Научная статья на тему 'Особенности использования специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме в области дорожного движения подразделениями полиции зарубежных стран'

Особенности использования специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме в области дорожного движения подразделениями полиции зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1487
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / EVIDENCE / SPECIAL EFFECTS EQUIPMENT / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лыткин А. В.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 1 были внесены новеллы, позволяющие назначать административные наказания за некоторые правонарушения в области дорожного движения на основании снимков, полученных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотои киносъемки, видеозаписи. В статье раскрываются особенности использования данных технических средств подразделениями полиции зарубежных стран по обеспечению безопасности движения на дорогах на основе национального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лыткин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SPECIAL TECHNICAL MEANS EMPLOYED IN THE AUTOMATIC MODE, THE ROAD TRAFFIC POLICE FORCES OF FOREIGN COUNTRIES

Federal Law of July 24, 2007 № 210-FZ «On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Violations» in the Administrative Code have been made to the novella, allowing to impose administrative penalties for certain offenses in the area of traffic on the basis of images obtained in the automatic operating mode, the special technical means having a function of photographing and filming, video recording. In this regard, the article features the use of these technical means police forces of foreign countries on road safety on the roads through national legislation.

Текст научной работы на тему «Особенности использования специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме в области дорожного движения подразделениями полиции зарубежных стран»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЛИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

А.В. ЛЫТКИН,

соискатель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: ansar_reno@ mail.ru

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД

Московского университета МВД России А.М. Низаметдинов Рецензент: кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права

Московского университета МВД России Б.Ц. Жалсанов

Аннотация. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»1 были внесены новеллы, позволяющие назначать административные наказания за некоторые правонарушения в области дорожного движения на основании снимков, полученных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. В статье раскрываются особенности использования данных технических средств подразделениями полиции зарубежных стран по обеспечению безопасности движения на дорогах на основе национального законодательства.

Ключевые слова: доказательства, специальные технические средства, административная ответственность, дорожное движение.

FEATURES OF SPECIAL TECHNICAL MEANS EMPLOYED IN THE AUTOMATIC MODE, THE ROAD TRAFFIC POLICE FORCES OF FOREIGN COUNTRIES

A.V. LYTKIN,

competitor of chair of administrative activity of Department of Internal Affairs Ministry

of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Federal Law of July 24, 2007 № 210-FZ «On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Violations» in the Administrative Code have been made to the novella, allowing to impose administrative penalties for certain offenses in the area of traffic on the basis of images obtained in the automatic operating mode, the special technical means having a function of photographing and filming, video recording. In this regard, the article features the use of these technical means police forces of foreign countries on road safety on the roads through national legislation.

Keywords: evidence, special effects equipment, administrative responsibility, traffic.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения характеризуется сложностью и многоплановостью и приобрела в последнее десятилетие наибольшую актуальность, что обусловлено, главным образом, возрастающей диспропорцией между растущей численностью автопарка и разрушающейся дорожной инфраструктурой, а также недостаточно эффективным функционированием системы обеспечения безопасности дорожного движения.

Причины высокой аварийности и смертности на дорогах страны различны, однако имеются и общие,

присущие практически всем странам мира — это и отставание дорожного строительства от темпов автомобилизации страны, правовой нигилизм участников дорожного движения и т.д. Предотвращение дорожно-транспортных происшествий является комплексной задачей для всех стран мира, требующей для своего решения совместных усилий субъектов обеспечения безопасности дорожного движения как на национальном, так и на международном уровне.

1 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4007.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

В целях повышения раскрытия административных деликтов во многих странах мира широко используются специальные средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме. Опыт этих стран свидетельствует о высокой эффективности осуществления надзора за дорожным движением с использованием специальных средств. С 1 июля 2008 г. в Российской Федерации также широко используются специальные средства, работающие в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. В целях нормативного правового обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, фиксируемых с применением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, в КоАП РФ внесены процессуальные нормы, по существу, создающие новый вид производства по делам об административных правонарушениях, принципиально отличающийся от других, существующих видов производства.

Эффективность нового метода борьбы с нарушениями скоростного режима оценена законодателем и правоприменителем, предлагающим расширить сферу применения и использовать его для выявления и фиксации других правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и фактов нарушений правил благоустройства населенных пунктов.

Внедряются системы автоматического контроля скорости движения транспортных средств и в странах СНГ. Так, в Республике Казахстан в соответствии с КоАП РК нарушение должно быть зафиксировано как минимум тремя фотоизображениями нарушителей. Два снимка используются в качестве исчерпывающих доказательств нарушения. Для дальнейшей обработки данные в зашифрованном виде передаются в процессинговый центр дорожной полиции. Обработка данных сохраняется в цифровом формате. Возможен просмотр изображений, идентификация владельца транспортного средства. Данная система связана с системой АИПС владельцев транспортных средств, с системой административной практики, интегрирована с мобильными скоростомерами Spe-edGuaгd, позволяет выявить повторность совершения правонарушений, связана со станциями (линиями) технического осмотра, обеспечивает автоматизированное распознавание номерных знаков транс-

портных средств в содействии с системой адресного бюро, связана с постами дорожной полиции «Рубеж». Система позволяет фиксировать нарушения скоро ст-ного режима, выезд на встречную полосу движения, проезд транспортных средств на запрещающий сигнал светофора в момент проезда транспортных средств через стоп-линию.

