные нормы разрешают изготовление фотоснимков без ведома (согласия) на то заинтересованного лица, если исследование обстоятельства другим способом имело бы меньший успех или было затруднено. Это касается как отдельных снимков, так и изготовления видеофильмов. Кроме того, их изготовление направлено нс на третьих лиц, а именно в отношении водителя, который сам явился поводом для такой съемки в связи с подозрением его в совершении правонарушения в сфере дорожного движения и таким образом не является грубым нарушением его личных (конститу ционных) прав, а именно права на свободное развитие личности.

Еще один интересный пример из судебной практики германских судов. 19 феврая 2010 г. участковый суд г. Гиссена (федеральная земля Гессен) при рассмотрении жалобы на решение административного органа о наложении административного штрафа за превышение скорости, совершение которого было у становлено прибором по контролю за скоростью движения у становил, что в приборе использовалось устаревшее программное обеспечение. На этом основании суд признал незаконным наложение административного наказания и отменил его.

Использование любых приборов в качестве сигнализатора наличия вблизи радара или создания помех для его работы (антирадар и т. д.) в Германии запрещено. За их применение преду смотрен

денежный штраф в размере 75 евро и I штрафной пу нкт. Прибор, как правило, подлежит конфискации. Тем нс менее, в ФРГ разрешено предупреждать о наличии в том или ином месте «приборов контроля скорости движения» по радио. В последнее время для этого активно использу ется Faccbook.

Обобщая, можно сказать, что в Германии законодательство, регулирующее применение автоматических камер слежения в общественных местах, в том числе в сфере дорожного движения, находится еще в стадии своего становления, несмотря на то, что оно уже было объектом рассмотрения высшего су дебного органа госу дарства. При этом очевидно, что самой большой проблемой является массовое применение коммунами «приборов контроля скорости движения» для пополнения своей казны.

Неурегулированность и противоречивая судебная практика на руку полиции, которая, начиная с 2012 г., ежегодно проводит в Германии так называемый «Blitz-Marathon». Суть его заключается в том, что в определенный день, который сообщается заранее через средства массовой информации, полиция по всей Германии в течение 24 часов проводит рейд по контролю за соблюдением скоростного режима на улицах и дорогах, применяя вес находящиеся в сс распоряжении методы и средства.

В Г ермании в настоящее время набирают популярность и видеорегистраторы. Кстати, такую камеру здесь еще называют «Russcnkamcra». Поку пать такие устройства и пользоваться ими для личных целей нс запрещено. Вместе с тем их правовой статус до сих пор нс определен. Су дебная практика также неоднозначна. Так. в своем решении от 6 июня 2013 г. участковый суд г. Мюнхена при решении вопроса о допустимости в качестве доказательства частной видеосъемки постановил, что при решении вопроса необходимо у читывать интересы обеих сторон. Если один из участников дорожно-транспортного происшествия хочет использовать в судебном процессе видеозапись происшествия, сделанную слу чайно и на которой видно событие произошедшего, или запись, сдсланну ю после происшествия, в судебном разбирательстве, то это допустимо, так как это нс противоречит его законным интересам сохранять и использовать доказательства в судебном разбирательстве.

В своем определении от 13 августа 2014 г. тот же суд решил, что использование видеорегистраторов, записывающих происходящее на дороге, при определенных у словиях является недопу стимым. К таким условиям относятся, например, желание владельца камеры выложить видео

76

№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

в интернете, в том числе в социальных сетях, или передать данные третьим лицам, например полиции (это как раз и имело место в рассматриваемом случае). Суд отмстил, что тайная съемка третьих лиц. в том числе во время движения автомобиля, представляет собой «грубое нарушение * 1 2 3 4 5 6 7 8 9

личных прав граждан, а также права на информационное самоопределение лиц, представленных на видеозаписи». Нс исключено, что данное решение суда может стать первым шагом к запрет} на использование видеорегистраторов в Германии.

----X----

Примечания

1. Головко В. В., Майоров В. И. Основы безопасности дорожного движения : учебное пособие. - М. : Эксмо, 2008.

2. Головко В. В., Майоров В. И., Ортман Е. А. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения : учебное пособие. Омск, 2008.

3. Майоров В. И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения : дис. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1997.

4. Майоров В. И. Вопросы борьбы с преступностью с учетом возможностей авиации // Проблемы борьбы с групповой и организованной преступностью : материалы межрегион, науч.-практ. конференции. - Иркутск, 1992.

5. Майоров В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы : моногр. - М. : Юрлитинформ, 2010.

6. Майоров В. И. К вопрос} о необходимости уточнения законодательного определения безопасности дорожного движения // Проблемы права. - 2009. - № 2 (18). - С. 75-80.

7. Майоров В. И. На чем ездит милиция // Вираж. - 1992. - № 2.

8. Майоров В. И. Организационные и правовые основы межотраслевого управления обеспечением безопасности дорожного движения : авторсф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва. 1994.

9. Майоров В. И. Понятие дорожно-транспортных правонарушений и вопросы их классификации // Проблемы права. - 2014. - № 2 (45). - С. 173-178.

БЕКЕТОВ Олег Иванович, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, Омская академия МВД России. E-mail: ol_bckctov^mail.ш

МАИЛЕ Алексей Давидович, соискатель Омской юридической академии, г. Кальтенкирхен, Германия.

Тел.: 8-913-968-69-07.

BEKETOV Oleg. Doctor of Law, Professor, Head of the Chair of Administrative Law and Administrative Activity of the Law Enforcement Bodies, Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia.

E-mail: ol beketov % mail, ni

MAJLE Aleksey, applicant for a degree, Omsk Law Academy, Kaltcnkirehen. Germany. Тел.:8-913-968-69-07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.