Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / окружающая среда / экологический сектор / природные ресурсы / рациональность природопользования / ecology / environment / ecological sector / natural resources / environmental management rationality

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Безбородова Е.В.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам в сфере экологии за счет увеличения последствий вмешательства человека в естественные природные процессы. Особенностью возрастающего негативного влияния человека на окружающую среду выступает сложность регулирования баланса сохранения экономического роста при условии повышения экологической безопасности в аспекте минимизации негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Безбородова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF MODERN METHODS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION MANAGEMENT

Currently, more and more attention is being paid to problems in the field of ecology due to the increase in the consequences of human intervention in natural processes. The peculiarity of the increasing negative human impact on the environment is the complexity of regulating the balance of maintaining economic growth, provided that environmental safety is increased in terms of minimizing the negative consequences of anthropogenic impact on the environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

УДК 504.06

Безбородова Е.В. студент 1 курса магистратуры Институт менеджмента кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург Научный руководитель: Троянская М.А., д.э.н

доцент

Оренбургский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация: В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам в сфере экологии за счет увеличения последствий вмешательства человека в естественные природные процессы. Особенностью возрастающего негативного влияния человека на окружающую среду выступает сложность регулирования баланса сохранения экономического роста при условии повышения экологической безопасности в аспекте минимизации негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.

Ключевые слова: экология, окружающая среда, экологический сектор, природные ресурсы, рациональность природопользования.

Bezborodova E. V. 1st year graduate student Institute of management department of State and Municipal Administration

Orenburg State University

Russia, Orenburg Supervisor: Troyanskaya M.A., Doctor of Economics

Orenburg State University

FEATURES OF THE USE OF MODERN METHODS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION MANAGEMENT

Abstract: Currently, more and more attention is being paid to problems in the field of ecology due to the increase in the consequences of human intervention in natural processes. The peculiarity of the increasing negative human impact on the environment is the complexity of regulating the balance of maintaining economic growth, provided that environmental safety is increased in terms of minimizing the negative consequences of anthropogenic impact on the environment.

Keywords: ecology, environment, ecological sector, natural resources, environmental management rationality.

Проблемы воздействия на окружающую среду актуализируются из -за массового истощения природных ресурсов, огромного количества вредных выбросов в атмосферу, разрушения плодородного слоя почв и многих других факторов, усугубляющих экологическую ситуацию. Исходя из этого, на сегодняшний день очевидно выделение двух основных групп проблем окружающей среды: первая связана с возмещением и защитой природных ресурсов, а вторая - с загрязнением окружающей среды и его последствиями. По аналогии с типами экономического роста первый имеет «экстенсивный» характер и означает сокращение количества природных ресурсов, в то время как второй можно охарактеризовать как «интенсивный», что подразумевает ухудшение качества компонентов окружающей среды.

Вопросы количества и качества в сфере управления охраной окружающей среды взаимосвязаны, но не равны, поэтому способы их решения отличаются друг от друга, что должно отражаться в программах развития и экологическом законодательстве на государственном и региональном уровнях. Однако, следует отметить, что в РФ механизм управления, а также превентивные меры в отношении негативного воздействия на окружающую среду реализуются недостаточно эффективно. Законодательство в этой области характеризуется наличием пробелов и противоречий.

Решение экологических проблем государства, мирового сообщества в целом возможно только на основе комплексного подхода посредством использования административных и экономических методов управления охраной окружающей среды. В связи с этим становится все более очевидной необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем с помощью оптимизации систем экологического менеджмента.

Одной из наиболее важных основ для обеспечения устойчивого развития является создание эффективной системы управления природопользованием и защиты окружающей среды, которая реализует современные международные принципы и механизмы в этой области и обеспечивает экологически сбалансированное развитие экономики и социальной сферы.

Кроме того, важно учитывать, что проблемы управления охраной окружающей среды имеют значительные территориальные различия, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки конкретных мер в рамках региональной экологической политики.

Учитывая тенденции роста использования природных ресурсов в экономике, следует отметить увеличение остроты экологических проблем

в Оренбургской области и увеличение обеспокоенности населения, государственных органов и местных органов власти в этом отношении.