Правонарушитель (владелец транспортного средства) получает предписание, в котором указывается его фамилия, имя, отчество, адрес проживания, указывается марка транспортного средства и его государственный регистрационный номер; сведения об административном правонарушении: дата, время и место зафиксированного правонарушения; описывается административное правонарушение и сумма наложенного штрафа. В конце предписания говорится о необходимости оплаты штрафа за совершенное административное правонарушение и необходимости явиться с квитанцией об оплате штрафа в управление дорожной полиции. Кроме того, адресат предупреждается об ответственности за неуплату штрафа в соответствии со ст. 618 и 628 КоАП РФ2.

Автоматизированные системы обеспечения скоростного режима в развитых зарубежных странах организованы таким образом, что к ответственности за правонарушения привлекаются, как правило, водители транспортных средств даже в тех случаях, когда они не являются собственниками. Это достигается, прежде всего, в результате использования информационных систем. Причем, нередки случаи получения постановлений о наложении штрафов российскими гражданами, выезжавшими за рубеж на личных автомобилях или воспользовавшимися услугами аренды. Развитые информационные системы также обеспечивают высокий процент исполняемо-сти наказаний, ведь даже иностранный гражданин получит соответствующее письмо по месту жительства, а в случае неуплаты штрафа, ему будет отказано в визе в следующий раз.

Вместе с тем, в зарубежных странах проблемы установления субъекта правонарушения, зафиксированного с использованием средств автоматической фиксации, решаются по-разному. Е.В. Климович на основе анализа нормативной базы и правоприменительной практики использования автоматических

URL://http://www.pгiuгalie.kz/?p=1429.

2

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

устройств в тех зарубежных странах, где они функционируют на протяжении достаточно длительного времени, выделяет две основных модели правового регулирования3.

Первая исключает возможность использования для целей привлечения к юридической ответственности результатов фиксации правонарушений, полученных в автоматическом режиме, и предусматривает обязательное участие полицейского в процессе оформления материалов дела о правонарушении. Так, в Шотландии при работе с устройствами фиксации нарушений необходимы показания двух свидетелей, присутствующих при нарушении (в этом качестве выступают сами полицейские, работающие с оборудованием). В Швеции полицейский обязан остановить нарушителя и сообщить ему о совершенном нарушении4.

Другая модель более прогрессивна, в ней учтены уровень современного развития техники и интенсивность транспортных потоков, она допускает автономную работу устройств фиксации нарушений и последующее привлечение виновных лиц к ответственности на основе фотовидеоматериалов, автоматически сформированных ими.

Необходимо подчеркнуть, что Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях позволяет реализовать обе модели, но с момента вступления в силу Федерального закона от 24 июня 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» основной для России стала вторая модель.

В то же время, в тех странах, где к ответственности привлекается собственник транспортного средства, законодательство решает этот вопрос посредством установления правовой презумпции. Так, Транспортным кодексом штата Калифорния установлено, что при автоматической фиксации нарушения правил парковки презюмируется факт нахождения за рулем зарегистрированного собственника. Статья 68 разд. 3 Закона Великобритании «О правонарушениях в дорожном движении» устанавливает требование о привлечении к ответственности собственника, на имя которого зарегистрировано транспортное средство. На этом основании Климович предлагает прямо указать в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ, что к административной ответственности привлекается лицо, на имя которого транспортное средство зарегистрировано5.

Представляется, что это предложение может быть поддержано нами. В связи с уже достаточно большим опытом практического использования средств автоматической фиксации в зарубежных странах представляет интерес такой специфический аспект этой проблемы, как реакция водителей, причем, негативная реакция, выражающаяся в попытках обмануть автоматику и избежать ответственности.

Во-первых, водители используют давно известные приборы, сигнализирующие о том, что автомобиль въезжает в зону работы измерителя скорости. С одной стороны, в тех странах, где законодательство предусматривает обязательное предупреждение участников дорожного движения о приближении к зоне контроля скорости, использование таких сигнализаторов, разве что, позволит отличить действительно установленное устройство автоматической фиксации от его муляжа. С другой стороны, такие сигнализаторы не позволяют определить работу измерителя скорости, в котором используется лазерный луч.

Несмотря на это, в некоторых странах запрещено использование подобных сигнализаторов, а иногда даже провоз в неработающем состоянии. Например, в Бельгии запрещено производство, ввоз, владение, предложение в продажу, продажа и бесплатное распространение оборудования, которое показывает наличие приборов, контролирующих движение, и мешает их функционированию. Нарушение грозит заключением в тюрьму от 15 дней до 3 месяцев, или взимается денежный штраф. В случае повторного нарушения денежный штраф удваивается. В любом случае прибор изымается и уничтожается. Во Франции и в Швейцарии может быть конфискован и автомобиль, в котором находится такой прибор. В Люксембурге возможно заключение в тюрьму от 3 дней до 8 лет, а также взимание денежного штрафа и изъятие оборудования. Запреты установлены также в Дании, Испании, Литве, Латвии, Австрии, Польше (но можно перевозить упакованный прибор в нерабочем состоянии) и др.

3 КлимовичЕ.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, возбужденным по материалам, полученным с применением автоматических устройств фиксации правонарушений // Научный портал МВД России. 2010. № 1. С. 14.

4 Надзор полиции за соблюдением правил дорожного движения с использованием устройств автоматического выявления и фиксации нарушений. Обзорная информация. Вып. 11. М., 2000. С. 18.

5 Климович Е.В. Указ. соч.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Не существует запретов в этом отношении в Албании, Болгарии, Румынии, Норвегии, Чехии, Турции, Венгрии, Германии и др. Дорожные службы Германии, учитывая возможность сканирования водителем окружающего пространства, иногда устанавливают «ложные радары», имитирующие сигнал измерителя скорости, что дороже, чем простой муляж, но значительно дешевле, чем настоящее устройство автоматической фиксации. Более того, проведенные в Германии исследования показали, что водители, установившие на свои автомобили детекторы, реже попадают в дорожно-транспортные происшествия. В то же время, в Германии не устанавливаются предупреждающие дорожные знаки.

Во-вторых, в Великобритании владельцы транспортных средств устанавливают регистрационные знаки, которые распознающие системы воспринимают как иностранные. Такие знаки изготавливаются без светоотражающего покрытия, а символы на них напечатаны шрифтами и цветом, используемыми в континентальной Европе. Распознающие системы нередко не «умеют» читать пробелы между цифрами, дефисы, гербовые марки, которыми обозначаются места регистрации транспортных средств.

В-третьих, в Китае распространены механизмы, закрывающие регистрационные знаки шторкой или фальшивым изображением регистрационного знака. Подобные устройства стоимостью немногим более 100 долл., свободно продаются в стране.

В-четвертых, в США распространены специальные рамки регистрационных знаков, которые при нажатии кнопки водителем транспортного средства «засвечивают» регистрационный знак, и он становится нечитаемым для фотовидеокамеры. Используются также специальные поляризационные фильтры в виде пластиковых накладок, искажающих одну или несколько цифр номера или скрывающих его полностью. Иногда регистрационный знак покрывается толстым слоем лака.

В-пятых, в Германии транспортные средства оборудуются устройствами, посылающими в направлении фотовидеокамеры устройства автоматической фиксации луч света, «засвечивающего» фотографию. Такие устройства нелегально продаются за 500 евро.

Представляется, что перечисленные и другие способы «борьбы» с устройствами автоматической фиксации правонарушений должны изучаться специалис-

тами как в Госавтоинспекции, так и разработчиками специальных технических устройств фиксации правонарушений, работающих в автоматическом режиме.

Таким образом, опыт использования работающих в автоматическом режиме специальных технических устройств, оборудованных функцией фотовидеозаписи, полицейскими службами зарубежных стран свидетельствует о:

1) высокой эффективности данных устройств, проявляющейся в снижении аварийности и числа погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях;

2) в зарубежных странах, как правило, производство по делам о нарушениях скоростного режима полностью автоматизировано. Правонарушитель получает по почте постановление, оформленное в автоматическом режиме, что обеспечивает полное равенство всех перед законом;

3) развитые информационные системы позволяют привлекать к ответственности, как правило, действительно виновное лицо, а не собственника транспортного средства, при этом не имеет значения, кому принадлежит транспортное средство — физическому или юридическому лицу;

4) в тех странах, законодательство которых позволяет привлекать к ответственности лиц, на имя которых зарегистрированы транспортные средства, зафиксированные устройствами автоматической фиксации правонарушений, устанавливается законодательная презумпция виновности данных лиц;

5) установка на определенном расстоянии от средства автоматической фиксации правонарушений предупреждающих знаков, а также установка муляжей и «ложных радаров» также оказывает положительное воздействие на поведение участников дорожного движения. Кроме того, предупреждение водителей дорожными знаками способствует формированию позитивных отношений между водителями и полицией;

6) отношение властей зарубежных стран к «радар-детекторам» неоднозначно, в то же время, доказано, что их использование повышает дисциплинированность водителей и снижает аварийность;

7) «техническое творчество» водителей, направленное на противодействие принимаемым властями мерам, также развивается, поэтому специалисты должны изучать способы «обмана» автоматических устройств фиксации правонарушений и разрабатывать защиту от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.