Значительное увеличение негативного воздействия антропогенной активности на все компоненты и объекты окружающей среды региона было определено как наиболее приоритетное направление по разработке соответствующих мер в целях защиты окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов.

Управление охраной окружающей среды подразумевает деятельность государственных, муниципальных органов,

производственных управленческих структур и должностных лиц, предназначенных для сохранения и улучшения окружающей среды, обеспечения защиты и рационального использования природных ресурсов, а также обеспечения благоприятных условий жизни и экологической безопасности.

Государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием является неотъемлемой частью социального управления, одной из важнейших функций российского государства. Это в основном выражается в организационной деятельности государства, его органов по развитию и осуществлению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

На уровне государственного управления охраной окружающей среды происходит стимулирование через систему налоговых льгот для развития экологического бизнеса и фактически создания независимой экономики в России.

Экологический бизнес относится к экономической или другой коммерческой деятельности, в результате которой непосредственно или через продукцию происходит улучшение окружающей среды. Основными видами экологического бизнеса, которые поддерживаются российским государством, являются:

- создание оборудования для снижения нагрузки на окружающую среду, включая оборудование для контроля загрязнения окружающей среды, энергосберегающие системы, технологии экономии ресурсов;

- производство товаров, которые дают небольшую экологическую нагрузку;

- предоставление экологических и экологических услуг без опасности;

- управление качеством окружающей среды;

- экологическое образование и экологическое воспитание;

- проведение работ по сохранению и восстановлению экосистем, ландшафтных образований, природных комплексов, благоустройства населенных пунктов [4].

Экологический сектор российской экономики, согласно государственным планам, может включать в себя конкурентный экологический бизнес в общей и специализированной инженерии, консалтинговой среде. Роль государства заключается в формировании правил проведения экологического аудита, требований к развитию технологий, создании условий для широкого применения экологического менеджмента, повышении информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и принятых мер по снижению негативного воздействия, организации для мониторинга динамики экологических показателей экономики.

В этом аспекте интересен опыт стран ЕС, в которых с целью стимулирования экологического бизнеса под эгидой Европейского фонда реконструкции и развития была создана база Единых стандартных данных в области охраны окружающей среды, которая работает с 1993 года и обеспечивает быстрый доступ к национальным стандартам 22 европейских стран, директивам ЕС и критериям, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения [3].

Другим направлением для улучшения экологической ситуации в России является развитие и улучшение экономического механизма охраны окружающей среды. Это направление реализуется, прежде всего, за счет существенного стимулирования субъектами экономики в осуществлении природоохранной деятельности путем введения налоговых и кредитных льгот для выпуска экологически чистых продуктов и использования ресурсосберегающих технологий, увеличения платежей за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, других экономических мер.

Правительство России рассматривает следующие основные экономические меры, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов:

- государственные субсидии;

- частичное освобождение от налогов;

- льготное кредитование;

- развитие экономических (рыночных) инструментов, стимулирующих экологизацию хозяйственной деятельности [2].

Содействие развитию новых ресурсосберегающих технологий в РФ оказывают меры налоговой политики, согласно которым при внедрении и использовании экологически чистых и энергоэффективных технологий предоставляются соответствующие льготы по налогу на прибыль организаций, земельному налогу, налогу на имущество. Минприроды России по согласованию с Минэкономразвития и Минфином разработало, а Президент РФ подписал изменения в закон «Об охране окружающей среды», согласно которым затраты на проведение (приобретение) природоохранных мероприятий, работ и природоохранного оборудования,

по утвержденному перечню, засчитываются в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду [3].

Третьим направлением для улучшения экологической ситуации является развитие и совершенствование института правовой ответственности за экологические нарушения - административно-правовое направление. Приостановление и прекращение деятельности субъектов хозяйствования, нарушающих требования российского экологического законодательства, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности физических и юридических лиц за нарушение законов и нанесение ущерба окружающей среде, являются одними из мер в этом направлении.

Четвертое направление - это эколого-просветительское. Оно заключается в разработке и совершенствовании систем экологического образования и просвещения, в воспитании и перестройке потребительского отношения к природе, выработке экологической и правовой культуры у населения страны.

Заключительное, пятое направление - улучшение и развитие международных правовых отношений в области охраны окружающей среды (международно-правовое направление). Актуальность развития этого направления обусловлена масштабом большинства экологических проблем и неспособностью быстро и эффективно преодолеть их, замыкаясь в национальных границах.

В качестве приоритета национальной экологической политики и улучшения окружающей среды подчеркивается постепенное снижение уровня воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Целевой точкой отсчета является снижение конкретных уровней негативного воздействия в 3-7 раз в зависимости от отрасли экономики [3].

Институциональной основой управления охраной окружающей среды в России является обновленная система экологического нормирования, которая соответствует приоритетам развития страны и новому постиндустриальному уровню развития российского общества. Совершенствование системы экологического нормирования, основной целью которой является регулирование антропогенного воздействия различных отраслей экономики на экосистемы, должно учитывать опыт развитых стран (США, Япония, Германия и т. д.), в системе экологического нормирования, которая имеет ряд перспективных направлений, которые успешно используются за рубежом, но в настоящее время не адаптированы в России. Экологические нормы, разработанные в рамках системы экологического нормирования, должны лежать в основе регулирования природоохранной деятельности на всех этапах управления, включая экологическую экспертизу, экологический аудит, сертификацию,

экологический контроль, экологическое лицензирование, экологическое страхование и т. д. [5].

Важным направлением экологической политики правительства России является создание экологически безопасной и комфортной среды в населенных пунктах (экология человека). Для этого необходимо установить правила качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, которые соответствуют, как минимум, безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека. В то же время для этих территорий должны быть установлены нормы допустимой антропогенной нагрузки, реализация которых обеспечивает непревышение норм качества природной среды. Таким образом, будут установлены количественные и качественные показатели для разработки местных экологических программ и постепенного снижения негативного влияния субъектов экономической деятельности.

Природная среда также нуждается в соответствующих мерах по защите. Основой действий в этом направлении станут новые методы территориального планирования, землепользования и развития с учетом экологических ограничений. Необходимо создать такую систему охраняемых территорий, которая обеспечила бы сохранение природных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, сделав их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия. Цели прогресса в этом направлении должны заключаться в сокращении региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышении биологической продуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановлении видового разнообразия.

Обеспечение экологической эффективности российской экономики -это не только особое внимание к бизнесу и экономической политике, но и общая характеристика инновационного развития экономики, тесно связанная с повышением эффективности потребления ресурсов. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики предполагается снизить уровень воздействия на окружающую среду, что позволит войти в современные показатели сохранения природы в развитых европейских странах.

Таким образом, управление охраной окружающей среды подразумевает обеспечение выполнения норм и требований (федеральных, региональных, муниципальных, локальных), ограничивающих вредное воздействие антропогенной деятельности на окружающую среду, а также рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее их воспроизводство. Данный процесс регулируется соответствующим комплексом нормативно-правовых актов, которые будут рассмотрены далее.

Использованные источники:

1 Афян Н.В. Инструменты экономического механизма охраны окружающей среды / Н.В. Афян, Г.А. Гаспарян // Вестник Армянского государственного экономического университета. - № 4. - 2019. - С. 108118.

2 Брусницына С.В. Органы государственной власти, обеспечивающие охрану права на благоприятную окружающую среду / С.В. Брусницына, О.В. Кузнецова // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - № 3 (52). - 2020. - С. 28-44.

3 Плотников В.А. К вопросу об организационном обеспечении государственной политики развития зеленой экономики / В. А. Плотников, М.Р. А. Халил // Вепейсшт. - № 1 (34). - 2020. - С. 46-56.

4 Финогентова А.В. Совершенствование системы государственного обеспечения качества окружающей среды / А.В. Финогентова, Е.М. Ситникова // Сервис в России и за рубежом. - № 2 (84). - 2019. - С. 83-94.

5 Халил М.Р.А. Приоритеты государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики / М.Р.А. Халил // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - № 1 (121). - 2020. - С. 176-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.